Пинская, Марина Александровна (зам. дир. фак. довузовской подготовки).
    Анализ учебных пособий для начальной школы [Текст] / М. А. Пинская // Вопросы образования. - 2009. - N 1. - С. 137-161 : 1 табл. . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия

Кл.слова (ненормированные):
начальная школа -- младшие школьники -- традиционные образовательные системы -- системы развивающего обучения -- УМК -- учебно-методические комплексы -- литературное чтение -- окружающий мир -- анализ учебных пособий -- международные исследования -- PIRLS-2006 -- RISA -- читательские умения -- грамотность чтения -- читательская грамотность
Аннотация: Наиболее распространенные учебные пособия для начальной школы по двум предметам -"чтение" и " окружающий мир" - анализируются в рамках обсуждения результатов PIRLS-2006. Интересует прежде всего вклад этих учебных пособий в высокие достижения российских школьников в международном тестировании читательских умений четвероклассников. Результаты исследования свидетельствуют, что учебники и рабочие тетради, по которым учатся чтению в российской начальной школе, способствуют достижению высоких показателей в тесте PIRLS. В то же время эти пособия закладывают базу тех проблем, которые в полной мере выявляются в основной школе и приводят к резкому падению читательской компетентности, зафиксированному тестами PISA.


Доп.точки доступа:
Плешаков, А. А. (автор учебников); Занков, Л. В. (д-р пед. наук ; 1901-1977); Давыдов, В. В. (д-р психол. наук ; 1930-1998); Эльконин, Д. Б. (д-р пед. наук, проф. ; 1904-1984); Истомина, Н. Б. (проф. ; 1964-); Виноградова, Н. Ф. (канд. пед. наук ; проф.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пинская, Марина Александровна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник).
    Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах [Текст] / М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий, И. Д. Фрумин // Вопросы образования. - 2011. - № 4. - С. 148-177 : 6 рис., 10 табл. - Библиогр.: с. 176-177 (27 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия, 2009-2011 гг.

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- общеобразовательные учреждения -- методологические исследования -- неравенства образовательных возможностей -- неравенства в образовании -- школьный контингент -- низкие образовательные результаты -- образовательные результаты -- типы школ -- модели эффективных школ
Аннотация: Представлены результаты исследования, проводившегося Институтом развития образования НИУ ВШЭ в течение двух лет, в 2009-2011 гг. Целью исследования, посвященного проблеме неравенства в образовании, было установить причины формирования сегмента школ с устойчиво низкими образовательными результатами, разработать методы и инструменты, позволяющие диагностировать их проблемы и дефициты, спроектировать модельные программы, обеспечивающие переход школы в эффективный режим работы. Исследование опиралось на статистический анализ широкого массива данных, касающихся кадровых и материальных ресурсов, учебных результатов, контекстных характеристик 1500 школ в трех регионах РФ. Оно включало также углубленную диагностику выборки из 20 школ, в фокусе которой были школьные диагностические стратегии. Для анализа школьной образовательной политики и стратегий применялась модель эффективной школы.


Доп.точки доступа:
Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор); И. Д. Фрумин, Исак Давыдович (доктор педагогических наук; научный руководитель); Институт развития образования НИУ ВШЭ; Институт развития образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"Высшая школа экономики, Институт развития образования Национального исследовательского университета
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Фрумин, Исаак Давидович (научный руководитель).
    Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ [Текст] / И. Д. Фрумин, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Российское образование. - 2012. - № 3. - С. 9-16 : 2 табл. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- качество образования -- социология образования -- образовательное неравенство -- исследования в образовании -- кадровые составы школ -- материально-техническое обеспечение -- специальная подготовка -- типы школ -- конкретные характеристики школ
Аннотация: О проблеме современного качественного образования и обеспечении равного доступа к нему всем детям вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Груничева, Ирина Геннадьевна (научный сотрудник).
    Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики [Текст] : обзор мирового опыта / И. Г. Груничева, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2012. - № 3. - С. 30-63 : 5 табл. - Библиогр.: с. 62-63 (23 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--США--Великобритания--Канада; Китай (Шанхай); Южная Корея; Нидерланды; Испания; Ирландия; Франция

Кл.слова (ненормированные):
общеобразовательные учреждения -- образовательная политика -- национальные программы -- проблемные школы -- низкие образовательные результаты -- мировой опыт ииследований -- образовательные реформы -- финансовая поддержка школ
Аннотация: Сегодня в ведущих странах мира проблема формирования сегмента школ, показывающих низкие образовательные результаты, в которых концентрируются учащиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, осознана как одна из ключевых проблем образовательной политики. Описаны основные подходы и инструменты решения проблемы, используемые в рамках национальных стратегий. Его актуальность обусловлена появлением темы поддержки школ. Мировой опыт исследований и практических интервенций в рассматриваемой области может оказаться полезным для отечественного образования.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник).
    Контекстная информация при оценке качества работы школы [Текст] / М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий, Н. С. Крутий // Российское образование. - 2012. - № 5. - С. 23-27
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
ГИА -- ЕГЭ -- качество работы школ -- результаты ЕГЭ -- социальное благополучие
Аннотация: Как интерпретировать результаты, полученные на ЕГЭ или ГИА учениками той или иной школы? Можно ли по этим результатам сделать вывод о качестве работы школы, сравнить ее с другими школами? Мы считаем эти вопросы насущными, поскольку результаты экзаменов остаются единственным значимым для органов управления образованием и для общественного мнения сигналом о состоянии школы, и на их основании все чаще выстраиваются рейтинги, иногда с непростыми для школ последствиями. Повысить надежность оценки качества достижений можно, если увидеть не только конечные результаты, но и стартовый уровень и определить индивидуальный прогресс каждого ученика. Такой анализ пока не проводится из-за отсутствия необходимой информации. Но многое в интерпретации данных ЕГЭ и ГИА можно прояснить уже сейчас.


Доп.точки доступа:
Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор); Крутий, Надежда Сергеевна (стажер-исследователь)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Проблемы бедности и доступа к образованию [Текст] / М. А. Пинская [и др.] // Российское образование. - 2013. - № 5. - С. 27-32. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 60.504/506 + 74.00
Рубрики: Социология
   Образование. Педагогика

   Социологическое исследование

   Общая педагогика--Россия

Кл.слова (ненормированные):
дифференциация школ -- доступ к образованию -- программы поддержки образования -- социальное неравенство -- социальное обслуживание -- урбанизация
Аннотация: Исследования ситуации в российском образовании подтверждают, что его доступность и качество - один из ведущих факторов социальной дифференциации. В Советском Союзе острота проблематики образовательного неравенства была невысока: в первые десятилетия советской власти были созданы эффективные механизмы выравнивания и административно управляемой вертикальной социальной мобильности. Разумеется, они не были совершенны: перспективы получения высшего образования были выше для детей из более благополучных социальных групп, однако в школьном образовании равенство доступа к стандартизированному набору услуг в целом обеспечивалось.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат педагогических наук; директор); Ястребов, Гордей Александрович (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник); Груничева, Ирина Геннадьевна (научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий [Текст] / Г. А. Ястребов [и др.] // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 188-246 : 7 рис., 11 табл. - Библиогр.: с. 238-240 (45 назв. ). - Прил. . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия

Кл.слова (ненормированные):
ЕГЭ -- единый государственный экзамен -- образовательные результаты -- оценки качества обучения -- социально-экономическая депривация -- социально-экономические статусы семьи -- школы
Аннотация: Анализируется связь различий в образовательных результатах между российскими школами с их различиями по разным характеристикам. Использованы данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования, а также материалы муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях разного типа. Атистический анализ проводился с использованием двухуровневой регрессивной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость действительно устойчиво различается для разных школ. Уровень депривации территорий самостоятельного влияния на образовательные результаты не оказывает: типично низкие результаты обучения, например, в сельских школах связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава учащихся.


Доп.точки доступа:
Ястребов, Гордей Александрович (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник); Бессуднов, Алексей Рудольфович (научный сотрудник); Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ястребов, Гордей Александрович (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник; докторант).
    Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария [Текст] / Г. А. Ястребов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2014. - № 4. - С. 58-95 : 5 табл., 3 рис. - Библиогр.: с. 89-91 (34 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика--Россия

Кл.слова (ненормированные):
ЕГЭ -- единый государственный экзамен -- качество образования -- контекстные данные -- контекстуализация -- оценка качества -- социальный контекст -- социальный состав учащихся
Аннотация: Представлен возможный подход к оценке результатов деятельности образовательных организаций, позволяющий учесть их социальную специфику. В его разработке авторы руководствовались: 1) результатами многочисленных исследований, подтверждающих обусловленность образовательных результатов контекстными факторами; 2) зарубежным опытом в решении аналогичных задач; 3) соображениями доступности минимально необходимой информации для осуществления подобных оценок в современных российских реалиях.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Сравнительное исследование TALIS-2013 по вопросам преподавания и обучения [Текст] / М. А. Пинская [и др.] // Российское образование. - 2015. - № 4. - С. 28-41 : 2 табл., 7 рис.
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
вопросы обучения -- директора -- оценка качества работы -- преподавательский состав -- профессиональное развитие учителей -- профессиональные способности -- руководство школой -- сравнительное исследование -- учителя
Аннотация: Проект «Международное исследование по вопросам преподавания и обучения» (Teaching and Learning International Survey, TALIS) — масштабное и авторитетное международное исследование учителей. Оно проводится Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) для сбора и сравнения информации об учителях и директорах в разных странах в таких ключевых областях, как: подготовка и профессиональное развитие учителей; оценка качества работы; руководство школой, установки и приёмы преподавания; удовлетворённость работой, уверенность в своих профессиональных способностях.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (ведущий научный сотрудник; кандидат педагогических наук); Ленская, Елена Анатольевна (декан; кандидат педагогических наук); Пономарева, Алёна Александровна (младший научный сотрудник); Брун, Ирина-Викторовна (стажер-исследователь); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (директор; кандидат педагогических наук); Савельева, Майя Борисовна (главный аналитик)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Козина, Наталья Сергеевна (аналитик).
    Изменения в социальном положении учителей, условиях для работы и профессионального развития: мониторинг экономики образования [Текст] / Н. С. Козина, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Российское образование. - 2015. - № 4. - С. 46-54 : 7 рис.
УДК
ББК 74.00 + 65.053
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

   Экономика

   Экономический анализ

Кл.слова (ненормированные):
заработная плата учителей -- мотивация учителей -- профессиональная деятельность учителя -- профессиональное развитие -- работа учителя -- современное образование -- социальное положение учителей -- сфера образования -- учителя
Аннотация: В статье представлены результаты опроса учителей в рамках мониторинга экономики образования (МЭО), который проводит Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики» совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. В 2014 году в обследовании приняли участие 1777 учителей. Вниманию читателей предлагаются результаты, характеризующие изменения в социальном положении учителей, условиях для работы и профессиональном развитии.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (ведущий научный сотрудник; кандидат педагогических наук); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (директор; кандидат педагогических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник).
    Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России [Текст] / М. А. Пинская, А. А. Пономарева, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2016. - № 2. - С. 100-124 : 5 табл., 22 рис. - Библиогр.: c. 122 (10 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74р
Рубрики: Образование. Педагогика
   Педагогическое образование--Россия

Кл.слова (ненормированные):
молодые учителя -- подготовка учителей -- профессиональная удовлетворенность -- профессиональные компетенции -- профессиональный рост -- становление педагогов
Аннотация: На основании данных, полученных в ходе международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS-2013, анализируются уровень профессиональной подготовки молодых учителей в России, их трудоустройство, ввод в профессию и дальнейшее профессиональное развитие, трудности, которые они испытывают в преподавательской деятельности, их удовлетворенностью обратной связью, получаемой от руководства школы и коллег. Молодые учителя испытывают трудности в профессиональной коммуникации и сталкиваются с барьерами в доступе к профессиональному развитию. Авторы делают вывод, что молодые учителя нуждаются в расширении возможностей профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и групповых формах.


Доп.точки доступа:
Пономарева, Алена Александровна (магистр психологии; младший научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дербишир, Наталья Сергеевна (аналитик).
    Управленческие стратегии директоров эффективных школ [Текст] / Н. С. Дербишир, М. А. Пинская // Вопросы образования. - 2016. - № 3. - С. 110-129 : 5 табл. - Библиогр.: c. 124-126 (37 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.204
Рубрики: Образование. Педагогика
   Школоведение

Кл.слова (ненормированные):
директора школ -- модели контекстуализации -- мониторинг экономики образования -- социальный бэкграунд -- управление педагогическим коллективом -- управленческие стратегии -- эффективные школы
Аннотация: Статья посвящена оценке достижений школ с учетом их контекстных характеристик. Модель контекстуализации образовательных результатов, разработанная на основе регрессионного анализа, позволяет оценить эффективность учебного заведения согласно его индивидуальным характеристикам. Выделив группу школ, которые можно рассматривать как эффективные, т. е. показывающие достижения максимально высокие для условий, в которых находится школа, авторы провели анализ управленческих стратегий их директоров. Эти школы обучают детей из семей с более высоким социально-экономическим статусом, что исходно дает им более сильные стартовые позиции в отношении академических результатов.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Поверх барьеров: исследуем резильентные школы [Текст] / М. А. Пинская [и др.] // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 198-227 : 3 рис., 6 табл. - Библиогр.: с. 221-223 (41 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
академическая резильентность -- образовательные стратегии -- образовательные траектории -- социально-экономический статус семьи -- школьная эффективность -- школьники с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: Специалистами Института образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ совместно с "Левада-Центром", осуществлено полевое исследование: проведены интервью и фокус-группы с директорами, учителями, учащимися и родителями учащихся в трех школах, обучающих наиболее сложный контингент учащихся из семей с низкими социальными, экономическими и культурными ресурсами и добивающихся, несмотря на это, высоких образовательных результатов. Оно продолжает начатое в 2015 г. исследование особенностей условий функционирования, управленческих и образовательных стратегий школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях. Такие школы авторы определяют как резильентные, т. е. устойчивые по отношению к факторам неблагополучия, не контролируемым школой. Исследованные школы различаются по числу учащихся, образовательным программам, уровню депривированности территории, но реализуют близкие стратегии, которые являются целенаправленными и осознаются всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся: ограниченная селекция и выравнивание контингента, формирование высоких ожиданий и прозрачных требований к учебным результатам, индивидуальная поддержка и мотивирование учащихся, формирование навыков, повышающих шансы на успешную социализацию выпускников. По мнению авторов, последовательная реализация этих стратегий создает условия, способствующие академической резильентности учащихся. Изучение опыта таких школ представляется чрезвычайно важным для решения проблемы образовательного неравенства.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник); Хавенсон, Татьяна Евгеньевна (научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор); Звягинцев, Роман Станиславович (стажер-исследователь); Михайлова, Александра Михайловна (стажер-исследователь); Чиркина, Татьяна Александровна (стажер-исследователь); Институт образования НИУ ВШЭ; Левада-Центр
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Константиновский, Давид Львович (доктор социологических наук).
    Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания [Текст] / Д. Л. Константиновский, М. А. Пинская, Р. С. Звягинцев // Социологические исследования. - 2019. - № 5. - С. 14-25. - Библиогр.: с. 23-25 . - ISSN 0132-1625
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп

Кл.слова (ненормированные):
внешние факторы стресса -- профессиональное выгорание -- профессиональное самочувствие -- профессиональное самочувствие учителей -- российские школы -- учителя
Аннотация: В статье приводятся результаты исследования профессионального самочувствия учителей российских школ. На основании факторного анализа полученных данных выявлено, что сообщество учителей можно представить как совокупность групп, каждой из которых свойственны определенные особенности профессионального самочувствия. Характеристики групп описывают сообщество с точки зрения отношения к труду. При этом обычно рассматриваемые характеристики, такие, как возраст, пол, объем заработной платы и учебная нагрузка, оказались незначимыми. Анализ показал, что деформация профессиональной позиции связана с внешними факторами стресса: социальным контекстом, в котором работает школа, характеристиками территории, контингентом учащихся, высокой нагрузкой, не связанной с преподаванием, а также низкой вовлеченностью в принятие административных решений.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук); Звягинцев, Роман Станиславович (аналитик)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI в. в практику российских школ [Текст] / Н. А. Авдеенко [и др.] // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 282-304. - Библиогр.: с. 302 (19 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия, 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
контекстные задания -- креативность -- разработка заданий -- совместное решение проблем -- учебный процесс -- школьные практики
Аннотация: Методология исследования действием использована для изучения возможностей внедрения развития навыков XXI в. в практику российских школ. Проведенное исследование является частью проекта Центра инноваций в образовании ОЭСР Teaching, Assessing and Learning Creative and Critical Thinking Skills in Education. Авторы поставили перед собой задачу разработать формат школьного занятия, который включал бы развитие навыков XXI в. на материале конкретного школьного предмета, сделать проведение такого занятия доступным для большинства учителей, а участие в таком занятии - доступным для большинства детей. Представлен подход к разработке контекстных заданий, над которыми ученикам предлагается поработать на уроке в формате совместного решения проблем. Охарактеризованы ключевые элементы таких заданий, позволяющие развивать креативность в рамках предметного урока. Приведены результаты апробации этих заданий. Для ответа на вопрос о доступности практик, развивающих навыки XXI в. на предметном материале, проанализированы данные фокус-групп с учителями и учениками, участвовавшими в апробации заданий.


Доп.точки доступа:
Авдеенко, Надежда Александровна (аналитик); Денищева, Лариса Олеговна (кандидат педагогических наук; доцент; профессор кафедры высшей математики и методики преподавания математики); Краснянская, Клара Алексеевна (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник); Михайлова, Александра Михайловна (аналитик); Пинская, Марина Александровна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)