Ефименко, В. Методологические принципы формирования физических понятий [Текст] / В. Ефименко, Е. Макогина, Е. Корнилова> // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2002. - N 5. - С. 20-21
Рубрики: Образование. Педагогика--Высшее профессиональное образование Россия Кл.слова (ненормированные): физические понятия -- методология -- понятия -- формирование понятий -- преподавание -- обучение Аннотация: Современное состояние высшего и среднего образования предъявляет новые требования к уровню общеобразовательной и профессиональной методологической подготовки будущих преподавателей, в том числе и преподавателей физики: акцент все более смещается в сторону формирования способа мышления и научного мировоззрения - об этом данная статья. Доп.точки доступа: Макогина, Е.; Корнилова, Е. |
Бурменская, Г. В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков [Текст] / Г. В. Бурменская, Л. В. Евдокимова> // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. . 30-43. - Библиогр.: с. 43 (32 назв. ). - RUMARS-vopp07_000_002_0030_1
Рубрики: Психология--Детская психология Кл.слова (ненормированные): умственное развитие -- комбинаторное мышление -- формирование умственных действий -- формирование понятий -- методы формирования понятий Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования становления комбинаторного мышления у младших школьников и подростков в трех типах условий: стихийное развитие, школьное обучение, целенаправленное формирование. Показана принципиальная недостаточность стихийного опыта и необходимость специально организованной пропедевтики комбинаторных понятий. Описаны содержание ориентировочной основы действий по составлению комбинаторных соединений, а также методика формирования обобщенного способа решения комбинаторных задач. Установлен и прослежен в динамике значительный развивающий эффект освоения учащимися комбинаторного способа рассуждений в контексте их общего умственного развития. Доп.точки доступа: Евдокимова, Л. В. |
Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент). Возрастные возможности усвоения математических понятий (на материале начальной школы) [Текст] / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 69-81. - Библиогр.: с. 80-81 (41 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): зона ближайшего развития -- культурно-историческая психология -- математические понятия -- начальная школа -- обучение -- преподавание математики -- психическое развитие -- теория поэтапного формирования -- типы учения -- формирование понятий -- школьники начальных классов Аннотация: На материале представленной ранее в данном номере журнала авторской программе Я. И. Абрамсона по математике для начальной школы поднимается проблема связи интеллектуальных возможностей младших школьников, с одной стороны, и содержания и методов обучения - с другой. С опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина дается научно-психологическое обоснование программы, приводится ее краткое описание с последующим психолого-педагогическим анализом результатов апробации. Полученные данные выступают практическим подтверждением высокой эффективности обучения, построенного по третьему типу. Обсуждаются перспективы дальнейшего использования программы в школе. Доп.точки доступа: Абрамсон, Я. И. (учитель); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Вартанов, Александр Валентинович (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник). Механизм косвенного обучения при формировании понятий [Текст] / А. В. Вартанов, Е. В. Матвиенко> // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 129-143. - Библиогр.: с. 143 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): искусственные понятия -- косвенное обучение -- механизм косвенного обучения -- сознание -- формирование понятий Аннотация: На материале разной сложности и модальности продемонстрирован и количественно описан феномен косвенного обучения в процессе формирования искусственных понятий. Экспериментально показано, что даже в простом ассоциативном эксперименте формирование осуществляется на основе выявления человеком общих правил взаимной организации множеств объектов знаков и обозначений. Доп.точки доступа: Матвиенко, Елена Викторовна (аспирант) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Федорова, Мария Михайловна (доктор политических наук). Событие: современные подходы к формированию понятия [Текст] / М. М. Федорова> // Вопросы философии. - 2019. - № 6. - С. 40-49. - Библиогр.: с. 48-49 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): историография -- общественно-исторический опыт -- событие (философия) -- социогуманитарное знание -- терминология -- традиция (философия) -- феноменология -- философские понятия -- формирование понятий -- характеристика события Аннотация: В статье выявляются современные направления концептуализации события, выделяются наиболее важные и авторитетные подходы, представленные в историографии и философии и используемые представителями других ветвей социогуманитарного знания. Показано, что эти подходы имеют место, с одной стороны, в историографии, а с другой - в феноменологии, каждая из которых предлагает свой вариант определения понятия. Выдвигается предположение, что путь к дальнейшему развитию понятия события лежит в объединении усилий историографии и феноменологии, включающем событие в общий контекст историчности и темпоральности. Это позволяет учитывать такую важнейшую сущностную характеристику события как разрыва в ткани исторической длительности, открывающего поле новых возможностей, нового опыта, не забывая и о сложных отношениях между событием и традицией как еще одной формы существования общественно-исторического опыта. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Проскурякова, Елизавета Аркадьевна (старший преподаватель). Развитие естественнонаучного профессионального мышления студентов в процессе формирования биофизических понятий на лабораторных занятиях [Текст] / Е. А. Проскурякова> // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 8. - С. 38-41 : цв. фот. - Библиогр.: с. 41 (6 назв. ). - Список лит. представлен на рус. и англ. яз. . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия Кл.слова (ненормированные): биофизика -- естественнонаучное мышление -- лабораторные занятия -- преподавание биофизики -- профессионально ориентированное обучение -- учебный физический эксперимент -- формирование понятий Аннотация: В контексте компетентностного подхода охарактеризованы методы и методика преподавания биофизики по специальности "Ветеринария". Показано, как в ходе профессионально ориентированной экспериментальной учебной работы осуществляется формирование системы физических понятий и развивается естественнонаучное и профессиональное мышление студентов. Отмечено, что научно-технологическая революция современного периода меняет взаимоотношения фундаментальных и прикладных знаний. Если сравнительно недавно изучение точных и естественных наук было базой профессионально-прикладного образования, то теперь фундаментальные знания непосредственно используются на практике, а значит, они должны войти в состав профессиональных компетенций студентов и выпускников вузов. Обосновано, что предложенная методика преподавания биофизики решает эту задачу. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шапсугов, Дамир Юсуфович (доктор юридических наук; профессор; директор центра правовых исследований). Об образовании понятий в юриспруденции [Текст] / Шапсугов Дамир Юсуфович> // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2020. - № 1. - С. 9-20. - Библиогр.: с. 19 (13 назв.) . - ISSN 2074-7306
Рубрики: Право Общая теория права Кл.слова (ненормированные): образование понятий -- правовая наука -- правовые понятия -- философия права -- формирование понятий -- юридическая наука -- юриспруденция Аннотация: В статье предпринимается попытка обобщения сложившегося в юриспруденции опыта образования понятий и обоснования способов образования понятий о правовой и юридико-технической реальности в их различении и взаимодействии. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Филин, Андрей Юрьевич (аспирант). Понятие государства в политико-правовых исследованиях: отечественная и западная традиции [Текст] / А. Ю. Филин> // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16, № 1. - С. 23-30. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1994-1471
Рубрики: Право Общая теория права Кл.слова (ненормированные): зарубежная наука -- концепции государства -- либертарианство -- национальное государство -- неомарксизм -- отечественная наука -- политико-правовые учения -- правосубъектность государства -- современное государство -- формирование понятий -- этимология Аннотация: Статья посвящена рассмотрению этимологии и анализу содержания понятия "государство" в отечественной и западной традиции политико-правовой науки с точки зрения различных направлений теории государства. Вновь поднимается фундаментальная для юридической и политико-правовой науки проблема понимания государства, обосновывается ее актуальность на современном этапе. Исследуется влияние этимологии понятия "государство" на его содержание. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чебыкин, Евгений Васильевич (кандидат педагогических наук; доцент). Наглядно-действенная основа формирования представлений и понятий о площади геометрической фигуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] = Visual-actional basis of formation of ideas and concepts about the area of a geometric shape in students with intellectual disabilities / Е. В. Чебыкин> // Специальное образование. - 2021. - № 2 (62). - С. 105-114. - Библиогр.: с. 112-113 (15 назв.) . - ISSN 1999-6993
Рубрики: Образование. Педагогика Дефектология. Специальные школы Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): геометрические представления -- геометрические фигуры -- дети с нарушениями интеллекта -- интеллектуальные нарушения -- методика преподавания геометрии -- нарушения интеллекта -- олигофренопедагогика -- площади геометрических фигур -- понятийный аппарат -- специальные приемы обучения -- трудности обучения -- умственная отсталость -- умственно отсталые дети -- уроки геометрии -- усвоение понятий -- формирование понятий -- формирование представлений -- школьники Аннотация: В статье раскрывается методика изучения площади геометрической фигуры на уроках геометрии. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |