Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Малых, Сергей Борисович$<.>)
Общее количество найденных документов : 10
Показаны документы с 1 по 10
1.


    Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; главный научный сотрудник).
    Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований [Текст] / С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова, Ю. В. Ковас // Вопросы образования. - 2012. - № 4. - С. 186-199. - Библиогр.: с. 197 (29 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
близнецовый метод -- индивидуальные различия -- образование -- психогенетика -- способности к обучению
Аннотация: Подчеркивается важность научно-экспериментального изучения природы индивидуальных различий - поиска ответа на вопрос, почему в условиях относительного единообразия образовательной среды ученики отличаются друг от друга по когнитивным, личностным и мотивационным характеристикам. Показано, что индивидуальные различия в когнитивных способностях и способностях к обучению формируются в условиях сложных процессов генотип-средового взаимодействия. Для решения важнейшей образовательной задачи - повышения общего уровня академической успешности всех учащихся через индивидуально ориентированные методы обучения - предлагается использовать генетически чувствительные методы изучения механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий в способностях к обучению в различных предметных областях.


Доп.точки доступа:
Тихомирова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Ковас, Юлия Владимировна (заведующая)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Каролис, Вячеслав Ромуальдович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник).
    Когнитивные исследования числа: о сходстве и различиях метрики числовых и пространственных репрезентаций [Текст] / В. Р. Каролис, С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 129-146. - Библиогр.: с. 143-146 (85 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная психология -- модель мысленной числовой линии -- нейронная модель числовых репрезентаций -- пространственные репрезентации -- субъективная шкала -- теория величины -- числовые репрезентации
Аннотация: Обзор посвящен анализу исследований когнитивных механизмов переработки информации о количестве, понимания числовых отношений, особенностей метрики ментальных числовых и пространственных репрезентаций, их нейрофизиологическим механизмам, а также методу интерференции как способу изучения отношений между числом и пространством. Проблема отношения между числовыми и пространственными репрезентациями была и остается центральной в исследовании числа в когнитивной психологии. Многочисленные исследования свидетельствуют о тесной связи и аналогии в обработке числовой и пространственной информации. Это дает повод предположить, что мозг пользуется пространственными моделями для того, чтобы репрезентировать числовые множества. В то же время значительное количество экспериментальных данных показывает, что связь числа и пространства в мозговых процессах остается неоднозначной.


Доп.точки доступа:
Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик; заместитель директора по научной работе; главный научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; академик-секретарь РАО).
    Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа [Текст] / С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 149-160. - Библиогр.: с. 158-160 (85 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
Большая Пятерка -- генетические факторы -- кристаллизованный интеллект -- личностные черты -- модели личности -- пятифакторная модель личности -- самооценка интеллекта -- средовые факторы -- флюидный интеллект
Аннотация: Представлен обзор зарубежных исследований взаимосвязей личностных черт и интеллекта. Приведены результаты работ, в том числе метааналитических, направленных как на выявление взаимосвязей между личностными чертами "Большой пятерки" и психометрическим интеллектом, так и на разработку механизмов этих взаимосвязей.


Доп.точки доступа:
Тихомирова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; докторант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


   
    Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование [Текст] / Л. А. Вербицкая [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 26-40. - Библиогр.: с. 38-40 (31 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
кросскультурные исследования -- невербальный интеллект -- образование -- обучение русскому языку -- рабочая память -- родной язык -- русский язык -- скорость переработки информации -- старший школьный возраст -- успешность обучения
Аннотация: Представлены результаты кросскультурного анализа когнитивных основ успешности обучения русскому языку. В исследовании изучалась роль скорости переработки информации, рабочей памяти и невербального интеллекта в формировании индивидуальных различий в успешности обучения русскому языку, основанной на результатах государственных экзаменов и оценках учителей.


Доп.точки доступа:
Вербицкая, Людмила Алексеевна (доктор филологических наук; профессор; академик; президент РАО); Зинченко, Юрий Петрович (доктор психологических наук; профессор; академик; декан; вице-президент РАО); Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик-секретарь; заведующий лабораторией); Тихомирова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


   
    Пространственные способности: структура и этиология [Текст] / И. А. Аристова [и др.] // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 118-126. - Библиогр.: с. 124-126 (66 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
индивидуальные различия -- кросскультурные различия -- половые различия -- пространственные способности -- структура пространственных способностей -- этиология пространственных способностей
Аннотация: Представлен обзор результатов исследований, направленных на изучение структуры пространственных способностей, а также половых и кросскультурных различий в пространственных способностях. Анализируются биологические, социальные и личностные факторы, вносящие вклад в развитие этих способностей.


Доп.точки доступа:
Аристова, Ирина Леонидовна (кандидат психологических наук); Есипенко, Елена Александровна (кандидат биологических наук; доцент); Шарафиева, Ксения Ринатовна (младший научный сотрудник); Масленникова, Екатерина Павловна; Чипеева, Надежда Александровна (младший научный сотрудник); Фекличева, Инна Викторовна (кандидат медицинских наук; заведующая лабораторией); Солдатова, Елена Леонидовна (доктор психологических наук; профессор; декан); Фенин, Александр Юрьевич (младший научный сотрудник); Исматуллина, Виктория Игоревна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник); Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик); Ковас, Юлия Владимировна (профессор; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


   
    Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике [Текст] / А. В. Будакова, М. В. Лиханов, С. Б. Малых [и др.] // Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 109-118. - Библиогр.: с. 115-118 (82 назв.). - References in Russian: р. 118 (5 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
математика -- математическая тревожность -- обработка числовой информации -- рабочая память -- развитие этиологии -- снижение математической тревожности -- успешность в математике -- этиология -- эффект избегания -- эффект тревожности сложности
Аннотация: Математическая тревожность - один из видов эмоциональных реакций, связанных с обучением. Феномен негативно соотносится с математическими способностями и уровнем достижений в математике. В последнее время количество исследований тревожности, связанной с математикой, значительно возросло, что требует обобщенного методологического анализа полученных результатов. В данном обзоре анализируются наиболее значимые современные исследования математической тревожности и особенности проявления ее симптоматики. Показана ключевая роль рабочей памяти в функционировании тревожности и представлен ряд связанных с ней эффектов: "эффект тревожности сложности", "эффект избегания" и "эффект различия". Исследования показали, что математическая тревожность связана с активностью в областях мозга, связанных с переживанием физической боли, и влияет на эффективность мозговой обработки числовой информации.


Доп.точки доступа:
Будакова, Анна Васильевна (научный сотрудник; психолог); Лиханов, Максим Владимирович (научный сотрудник); Блониевски, Томаш (научный сотрудник); Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик-секретарь РАО); Ковас, Юлия Владимировна (профессор; соруководитель; заведующая лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик-секретарь РАО).
    Личностные черты и интеллект как факторы успешности в школьном обучении [Текст] / С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 26-44. - Библиогр.: с. 42-44 (39 назв.). - References in Russian: р. 44 (8 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
Большая Пятерка -- возрастные различия -- интеллект -- личностные черты -- опросники -- половые различия -- старший школьный возраст -- структурное моделирование -- тесты -- успешность обучения -- факторы успешности -- флюидный интеллект -- школьное обучение
Аннотация: Представлены результаты анализа совместного влияния личностных черт Большой пятерки и флюидного интеллекта на общую академическую успешность, рассчитанную на основе оценок по математике, русскому языку и биологии. В работе также описаны результаты исследования половых различий по всем анализируемым признакам. Для диагностики личностных черт: нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, сотрудничества и добросовестности - использовался опросник личностных черт "Revised NEO Personality Inventory" в русскоязычной адаптации. Флюидный интеллект измерялся с помощью теста "Стандартные прогрессивные матрицы". Данные обрабатывались методами однофакторного дисперсионного анализа, корреляционного анализа и моделирования структурными уравнениями при контроле пола и возраста. Согласно результатам дисперсионного анализа, среди личностных черт наибольшие половые различия с преимуществом девушек получены для открытости опыту, наименьшие - для нейротизма и экстраверсии. По показателю флюидного интеллекта не обнаружено половых различий. Показано также, что половые различия в пользу девушек получены для всех показателей успешности в школьном обучении, основанных на оценках учителей: с наибольшей разницей по биологии, с наименьшей - по математике и русскому языку. Согласно результатам структурного моделирования наилучшим образом описывает эмпирические данные теоретическая модель, в соответствии с которой экстраверсия отрицательно, а открытость опыту положительно связаны с интеллектом, а он, в свою очередь, вносит вклад в показатель общей академической успешности. В то же время, согласно этой модели, добросовестность является единственной из личностных черт Большой пятерки, которая вносит вклад в индивидуальные различия по академической успешности вне зависимости от уровня развития интеллекта. Эта модель совместного влияния личностных черт и интеллекта на успешность в обучении является универсальной и для девушек, и для юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования интерпретируются в контексте инвестиционной теории и терминах компенсаторных механизмов развития психологических признаков.


Доп.точки доступа:
Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО).
    Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования [Текст] / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2021. - № 5. - С. 30-43. - Библиогр.: с. 41-43 (37 назв.). - References in Russian: р. 43 (13 names). . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология--Россия--Кыргызстан

Кл.слова (ненормированные):
зрительно-пространственная рабочая память -- когнитивное развитие -- кросскультурные различия -- невербальный интеллект -- образовательная макросреда -- образовательная микросреда -- общее образование -- психологические исследования -- психологические тесты -- скорость переработки информации -- школьники
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния образовательных условий макросреды (эффективности системы образования страны, в которой живет и учится ребенок) и микросреды (возможностей обучения в конкретной школе) на показатели когнитивного развития на всем протяжении школьного обучения. В работе анализируются базовые показатели когнитивного развития: скорость переработки информации и зрительно-пространственная рабочая память, а также общий показатель - невербальный интеллект. Разработана и применена к полученным данным технология дифференциальной оценки влияния образовательной макро- и микросреды на психологические признаки (свойства). В исследовании приняли участие 3244 школьника I–XI классов в возрасте от 6, 5 до 18, 7 лет из Российской Федерации и Кыргызской Республики, в которых организация системы общего образования является идентичной, а эффективность ее функционирования, в том числе относительно уровня обученности школьников, различается. Для диагностики скорости переработки информации и зрительно-пространственной рабочей памяти применялись компьютеризированные методики "Время реакции выбора" и "Последовательности", соответственно. Оценка невербального интеллекта проводилась с помощью печатной версии теста "Стандартные прогрессивные матрицы". Данные обрабатывались методом однофакторного дисперсионного анализа. Подтверждены эффекты влияния макросредовых условий образования на показатели когнитивного развития школьников. Обнаружено, что анализируемые когнитивные характеристики различаются по чувствительности к средовым условиям. Так, наибольшие кросскультурные различия получены для невербального интеллекта, а наименьшие - для скорости переработки информации. Зрительно-пространственная рабочая память не зависит от условий образовательной среды. Вместе с тем показано, что микросредовые условия образования, связанные с условиями обучения в конкретной школе, могут усиливать или ослаблять влияние макросреды на показатели когнитивного развития детей. На различных уровнях общего образования (начальном, основном и полном) наблюдается специфика изменений соотношения эффектов влияния макро- и микросредовых условий образования на когнитивное развитие школьников.


Доп.точки доступа:
Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Ситникова, Мария Александровна (кандидат психологических наук; директор).
    Влияние пандемии COVID-19 на психологическое состояние субъектов образовательного процесса [Текст] / М. А. Ситникова, С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2021. - № 6. - С. 128-140. - Библиогр.: с. 138-140 (52 назв.). - References in Russian: р. 140 (1 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
COVID-19 -- дистанционное обучение -- образование -- пандемии -- педагоги -- психологические последствия -- учащиеся
Аннотация: Пандемия коронавирусной инфекции затронула так или иначе все население планеты и повлияла практически на все аспекты жизни современного общества. Пандемии наносят колоссальный ущерб: человеческие потери, вред физическому и психологическому здоровью людей, экономические и социальные потери, проблемы в системе образования. Следует отметить, что учащиеся и педагоги относятся к особой группе людей, которая, помимо психологических проблем, вызванных пандемией, столкнулась с дополнительным стрессовым фактором - внезапным переходом на дистанционное/онлайн обучение в сжатые сроки. Пандемия COVID-19 привела к стремительному увеличению количества детей и молодых людей, не посещающих школы или университеты. Так, по оценке Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), более 100 стран во время пандемии закрывали учебные заведения, что затронуло более половины учащихся во всем мире. Таким образом, субъекты образовательного процесса столкнулись с рядом серьезных технических, социальных и психологических проблем из-за вынужденного экстренного перехода на дистанционное обучение, к которому они не были готовы в полной мере. В статье представлены исследования, направленные на изучение краткосрочных и возможных долгосрочных психологических последствий пандемии COVID-19 у учителей, преподавателей и учащихся.


Доп.точки доступа:
Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО).
    Когнитивные характеристики, личностные черты и мотивация как предикторы успешности выполнения основного государственного экзамена по математике [Текст] / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. - С. 83-98. - Библиогр.: с. 96-98 (38 назв.). - Ref.: p. 98 (9 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
государственные экзамены -- зрительно-пространственная рабочая память -- когнитивные характеристики -- личностные черты -- математическая беглость -- математически ориентированные характеристики -- мотивации -- нейротизм -- открытость опыту -- предикторы успешности -- психологические характеристики -- скорость переработки информации -- флюидный интеллект -- чувство числа -- экзамен по математике
Аннотация: В исследовании проанализировано совместное влияние когнититвных признаков, личностных черт и мотивации на успешность выполнения государственного экзамена по математике. В фокусе внимания оказались общие и специальные когнитивные характеристики (скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память, чувство числа, флюидный интеллект, а также математическая беглость и точность определения числа на линии), личностные черты (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, дружелюбие, добросовестность), мотивация к изучению математики. В итоговой регрессионной модели, включающей анализируемые показатели когнитивного, личностного и мотивационного развития, в качестве значимых предикторов успешности выполнения основного государственного экзамена по математике выделяются два когнитивных показателя: флюидный интеллект, математическая беглость - и две личностные черты: открытость опыту и нейротизм.


Доп.точки доступа:
Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)