Новиков, А. А. Субъект познания: регистратор или созидатель? [Текст] / А. А. Новиков> // Философия и общество. - 2004. - N 4. - С. . 106-121. - RUMARS-fiio04_000_004_0106_1
Рубрики: Философия--Социальная философия Россия Кл.слова (ненормированные): субъект познания -- субъект-объектные отношения -- религиозная философия -- религия -- христианская философия -- христианство -- гносеология Аннотация: Освещены некоторые важные моменты осмысления проблемы субъект-объектных отношений в русской религиозной (христианской) философии. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Столярова, О. Е. Между "реальностью" и "конструкцией" [Текст] : философия в поисках "новой объективности" / Столярова О. Е.> // Философские науки. - 2006. - N 8. - С. . 74-90. - s, 2006, , rus. - RUMARS-phil06_000_008_0074_1. - Пермская государственная областная универсальная библиотека им. А. М. Горького. - N 8. - С. 74-90. - phil06_000_008_0074_1, 8, 74-90
Рубрики: Философия--Философские вопросы и методология отдельных наук Кл.слова (ненормированные): философия науки -- философия и наука -- реальность -- конструкция -- онтологическая реальность -- эпистемологическая реальность -- рациональность -- реализм -- конструктивизм -- социальный конструктивизм -- инструментализм -- объективность -- субъективность -- научное знание -- научное познание -- объект познания -- субъект познания -- социология знания -- Сильная программа Аннотация: Рассмотрена стоящая перед современной философией науки проблема необходимости выбора между двумя взаимоисключающими сферами - онтологической реальностью (реальностью в собственном смысле) и эпистемологической реальностью (приобретающей статус конструкции, т. е. продукта, производимого сознанием) . Отражена полемика реалистов с конструктивистами, касающаяся того, чем определяется научный результат - природой вещей или случайными обстоятельствами. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Киреева, Н. В. (канд. экон. наук, доц.). Субъектно-объектные отношения в экономическом анализе [Текст] / Н. В. Киреева> // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - N 8. - С. . 2-7. - Библиогр.: с. 7 (7 назв. )
Рубрики: Экономика--Экономический анализ РФ Россия Российская Федерация Кл.слова (ненормированные): субъективные факторы -- объективные факторы -- субъектно-объектные отношения -- классификация экономического анализа -- субъект познания |
Аронов, Р. А. Происхождение знания: истоки и основы [Текст] / Р. А. Аронов, О. Е. Баксанский> // Вопросы философии. - 2008. - N 4. - С. 98-108. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 108 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Философия науки Теория познания Кл.слова (ненормированные): знание (философия) -- субъект познания -- человек (философия) -- эволюционная теория познания -- научное познание -- обыденное познание Аннотация: Рассматривается проблема происхождения знания и конструирования представлений об окружающем человека мире. Доп.точки доступа: Баксанский, О. Е. |
Медведев, В. А. Субъективная составляющая теоретического познания: тенденции преобразования эпистемологической проблематики [Текст] / В. А. Медведев> // Философия науки. - 2009. - N 1. - С. 15-27. - Библиогр.: с. 26-27 (18 назв. ) . - ISSN 1560-7488
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): познание -- эпистемология -- онтология -- субъект познания Аннотация: Субъективность познавательного процесса. |
Никитина, Елена Александровна (канд. философ. наук). В поисках утраченного единства сознания: исчезло ли "Я" [Текст] / Е. А. Никитина> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2009. - N 5. - С. 31-44. - Библиогр.: с. 44 (15 назв. ) . - ISSN 1995-0055
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): познание -- субъект познания -- единство сознания -- сознание (философия) -- бессознательное (философия) -- Я (философия) -- эпистемология Аннотация: Рассматривается проблема единства сознания. Современная проблематика единства сознания формируется в контексте переосмысления основных установок и положений классической эпистемологии. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Никитина, Елена Александровна (канд. философ. наук). В поисках утраченного единства сознания: исчезло ли "Я" [Текст] / Е. А. Никитина> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2009. - N 5. - С. 31-44. - Библиогр.: с. 44 (15 назв. ) . - ISSN 1995-0055
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): познание -- субъект познания -- единство сознания -- сознание (философия) -- бессознательное (философия) -- Я (философия) -- эпистемология Аннотация: Рассматривается проблема единства сознания. Современная проблематика единства сознания формируется в контексте переосмысления основных установок и положений классической эпистемологии. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Мусин, Д. З. Роль репрезентации в процессе восприятия в концепции М. Вартофского [Текст] / Д. З. Мусин> // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - N 11 (106), ноябрь. - С. 124-132. - Библиогр.: с. 132 (7 назв. ) . - ISSN 1814-6457
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): историческая эпистемология -- репрезентация -- восприятие -- артефакты -- референция -- модели -- теория познания -- субъект познания -- объект познания Аннотация: Рассматривается проделанный М. Вартофским анализ понятия репрезентации, в частности анализ природы и роли моделей в естественных науках, в теориях восприятия и познания. Свою концепцию М. Вартофский называет исторической эпистемологией, которая основана на эволюции способов познания в связи с изменением форм социальной и технологической практики. Доп.точки доступа: Вартофский, М.; Микешина, Л. А.; Зандкюлер, Х. Й.; Лекторской, В. А.; Саймон, Г.; Кемени, Д. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Беляев, Г. Ю. (канд. пед. наук). Парадигма педагогики - феноменологический аспект теории воспитания [Текст] / Г. Ю. Беляев> // Вестник Российского философского общества. - 2010. - N 1 (53). - С. 167-169 . - ISSN 1606-6251
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика воспитания--Россия Кл.слова (ненормированные): наука -- педагогика -- теория воспитания -- гуманитарное знание -- объект познания -- субъект познания -- воспитание -- феноменологический аспект Аннотация: Проанализирована теория воспитания - часть педагогики, включающая синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Рассмотрен феноменологический аспект процесса воспитания. Доп.точки доступа: Кедров, Б. М. (рос. философ ; химик и историк науки ; 1903-1985) Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Рахматулин, Ринат Яхьяевич (канд. пед. наук, зав. лабораторией). Индивидуализация личности в условиях информатизации общества [Текст] : социально-педагогические аспекты проблемы / Р. Я. Рахматулин> // Информационные ресурсы России. - 2010. - N 4. - С. 24-28. - Библиогр.: с. 28 (7 назв. ) . - ISSN 0204-3653
Рубрики: Информатика Информатизация общества. Информационная политика Образование. Педагогика Социальная педагогика Кл.слова (ненормированные): интернет -- индивидуализация личности -- индивидуальный выбор -- индивидуальные риски выбора -- субъект познания -- познание -- личность -- риски выбора -- информационная среда Аннотация: В статье рассматриваются социокультурные аспекты существенных изменений, связанных с динамично развивающейся информационной средой, и обусловленные этим требования к содержанию современного общего образования. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рахматулин, Ринат Яхьяевич (канд. пед. наук, зав. лабораторией). Индивидуализация личности в условиях информатизации общества [Текст] : социально-педагогические аспекты проблемы / Р. Я. Рахматулин> // Информационные ресурсы России. - 2010. - N 4. - С. 24-28. - Библиогр.: с. 28 (7 назв. ) . - ISSN 0204-3653
Рубрики: Информатика Информатизация общества. Информационная политика Образование. Педагогика Социальная педагогика Кл.слова (ненормированные): интернет -- индивидуализация личности -- индивидуальный выбор -- индивидуальные риски выбора -- субъект познания -- познание -- личность -- риски выбора -- информационная среда Аннотация: В статье рассматриваются социокультурные аспекты существенных изменений, связанных с динамично развивающейся информационной средой, и обусловленные этим требования к содержанию современного общего образования. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Данько, Софья Владимировна. Субъект познания и внешний мир. Анализ интерпретаций [Текст] / С. В. Данько> // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2012. - № 1 (100). - С. 5-12. - Библиогр.: с. 12 (8 назв.) . - ISSN 2227-2291
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): внешний мир -- познаваемость внешнего мира -- рационализм -- реальность -- западная рационалистическая традиция -- гносеология рационалистической традиции -- субъективизм -- субъект познания -- субъект Аннотация: Рассматривая принципы западной рационалистической традиции, автор пытается ответить на вопрос: что есть субъект, от которого не зависит внешняя реальность, и какова формальная сторона независимости внешнего мира от субъекта. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Летов, Олег Владимирович (кандидат философских наук; доцент). Проблема научной объективности: от постпозитивизма к социальным исследованиям науки и техники [Текст] / О. В. Летов> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2012. - № 4. - С. 47-59. - Библиогр.: с. 58-59. - Примеч. в сносках . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): объективность -- научная объективность -- постпозитивизм -- личностное знание -- наука -- техника -- социальные исследования -- философы -- STS -- знание -- реальность -- познание -- субъект познания -- объект познания Аннотация: Рассматривается проблема научной объективности как соотнесенности знания с реальностью в рамках постпозитивизма и социальных исследований науки и техники. Выявляется трактовка этой проблемы в концепции "личностного знания" М. Полани. Анализируется идея Б. Латура о единстве субъекта и объекта познания. Доп.точки доступа: Полани, М. (философ); Латур, Б. (философ) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бельский, Константин Степанович (доктор юридических наук). Введение в методологию финансового права [Текст]. Часть 2. Познавательный процесс как системное явление / Бельский Константин Степанович> // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 2. - С. 89-96 : схемы. - Библиогр. в сносках . - ISSN 1815-1337
Рубрики: Право Финансовое право Кл.слова (ненормированные): объект познания -- познавательный процесс -- предмет исследования -- ступени познавательного процесса -- субъект познания -- философия права -- юридические категории Аннотация: Соотношение объекта и предмета познания. Познавательный процесс как системное явление. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ахтомьянова, И. Н. (кандидат психологических наук; профессор). О становлении субъекта познания в дошкольном возрасте [Текст] / И. И. Ахтомьянова, Н. Р. Зайнуллина> // Социальная политика и социология. - 2014. - № 1. - С. 223-233. - Библиогр.: с. 232-233 (10 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- дошкольный возраст -- интегративные образования -- субъект познания Аннотация: Представлены интегративные характеристики субъекта познания в дошкольном возрасте. Доп.точки доступа: Зайнуллина, Н. Р. (аспирант) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Иванов, Константин Павлович (кандидат философских наук; докторант). Диалоговая парадигма познавательной деятельности (от диалогической онтологии М. Бубера к философии поступка М. Бахтина) [Текст] / Иванов Константин Павлович> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - № 2 (20). - С. 21-27. - Библиогр.: с. 27 (12 назв. ) . - ISSN 1998-9946
Рубрики: Социальная философия Общение Кл.слова (ненормированные): глубинное общение -- диалог (философия) -- диалогизм -- диалогово-деятельностная парадигма познания -- коммуникативное взаимодействие -- парадигма деятельности -- познавательная деятельность -- поступок (философия) -- социальные трансформации -- субъект познания -- участное мышление -- философия диалога -- философия поступка -- философы Аннотация: Отмечается необходимость переосмысления особой диалоговой природы познавательной деятельности. Предлагаются идеи представителей философии диалога - Мартина Бубера и Михаила Михайловича Бахтина - в качестве перспективной основы для формирования современной методологии познавательной деятельности. Доп.точки доступа: Бубер, М. (немецкий философ ; 1878-1965); Бахтин, М. М. (философ ; 1895-1975); Лосев, А. Ф. (философ ; 1893-1988); Франк, С. (философ); Бердяев, Н. А. (религиозный философ ; 1874-1948); Флоренский, П. А. (религиозный философ; богослов ; 1882-1937) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ильинова, Н. А. (кандидат социологических наук). Воображение и проблема достоверности субъективного опыта в философии Юма [Текст] / Н. А. Ильинова> // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - Вып. 3. - С. 25-32. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 2410-3691
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): воображение -- достоверность -- объект познания -- причинность -- пространство и время -- субъект познания -- теория познания -- труды преподавателей АГУ Аннотация: Исследуется "поворот к воображению", составивший основное содержание теории познания шотландского философа эпохи Просвещения Д. Юма. Анализируются аргументы мыслителя против декартовской механистической модели универсума и познания, которые в процессе развития классической научной картины мира зашли в тупик. Обосновывается закономерность скептических выводов Юма относительно возможности опосредствования опыта единичного сознания и противостоящего ему геометризированного гомогенного мира. Воображение рассматривается как метод конституирования опосредствующего звена между сознанием и миром, объективируемого в категории "причинность". Доп.точки доступа: Юм, Д. (шотландский философ ; 1711-1776) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ильинова, Надежда Александровна (кандидат социологических наук). Воображение и идеал разума в классической науке [Текст] / Н. А. Ильинова> // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - Вып. 4. - С. 17-23. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 2410-3691
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): воображение -- геометризированный объект познания -- объект познания -- пространственно-временной континуум -- сознание -- субъект познания -- труды преподавателей АГУ Аннотация: Исследуются внутренние противоречия в становлении идеала познавательного разума в классической научной картине мира Нового времени. Необходимость выделения абстракции чистого мыслящего субъекта и пространственно-временного объекта познания привела к невозможности обоснования достоверности опыта такого познания. Замкнутое в себе чистое сознание и абсолютно противоположный ему геометризированный объект аннигилировали возможность опосредствования всеобщего и единичного как основы установления закономерностей. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Джиган, М. В. "Общество знания" - концепция и перспективы [Текст] / М. В. Джиган> // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 5. - С. 8-11. - Библиогр.: с. 11 . - ISSN 1997-2377
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): знание -- информация -- непрерывное образование -- образовательный процесс -- общество знания -- постиндустриальный этап -- приоритеты образования -- субъект познания Аннотация: Рассмотрены отличия понятий "информация" и "знание", приводятся примеры видов информации, дается классификация знания, выявляется механизм его получения. Исследуется понятие "общество знания", рассматривается его современная концепция и перспективы дальнейшего развития. Получение и распространение образовательных и научных сведений, качество обучения и образования становятся важнейшими приоритетами при становлении и развитии "общества знания". Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Павлов, Александр Валентинович (доктор философских наук; профессор). Специфика предметности в гуманитарном познании [Текст] / А. В. Павлов> // Социум и власть. - 2016. - № 4. - С. 120-125. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1996-0522
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): гуманитарная наука -- гуманитарное познание -- гуманитарный подход -- предметность -- субъект познания Аннотация: Показывается способность гуманитарной науки к теоретическим обобщениям и практическим изобретениям. Рассматривается отличие гуманитарной науки от гуманитарного познания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |