Лазарев, В. С. К рефлексии психологической теории мышления [Текст] / В. С. Лазарев> // Вопросы психологии. - 2005. - N 4. - С. . 41-51. - Библиогр.: с. 51 (17 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_004_0041_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 41-51. - vopp05_000_004_0041_1, 4, 41-51
Рубрики: Психология--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): деятельность -- идеальное мышление -- мыслительный акт -- умственное действие -- теоретическое мышление -- эмпирическое мышление -- интериоризация Аннотация: Анализируются основные понятия "неклассической" теории мышления, созданной В. В. Давыдовым: деятельностная природа мышления, модель мыслительного акта как единицы мышления, критерии умственного действия, типы и формы мышления, условия и механизм происхождения умственных (идеальных) действий. Обосновывается необходимость дальнейшего развития теории за счет расширения модели мыслительного акта, раскрытия механизмов развития мышления как его творения, выделения и изучения стадий развития мышления. Доп.точки доступа: Давыдов \в. В.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Готовность к мысли [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы психологии. - 2005. - N 4. - С. . 63-75. - Библиогр.: с. 75 (18 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_004_0063_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 63-75. - vopp05_000_004_0063_1, 4, 63-75
Рубрики: Психология--Общая психология Россия Кл.слова (ненормированные): спонтанно-реактивное обучение -- объяснительно-иллюстративное обучение -- теоретическо-рефлексивное обучение -- учебная деятельность -- теоретическое мышление -- диалектика -- рефлексия -- рассудочный разум -- разумный рассудок Аннотация: Рассматривается противоречие в термине "развивающее обучение", зафиксированное Л. С. Выготским и В. В. Давыдовым: учебная деятельность формируется, а мышление - развивается. В. В. Давыдов, руководствуясь деятельностной проекцией теоретического мышления, сделал его предметом учебной деятельности. Тем самым он нашел пути формирования у учащихся как готовности мыслить понятиями, так и некоторых важнейших компонентов теоретического мышления: анализа, рефлексии, планирования. Доп.точки доступа: Давыдов \в. В.\; Выготский \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Марцинковская, Т. Д. Школа развивающего обучения В. В. Давыдова: философские и психологические основания [Текст] / Т. Д. Марцинковская> // Вопросы психологии. - 2005. - N 4. - С. . 76-83. - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_004_0076_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 76-83. - vopp05_000_004_0076_1, 4, 76-83
Рубрики: Психология--Психология личности Россия Кл.слова (ненормированные): теоретическое мышление -- философия познания -- интуитивное знание -- эстетические переживания -- эмоциональные компоненты -- когнитивные компоненты Аннотация: Представлен методологический анализ философских и психологических принципов, положенных В. В. Давыдовым в основу его концепции теоретического мышления. Показано, что он предложил новый подход к ученику как к личности, обладающей собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью; поэтому в концепции В. В. Давыдова необходимо учитывать две линии: одна направлена на становление нового уровня теоретического мышления и обобщения на уроках математики, русского языка и т. п., а вторая - на развитие творческих способностей и социальных переживаний (в эстетической деятельности) . Доп.точки доступа: Давыдов \в. В.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Медведева, Ольга Сергеевна (канд. пед. наук, доцент). Магический квадрат: новый подход к развитию мышления [Текст] / О. С. Медведева> // Мир образования - образование в мире. - 2008. - N 1. - С. 217-226 : 15 рис.
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): математическое образование -- магический квадрат (математика) -- математические задачи -- преподавание математики -- теоретическое мышление -- педагогические приемы -- математические задачи -- логические задачи -- развитие мышления -- мышление Аннотация: В качестве иллюстрации возможностей развития теоретического мышления рассматривается задача на составление так называемых магических квадратов. |
Клочко, В. Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ [Текст] / В. Е. Клочко> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2008. - N 2. - С. 87-101. - Библиогр.: с. 100-101 (27 назв. ) . - ISSN 0137-0936. - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): психологи -- теория мышления -- смысловая теория мышления -- мыслительная деятельность человека -- психологические теории -- научная рациональность -- типы научной рациональности -- трансспективный анализ -- психологическое познание -- эпистемологический анализ -- научные теории -- саморазвитие научной теории -- психологические системы -- самоорганизация систем -- теоретическое мышление -- парадигмальные сдвиги -- профессионально-психологическое мышление -- идеалы рациональности Аннотация: Смысловая теория мышления О. К. Тихомирова рассматривается как эпистемологический феномен, уникальность которого заключается в том, что в своем развитии теория смогла последовательно ассимилировать все три идеала рациональности, то есть подняться от классического мышления к неклассическому, а от него к неклассическому. Доп.точки доступа: Тихомиров, О. К. (психолог ; 1933-2001) |
Громыко, Н. В. Мыследеятельностный подход к обучению детей практике философствования [Текст] / Н. В. Громыко> // Философские науки. - 2008. - N 11. - С. 76-88 . - ISSN 0235-1188
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): философия в школе -- преподавание философии -- модели обучения -- формы обучения -- философствование -- старшеклассники -- теоретическое мышление -- философское мышление -- философско-методологическое мышление -- формирование теоретического мышления -- метапредметы -- метапредмет Знание -- метапредмет Проблема -- метапредмет Задача -- проекты -- проектная деятельность -- проектная форма обучения -- эпистемотека -- образовательные площадки -- экспериментальные образовательные площадки Аннотация: Результаты работы экспериментальной образовательной площадки - гуманитарно-методологической школы № 1314 "Проектный колледж" по обучению старшеклассников философско-методологическому мышлению. Доп.точки доступа: "Проектный колледж", гуманитарно-методологическая школа № 1314; Гуманитарно-методологическая школа № 1314 "Проектный колледж" |
Лобасов, Г. В. Проблема развития развивающей формы обучения [Текст] / Г. В. Лобастов> // Психология обучения. - 2010. - N 8. - С. 12-28. - Библиогр.: с. 27 (3 назв. ) . - ISSN 1561-2457
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): образовательная деятельность -- образовательная сфера -- развивающее обучение -- учебная деятельность -- учебные предметы -- практика образования -- теория образования -- теоретическое мышление -- формирование личности Аннотация: Развитие принципов в теории и практике образовательной деятельности, заложенное творчеством В. В. Давыдова. Доп.точки доступа: Давыдов, В.В. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Берцфак, Л. Ф. Разработка концепции личности в трудах В. В. Давыдова [Текст] / Л. В. Берцфан> // Психология обучения. - 2010. - N 8. - С. 38-47. - Библиогр.: с. 46 (6 назв. ) . - ISSN 1561-2457
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): развивающее обучение -- концепция личности -- учебная деятельность -- личность ребенка -- теоретическое мышление -- понятийное мышление -- рефлексия Аннотация: Положения теоретических построений В. В. Давыдова, направленных на разработку теории личности. Основные направления анализа, формулировка теоретических выводов. Доп.точки доступа: Давыдов, В.В. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Тест умственного развития взрослых: теоретические подходы к конструированию и психометрическая квалификация [Текст] / М. К. Акимова [и др. ]> // Вопросы психологии. - 2010. - N 5. - С. 51-61. - Библиогр.: с. 61 (12 назв. ) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): умственное развитие -- тесты умственного развития -- теоретическое мышление -- социально-психологические нормативы -- психометрические критерии -- валидность -- надежность -- конструирование тестов -- психометрическая квалификация тестов Аннотация: Рассматривается новый тест умственного развития взрослых, разработанный на основе концепции социально-психологических нормативов. Он предназначен для взрослых членов российского общества (в возрасте от 18 до 50 лет) и диагностирует общую осведомленность, определяемую как микросредой (семьей, школой, сферами общения), так и общественными условиями в целом, и теоретическое мышление, влияющее на успешность обучения, научной работы и других видов познавательной деятельности. Приводится теоретическое обоснование теста и подробно рассматриваются его необходимые психометрические показатели (надежность, теоретическая и прагматическая валидность). Доп.точки доступа: Акимова, М. К.; Горбачева, Е. И.; Козлова, В. Т.; Ференс, Н. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, Владимир Петрович (доктор психологических наук, академик РАО ; 1931-). Опыт думания о думании. К восьмидесятилетию В. В. Давыдова (1930-1998) [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы философии. - 2010. - N 11. - С. 75-91. - Библиогр.: с. 90-91 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Философия науки Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): думание (психология) -- мышление -- понятийное мышление -- теоретическое мышление -- интуиция -- рефлексия Аннотация: В статье сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено интуиции и рефлексии. Доп.точки доступа: Давыдов, В. В. (психолог, педагог ; 1930-1998) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, Владимир Петрович (доктор психологических наук, академик РАО ; 1931-). Опыт думания о думании. К восьмидесятилетию В. В. Давыдова (1930-1998) [Текст] / В. П. Зинченко> // Вопросы философии. - 2010. - N 11. - С. 75-91. - Библиогр.: с. 90-91 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Философия науки Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): думание (психология) -- мышление -- понятийное мышление -- теоретическое мышление -- интуиция -- рефлексия Аннотация: В статье сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено интуиции и рефлексии. Доп.точки доступа: Давыдов, В. В. (психолог, педагог ; 1930-1998) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зинченко, В. П. Теоретическое и/или полифоническое мышление [Текст] / В. П. Зинченко> // Психологическая наука и образование. - 2010. - N 4. - С. 8-29. - Библиогр.: с. 27 (40 назв. ) . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Психология Детская психология--Российская Федерация--Москва Кл.слова (ненормированные): мышление школьников -- умные эмоции -- эмоциональный интеллект -- рефлексия -- теоретическое мышление -- понятийное мышление Аннотация: Сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Уделено внимание рефлексии и интуиции. Доп.точки доступа: Давыдов, В.В. (психолог); Научная школа В. В. Давыдова: проблемы теории и практики, конференция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веджетти, М. С. Значение теоретического мышления для решения проблем современного образования и развития самопознания человека [Текст] / М. С. Веджетти> // Психологическая наука и образование. - 2010. - N 4. - С. 42-50. - Библиогр.: с. 48 (35 назв. ) . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Психология Общая психология Образование. Педагогика История образования--Российская Федерация--Москва Кл.слова (ненормированные): образование будущего -- самопознание -- развивающее обучение -- теоретическое мышление -- образовательные программы Аннотация: Проанализированы методологические истоки значения концепции обучения, сформулированной В. В. Давыдовым. Доп.точки доступа: Давыдов, В.В. (психолог); Научная школа В. В. Давыдова: проблемы теории и практики, конференция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ротенфельд, Ю. А. Восхождение от рассудка к разуму [Текст] / Ю. А. Ротенфельд> // Философия и общество. - 2012. - № 1. - С. 26-41
Рубрики: Социальная философия Социальное познание Кл.слова (ненормированные): мышление -- рассудок -- разум -- теоретическое мышление -- познание -- мыслительная деятельность -- гуманитарное мышление -- технократическое мышление -- рассудочное мышление -- формальная логика -- законы формальной логики -- абстракции -- логические связи -- парадигмы познания -- универсальная парадигма познания -- методы познания -- диалектика -- философы -- философские учения -- абстрактный разум -- конкретный разум -- диалектическая логика Аннотация: О рассудке и разуме как двух видах мыслительной деятельности человека, взаимное отношение которых в различных философских учениях понимается по-разному. Доп.точки доступа: Аристотель; Конт, О.; Гегель, Г. В. Ф.; Коперник, Н.; Кун, Т. С.; Маркс, К. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фролова, Елизавета Александровна. Методологические проблемы познания. Разграничение социально-научного и естественно-научного познания в неокантианской философии. Задачи социально-научного познания в конце XIX - начале XX вв. [Текст] / Фролова Елизавета Александровна> // Право и государство: теория и практика. - 2012. - № 9. - С. 111-116. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1815-1337
Рубрики: Право Общая теория права Кл.слова (ненормированные): философия права -- неокантианская философия -- познание -- естественно-научное познание -- социально-научное познание -- методы познания -- теоретическое мышление -- суждения -- понятия -- формальная логика -- научные категории Аннотация: Вклад неокантианской философии в проблемы методологии познания. Виды и задачи научного познания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Пржиленский, В. И. "Реальность": социально-эпистемологическое исследование [Текст] / В. И. Пржиленский> // Вопросы философии. - 2013. - № 9. - С. 91-105. - Библиогр.: с. 104-105 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): мышление -- научная терминология -- посттеоретическое мышление -- реальность -- социальная реальность -- теоретическое мышление -- терминология -- термины -- физическая реальность -- философские понятия Аннотация: Исследуется ситуация сосуществования значений научных терминов, философских понятий и посттеоретических объектов в научных рассуждениях. Анализируется присутствие концепта "реальность" в пространстве теоретического мышления. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Меллерс, Кристоф (судья; профессор публичного права и юриспруденции). На пути к новому теоретическому мышлению в сравнительном конституционном праве, или возрождение традиции немецкого учебника (Lehrbuch) [Текст] / К. Меллерс, Х. Биркенкеттер ; пер. с англ. А. Чирниновой> // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 1. - С. 57-79. - Библиогр.: с. 74-79 (115 назв.) . - ISSN 1812-7126
Рубрики: Право Общая теория права Право отдельных стран Кл.слова (ненормированные): американское законодательство -- германское законодательство -- законодательство США -- зарубежное законодательство -- конституционное право Германии -- конституционное право США -- конституционное правоведение -- монографии -- правовой реализм -- правовые понятия -- сборники -- сборники судебных решений -- сравнительное конституционное право -- судебные решения -- суды -- теоретическое мышление -- учебники -- юридическая практика Аннотация: В данной статье предлагается переосмысление роли теоретического мышления в сравнительном конституционном правоведении. В то время как реалистический подход достиг поразительного успеха как в сравнительном конституционном правоведении, так и в других сферах, нарастает тревога по поводу того, что такой подход может не охватывать существенных аспектов при рассмотрении правовых явлений. Эмпирическое исследование едва ли возможно без теории. И в случаях, когда граница между эмпирическим и нормативным размыта, именно понятия могут служить в качестве инструментов для обеспечения альтернативного описания реальности, не будучи сами по себе суждениями о ней. Правильное определение роли понятий влияет на форму, через которую и представлены правовые знания: для сравнительного конституционного правоведения это означает, что диалог должен включать в себя не только содержание, но и форму, непосредственно через которую и осуществляется сравнение. Статья заканчивается небольшим размышлением о современном состоянии сравнительного конституционного правоведения, его формах и методологических вызовах, которые его ожидают. Доп.точки доступа: Биркенкеттер, Ханна (научный сотрудник); Чирнинова, А. \.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шокорова, Л. В. (искусствовед; доцент). Основные подходы к обучению народному декоративно-прикладному искусству в условиях модернизации образования [Текст] / Л. В. Шокорова> // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2016. - № 1. - С. 83-88. - Библиогр. с. 88 (10 назв.) . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач. Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- декоративно-прикладное искусство -- народность -- народные промыслы -- практико-ориентированный подходы -- творчество -- теоретическое мышление Аннотация: Рассмотрены основные подходы к обучению и практической подготовке специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства. Исследована проблема соотношения теории и практики образования в области традиционного народного искусства, анализируемая автором применительно к развивающему обучению. Дано описание организации учебного процесса в вузах, реализующих направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В связи с этим выявлено несоответствие ныне применяемых подходов сущности образования в народном декоративно-прикладном искусстве применительно к условиям модернизации образовательного процесса. Предложен комплекс взаимосвязанных подходов, работающих в четкой иерархической системе, направленный на решение современных задач развивающего обучения, сознательное овладение знаниями и умениями их применять в практической деятельности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Васильев, В. Г. (кандидат физико-математических наук; доцент). Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова как способ подготовки современных педагогов [Текст] / В. Г. Васильев> // Инновации в образовании. - 2016. - № 9. - С. 27-38. - Библиогр.: с. 38 (6 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): Эльконина - Давыдова система -- обучение -- педагогические условия -- развивающее обучение -- система Эльконина - Давыдова -- система обучения -- студенты -- теоретическое мышление -- учебная деятельность -- учебная задача Аннотация: Статья носит теоретический характер и посвящена проблеме переноса теории и практики развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, ее основных положений, принципов, целей, методов организации предметного материала на профессиональное образование при подготовке педагогов. Основная задача работы - анализ оснований, базовых положений и принципов теории развивающего обучения с целью обнаружения имплицитно содержащихся в ней возможностей и обобщений для создания теоретической модели, обеспечивающей перенос системы развивающего обучения в профессиональное образование. Доп.точки доступа: Давыдов, В. В.; Эльконин, Д. Б. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Геращенко, Игорь Германович (доктор философских наук). Философия права Г. Гегеля и современные проблемы образования [Текст] / И. Г. Геращенко> // Право и образование. - 2017. - № 3. - С. 102-111. - Библиогр.: с. 111 (9 назв. ) . - ISSN 1563-020X
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Философия Философия зарубежных стран--Германия Кл.слова (ненормированные): классическое образование -- немецкие философы -- преподавание права -- преподавание философии -- современное образование -- теоретическое мышление -- философия образования -- философия права -- философы Аннотация: Проанализированы проблемы гегелевской педагогики в контексте современного образования. Доп.точки доступа: Гегель, Г. (немецкий философ ; 1770-1831) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |