Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=Теория познания<.>)
Общее количество найденных документов : 925
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-120      
1.


    Рыкова, Л. Х.
    Трансформация современной науки: аксиологические аспекты [Текст] / Л. Х. Рыкова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 5-9. - Библиогр.: с. 8-9 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
аксиологические трансформации -- познание -- постнеклассическая наука -- трансформация науки -- ценность
Аннотация: Выявлены аксиологические трансформации, происходящие в постнеклассической науке и реализуемые в ряде направлений. Первый аспект трансформации науки условно назван "когнитивистский" и связан с ценностной аргументацией научного знания. Следующий аксиологический аспект трансформации науки - "дискурсивный", так как в современной науке знание трактуется как дискурсивное. Аксиологические аспекты трансформации науки, условно названные автором "полиметодологическими", проявляются в исследовании объектов с позиций синтеза научных знаний и взаимодействия научных дисциплин.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Фетисова, Т. А.
    Сосуществование паранауки и объективного знания в эпоху информационного общества [Текст] : сводный реферат / Т. А. Фетисова // Культурология. - 2018. - № 2. - С. 211-213. - Библиогр.: с. 213 (3 назв.) . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 87.22 + 72
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Наука. Науковедение

   Общие вопросы науки

Кл.слова (ненормированные):
знания -- интеллектуальный процесс -- информация -- квазинаучное мифотворчество -- массовое сознание -- наука (философия) -- объективное знание -- паранауки -- сводные рефераты -- симулякры
Аннотация: Наука и паранаука в эпоху постмодерна.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Жолобова, И. К.
    Проявление Эроса в культуре [Текст] / И. К. Жолобова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 71-75. - Библиогр.: с. 74-75 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.22 + 87
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
Эрос -- амбивалентность -- интенциональность -- интенция -- любовь -- модальность -- смерть -- энергия
Аннотация: Проводится философско-культурологический анализ проявлений любви в бытии человека. Осуществлена попытка рассмотреть многообразие сторон Эроса с позиций интенциональности, амбивалентности и модальности. С методологической точки зрения, такого рода синтетический подход позволил последовательно представить Эрос как сложный и многоаспектный феномен культуры.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Поликарпов, Д. И.
    Потенциальные смыслы личностной идентичности в информационно-коммуникативном контексте [Текст] / Д. И. Поликарпов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 13-17. - Библиогр.: с. 17 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
идентичность -- коммуникация -- личностная идентичность -- личность -- смысл -- телеоцентризм -- техносфера
Аннотация: Обозначается философская проблема идентичности человека в информационно-коммуникационной среде. Раскрывается понятие смысла личностной идентичности в техносфере. В контексте влияния информационно-коммуникационных технологий на изменение смыслов личной идентичности автором поднимаются экзистенциальные проблемы бытия личности. Указывается на "субъективирование" личностной идентичности в качестве стратегии бытия в мире и усиление антиномических характеристик личностной идентичности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Папченко, Е. В.
    Техника как философское понятие: основные подходы к определению [Текст] / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 4. - С. 16-19. - Библиогр.: с. 18-19 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарный подход -- инженерный подход -- природа техники -- сущность техники -- техника -- философия техники
Аннотация: Философия техники направлена на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека. Акцентируется внимание как на понимание техники, так и на многозначность понятия "техника". Прослеживается становление философского определения техники: от умения, мастерства, искусства до понимания техники как совокупности технических устройств, артефактов и обозначения системы навыков, уровня мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философии техники сформировалось несколько подходов к осмыслению природы и сущности техники. Особое внимание уделяется рассмотрению инженерного подхода, в рамках которого детально анализируется природа техники.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Новиков, С. В.
    Теоретико-методологическая значимость принципа плюрализма в социальных и гуманитарных науках [Текст] / С. В. Новиков // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 4. - С. 12-16. - Библиогр.: с. 15-16 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарные науки -- методология -- плюрализм -- постнеклассическая наука -- принцип плюрализма -- социально-гуманитарное знание -- социальные науки
Аннотация: Принцип плюрализма рассматривается в качестве самодостаточной, фундаментальной установки постнеклассической методологии социально-гуманитарных наук. Анализируются плюралистические тенденции в динамике поиска гуманитарными науками собственной самоидентификации. Становление современной постнеклассической рациональности связано с расширением и углублением представлений о методологической плюрализации. Плюрализм предстает как метапринцип современных социальных и гуманитарных наук.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Леонова, Н. А.
    Социально-философский аспект исследования научной информации в системе научной деятельности [Текст] / Н. А. Леонова, Е. Н. Миронова, Н. А. Попова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 26-30. - Библиогр.: с. 29-30 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
знание -- информационный кризис -- информация -- наука -- научно-информационная деятельность -- теория отражения
Аннотация: В современном обществе научная информация оказывается важнейшей составляющей частью научной деятельности. Научная информация предметно воплощается в сферу материального производства, способствуя повышению формирования уровня знаний о научной деятельности в обществе. Исходя из этого сущность научной информации, ее функции становятся предметом социально-философского исследования.


Доп.точки доступа:
Миронова, Е. Н.; Попова, Н. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Левкина, Анастасия Олеговна (кандидат экономических наук; доцент).
    Коннотации технократии в дискурсе о формах инновационного развития общества [Текст] / А. О. Левкина // Социум и власть. - 2017. - № 6. - С. 13-20. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1996-0522
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
власть -- гуманистический подход -- гуманное общество -- инновационное развитие -- социальное проектирование -- технократия
Аннотация: Проведен логико-смысловой анализ технократических идей с позиций гуманистического подхода. В заключение сформулированы основные гуманистические смыслы технократии, ценные для социального проектирования и совершенствования форм инновационного развития гуманного общества.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Жолобова, И. К.
    Трансформация эроса в культуре [Текст] / И. К. Жолобова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 85-89. - Библиогр.: с. 88-89 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
Эрос -- античность -- бытие -- игра -- культура -- любовь -- постмодернизм -- романтизм -- страсть -- феномен Эроса -- человеческая культура
Аннотация: Рассматривается феномен Эроса (любови) как модального и амбивалентного явления человеческой культуры, представляющего собой фундаментальное основание человеческого существования. Проводится сравнительный анализ, позволяющий проследить трансформации данного феномена на различных этапах человеческой истории: в античности, в эпоху романтизма и постмодернизма.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Пигулевский, В. О.
    Вкус как императив западной цивилизации [Текст] / В. О. Пигулевский, Л. А. Мирская // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 75-85. - Библиогр.: с. 84-85 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
вкус -- гастрономия -- горизонт -- императив -- культура -- обычай -- цивилизация -- эстетика -- этика
Аннотация: Выявление базовых аспектов практической жизни и их структуры применительно к культуре - гастрономической, эстетической и этической позволяет обозначить устойчивость определенных образцов и обычаев, что дает возможность конструировать вкус как императив западной цивилизации. Рассматриваются философские концепции в связи с трансцендентальным субъектом или без него, и указывается, что они не могут идентифицировать вкус вне исторического и культурного горизонта практики.


Доп.точки доступа:
Мирская, Л. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

11.


    Белов, Владимир Николаевич (доктор философских наук; профессор).
    Метод бесконечно малых как принцип теории познания в систематических построениях Г. Когена [Текст] / В. Н. Белов // Вопросы философии. - 2018. - № 3. - С. 68-74. - Библиогр.: с. 73 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25 + 87.22
Рубрики: Философия
   Философия науки

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
дуализм -- критика познания -- логика -- метод бесконечно малых -- мышление -- научный опыт -- немецкие философы -- неокантианство -- познание -- реальность -- философы
Аннотация: В статье произведен анализ двух работ основателя марбургского неокантианства Германа Когена, в которых он обосновал принципиальную значимость метода бесконечно малых для утверждения самостоятельности и активности мышления в отношении познаваемой этим мышлением реальности. Дополнительную важность работе Когена "Принцип инфинитезимального метода и его история" придает тот факт, что она свидетельствует о начале построения немецким философом собственной системы, во многом отличной от философской системы Канта. И главным отличием становится здесь преодоление Когеном "дуализма" системы своего великого предшественника путем перемещения реальности научного опыта в сферу мышления.


Доп.точки доступа:
Коген, Г. (немецкий философ ; 1842-1918); Кант, И. (немецкий философ ; 1724-1804)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

12.


    Папченко, Е. В.
    Коммуникация в социальном пространстве культуры [Текст] / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 68-71. - Библиогр.: с. 70-71 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.22 + 87
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
вербальная коммуникация -- запах -- коммуникация -- культура -- невербальная коммуникация -- ольфакция -- сенсорика -- социальное пространство -- цвет
Аннотация: Проводится философское осмысление коммуникации в социальном пространстве культуры, которая является одной из фундаментальных основ существования общества и принципом формирования культуры. Существуют различные знаковые системы, используемые в коммуникативном процессе, соответственно которым можно выделить вербальную и невербальную коммуникации. Особое внимание уделяется невербальной коммуникации, раскрываются особенности сенсорики, основывающейся на модальностях чувственности - цвета и запаха. Изучением языка запахов, смыслов, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации занимается отдельная наука - ольфакция. Мы подводим некоторые итоги изучения невербальной коммуникации.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

13.


    Пономарев, П. А.
    Формирование и воспроизводство культуры [Текст] / П. А. Пономарев // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2018. - № 2. - С. 65-68. - Библиогр.: с. 67-68 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.22 + 87
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
взаимодействие сфер -- воспроизводство культуры -- единичные индивидуализированные взаимодействия -- идеологическая сфера -- общество -- политическая сфера -- противоречия -- реальные массовые практики -- социальное взаимодействие -- социальные институты -- экономическая сфера
Аннотация: Рассматривается сущность и содержание социального взаимодействия, его элементы, дается их краткая характеристика. По типам социальных институтов и соответствующих им индивидуальных действий и социальных практик выделяются три сферы общества: экономическая, идеологическая и политическая. Описан процесс взаимодействия этих сфер, возникновение и разрешение противоречий в ходе этого взаимодействия и, таким образом, формирование и воспроизводство культуры.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

14.


    Монастырская, Ирина Александровна (кандидат философских наук; доцент).
    Герменевтика как практика обучения "человека способного" [Текст] / И. А. Монастырская // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 2. - С. 87-92. - Библиогр. в сносках (9 назв.)
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
диалоги -- личность -- образование -- обучение -- педагогика -- понимание -- тексты -- философская герменевтика -- человек
Аннотация: Рассматривается эволюция герменевтики с целью демонстрации возможности и необходимости использования принципов герменевтики в педагогике.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

15.


    Щелкунов, Михаил Дмитриевич (доктор философских наук; профессор).
    Проблемы российских образовательных реформ [Текст] / М. Д. Щелкунов // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 19-22. - Библиогр. к четырем публикациям журнальной рубрики (на с.19-33): с. 31-33 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 74.04 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
бизнес-структуры -- высшее образование -- образовательные реформы -- университеты -- философия образования
Аннотация: В статье критически переосмысливаются современные тенденции коммодификации современного образования. Автор ставит под вопрос культурную и экономическую эффективность университетов третьего поколения, нацеленных на сращение с бизнес-структурами, а также формулирует ряд вопросов, позволяющих философски конструктивно осмыслить проблемы, стоящие перед современной системой высшего образования в России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

16.


    Пружинин, Борис Исаевич (доктор философских наук).
    Прогностические функции педагогического исследования [Текст] : философско-методологический анализ / Б. И. Пружинин // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 5-18. - Библиогр.: с. 17-18 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.22 + 74.00
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Образование. Педагогика

   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
воспитание -- методология гуманитарного знания -- непрерывное образование -- образовательные программы -- педагогическая наука -- педагогические исследования -- педагогические прогнозы -- прогностические исследования -- статус педагогики -- философия педагогики
Аннотация: В статье представлены материалы разработки, подготовленной руководителем "Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании" при "Отделении философии образования и теоретической педагогики" Российской академии образования (РАО) и Институте стратегии развития образования РАО. Предпринимаются попытки оценить прогностический потенциал современных педагогических исследований. При этом автор опирается на современные представления о философской методологии не как о навязанном извне стандарте или норме, но как об инструментарии, погруженном в конкретное гуманитарное (в том числе и педагогическое) исследование. Автор обращает особое внимание на статус педагогики как науки, рефлексивно осмысливая современные социокультурные интерпретации таких феноменов, как "образование" и "воспитание". Анализируя конкретные программы в сфере непрерывного образования, автор делает вывод о том, что в процессе прогностических исследований в области образования необходимо опираться прежде всего на конкретный опыт учителя (преподавателя), который только и может распознать мотивацию учащегося к саморазвитию и его способности к самостоятельному обучению.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

17.


    Охоцимский, Андрей Дмитриевич (кандидат физико-математических наук; научный сотрудник).
    "Мыследействие" как основа умственной работы [Текст] / Охоцимский Андрей Дмитриевич // Вопросы культурологии. - 2018. - № 8 (август). - С. 28-40. - Библиогр.: с. 39-40 (35 назв.). - Окончание следует . - ISSN 2073-9702
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
действие -- мыследействие -- умственная работа -- философия сознания -- философские понятия -- философские термины -- холистические парадигмы -- экстернализм -- элементарные мысли -- энактивизм
Аннотация: В данной работе предлагается единый подход к описанию как простейших, так и чрезвычайно сложных действий на основе синтетического концепта "мыследействие", объединяющего как ментальные, так и внешние аспекты действий. Генезис нового понятия рассматривается в свете холистических парадигм экстернализма и энактивизма.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

18.


    Миронов, Владимир Васильевич (доктор философских наук; профессор).
    О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии [Текст] / В. В. Миронов // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 22-26. - Библиогр. к четырем публикациям журнальной рубрики (на с.19-33): с. 31-33 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 74.04 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Философия

   Организация образования--Германия--Россия, 21 в. нач.

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарное образование -- изучение философии -- образовательные системы -- философия образования -- школьное образование
Аннотация: Статья посвящена проблемам современного школьного образования. Сопоставляя образовательные системы России и Германии, автор выявляет причины деформации современного российского гуманитарного образования, подчеркивает необходимость философских курсов для формирования культурно-исторического сознания России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

19.


    (2017 ; Гродно (Беларусь))
    Материалы "круглого стола" [Текст] / Б. И. Пружинин [и др.] // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 34-58. - Библиогр.: с. 55 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 74.04 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
дискуссии -- знание -- круглые столы -- мировое образовательное пространство -- непрерывное образование -- образовательная мотивация -- образовательное пространство -- педагогические исследования -- самоценность образования -- философия образования
Аннотация: Участники "круглого стола" были единодушны в том, что в современном динамическом мире структура и функции образования меняются, при этом непрагматическая мотивированность человека к образованию, самоценность образования становятся главной проблемой современного общества. Авторы показали, что рыночное отношение к знанию как к товару неэффективно ни с культурно-исторической, ни с экономической точек зрения, поскольку изначально знание не может быть полностью отчуждено от человека, который его получил. Знание обладает непреходящей самоценностью и является культурным благом и в этом его смысл как феномена европейской культуры.


Доп.точки доступа:
Пружинин, Борис Исаевич (доктор философских наук) \.\; Ажимов, Феликс Евгеньевич (доктор философских наук) \.\; Ардамов, Александр Анисимович (кандидат педагогических наук; профессор) \.\; Валицкая, Алиса Петровна (доктор философских наук; профессор) \.\; Гачко, Геннадий Алексеевич (кандидат физико-математических наук; проректор) \.\; Грановская, Ольга Леонидовна (кандидат философских наук; доцент) \.\; Грякалов, Алексей Алексеевич (доктор философских наук; профессор) \.\; Данькова, Лариса Ивановна (доцент) \.\; Докучаев, Илья Игоревич (доктор философских наук; профессор) \.\; Игнатьев, Денис Юрьевич (кандидат философских наук) \.\; Кирвель, Чеслав Станиславович (доктор философских наук) \.\; Китурко, Ирина Федоровна (кандидат исторических наук) \.\; Король, Андрей Дмитриевич (доктор педагогических наук) \.\; Корольков, Александр Аркадьевич (доктор философских наук; профессор) \.\; Коршунова, Наталья Леонидовна (кандидат педагогических наук; доцент) \.\; Кострица, Светлана Яковлевна (кандидат филологических наук; доцент) \.\; Летягин, Лев Николаевич (кандидат филологических наук) \.\; Мартынова, Светлана Алекcандровна (кандидат философских наук) \.\; Назаров, Михаил Серафимович (кандидат философских наук) \.\; Семерник, Снежана Здиславовна (кандидат философских наук; доцент) \.\; Сериков, Владислав Владиславович (доктор педагогических наук; профессор) \.\; Тарантей, Виктор Петрович (доктор педагогических наук; профессор) \.\; Щедрина, Татьяна Геннадьевна (доктор философских наук; профессор) \.\; Ячин, Сергей Евгеньевич (доктор философских наук; профессор) \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

20.


    Гребенникова, Вероника Михайловна (доктор педагогических наук; профессор).
    Философские основания педагогической деонтологии [Текст] / В. М. Гребенникова, Н. И. Никитина // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - С. 29-31. - Библиогр. к четырем публикациям журнальной рубрики (на с.19-33): с. 31-33 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 74.04 + 87.22
Рубрики: Образование. Педагогика
   Философия

   Организация образования

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
общение -- педагоги -- педагогическая деонтология -- профессиональная этика -- философия образования -- этика педагога
Аннотация: В статье обсуждаются философские основания профессиональной этики педагога. Авторы опираются на традиции русского философствования, спецификой которого является идея общения, отличного от коммуникации. Проводится мысль о том, что именно общение как самоценность оказывает существенное влияние на формирование современной педагогической деонтологии.


Доп.точки доступа:
Никитина, Наталья Ивановна (доктор педагогических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-120      
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)