Чораян, О. Г. К проблеме становления и развития естественного интеллекта [Текст] / О. Г. Чораян, И. О. Чораян> // Валеология. - 2006. - N 2. - С. . 5-9. - Библиогр.: с. 8-9 (12 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vale06_000_002_0005_1. - Пермская государственная областная универсальная библиотека им. А. М. Горького. - N 2. - С. 5-9. - vale06_000_002_0005_1, 2, 5-9
Рубрики: Здравоохранение. Медицинские науки--Гигиена Россия Российская Федерация РФ Ростов-на-Дону Кл.слова (ненормированные): валеология -- интеллект -- естественный интеллект -- мозг -- развитие мозга -- развитие интеллекта -- высшие функции мозга -- интеллектуальная деятельность -- уровень интеллекта -- индекс интеллектуальности -- IQ -- сигнальные системы организма -- мыслительные процессы -- продуктивное мышление -- мышление -- вербальное мышление Аннотация: Показано, что познание естественно-научной природы интеллекта базируется на изучении разных проявлений механизмов формирования и реализации высших функций мозга. При этом в первой сигнальной системе на основе сенсорных сигналов в мозгу формируется нервная модель стимула, во второй - формируются образы, определяющие конструктивные формы выходной реакции. В третьей сигнальной системе в качестве запускающих сигналов выступают мозговые конструкты психического мира как результат внутримозговой переработки информации. Отмечено, что решение проблем продуктивного мышления достигается на основе механизмов ассоциативного вербального мышления. Доп.точки доступа: Чораян, И. О. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фролов, Александр Александрович (д-р физ.-иат. наук). Соотношение алгоритмизации и эвристики при формировании и трансляции научного знания [Текст] / А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова> // Образование и наука. - 2007. - N 5. - С. 11-21 : 4 рис. - Библиогр.: с. 20-21 (17 назв. ). - Научная библиотека государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета. - code, obrn. - year, 2007. - no, 5. - ss, 11. - ad. - d, 2007, ####, 0. - RUMARS-obrn07_no5_ss11_ad1 . - ISSN 1994-5639
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): научные работники -- алгоритм -- алгоритмический подход -- эвристика -- эвристический подход -- профессиональное мышление -- научное мышление -- научная познавательная деятельность -- продуктивное мышление -- познавательное мышление -- познавательная деятельность -- творческое мышление -- научные знания Аннотация: Показано, что эвристика на основе представлений о законах продуктивного мышления организует процесс творческого мышления, включая в себя направляющее системное алгоритмическое структурирование этого процесса. Соотношение алгоритмизации и эвристики продемонстрировано на примере реализации алгоритма научного продуктивного мышления (научной познавательной деятельности). Развитое в статье представление о соотношении алгоритмизации и эвристики в процессах формирования и трансляции научного знания в принципе может лечь в основу стандартизации современных методов преподавания, а также экспертизы и оценки качества знаний. Доп.точки доступа: Фролова, Юлия Николаевна |
Леонтьев, Борис. Человеческий капитал: продуктивное мышление [Текст] / Б. Леонтьев> // Журнал для акционеров. - 2008. - N 3. - С. 26-33 . - ISSN 0136-0124
Рубрики: Экономика Общая экономическая теория как наука Кл.слова (ненормированные): человеческий капитал -- продуктивное мышление -- теория продуктивного мышления -- мышление -- культура мышления -- сознание -- типы сознания -- ученые -- изобретатели Аннотация: Рассматриваются варианты изложения теории продуктивного мышления в современной научной экономической литературе. |
Матюшкина, А. А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О. К. Тихомирова, А. М. Матюшкина, А. Я. Пономарева [Текст] / А. А. Матюшкина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2008. - N 2. - С. 102-112. - Библиогр.: с. 111-112 (33 назв. ) . - ISSN 0137-0936. - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология Психология личности История психологии Кл.слова (ненормированные): психологи -- теория мышления -- смысловая теория мышления -- творческое мышление -- продуктивное мышление -- научные школы -- психологические школы -- теория проблемных ситуаций -- структурно-уровневый подход -- познавательная мотивация -- субъективность мышления -- опосредованность мышления -- инсайт -- исследования творческого мышления -- творческое мышление Аннотация: Сравнительный анализ проблемы понимания и исследования творческого мышления, характеризующих три подхода - смысловую теорию мышления О. К. Тихомирова, теорию проблемных ситуаций А. М. Матюшкина, структурно-уровневый подход Я. А. Пономарева. Показана близость этих теорий как в аспекте постановки исследовательских вопросов изучения творческого мышления, так и в аспекте их разрешения. Доп.точки доступа: Тихомиров, О. К. (психолог ; 1933-2001); Матюшкин, А. М. (психолог); Пономарев, Я. А. (психолог) |
Фролов, Андрей Александрович (д-р физ.-мат. наук). Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности [Текст] / А. А. Фролов, Ю. Н. Фролова> // Образование и наука. - 2008. - N 8. - С. 96-104 : 2 рис. - Библиогр.: с. 104 ( 6 назв. ) . - ISSN 1991-5639
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): проблемное обучение -- алгоритмизированный подход -- продуктивное мышление -- эвристическое мышление -- математическая модель -- усвоение алгоритма -- профессионально-практическая деятельность Аннотация: Рассмотрена основная задача проблемного обучения - усвоение алгоритма конкретной осознанной деятельности и творческая эвристическая реализация шагов этого алгоритма. Построена математическая модель проблемного обучения, допускающая оценку качества как результата обучения, так и его процесса. Показана адекватность модели и пригодность ее для использования в процессе проблемного обучения. Доп.точки доступа: Фролова, Юлия Николаевна |
Горовая, В. И. Проблема управления развитием творческого мышления студентов [Текст] / В. И. Горовая, Н. Ф. Петрова, Н. А. Токарева> // Вестник развития науки и образования. - 2010. - N 2. - С. 113-119. - Библиогр.: с. 119 . - ISSN 1991-9484
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): творческое развитие студентов -- творческое мышление -- продуктивное обучение -- продуктивное мышление -- анкетирование студентов -- профессионально-личностное развитие -- студенты Аннотация: Автор делает вывод, что в деле обучения существует более плодотворный путь - путь воспитания, путь развития самостоятельного мышления. Доп.точки доступа: Петрова, Н. Ф.; Токарева, Н. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Матюшкина, А. А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе А. М. Матюшкина [Текст] / А. А. Матюшкина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 3. - С. 70-80. - Библиогр.: с. 79-80 (33 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): творческие проблемы -- научные психологические школы -- решение проблем -- творческое мышление -- продуктивное мышление -- проблемные ситуации -- теория проблемных ситуаций -- ТПС -- познавательная мотивация -- возможности субъекта -- интеллектуальные возможности -- творческие возможности Аннотация: В статье освещаются линии теоретико-экспериментальных исследований А. М. Матюшкина и его научной школы. Доп.точки доступа: Матюшкин, А. М. (ученый-психолог; академик; доктор психологических наук ; 1927-2004) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Семенов, И. Н. Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления [Текст] / И. Н. Семенов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 83-91. - Библиогр.: с. 90-91 (25 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология творчества Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психологические теории -- рефлексивная психология -- творческое мышление -- творчество -- психология творчества -- рефлексивная психология творчества -- психология творческого мышления -- ориентировка -- психологические концепции -- концепция ориентировки -- предмет психологии -- рефлексия -- функция рефлексии -- мыслительная деятельность -- психология мышления -- организация мыслительной деятельности -- продуктивное мышление -- процесс мышления -- саморегуляция процесса мышления -- творческие задачи -- решение творческих задач Аннотация: В статье анализируется роль П. Я. Гальперина становлении рефлексивной психологии творческого мышления. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Поволоцкий, Сергей Яковлевич (методист по научной работе; учитель музыки). Система оценки результатов учебно-познавательной деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе: практико-педагогический аспект [Текст] / С. Я. Поволоцкий> // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 1 (49). - С. 142-148. - Библиогр.: с. 148 (4 назв. ) . - ISSN 2073-8536
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): вокально-хоровая деятельность -- количественная оценка -- критериальная база -- критерии оценки -- музыкальная деятельность -- музыкально-исполнительская деятельность -- музыкальное образование -- оценивание результатов -- оценка (педагогика) -- оценочная система -- оценочные суждения -- педагогическая оценка -- порядковая оценка -- продуктивное мышление -- ранжирование -- результаты обучения -- результаты учебной деятельности -- рейтинг-оценка -- репродуктивное мышление -- система оценивания -- уроки музыки -- учащиеся -- учебно-познавательная деятельность -- формы оценивания Аннотация: Рассматриваются основные практико-педагогические проблемы оценивания результатов деятельности учащихся на уроках музыки в школе. Анализируется сущность этих проблем, а также перспективы их решения в условиях современного общего музыкального образования. Предпринимается попытка разработки оценочной системы для применения на уроках музыки в общеобразовательной школе. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Матюшкина, А. А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления [Текст] / А. А. Матюшкина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 3. - С. 93-107. - Библиогр.: с. 106 (16 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): ПСОХТ -- глубина мышления -- задания художественного содержания -- методика ПСОХТ -- мышление -- понимание смысла -- понимание смысла отрывка художественного текста -- проблемные задания -- проблемные ситуации -- продуктивное мышление -- решение проблемных заданий -- уровни решения -- успешность решения -- экспериментально-диагностические задания Аннотация: В статье представлено эмпирическое исследование глубины мышления как характеристики, отражающей процесс понимания творческой проблемы. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Семенов, И. Н. Вклад А. Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики [Текст] / И. Н. Семенов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2018. - № 3. - С. 3-20. - Библиогр.: с. 15-17 (30 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): акмеология -- биографии -- инженерная психология -- методология эргономики -- науковедческий анализ -- персонология -- познавательная деятельность -- продуктивное мышление -- психологи -- психология познавательной деятельности -- психология продуктивного мышления -- рефлексивная психология -- советская психология -- ученые -- человекознание -- эргономика Аннотация: В связи с 115-летним юбилеем выдающегося ученого А. Н. Леонтьева дается описание вклада психолога в разработку инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических проблем. Доп.точки доступа: Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Железовская, Г. И. (кандидат педагогических наук). Продуктивное мышление: методологический анализ [Текст] = Productive thinking: Methodological analysis / Г. И. Железовская, Н. В. Абрамова> // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2022. - № 6. - С. 62-67. - Библиогр.: с. 67 (28 назв.). - Рез. также на англ.
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): диалектический подход -- конструктивные умения -- методологический анализ -- продуктивная деятельность -- продуктивное мышление Аннотация: Рассматривается сущность продуктивного мышления с позиции диалектического подхода. Раскрывается специфика продуктивного мышления, анализируется его результативность. Отмечается, что характерной чертой продуктивного обучения является накопление не только фонда знаний, но и умственных операций, приемов, хорошо отработанных и прочно закрепленных. Доп.точки доступа: Абрамова, Н. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Матюшкина, А. А. Теория проблемных ситуаций: перспективы исследований. К 95-летию Алексея Михайловича Матюшкина [Текст] = Theory of Problem Situations: Research Perspectives. To the 95th anniversary of Alexcei Mikhailovich Matyushkin / А. А. Матюшкина, В. А. Грудинин, М. И. Кунашенко> // Психологический журнал. - 2022. - Т. 43, № 6. - С. 18-27 : табл., рис. - Библиогр.: с. 25-27 (19 назв.) . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): интеллектуальные эмоции -- мышление -- познавательные возможности -- познавательные потребности -- проблемные задачи -- проблемные ситуации -- продуктивное мышление -- психологи -- решение проблемных задач -- теория проблемных ситуаций -- успешность решения задач Аннотация: Анализ теории проблемных ситуаций А. М. Матюшкина с выявлением перспективных направлений ее развития. Актуальность исследования связана с изучением продуктивных форм мышления с позиции данной теории с использованием современных методов анализа и обработки данных. Представлены эмпирические исследования, направленные на процессуальное изучение компонентов психологической структуры проблемной ситуации. Доп.точки доступа: Грудинин, В. А.; Кунашенко, М. И.; Матюшкин, А. М. (психолог ; 1927-2004) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Железовская, Галина Ивановна (доктор педагогических наук). Особенности продуктивного мышления и конструктивных умений у будущих педагогов [Текст] / Железовская Г. И., Абрамова Н. В.> // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 8. - С. 83-87 : фот. - Библиогр.: с. 87 (12 назв.) . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование--Россия Кл.слова (ненормированные): будущие педагоги -- конструктивные умения -- педагоги -- педагогический процесс -- продуктивное мышление -- профессиональная подготовка -- студенты -- творческие способности Аннотация: Отмечена необходимость обеспечения профессиональной подготовки педагога, способного не только сообщать обучающимся программный материал, но и осуществлять формирование и развитие у них творческих способностей, конструктивных умений, продуктивного мышления. Представлены критерии и показатели, индикаторы сформированности продуктивного мышления и конструктивных умений студентов. Выявлены противоречия между объективной необходимостью формирования готовности педагога к творческой организации целостного педагогического процесса и недостаточной разработанностью подходов к проектированию инновационных технологий в применении к определенной специальности, организационно-педагогических механизмов их реализации при изучении конкретных дисциплин. Доп.точки доступа: Абрамова, Наталья Викторовна (кандидат педагогических наук) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кунашенко, М. И. Динамика интеллектуальной уверенности в решении проблемных задач [Текст] / М. И. Кунашенко, A. A. Матюшкина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 3. - С. 98–119. - Библиогр.: с. 115-118 (32 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): интеллектуальная уверенность -- интеллектуальные эмоции -- проблемные ситуации -- продуктивное мышление -- психология творческого мышления -- решение проблемных задач -- успешность решения Аннотация: Одной из актуальных для психологии творческого мышления выступает проблема критериев оценки успешности решений. Оценка субъектом своего решения в процессе мышления в форме интеллектуальных эмоций "уверенности - сомнения" может выступать критерием и основанием переживания разрешенности или неразрешенности, потенциального успеха или неуспеха, вести к продолжению или остановке в решении. Процессуальным критерием оценки успешности решения могут выступать интеллектуальные эмоции уверенности или сомнения. В зависимости от этапа решения и содержания проблемной задачи интеллектуальная уверенность закономерно изменяется у специалистов и неспециалистов, выполняя функцию предварительной оценки, регулируя процесс решения. Доп.точки доступа: Матюшкина, A. A. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |