Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (4)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=интериоризация<.>)
Общее количество найденных документов : 43
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-43 
1.


    Семенов, И. Н.
    Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете [Текст] / И. Н. Семенов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. - № 2. - С. 3-29. - Библиогр.: с. 21-24 (39 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.1 + 88.3
Рубрики: Психология
   История психологии

   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- возрастная психология -- интериоризация -- культурно-исторический подход -- научное творчество -- общая педагогическая психология -- педагогическая психология -- преподавание психологии -- психолого-педагогические исследования -- творческое мышление -- ученые психологи -- формирование творческого мышления
Аннотация: В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П. Я. Гальперина - одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в области педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также в сфере преподавания в МГУ общей психологии студентам-философам, а также ее истории и педагогической психологии - студентам-психологам.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); МГУ им. М. В. ЛомоносоваМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Федак, Евгений Иосифович (кандидат педагогических наук; доцент).
    Организационные и методические аспекты формирования нравственного идеала у военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан [Текст] / Е. И. Федак, С. У. Тогузбаев // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 2 (62). - С. 170-173. - Библиогр.: с. 173 (13 назв. ) . - ISSN 2073-8536
УДК
ББК 68.4(4/8) + 87.77
Рубрики: Военное дело
   Вооруженные силы зарубежных стран--Республика Казахстан

   Этика

   Нравственное воспитание

Кл.слова (ненормированные):
военнослужащие -- воспитание нравственности -- духовно-нравственное воспитание -- духовно-нравственные ценности -- идеал воина -- интериоризация -- нравственные качества -- нравственный идеал -- патриотизм
Аннотация: Рассматриваются организационные и методические аспекты формирования нравственного идеала у военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан. Выделяются главные нравственные качества личности военнослужащего в структуре духовно-нравственного воспитания.


Доп.точки доступа:
Тогузбаев, Серик Уатаевич (адъюнкт); Национальная гвардия Республики Казахстан
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Марцинковская, Татьяна Давидовна (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией).
    Гражданское общество как фактор формирования гражданской идентичности и гражданской социализации [Текст] / Т. Д. Марцинковская, Н. С. Полева // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 12-13 (30 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
выбор символов -- выбор ценностей -- выбор эталонов -- гражданская идентичность -- гражданская социализация -- гражданское общество -- идентификация -- интериоризация -- личностная идентичность -- переживание -- социальная общность -- социокультурная идентичность -- трансляция ценностей -- этническая идентичность
Аннотация: Гражданская социализация рассматривается как конструирование индивидуальной траектории вхождения человека в общество. Раскрывается соотношение понятий социокультурной, личностной и гражданской идентичностей. Показаны различия определений понятия гражданской идентичности в рамках разных подходов.


Доп.точки доступа:
Полева, Наталья Сергеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Узюмова, Н. В. (аспирант).
    Адаптация и интериоризация работников как этапы трудовой социализации [Текст] / Н. В. Узюмова // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 5. - С. 283-288. - Библиогр. в сносках (13 назв.)
УДК
ББК 60.561.2 + 88.5
Рубрики: Социология
   Экономическая социология

   Психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
профессиональная адаптация -- работники -- сотрудники -- социализация -- социальная адаптация -- трудовая адаптация -- трудовая социализация -- фазы социализации
Аннотация: Рассматриваются сущностные характеристики и становление понятий трудовой социализации, адаптации и интериоризации, а также их формы и критерии успешности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Руков, Александр Валентинович (кандидат философских наук; доцент).
    Педагогическая модель информационной самоорганизации человека в процессе жизненного пути [Текст] / А. В. Руков // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 1 (69). - С. 41-46. - Библиогр.: с. 46 (4 назв. ) . - ISSN 2073-8536
УДК
ББК 88.3 + 87.5
Рубрики: Психология
   Общая психология

   Философия

   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
внутриличностная самоорганизация -- внутриличностная система -- жизненный путь -- интериоризация -- информационная самоорганизация -- информационная система человека -- информационный подход -- личностная самоорганизация -- личностное саморазвитие -- педагогический процесс -- педагогическое развитие человека -- поведение системы -- порядок -- самоорганизация личности -- самоорганизация системы -- саморазвитие личности -- точки бифуркации -- уровни самоорганизации -- философия образования -- хаос -- человек -- экстериоризация
Аннотация: Рассматривается внутриличностная информационная самоорганизация человека в процессе жизненного пути как основа педагогического процесса. Показывается динамика хаоса и порядка во внутриличностной информационной системе человека в равновесном и неравновесном состоянии. Выделяются параметры, управляющие поведением самоорганизующейся системы. Анализируется поведение данной системы в точках бифуркации. Выделяются три основных уровня педагогического развития человека в течении его жизни: человек копирующий; самосозидающий человек; экстериоризующий человек; и соответствующие им типы людей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Огородников, Александр Юрьевич (кандидат философских наук; доцент).
    Социальные поля как источник ценностей современного российского общества [Текст] / Огородников А. Ю. // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2014. - № 4. - С. 178-184. - Библиогр.: с. 183 (6 назв.) . - ISSN 2079-1690
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества, 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
интеграция общества -- интериоризация ценностей -- молодежь -- развитие общества -- система ценностей -- социальные поля -- структура ценностей -- устойчивость системы -- ценности общества
Аннотация: В статье рассматриваются условия становления системы ценностей российского общества, систематизированные по принципу социальных полей, выявляются противоречия общественного сознания, определяются тенденции усиления напряженности между сложившимися практиками социальной интеграции и мирровозренческими концептами самоидентификации россиян, в том числе молодежи, в 21 веке. Статья содержит характеристику ценностей, определяющих новые формы институциональных отношений в различных сферах общества или, напротив, тормозящие социальное воспроизводство норм ряда институтов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Манахов, Сергей Валерьевич (кандидат психологических наук).
    Интроекция и гештальт-терапия [Текст] / С. В. Манахов, Е. Л. Кожина // Психология в вузе. - 2014. - № 3. - С. 122-128. - Библиогр.: с. 128 (12 назв.) . - ISSN 1991-0711
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
гештальт-консультирование -- гештальт-терапия -- интериоризация -- интроекты -- интроекция -- консультативная психология -- механизм прерывания контакта -- механизм социализации -- психоанализ -- психотерапия -- структура личности
Аннотация: Рассматривается понятие "интроекции" как необходимый механизм социализации, так и механизм прерывания контакта в процессе гештальт-терапии и гештальт-консультирования.


Доп.точки доступа:
Кожина, Екатерина Львовна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Гусев, Дмитрий Алексеевич.
    За границами совести [Текст] : интериоризация моральных норм в истории этики / Д. А. Гусев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2014. - № 4. - С. 27-34. - Библиогр.: с. 34 (22 назв. ) . - ISSN 1995-0055
УДК
ББК 87.703
Рубрики: Этика
   История этики

Кл.слова (ненормированные):
долг -- интериоризация норм -- мораль -- моральные нормы -- нравственность -- ответственность -- совесть -- этическая мысль
Аннотация: Рассматривается проблема интериоризации моральных норм в историческом ключе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Кузьмина, О. В.
    О механизмах развития временной компетентности личности [Текст] / О. В. Кузьмина // Гуманизация образования. - 2015. - № 3. - С. 60-68 : 4 табл. - Библиогр.: с. 68 (5 назв. ) . - ISSN 1029-3388
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
интериоризация -- компетентность личности -- подражание -- социально-психологические механизмы -- тренинги
Аннотация: В статье определены социально-психологические механизмы, содержательные блоки развития временной компетентности личности, описана программа тренинга "Регуляция времени жизни", представлены результаты формирующего эксперимента, позволяющие констатировать степень развития компонентов компетентности во времени у студентов, участвующих в тренинговых мероприятиях.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Казакевич, Владимир Михайлович (доктор педагогических наук).
    Использование средств информатики для обработки учебной информации [Текст] = Processing of educational information by means of informatics / В. М. Казакевич // Информатика и образование. - 2015. - № 4. - С. 13-18 : 2 схемы. - Библиогр.: с. 18 (5 назв. ). - Рез. англ. . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
ИКТ -- информатика -- информационная интериоризация -- информационная экстериоризация -- информационно-коммуникационные технологии -- информационные технологии -- обработка учебной информации -- педагогическая деятельность -- педагогические технологии -- процесс обучения -- содержание образования -- средства информатики -- технологический процесс обучения -- учебная информация
Аннотация: Рассматривается построение процесса обучения на основе выявления технологических операций, которые в совокупности образуют алгоритм движения и преобразования учебной информации. С учетом последовательности этапов обработки информации предлагается общая операционная схема обработки учебного материала. При обосновании схемы учитывается, что информационные процессы в реальном учебном процессе протекают параллельно и взаимообусловленно. Средства информатики позволяют обосновать соответствующие методы обработки информации с учетом основных дидактических характеристик и особенностей процесса обучения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

11.


    Федак, Евгений Иосифович (кандидат педагогических наук; доцент).
    Формирование нравственных идеалов у военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан на основе духовно-нравственного наследия казахских мыслителей XIX-XX вв. [Текст] / Е. И. Федак, С. У. Тогузбаев // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 2 (70). - С. 63-67. - Библиогр.: с. 67 (13 назв. ) . - ISSN 2073-8536
УДК
ББК 68.4(4/8) + 87.77
Рубрики: Военное дело--Республика Казахстан
   Вооруженные силы зарубежных стран

   Этика, 19 в.; 20 в.

   Нравственное воспитание

Кл.слова (ненормированные):
военнослужащие -- воспитание нравственности -- духовно-нравственное наследие -- интериоризация -- казахские мыслители -- нравственные идеалы -- нравственные качества -- рефлексия -- экстериоризация -- этические нормы
Аннотация: Освещается духовно-нравственное наследие казахских мыслителей XIX-XX вв. Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина. Прослеживается влияние их духовно-нравственного наследия на формирование нравственного идеала у военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан.


Доп.точки доступа:
Тогузбаев, Серик Уатаевич (адъюнкт); Кунанбаев, А. (казахский мыслитель, писатель; общественный деятель); Валиханов, Ч. (ученый; просветитель; этнограф); Алтынсарин, И. (просветитель; этнограф; педагог); Национальная гвардия Республики Казахстан
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

12.


    Гнитецкая, Татьяна Николаевна (доктор педагогических наук; профессор).
    Влияние предметных связей на когнитивную эффективность изучения физики [Текст] = Subject connections’ influence on the cognitive efficiency of studying physics / Татьяна Николаевна Гнитецкая, Иван Иванович Анкудинов // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. - 2022. - № 477 (апрель). - С. 178-190 : табл., рис. - Библиогр.: с. 188 (36 назв.) . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
внутрипредметные связи -- интериоризация -- когнитивность -- когнитивные проекты -- когнитивные технологии -- межпредметные связи -- методы обучения -- обучение физике -- предметные связи -- смысловые структуры -- физика
Аннотация: Предложена приводящая к целенаправленной самостоятельной деятельности обучающихся когнитивная технология обучения физике, включающая методы когнитивного проекта и смысловых структур.


Доп.точки доступа:
Анкудинов, Иван Иванович (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

13.


    Розов, Николай Сергеевич (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник).
    Драйверы когнитивной эволюции в антропогенезе: приспособление или преодоление? [Текст] / Н. С. Розов // Вопросы психологии. - 2022. - № 3. - С. 16-25 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
глоттогенез -- знаковые структуры -- интерактивный ритуал -- интериоризация -- коммуникативные заботы -- коэволюция забот -- коэволюция структур -- культурно-исторический подход -- надситуативная активность -- палеопсихология -- происхождение языка -- протослова -- протоязык -- социальные взаимодействия
Аннотация: Культурно-исторический подход Выготского-Лурии применяется для реконструкции основных этапов развития членораздельной речи, языка и сознания в антропогенезе. Поскольку в основе подхода лежат идеи интериоризации накопленного в культуре опыта через межсубъектные взаимодействия, обновление социальных порядков трактуется как главный драйвер когнитивной эволюции. С учетом ступеней развития понятий в онтогенезе по Выготскому, результатов реконструкции глоттогенеза в современных исследованиях, сформулированы правила и уточнены этапы роста языковой сложности: от отдельных холофраз - к сложным синтаксису и грамматике. Особое внимание уделено механизму превращения протослов в полноценные слова. Намечен ряд способностей сознания, которые появлялись в тесном сопряжении с ростом языковой сложности. Обсуждается соотношение адаптивного поведения, направленного на восстановление гомеостазиса, и надситуативной активности, преадаптации к неопределенности как источника социальных, культурных, языковых новшеств. Показано, что сочетание концептов множественности установок, интерактивных ритуалов, внешних и внутренних конфликтов, вызовов и ответов, рефрейминга и поисковой активности позволяет вполне рационально описать природу надситуативной активности. При этом не отвергаются, а дополняются и уточняются общие функционалистские и эволюционные принципы складывания, приспособления структур (в том числе языка и сознания) для ответов на вызовы и для обеспечения забот (коммуникативных, познавательных, экзистенциальных и др. ).


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Лурия, А. Р. (психолог ; 1902-1977)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

14.


    Сафиуллина, Зульфия Абдулловна (доктор педагогических наук).
    О значении категорий социальной памяти и культурного наследия в их библиографическом моделировании [Текст] / Зульфия Абдулловна Сафиуллина // Библиография и книговедение. - 2023. - № 1 (444). - С. 98-112 : 1 портр. - Библиогр.: с. 111-112 (6 назв.) . - ISSN 2411-2305
УДК
ББК 78.5
Рубрики: Библиотечное дело
   Библиографоведение

Кл.слова (ненормированные):
библиографическая деятельность -- библиографическое культурное наследие -- библиографическое моделирование -- библиография -- библиотеки -- документальная память -- документально-культурное наследие -- интериоризация библиографии -- категории -- концепты -- культурное наследие -- кумулятивно-цифровые технологии -- моделирование библиографической деятельности -- оцифровка документов -- потребители информации -- сохранение документальной памяти -- сохранение культурного наследия -- сохранение социально-документальной памяти -- социализация библиографии -- социальная библиографическая память -- социальная память -- социально-документальная память -- электронно-цифровые технологии
Аннотация: Анализируются общие и отличительные черты социальной памяти и культурного наследия. Поставлена задача не только сохранения с помощью библиографии документальной памяти, но и более активной социализации (интериоризации) этого вида деятельности в обществе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

15.


    Тхостов, А. Ш.
    Возможности культурно-исторического подхода к гендерной проблематике [Текст] / А. Ш. Тхостов, С. К. Кумченко // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2024. - № 1. - С. 11–30. - Библиогр.: с. 25-29 (46 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
высшие психические функции -- гендер -- гендерная идентичность -- интериоризация -- культурная патология -- культурно-исторический подход -- пол -- психосексуальный онтогенез
Аннотация: В научном дискурсе с каждым годом увеличивается популярность гендерных исследований, в то время как обсуждение гендерной проблематики в социальном пространстве остается неоднозначным. Цель статьи - применить основные положения культурно-исторического подхода к гендерной проблематике. Предлагается растождествлять гендер и гендерную идентичность как психологическую категорию.


Доп.точки доступа:
Кумченко, С. К.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

16.


    Розов, Николай Сергеевич (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник).
    Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии [Текст] / Н. С. Розов // Вопросы психологии. - 2023. - № 2. - С. 26-34. - Библиогр.: с. 33-34 (30 назв.). - References in Russian: p. 34 (11 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
базовые эмоции -- выражение эмоций -- групповой отбор -- индивидуальный отбор -- интерактивные ритуалы -- интериоризация -- коммуникативные заботы -- мимика -- палеопсихология -- половой отбор -- социальные взаимодействия -- человеческая мимика -- эмпатия
Аннотация: Представлена концепция происхождения тонкой мимики, специфической для человека, в сравнении с относительно грубой мимикой других приматов. Показана ложность дилеммы между двумя главными объяснительными парадигмами в научном понимании природы мимики: выражение эмоций и коммуникативный сигнал. Эмоции и экстравербальное, в том числе мимическое, поведение являются тесно спаянными компонентами взаимодействий в ситуациях ультрамикро (здесь-и-сейчас), как правило, имеющих черты интерактивных ритуалов. Такие ритуалы сопровождали повседневную жизнь на протяжении всей дописьменной истории и антропогенеза, когда параллельно, точнее, в тесном взаимном сопряжении формировались специфические человеческие черты: язык, сознание с мышлением, эмоции, мимика, а также обеспечивающие их мозговые, анатомические, физиологические механизмы, генные задатки. Мимика, подобно речевым и когнитивным способностям, усложнялась как обеспечивающая структура для множившихся и усложнявшихся забот социального взаимодействия. Среди последних особо выделено достижение эмоционального понимания, сочувствия, доверия и поддержки во внутригрупповых взаимодействиях гоминид, затем протосапиенсов и сапиенсов. Свою роль всегда играли заботы привлечения партнеров в сексуальной сфере. Показана разная роль мимики в индивидуальном и половом отборе женщин и мужчин. Забота достижения доверия, соответствующие вербальные и невербальные средства поднялись на новую ступень развития, когда группы ранних сапиенсов были вынуждены объединяться в альянсы при росте демографической плотности и обострении борьбы за ресурсные территории.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

17.


    Чижик, Анна Владимировна (старший преподаватель).
    Медиакультура как необходимая составляющая медиакоммуникации [Текст] / Чижик Анна Владимировна // Ученый совет. - 2020. - № 8. - С. 55-61 . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 76
Рубрики: Средства массовой информации
   СМИ в целом

Кл.слова (ненормированные):
Интернет -- интериоризация -- интернет-пространство -- коммуникативные сервисы -- коммуникационные технологии -- конвергентные технологии -- медиакоммуникации -- медиакультура -- медиатехнологии -- метакультурная индивидуальность
Аннотация: В статье показано, что медиакоммуникация является сегодня одним из наиболее эффективных способов социального взаимодействия. Из исторического анализа развития взаимодействия человечества со Всемирной сетью следует, что технологическое развитие Интернета не происходило последовательно: ко времени появления расширенных коммуникативных сервисов стало ясно, что информация сама по себе бессмысленна, неструктурированные знания слишком объемны, чтобы найти к ним ключ. Автор утверждает: важны знания, которые прошли этап интериоризации — на этом этапе личного присвоения информации за единицу времени стало необходимым получить информационный максимум.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

18.


    Котова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук).
    Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития ребенка [Текст] / Т. Н. Котова // Человек. - 2019. - № 3. - С. 107-119 : фот. - Библиогр.: с. 117-119 (26 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
интериоризация -- младенчество -- предшественники эмоций -- психологи -- развитие эмоций -- репрезентация эмоций -- социальное научение -- эмоциональная экспрессия
Аннотация: Сравниваются две модели эмоционального развития, уделяющие особое внимание механизму перехода от более ранних форм эмоций к более зрелым: модель интериоризации М. Холодински и модель социо-биологической обратной связи Д. Гергея и Дж. Уотсона.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (советский психолог ; 1896-1934); Холодински, М. (психолог); Уотсон, Дж. (психолог ; 1878-1958); Гергей, Д. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

19.


    Фаликман, Мария Вячеславовна (доктор психологических наук; профессор; старший научный сотрудник).
    Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода [Текст] / М. В. Фаликман // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 11-13 (54 назв.). - References in Russian: р. 13-14 (20 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
зона ближайшего развития -- инструментальность психики -- интериоризация -- культурно-историческая психология -- культурно-исторический подход -- культурное развитие -- опосредствование -- психические функции -- цифровая трансформация -- цифровое опосредствование -- цифровые технологии -- экстериоризация
Аннотация: Предпринимается попытка проанализировать через призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского изменения в системе познавательных процессов человека и в ходе когнитивного развития, которые влечет за собой технологический прогресс. Исследования в данной области крайне затруднены в силу стремительного развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы человеческой практики. С опорой на представление Л. С. Выготского об инструментальности психики рассматривается общее изменение вектора культурного развития психических функций: от интериоризации, или "вращивания" культурных орудий в структуру психики в ходе совместной деятельности со взрослым в зоне ближайшего развития, к "новой экстериоризации", разделению функций с цифровыми устройствами в ходе их самостоятельного освоения и использования ребенком. Следствием использования цифровых средств для решения мнемических и других когнитивных задач становится стирание границ между индивидуальной психикой и новыми возможностями цифровых устройств и технологий. Это разделение функций ведет к своеобразной реорганизации всей системы высших психических функций человека, которая только в последнее десятилетие становится предметом исследований в психологии и когнитивных науках.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

20.


    Розов, Николай Сергеевич (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник).
    Развитие идей Л. С. Выготского и А. Р. Лурии относительно понимания истоков языка и сознания [Текст] / Н. С. Розов // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 11-12 (27 назв.). - Ref.: p. 12 (19 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
знаковые структуры -- интерактивные ритуалы -- интериоризация -- коммуникативные заботы -- культурно-исторический подход. -- нормативные ритуалы -- палеопсихология -- появление сознания -- правила поведения -- происхождение языка -- протослова -- развитие речи -- социальные взаимодействия -- холофразы
Аннотация: На новом витке исследований происхождения языка и сознания растет интерес к идеям культурно-исторического подхода Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, касающихся роли социального взаимодействия и процессов интериоризации в развитии психических структур и способностей, изначального разделения знакового общения и практического мышления, этапов формирования понятия в онтогенезе. В статье показана возможность соединения культурно-исторического подхода с концепциями интерактивных ритуалов, оперантного обусловливания. Модели обновления техноприродных и социальных ниш, коэволюции коммуникативных забот и знаковых структур, объединенные с расширенным культурно-историческим подходом, используются для теоретической реконструкции и объяснения ранних этапов социальной и когнитивной эволюции гоминид. Сама по себе орудийная деятельность не была достаточной для появления и развития речи, а ее влияние было опосредовано социальными отношениями. Искусное и трудоемкое изготовление сложных ценных орудий уже предполагало нормы принадлежности, планирование и координацию действий по добыче сырья, необходимость социального обучения мастерству. В ответ на заботы выживания и в результате жесткого отбора в группах гоминид появились нормативные ритуалы и правила поведения, моральные установки, чувства стыда и гордости. Показано, как и почему эти факторы позволили гоминидам преодолеть "языковой Рубикон" - перейти от знаковой системы животных к членораздельной речи. Так была запущена коэволюция коммуникативных забот и знаковых структур. Перечислены самые ранние способности сознания, которые закономерно формировались в неразрывной связи с первыми ступенями развития речи.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Лурия, А. Р. (психолог ; 1902-1977)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 1-20    21-40   41-43 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)