Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=когнитивные ресурсы<.>)
Общее количество найденных документов : 10
Показаны документы с 1 по 10
1.


    Котова, И. Б.
    Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / И. Б. Котова // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 79-83. - Библиогр.: с. 83 (8 назв. ) . - ISSN 1029-3388
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
адаптационные возможности -- адекватная оценка -- величина нагрузки -- диспозиционный подход -- жизненный ресурс -- интерпретация -- когнитивная сфера -- когнитивные ресурсы -- рациональность суждения -- ситуационный подход -- структурированность опыта
Аннотация: В статье показано освоение идеи личностного и жизненного ресурса в отечественной и зарубежной психологии. Выделены и описаны два направления разработки ресурсной проблематики: ситуационный и личностный. Автор обращает внимание на то, что в работах зарубежных психологов изучены адаптационные ресурсы, которые необходимы организму для выполнения широкого круга реальных жизненных задач. Рассмотрены когнитивные ресурсы, которые дают возможность анализа и прогноза возможных вариантов развития событий, понимания, оценки их подконтрольности, т. е. являются инструментальными ресурсами, подчиненными смыслу деятельности преодоления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Холодная, М. А.
    Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) [Текст] / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 5. - С. 5-14. - Библиогр.: с. 12-14 (51 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
диагностика когнитивных способностей -- интеллект -- интеллектуальный диапазон -- когнитивные ресурсы -- когнитивные способности -- концепция когнитивного ресурса -- креативность -- модель интеллектуального диапазона -- научная деятельность -- обучаемость -- познавательные способности -- психологи -- психология способностей -- ресурсный подход -- ситуационный подход -- творчество
Аннотация: Проанализированы новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные В. Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона и ситуационный подход к диагностике когнитивных способностей.


Доп.точки доступа:
Дружинин, В. Н. (психолог ; 1955-2001)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Кольцова, В. А.
    В. Н. Дружинин как личность, ученый, организатор науки [Текст] / В. А. Кольцова, Н. Г. Немировская // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 5. - С. 15-20. - Библиогр.: с. 19 (20 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
интеллект -- интеллектуальный диапазон -- когнитивные ресурсы -- концепция когнитивного ресурса -- креативность -- личностные особенности -- личность -- модель интеллектуального диапазона -- научное творчество -- научный вклад -- организаторы науки -- психологи -- психологическая наука -- ученые
Аннотация: Анализ основных направлений научного творчества В. Н. Дружинина. Связь личностных особенностей ученого с проблематикой его научных исследований. Научно-организационный вклад В. Н. Дружинина в развитие психологической науки.


Доп.точки доступа:
Немировская, Н. Г.; Дружинин, В. Н. (психолог ; 1955-2001)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Леонова, А. Б.
    Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности [Текст] / А. Б. Леонова, И. В. Блинникова, М.С. Капица // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 1. - С. 69-90. - Библиогр.: с. 83-86 (51 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная психология -- когнитивные ресурсы -- когнитивные стратегии -- ментальное вращение -- нейронаука -- решение когнитивных задач -- стресс-резистентность -- стрессоустойчивость -- тестовая тревожность -- эмоциональная напряженность
Аннотация: Проблема изменения когнитивных стратегий при усложняющихся условиях деятельности привлекает внимание психологов, а также представителей нейро- и информационных наук. Без ее решения невозможно моделировать когнитивную деятельность и прогнозировать ее эффективность в различных ситуациях. Особый интерес вызывают задачи, обращающиеся к ресурсам внимания и рабочей памяти, а в качестве фактора, затрудняющего деятельность, часто рассматривается эмоциональная напряженность. Авторами было показано, что ее повышение ведет к трансформации пространственного распределения внимания и когнитивных стратегий, обеспечивающих решение более сложных задач.


Доп.точки доступа:
Блинникова, И. В.; Капица, М. С.; Леонова, А. Б. (советский и российский психолог; специалист по психологии труда и инженерной психологии ; 1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Величковский, Б. Б.
    Когнитивные эффекты умственного утомления [Текст] / Б. Б. Величковский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 1. - С. 108-122. - Библиогр.: с. 118-120 (22 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивные ресурсы -- кратковременная память -- оперативная память -- оценка утомления -- переключение внимания -- структурно-функциональный подход -- умственное утомление -- функциональное состояние
Аннотация: Исследование функциональных состояний человека в рамках структурно-функционального подхода - актуальное направление в психологии труда. В связи с интенсификацией и интеллектуализацией различных видов труда важную роль играют исследования умственного утомления, влияющего на надежность деятельности человека.


Доп.точки доступа:
Леонова, А. Б. (советский и российский психолог; специалист по психологии труда и инженерной психологии ; 1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Леонова, А. Б.
    Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности [Текст] / А. Б. Леонова, И. В. Блинникова, М.С. Капица // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 1. - С. 69-90. - Библиогр.: с. 83-86 (51 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная психология -- когнитивные ресурсы -- когнитивные стратегии -- ментальное вращение -- нейронаука -- решение когнитивных задач -- стресс-резистентность -- стрессоустойчивость -- тестовая тревожность -- эмоциональная напряженность
Аннотация: Проблема изменения когнитивных стратегий при усложняющихся условиях деятельности привлекает внимание психологов, а также представителей нейро- и информационных наук. Без ее решения невозможно моделировать когнитивную деятельность и прогнозировать ее эффективность в различных ситуациях. Особый интерес вызывают задачи, обращающиеся к ресурсам внимания и рабочей памяти, а в качестве фактора, затрудняющего деятельность, часто рассматривается эмоциональная напряженность. Авторами было показано, что ее повышение ведет к трансформации пространственного распределения внимания и когнитивных стратегий, обеспечивающих решение более сложных задач.


Доп.точки доступа:
Блинникова, И. В.; Капица, М. С.; Леонова, А. Б. (советский и российский психолог; специалист по психологии труда и инженерной психологии ; 1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Величковский, Б. Б.
    Когнитивные эффекты умственного утомления [Текст] / Б. Б. Величковский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 1. - С. 108-122. - Библиогр.: с. 118-120 (22 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивные ресурсы -- кратковременная память -- оперативная память -- оценка утомления -- переключение внимания -- структурно-функциональный подход -- умственное утомление -- функциональное состояние
Аннотация: Исследование функциональных состояний человека в рамках структурно-функционального подхода - актуальное направление в психологии труда. В связи с интенсификацией и интеллектуализацией различных видов труда важную роль играют исследования умственного утомления, влияющего на надежность деятельности человека.


Доп.точки доступа:
Леонова, А. Б. (советский и российский психолог; специалист по психологии труда и инженерной психологии ; 1949)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Кашапов, М. М.
    Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации [Текст] = Supra-situational thinking as person`s cognitive resource in the context of professionalization / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 3. - С. 43-52 : табл. - Библиогр.: с. 49-52 (35 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.41
Рубрики: Психология
   Психология труда

Кл.слова (ненормированные):
когнитивные ресурсы -- когнитивный ресурс субъекта -- личность -- надситуативное мышление -- проблемные ситуации -- профессионализация -- профессиональная деятельность -- профессиональное мышление -- ресурcность мышления -- ситуационные факторы -- средовые факторы -- субъект
Аннотация: Обобщены представления о надситуативном мышлении как о когнитивном ресурсе личности. Представлены результаты цикла эмпирических исследований, характеризующие роль личностных, средовых (профессиональная среда) и ситуационных факторов (нововведений в системе образования, ситуации критики и дефицита времени) в проявлениях надситуативного мышления как когнитивного ресурса.


Доп.точки доступа:
Серафимович, И. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


   
    Распределение когнитивных ресурсов в рабочей памяти при вербальной и зрительно-пространственной когнитивной нагрузке [Текст] / А. В. Бармин, А. И. Измалкова, Б. Б. Величковский [и др.] // Вопросы психологии. - 2022. - № 3. - С. 148-156 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
вербальные нагрузки -- зрительно-пространственные нагрузки -- когнитивные ресурсы -- концентрическая модель -- модально-специфические ресурсы -- объем рабочей памяти -- рабочая память -- регион прямого доступа
Аннотация: Исследование посвящено установлению характера распределения доменно-неспецифических и доменно-специфических когнитивных ресурсов в системе рабочей памяти. Использовались данные об эффективности выполнения задач, требующих активизации доменно-специфических компонентов рабочей памяти при разных видах когнитивной нагрузки. Испытуемые выполняли задачи на измерение объема рабочей памяти, требующие одновременного решения двух задач: основной и интерферирующей. В качестве двойных использовались задача "Объем симметрии", направленная на активизацию зрительно-пространственного компонента рабочей памяти, и задача "Объем чтения букв", направленная на активизацию вербального компонента рабочей памяти. В задаче "Объем симметрии" требовалось воспроизвести расположение точек в матрицах 3? 3 в правильной последовательности (основная задача) и определить симметричность расположения точек в матрицах 9? 9 (интерферирующая задача). В задаче "Объем чтения букв" требовалось воспроизвести цифры в правильной последовательности (основная задача) и определить, является буква гласной или согласной (интерферирующая задача). Выполнение перечисленных задач осуществлялось в условиях зрительно-пространственной когнитивной нагрузки (тэппинг) и вербальной когнитивной нагрузки (проговаривание), направленных на привлечение когнитивных ресурсов для обеспечения компонентов рабочей памяти соответствующих модальностей. Представленные данные рассматриваются в рамках концентрической модели, предполагающей вхождение в состав рабочей памяти фокуса внимания, региона прямого доступа и активированной долговременной памяти. Полученные результаты свидетельствуют в пользу наличия в системе рабочей памяти модально-неспецифических когнитивных ресурсов, содержащихся в регионе прямого доступа (до четырех элементов), и подтверждают наличие модально-специфических когнитивных ресурсов в случае превышения оптимального количества элементов в регионе прямого доступа (более четырех элементов). Также была продемонстрирована бoльшая восприимчивость вербального компонента рабочей памяти к когнитивной нагрузке по сравнению со зрительно-пространственным. Полученные результаты сопоставляются с данными предыдущих исследований функциональной организации рабочей памяти, состава ее компонентов и их взаимодействия при решении познавательных задач.


Доп.точки доступа:
Бармин, Артем Вячеславович (младший научный сотрудник); Измалкова, Анна Игоревна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Величковский, Борис Борисович (доктор психологических наук; профессор); Прутько, Герда Владимировна (младший научный сотрудник); Чистяков, Игорь Максимович (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Христочевский, Сергей Александрович (кандидат физико-математических наук).
    Когнитивные электронные образовательные ресурсы [Текст] = Cognitive e-learning resources / С. А. Христочевский // Информатика и образование. - 2022. - Т. 37, № 6. - С. 45-51 : рис. - Библиогр.: с. 50-51 (22 назв.). - Рез. и библиогр. рус., англ. . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
Грайса принципы -- Струпа тест -- когнитивные ресурсы -- когнитивные электронные образовательные ресурсы -- мультимедийные средства обучения -- презентации -- принципы Грайса -- теория когнитивной нагрузки -- тест Струпа -- традиционные средства обучения -- учебники -- цифровизация образования -- электронные образовательные ресурсы -- электронные учебники -- электронные учебные материалы
Аннотация: Представлен анализ некоторых возможностей традиционных учебников и электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Предложены рекомендации для разработчиков ЭОР по созданию когнитивных презентационных электронных ресурсов для повышения их эффективности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)