Булынский, Н. Н.
    Структуризация содержания педагогического компонента профессионально-педагогического образования как фактор формирования компетентности студентов вуза [Текст] / Н. Н. Булынский // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - N 2, февраль. - С. 94-97. - Библиогр.: с. 97 (7 назв. ) . - ISSN 1814-6457
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
профессиональное образование -- педагогическое образование -- тезаурусный подход -- структуризация знаний -- профессионально-педагогическое образование -- содержание образования
Аннотация: Рассматривается содержание профессионально-педагогического образования. Были выделены три знаниевых блока: методологический, теоретический, методический и прикладной блок умений, рассмотрены проблемы совершенствования содержания обучения по психолого-педагогическим циклам.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пушкарева, Татьяна Павловна (кандидат физико-математических наук; доцент).
    Отбор содержания математического образования на основе вертикальной модели непрерывной математической деятельности учащихся [Текст] / Т. П. Пушкарева // Высшее образование сегодня. - 2010. - N 12. - С. 51-54 : рис., фот. - Библиогр.: с. 54 (9 назв. ) . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 74.2 + 74.58 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Высшее профессиональное образование

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
содержание образования -- содержание математического образования -- математическое образование -- математическая деятельность -- модели математической деятельности -- математическая подготовка -- непрерывное обучение -- школьное образование -- профильные классы -- профили обучения -- химико-биологический профиль -- учащиеся -- школьники -- высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- педагогические вузы -- нематематические факультеты -- естественнонаучные факультеты -- спортивные факультеты -- студенты -- тестирование -- личностно ориентированное обучение -- тезаурусный подход -- тезаурусы -- контекстный подход -- исследования -- опыт работы
Аннотация: Рассмотрены пути решения проблемы повышения уровня математической подготовки, основанные на создании системы непрерывного математического образования в школе и вузе. Представлены требования к математической подготовке школьников разных профилей обучения. Приведены результаты исследования школьного уровня математической подготовки студентов 1 курса естественнонаучных и спортивных факультетов Красноярского государственного педагогического университета.


Доп.точки доступа:
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ковалева, Антонина Ивановна.
    Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания [Текст] / А. И. Ковалева, Вал. А. Луков // Философия и культура. - 2012. - № 3 (51). - С. 27-35. - Библиогр.: с. 35 (19 назв. ) . - ISSN 1999-2793
УДК
ББК 87.5 + 60.52 + 60.53 + 60.02
Рубрики: Философия
   Философская антропология

   Социология

   Социология общества

   Социология личности

   Социальная философия

   Общество как социальная реальность

Кл.слова (ненормированные):
социализация -- трактовки социализации -- общество -- личность -- социальность -- социальные отношения -- социальное взаимодействие -- социальная эволюция -- социальное принуждение -- теории социализации -- социальный контроль -- социологи -- социальный опыт -- вторичная социализация -- субъектность -- тезаурус -- тезаурусный подход -- тезаурусная концепция социализации -- социальные дистанции
Аннотация: Социализация рассматривается как понятие, содержание которого определяется в зависимости от избираемого исследователем аспекта. Изложены основы тезаурусной концепции социализации.


Доп.точки доступа:
Луков, Валерий Андреевич; Аверьянов, Л. Я. (доктор социологических наук); Маркс, К. (мыслитель ; 1818-1883); Дюркгейм, Э. (социолог ; 1858-1917); Тард, Г. (социолог ; 1843-1904); Гиддингс, Ф. Г. (социолог ; 1855-1931); Эриксон, Э. Х. (психолог ; 1902-1994); Парсонс, Т. (социолог ; 1902-1979); Андреева, Г. М. (психолог ; 1924-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Куприянова, Галина Сергеевна (аспирант).
    Тезаурусный подход к формированию тестового инструментария по дисциплинам теплоэнергетического цикла [Текст] / Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 174-180. - Библиогр.: с. 179 (10 назв.) . - ISSN 2072-3024
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
тестирование -- качество образования -- тесты -- тезаурусный подход -- теплоэнергетические дисциплины -- оценка знаний
Аннотация: Статья представляет собой результат применения тезаурусного подхода к формированию тестов по дисциплинам теплоэнергетического цикла (ДТЭЦ). Тест как инструмент оценки знаний студентов имеет как преимущества, так и недостатки его использования. С целью преодоления некоторых трудностей формирования тестов по ДТЭЦ проведен анализ содержания дисциплин. Тезаурусный подход в ходе данного анализа позволил выделить фундаментальную их часть, на основе которой нами был сформирован тестовый инструментарий оценки знаний студентов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Луков, Валерий Андреевич (проректор по научной и издательской работе; директор; доктор философских наук; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации).
    Субъективность как основная черта гуманитарного знания [Текст] / Валерий Андреевич Луков, Владимир Андреевич Луков // Ученый совет. - 2014. - № 3. - С. 50-56 : 2 фот. - Библиогр.: с. 56 (17 назв. ) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарное знание -- гуманитарные науки -- знания -- книги -- культурные тезаурусы -- личность и общество -- накопление знаний -- общество и личность -- социальное конструирование реальности -- социальные теории -- социокультурное поведение -- социологи -- социологические абстракции -- субъективность -- тезаурусная концепция -- тезаурусный анализ -- тезаурусный подход -- тезаурусы -- философы
Аннотация: По мере осмысления сущности и конкретного содержания высшего образования все яснее становится центральное положение в высшем образовании любого направления, любой специальности, любой последующей практической сферы применения гуманитарного знания. Авторы показывают, что субъектность, выступающая как основная черта гуманитарного знания, наиболее полно может быть осмыслена в рамках тезаурусной концепции.


Доп.точки доступа:
Луков, Владимир Андреевич (директор; доктор филологических наук; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; лауреат Бунинской премии); Межуев, В. М. (российский философ); Спенсер, Г. (английский философ; социолог ; 1820-1903); Хоманс, Д. (американский социолог; социальный психолог-необихевиорист ; 1910-1989); Конт, О. (французский философ ; 1798-1857)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Луков, Валерий Андреевич (проректор; директор; доктор философских наук; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; вице-президент).
    Субъектность как атрибут гуманитарного знания [Текст] / Луков Валерий Андреевич, Луков Владимир Андреевич // Ученый совет. - 2014. - № 11. - С. 50-56 : 1 фот. - Библиогр.: с. 56 (17 назв. ) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
английские философы -- гуманитарное знание -- гуманитарные науки -- знания -- индивиды -- книги -- культурные тезаурусы -- личность и общество -- накопление знаний -- общество и личность -- российские философы -- социальные субъекты -- социальные теории -- субъектность -- тезаурусный анализ -- тезаурусный подход -- тезаурусы -- философы -- французские философы
Аннотация: По мере осмысления сущности и конкретного содержания высшего образования все яснее становится центральное положение в высшем образовании любого направления, любой специальности, любой последующей практической сферы применения гуманитарного знания. Авторы показывают, что субъектность, выступающая как атрибут гуманитарного знания, наиболее полно может быть осмыслена в рамках тезаурусного подхода.


Доп.точки доступа:
Луков, Владимир Андреевич (доктор филологических наук; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; академик; лауреат Бунинской премии); Межуев, В. М. (российский философ); Хоманс, Дж. (американский социолог ; 1910-1989); Конт, О. французский философ (1798-1857); Спенсер, Г. (английский философ ; 1820-1903)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шутенко, Е. Н. (кандидат психологических наук; доцент).
    Тезаурусный анализ представлений студентов о самореализации в процессе обучения в вузе [Текст] / Е. Н. Шутенко // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2014. - № 11. - С. 24-28. - Библиогр. с.28 (10 назв.) . - ISSN 0321-0383
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач.
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
высшая школа -- высшее образование -- российские вузы -- российское студенчество -- самореализация -- семантические индикаторы самореализации -- социализация -- студенческая молодежь -- тезаурусный подход
Аннотация: Рассмотрена проблема самореализации современной молодежи и роль вуза в ее решении. Описаны результаты анализа представлений студентов о возможностях самореализации в образовательном процессе вуза. На основе тезаурусного анализа раскрыты субъективно значимые предпосылки самореализации и данные их измерения у студентов различных вузов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кузнецова, Татьяна Федоровна (доктор философских наук; профессор).
    Цифровая культура в свете теоретических основ новой институциональной экономики [Текст] = The digital culture in the light of theoretical foundations of the new institutional economy / Кузнецова Т. Ф. // Век глобализации. - 2019. - № 2 (30). - С. 111-120. - Библиогр.: с. 119-120 (17 назв.). - Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований ("Культурно-философские основания китайско-российского сотрудничества"), проект № 19-511-93002. - Сноски . - ISSN 1994-9065
УДК
ББК 65.050 + 71.0
Рубрики: Экономика
   Управление экономикой

   Культурология

   Теоретическая культурология--Россия--Европа--США; Южная Корея; Гана

Кл.слова (ненормированные):
институциональная экономика -- культура цифровая -- культурология -- новая институциональная экономика -- общество -- подходы -- программы -- тезаурусный подход -- хозяйственная деятельность -- цифровая культура -- цифровая экономика -- цифровое общество
Аннотация: В статье с учетом имеющихся представлений о цифровой культуре дается ее понимание в контексте положений новой институциональной экономики. Автор исходит из того, что если из идеи институтов следует структура цифровой экономики, то такова же основа и цифрового общества. Необходимым атрибутом и регулятором такого общества становится цифровая культура.


Доп.точки доступа:
Воловик, А. \.\; Аузан, А. А. (российский экономист ; 1954-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Луков, Валерий Андреевич (доктор философских наук; Заслуженный деятель науки РФ; профессор; директор).
    Тезаурус в лингвистике и социологии [Текст] / Луков Валерий Андреевич // Ученый совет. - 2019. - № 10. - С. 60-67 : 1 фот. - Библиогр.: с. 67 (12 назв.) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 60.54 + 81.03
Рубрики: Социология
   Социология групп

   Языкознание

   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарные знания -- культурология -- лингвистика -- понятие тезауруса -- социальные субъекты -- социология -- социология культуры -- субъективизация гуманитарных знаний -- субъектная культурология -- субъекты -- тезаурусная социология -- тезаурусный подход -- тезаурусы
Аннотация: Термин "тезаурус", активно входящий в понятийную систему социальных и гуманитарных наук в XXI веке, в том числе в субъектно ориентированную социологию в версии "тезаурусной социологии", уже давно используется в лингвистике, но его значение совсем другое. В статье показано различие смыслов тезауруса в лингвистике и социологии в связи с применением тезаурусного подхода к исследованиям молодежи.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Луков, Валерий Андреевич (доктор философских наук; Заслуженный деятель науки РФ; профессор; директор).
    Стратегия развития воспитания и нерешенные вопросы теории воспитания [Текст] / Луков Валерий Андреевич // Ученый совет. - 2019. - № 12. - С. 6-19 : 1 фот. - Библиогр.: с. 16-19 (57 назв.) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в.
   Теория и методика воспитания--Россия, 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
воспитание -- воспитание детей -- воспитание жизнеспособных поколений -- воспитание молодежи -- государственная молодежная политика -- гуманитарные исследования -- жизнеспособные поколения -- задачи воспитания -- исследования -- история воспитания -- концепт воспитания -- методология гуманитарных исследований -- методология социальных исследований -- методология тезаурусного подхода -- методы воспитания -- молодежная политика -- молодежь -- молодое поколение -- официальные материалы -- подрастающее поколение -- поколения -- польская педагогика -- польское харцерство -- понятие воспитания -- работа с молодежью -- российская педагогика -- скаутский метод воспитания -- социальные исследования -- стратегии -- стратегии развития воспитания -- тезаурусный подход -- теории функциональных систем -- теория воспитания -- указы -- формирование теории воспитания -- харцерство
Аннотация: В статье показано, что в системе образования России в последние годы уделяется значительное внимание проблеме воспитания. Это нашло отражение в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В статье рассматриваются традиции педагогической школы в России. Показано, что отечественная педагогика всегда была направлена на целостное и всестороннее развитие личности, значительное внимание уделялось гражданским качествам. Автор показывает продуктивность тезаурусного подхода к проблеме воспитания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Алябышева, Юлия Анатольевна (кандидат педагогических наук).
    Вопрошающая активность учителей информатики и авторов школьных учебников [Текст] = Questioning activity of informatics teachers and authors of school textbooks / Ю. А. Алябышева, А. А. Веряев // Информатика и образование. - 2021. - № 5. - С. 12-20 : 4 рис. - Библиогр.: с. 18-20 (17 назв.). - Рез. и библиогр. рус., англ. . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
Блума кубик -- Блума таксономия -- авторы учебников -- вопросно-задачные подсистемы -- вопрошающая активность авторов -- вопрошающая активность учителей -- задания -- задачи -- кубик Блума -- методические приемы -- процесс коммуникации -- таксономия Блума -- тезаурусный подход -- упражнения -- учебная деятельность -- учебные книги -- учителя информатики -- школьные учебники
Аннотация: Рассматривается вопрошающая активность учителей информатики и авторов школьных учебников по информатике. Представлены некоторые методические приемы, способствующие увеличению степени разнообразия вопросов, звучащих в учебной аудитории. Осуществлен анализ вопросно-задачной подсистемы учебной книги.


Доп.точки доступа:
Веряев, Анатолий Алексеевич (доктор педагогических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Колин, Константин Константинович (доктор технических наук; профессор; директор).
    Интеллектуальный потенциал личности: тезаурусный подход к решению проблемы [Текст] / Колин Константин Константинович // Ученый совет. - 2021. - Т. 18, № 10. - С. 730-743 : 1 фот. - Библиогр.: с. 742-743 (15 назв.) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
IQ индекс -- агрессивность общества -- деградация интеллектуального потенциала личности -- измерение уровня развития интеллекта личности -- индекс IQ -- интеллект личности -- интеллектуальная безопасность -- интеллектуальный потенциал личности -- информационная безопасность -- информационный подход -- кибернетическая модель сознания -- коэффициент интеллекта -- культурологи -- манипуляция сознанием -- модели сознания -- подсознание -- причины снижения уровня интеллектуального потенциала -- проблемы российского образования -- развитие интеллекта личности -- развитие интеллектуального потенциала -- российские культурологи -- российские социологи -- российское образование -- российское общество -- снижение интеллектуального потенциала -- современное общество -- социальное поведение -- социологи -- тезаурусный подход -- тезаурусы -- тезаурусы подсознания -- теория тезаурусов -- уровень развития интеллекта личности -- уровень развития интеллектуального потенциала -- уровни интеллектуального потенциала
Аннотация: Предлагается методология изучения современных проблем развития интеллектуального потенциала личности в условиях цифровой трансформации общества. Отличительная особенность этой методологии состоит в том, что она базируется на информационном подходе и результатах теории тезаурусов, разработанной профессором В. А. Луковым. Показаны признаки деградации интеллектуального потенциала личности в современном обществе, обусловленные формированием новой информационной среды обитания человека. Рассмотрены пути и особенности развития интеллектуального потенциала личности в условиях цифровой трансформации России. Приведены рекомендации для органов государственной власти и научно-образовательного сообщества страны.


Доп.точки доступа:
Луков, В. А. (российский социолог; культуролог; доктор философских и социологических наук; профессор ; 1948-2020); Луков, В. А. (советский и российский литературовед; культуролог; лауреат Бунинской премии; доктор филологических наук; профессор ; 1948-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Григорьева, Ирина Андреевна (помощник директора).
    Трактовка тезауруса в науках о культуре и обществе [Текст] / Григорьева Ирина Андреевна // Ученый совет. - 2023. - Т. 20, № 5. - С. 279-285 : 1 фот. - Библиогр.: с. 284-285 (8 назв.) . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 71.0
Рубрики: Культурология
   Теоретическая культурология

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарные знания -- гуманитарные науки -- индивиды -- картина мира -- концепты -- концепции тезаурусов -- культурологи -- культурологические исследования -- культурологические концепты -- личность -- методология культурологических исследований -- общество -- понятие тезауруса -- российские культурологи -- тезаурусные конструкции -- тезаурусный метод -- тезаурусный подход -- тезаурусы -- теория тезаурусов
Аннотация: Статья посвящена методологии культурологического исследования. Раскрывается, что понятие тезауруса в культурологии, филологии, антропологии не совпадает с теми, которые приняты в лингвистике и информатике. Автор показывает, что понятие тезауруса в культурологии соотносится с представлением о некотором запасе, богатстве, которым можно назвать сокровищем (от греч. Tesauros — сокровище, сокровищница). Иными словами, мы можем говорить о богатстве языка, знаний, жизненного опыта и т. д. Автор опирается на концепцию Вл. А. Лукова и В. А. Лукова, которые утверждают, что назначение понятия "тезаурус" появляется тогда, когда необходимо отразить полноту некоторого знания, существенного для данного субъекта по какому-либо основанию. В статье выделяются две основные характеристики тезауруса: первая — это то, что мы говорим о полноте/достаточности информации, без учета ее объема и меры; вторая — что, существенность этого знания определена самим субъектом — его ценностями, целями, установками и т. д.


Доп.точки доступа:
Луков, В. А. (российский социолог; культуролог; доктор философских и социологических наук; профессор ; 1948-2020); Луков, В. А. (советский и российский литературовед; культуролог; лауреат Бунинской премии; доктор филологических наук; профессор ; 1948-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)