Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=зона ближайшего развития<.>)
Общее количество найденных документов : 13
Показаны документы с 1 по 13
1.


    Обухова, Л. Ф.

    Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель [Текст] / Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. . 13-26. - Библиогр.: с. 25-26 (32 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_006_0013_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 6.- С. 13-26. - vopp05_000_006_0013_1, 6, 13-26
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Детская психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
актуальный уровень развития -- зона ближайшего развития -- обучение -- совокупное предметное действие -- ЗБР -- действие (психология) -- развитие ребенка
Аннотация: Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия - расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР) , включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л. С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т. п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к этому. Она включает в себя актуализацию активности самого ребенка по освоению им нового предметного действия. Такие параметры ЗБР, как уровень помощи взрослого, этапы освоения целостной структуры предметного действия, уровень актуального развития ребенка, составляют основные линии, ширину и глубину, по которым можно вести анализ ЗБР и проектировать ее содержание и структуру.


Доп.точки доступа:
Корепанова, И. А.; Выготский \л. С.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Венгер, А. Л.
    Культурно-исторический подход к коррекции посттравматической регрессии [Текст] : на материале психологической работы в Беслане (2004-2006 гг. ) / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова // Вопросы психологии. - 2007. - N 1. - С. . 62-69. - Библиогр.: с. 69 (7 назв. ). - RUMARS-vopp07_000_001_0062_1
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Детская психология, 21 в.
   Россия
    Дагестан

    Беслан

Кл.слова (ненормированные):
регрессии -- посттравматические регресии -- коррекция посттравматических регрессий -- детская психотерапия -- детская психокоррекция -- психические травмы -- социальная ситуация развития -- зона ближайшего развития -- психологические средства -- интериоризация
Аннотация: О культурно-историческом подходе к детской психотерапии и психокоррекции, который предполагает ориентацию на общие закономерности психического развития. Возрастная регрессия рассматривается в связи с проблемой распада системы отношений ребенка с обществом, составляющих социальную ситуацию развития. Предлагается модель психокоррекции, основанной на создании серии замещающих ситуаций, которые позволяют выстроить систему отношений, соответствующую возрасту ребенка. Показано, что восстановление действия, распавшегося в результате посттравматической регрессии, подчиняется тем же законам, что и первоначальное формирование действия. Оно происходит благодаря использованию психологического средства, которое предлагается взрослым и в дальнейшем присваивается ребенком.


Доп.точки доступа:
Морозова, Е. И.

Найти похожие

3.


    Зарецкий, В. К.
    Эвристический потенциал понятия "зона ближайшего развития" [Текст] / В. К. Зарецкий // Вопросы психологии. - 2008. - N 6. - С. 13-25. - Библиогр.: с. 25 (20 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология--Россия, 1931-1933 гг.
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
зона ближайшего развития -- ЗБР -- обучение -- дети с трудностями в обучении -- зона актуального развития -- зона актуально недоступного -- сотрудничество ребенка и взрослого
Аннотация: Попытка реконструкции мысли Л. С. Выготского в плане его понимания значения понятия "зона ближайшего развития" (ЗБР) для обучения. Формулируются семь тезисов, являющихся базовыми для построения педагогических процедур при сотрудничестве взрослого с ребенком. Посредством анализа текстов анализа текстов Л. С. Выготского, (за 1931-1933 гг. ), обосновывается, что именно он является автором понятия, а не американские исследователи, как это утверждается в некоторых работах по истории психологии. На основе текстов Л. С. Выготского вводится представление о ЗБР как пространстве возможных линий развития ребенка, определяющихся потенциалом проблемной ситуации и характером помощи взрослого.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С.

Найти похожие

4.


    Каминская, М. В.
    Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения [Текст] / М. В. Каминская // Психологическая наука и образование. - 2006. - N 3. - С. 54-64 . - ISSN 1814-2052
УДК
ББК 88.8 + 88.5 + 88.40
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Социальная психология

   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
педагогическая рефлексия -- педагогическое действие -- социальная ориентация -- зона ближайшего развития -- развивающее обучение
Аннотация: Роль социальной ориентации учебного действия ученика на действие взрослого.


Найти похожие

5.


    Чернов, Д. Н.
    Индивидуальные особенности обучаемости детей старшего дошкольного возраста в сфере речи [Текст] / Д. Н. Чернов // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 38-52. - Библиогр.: с. 51-52 (15 назв. ) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.8 + 74.1
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Образование. Педагогика

   Дошкольная педагогика

Кл.слова (ненормированные):
дошкольники -- старший дошкольный возраст -- обучаемость -- остаршие дошкольники -- речевое обучение -- индивидуальные различия -- обученность -- зона ближайшего развития -- дошкольное обучение -- имена существительные -- окончания существительных
Аннотация: Исследование индивидуальности особенностей обучемости (потенцала развития) и обученности как результата обучения навыкам изменений падежных окончаний имен существительных в ходе реализации методики, построенной в соответствии с принципами исследования зоны ближайшего развития.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Медведев, А. Н.
    Развитие планирующей функции мышления у школьников [Текст] / А. Н. Медведев, М. В. Марокова // Вопросы психологии. - 2010. - N 6. - С. 52-61. - Библиогр.: с. 60-61 (25 назв, ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
планирующая функция мышления -- теоретический способ планирования -- эмпирический способ планирования -- манипулятивный способ планирования -- зона ближайшего развития -- опосредствование -- совместно-распределенное действие -- функция мышления школьников -- теория Эльконина-Давыдова -- Эльконина-Давыдова теория
Аннотация: Изучалась планирующая функция мышления как новообразование учебной деятельности в том ее понимании, которое представлено в теории Эльконина-Давыдова. Исследование включало констатирующий срез и процедуру коррекции, построенную с ориентацией на зону ближайшего развития. Задана последовательность контролируемых переходов от совместно-распределенного взаимодействия взрослого и школьника к самостоятельному действию школьника. Эффективность методики подтверждена положительной динамикой функции планирования у большинства испытуемых.


Доп.точки доступа:
Марокова, М. В.; Эльконин, Б. Д. (психолог); Давыдов, В. В. (психолог ; 1930-1998)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Зарецкий, В. К.
    О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике [Текст] / В. К. Зарецкий, М. М. Гордон // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 3. - С. 19-26. - Библиогр.: с. 25 (14 назв. ) . - ISSN 1814-2052
УДК
ББК 74.2 + 74.3
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Дефектология. Специальные школы

Кл.слова (ненормированные):
инклюзивное образование -- рефлексивно-деятельностный подход -- зона ближайшего развития -- дети с инвалидностью -- образовательный процесс
Аннотация: Рассматриваются проблемы индивидуализации образовательного процесса при введении в школы инклюзивной практики, то есть включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование.


Доп.точки доступа:
Гордон, М. М.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Карабанова, О. А.
    Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину [Текст] / О. А. Карабанова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 73-82. - Библиогр.: с. 82 (12 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36 + 88.2
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
развитие ребенка -- ориентирующий образ -- ориентировочная деятельность -- теория ориентировочной деятельности -- социальная ситуация развития -- отношение к миру -- активно-действенное отношение -- внутренняя позиция -- объективная социальная позиция -- ориентировка -- социальные контексты -- зона ближайшего развития -- возрастная психология -- психологический возраст
Аннотация: В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П. Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная структура. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Возрастные возможности усвоения математических понятий (на материале начальной школы) [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 69-81. - Библиогр.: с. 80-81 (41 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
зона ближайшего развития -- культурно-историческая психология -- математические понятия -- начальная школа -- обучение -- преподавание математики -- психическое развитие -- теория поэтапного формирования -- типы учения -- формирование понятий -- школьники начальных классов
Аннотация: На материале представленной ранее в данном номере журнала авторской программе Я. И. Абрамсона по математике для начальной школы поднимается проблема связи интеллектуальных возможностей младших школьников, с одной стороны, и содержания и методов обучения - с другой. С опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина дается научно-психологическое обоснование программы, приводится ее краткое описание с последующим психолого-педагогическим анализом результатов апробации. Полученные данные выступают практическим подтверждением высокой эффективности обучения, построенного по третьему типу. Обсуждаются перспективы дальнейшего использования программы в школе.


Доп.точки доступа:
Абрамсон, Я. И. (учитель); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Рубцов, Виталий Владимирович (ректор; президент Федерации психологов образования России; профессор; академик Российской академии образования; доктор психологических наук).
    "Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л. С. Выготский" [Текст] / В. В. Рубцов // Вестник образования России. - 2016. - № 23. - С. 53-61
УДК
ББК 72.3 + 88.1
Рубрики: Наука. Науковедение
   История науки

   Психология

   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
зона ближайшего развития -- культурно-исторические концепции -- культурно-исторические теории -- культурно-исторические школы -- научные школы -- обучение -- психическое развитие человека -- психология обучения -- развитие человека -- российские психологи -- совместная деятельность -- социальная ситуация развития -- социальные взаимодействия -- социальные отношения
Аннотация: Автор представляет основные положения культурно-исторической теории, привлекая точку зрения своего учителя В. В. Давыдова, по мнению которого основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л. С. Выготским в конце 1920-х гг.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Давыдов, В. В. (психолог ; 1930-1998)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

11.


    Елфимова, Мария Михайловна (кандидат психологических наук; доцент).
    Нарратив как инструментальное средство произвольного смыслообразования [Текст] / М. М. Елфимова // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 90-103. - Библиогр.: с. 101-102 (39 назв.). - References in Russian: с. 102-103 (36 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
зона ближайшего развития -- ландшафт действия -- ландшафт смысла -- нарратив -- означивание смысла -- опосредствование -- осмысление значения -- произвольное смыслообразование
Аннотация: Исследование проблемы развития произвольного смыслообразования реализуется в данной работе через соотнесение культурно-исторической концепции и нарративного подхода в психологии. Общей идеей выступает обретаемая человеком возможность движения в зоне своего ближайшего развития через сотрудничество, опосредствуемое "орудиями-органами", которые не только дают определенное представление о мире, но и порождают в человеке новый личностный опыт.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

12.


    Фаликман, Мария Вячеславовна (доктор психологических наук; профессор; старший научный сотрудник).
    Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода [Текст] / М. В. Фаликман // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 11-13 (54 назв.). - References in Russian: р. 13-14 (20 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
зона ближайшего развития -- инструментальность психики -- интериоризация -- культурно-историческая психология -- культурно-исторический подход -- культурное развитие -- опосредствование -- психические функции -- цифровая трансформация -- цифровое опосредствование -- цифровые технологии -- экстериоризация
Аннотация: Предпринимается попытка проанализировать через призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского изменения в системе познавательных процессов человека и в ходе когнитивного развития, которые влечет за собой технологический прогресс. Исследования в данной области крайне затруднены в силу стремительного развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы человеческой практики. С опорой на представление Л. С. Выготского об инструментальности психики рассматривается общее изменение вектора культурного развития психических функций: от интериоризации, или "вращивания" культурных орудий в структуру психики в ходе совместной деятельности со взрослым в зоне ближайшего развития, к "новой экстериоризации", разделению функций с цифровыми устройствами в ходе их самостоятельного освоения и использования ребенком. Следствием использования цифровых средств для решения мнемических и других когнитивных задач становится стирание границ между индивидуальной психикой и новыми возможностями цифровых устройств и технологий. Это разделение функций ведет к своеобразной реорганизации всей системы высших психических функций человека, которая только в последнее десятилетие становится предметом исследований в психологии и когнитивных науках.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

13.


    Доценко, Евгений Леонидович (доктор психологических наук; профессор).
    Становление готовности к совершению поступков [Текст] / Е. Л. Доценко, В. А. Старцева, О. В. Пчелина // Вопросы психологии. - 2020. - № 5. - С. 45-55. - Библиогр.: с. 54-55 (15 назв.). - References in Russian: p. 55 (8 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
внутренний диалог -- возрастные особенности -- готовность к поступкам -- диалоги -- зона ближайшего развития -- имплицитный диалог -- интериоризация -- личностная зрелость -- поступки -- эксплицитный диалог
Аннотация: Приведены результаты исследования диалога как культурного средства становления готовности человека совершать поступки. В традиции культурно-исторической психологии такая готовность рассматривается как результат интериоризации человеком межличностного диалога (дискуссии). Предложено различать два вида внутреннего диалога: а) эксплицитный - проговариваемый во внутреннем плане, он легко может быть экстериоризован; б) имплицитный - в норме почт и не вербализуемый. Эксплицитный диалог нужен для осознания задачи совершить поступок, прояснения условий, а имплицитный - для поиска по возможности творческого решения этой задачи. Результаты эмпирического исследования показали, что период становления готовности совершать поступки - от младшего школьного возраста до зрелости. Различные виды диалога получили разные возрастные локализации зон ближайшего развития: внешний эксплицитный усваивается в младшем школьном возрасте, внутренний эксплицитный осознанный диалог - в подростковом и юношеском (с разной степенью успешности), имплицитный привлекается к совершению поступка в полной мере лишь у взрослых.


Доп.точки доступа:
Старцева, Вера Александровна (кандидат психологических наук; старший преподаватель); Пчелина, Ольга Викторовна (аспирантка)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)