Горохов, В. Г.

    Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники [Текст] / Горохов В. Г. // Философские науки. - 2006. - N 2. - С. . 26-44. - c, 2006, 9999, rus. - RUMARS-phil06_000_002_0026_1. - Пермская государственная областная универсальная библиотека им. А. М. Горького. - Продолж. Начало в N 1. - N 2. - С. 26-44. - phil06_000_002_0026_1, 2, 26-44
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология--Психология деятельности, 20 в.
   Техника--Общие вопросы техники

   СССР
Кл.слова (ненормированные):
философия техники -- деятельность -- принцип деятельности -- техническая деятельность -- теория технической деятельности -- социальная оценка техники -- деятельностный подход -- психологическая теория деятельности -- советская психология
Аннотация: Деятельностный принцип в советской психологии. Психологическая теория технической деятельности.


Доп.точки доступа:
Выготский \л. С.\; Леонтьев \а. Н.\; Гальперин \п. Я.\; Зинченко \в. П.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Соколова, Е. Е.

    Апология системного монизма [Текст] : (к проблеме путей интеграции психологической науки) / Е. Е. Соколова // Вопросы психологии. - 2006. - N 4. - С. . 15-23. - Библиогр.: с. 23 (30 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_004_0015_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 15-23. - vopp06_000_004_0015_1, 4, 15-23
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Общая психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
школа Леонтьева -- Леонтьева школа -- монизм -- психологическая теория деятельности -- диалектическое единство -- абстрактное -- конкретное -- единица анализа -- поступок
Аннотация: Статья написана в контексте дискуссии о возможных методологических основаниях современной психологической науки. В отличие от сторонников методологического плюрализма (либерализма) автор обосновывает необходимость системного монизма в психологии. Доказывается, что построенная на принципах системного монизма психологическая теория деятельности школы Леонтьева при условии ее дальнейшей разработки может послужить основанием для интегративной работы в психологии. На основе анализа ряда положений этой теории автор статьи делает вывод о том, что упреки теории деятельности в "абстракции" не выдерживают критики.


Доп.точки доступа:
Леонтьев \а. Н.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Жильцова, О. А.
    Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников [Текст] / О. А. Жильцова, Ю А. Самоненко // Вопросы психологии. - 2007. - N 1. - С. . 136-144. - Библиогр.: с. 144 (8 назв. ). - RUMARS-vopp07_000_001_0136_1
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Детская психология
   Россия
    Москва

Кл.слова (ненормированные):
психологическая теория деятельности -- развивающее обучение -- принципы предметности -- принципы опосредствованности -- принципы субъектности -- концептуальная схема -- уровень методологических знаний -- естественнонаучное образование школьников
Аннотация: Описаны результаты исследований, проводимых на протяжении последних 20 лет специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова по совершенствованию естественнонаучного образования и развития школьников. В исследовании предпринята попытка осуществить проекцию основных положений психологической теории деятельности в дидактические требования к построению учебного предмета и организацию деятельности по его усвоению. На основе разработанных требований была осуществлена соответствующая коррекция традиционных учебных программ и других методических материалов. Экспериментальное обучение показало эффективность представленной модели обучения.


Доп.точки доступа:
Самоненко, Ю. А.; Леонтьев \а. Н.\; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; МГУ им. М. В. Ломоносова




    Жильцова, О. А.
    Формирование рефлексии в естественнонаучном образовании школьников [Текст] / О. А. Жильцова, И. Ю. Самоненко, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. - 2009. - N 1. - С. 109-120. - Библиогр.: с. 120 (14 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология--Россия
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
рефлексия -- психологическая теория деятельности -- развивающее образование -- естественнонаучное образование школьников -- формирование рефлексии
Аннотация: На основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева рассмотрены вопросы функций и генезиса рефлексивных действий. Выделено специфическое содержание рефлексивной деятельности, позволяющее диагностировать уровень развития рефлексии и управлять ее развитием в обучении. Представлены результаты исследования стихийно складывающихся рефлексивных процессов у детей и подростков, а также экспериментальные данные, описывающие возможности формирования рефлексивных способностей на разных уровнях образования.


Доп.точки доступа:
Самоненко, И. Ю.; Самоненко, Ю. А.; Леонтьев, А. Н.




    Шадриков, Владимир Дмитриевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; директор).
    Теоретические основания построения новой школы [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 2. - С. 3-11 : фот., рис., табл. - Библиогр.: с. 11 (10 назв. ) . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 74.03 + 74.2 + 88.36
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия, 20 в. нач.

   Общеобразовательная школа

   Психология

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
педагогика -- дидактика -- школа -- русские педагоги -- педагоги -- деятельностный подход -- теории деятельности -- психологическая теория деятельности -- субъекты деятельности -- учебная деятельность -- система деятельности -- структура деятельности -- деятельность -- действия -- мотивация -- целеполагание -- принятие решений -- способности -- развитие учащихся -- учащиеся -- субъектность -- интеллектуальные операции
Аннотация: Психологическая теория деятельности и идея развития учащихся в учебной деятельности как теоретические предпосылки построения новой школы. Идеи русского педагога начала 20 века В. П. Вахтерова по созданию новой педагогики и их анализ.


Доп.точки доступа:
Вахтеров, Василий Порфирьевич \.\; Вахтеров, В. П. (российский педагог, ученый, деятель народного образования ; 1853-1924)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Габай, Т. В.
    Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии [Текст] / Т. В. Габай // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 3. - С. 19-32. - Библиогр.: с. 31-32 (13 назв. ) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
человеческая деятельность -- деятельностный подход -- психологические теории -- психологическая теория деятельности -- теория деятельности -- компоненты деятельности -- процессуальные компоненты -- фазы деятельности
Аннотация: В статье обсуждаются возможности деятельностного подхода в современной психологии. Особое значение придается детализированному диахроническому анализу деятельности с выявлением системы качественно различных компонентов ее процесса и их взаимосвязей.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Соколова, Е. Е.
    Есть ли будущее у теории деятельности? [Текст] / Е. Е. Соколова // Вопросы психологии. - 2011. - N 4. - С. 129-140. - Библиогр.: с. 139-140 (27 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
Леонтьева школа -- школа Леонтьева -- диалектическая методология -- психологическая теория деятельности -- культурно-деятельностная психология -- диалектическая логика -- история психологии -- методология -- монизм -- постмодернизм -- психологическая практика
Аннотация: Рассматриваются возможные перспективы развития психологической теории деятельности школы Леонтьева в трех взаимосвязанных аспектах: теоретико-методологическом, историческом и практическом. Доказывается, что в теоретико-методологическом аспекте будущее этой теории - в реализованной в ней на психологическом уровне диалектической методологии, способной - при дальнейшей разработке - стать интегратором психологической науки и практики. В историческом плане теория деятельности как наследница всего предшествующего теоретического развития психологии сама выступает этапом построения "конкретной психологии". В практическом отношении будущее теории деятельности - в ее дальнейшей реализации в различных формах высокоорганизованной практики и общей ориентации сторонников психологии деятельности не на "лечение", а на "профилактику".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Германов, Геннадий Николаевич.
    Развитие научных положений психологической теории деятельности в современных концепциях построения спортивной тренировки [Текст] / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин // Юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 30-34. - Библиогр.: с. 33-34 (15 назв.) . - ISSN 2071-1204
УДК
ББК 88.36 + 88.43
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

   Психология спорта

Кл.слова (ненормированные):
двигательная деятельность -- двигательные задания -- психологическая теория деятельности -- спортивная деятельность -- спортивно-тренировочная деятельность -- спортивные тренировки -- теории деятельности -- упражнения
Аннотация: Проведен теоретический анализ научных концепций и методологических подходов в построении начальных звеньев процесса упражнений и рассмотрены возможности дальнейшего развития учения о микроструктуре человеческой деятельности на примере спортивно-тренировочной деятельности.


Доп.точки доступа:
Никитушкин, Виктор Григорьевич; Леонтьев, А. Н.; Матвеев, Л. П.; Рубинштейн, С. Л.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пущаев, Ю. В.
    История и теория Загорского эксперимента [Текст]. Ч. 1. Начало / Ю. В. Пущаев // Вопросы философии. - 2013. - № 3. - С. 132-147. - Библиогр.: с. 146. - Примеч.: с. 147 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 74.3
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дефектология. Специальные школы

Кл.слова (ненормированные):
Загорский эксперимент -- воспитание слепоглухих -- обучение слепоглухих -- психика -- психологическая теория деятельности -- слепоглухие дети -- слепоглухота
Аннотация: Это работа - первая из цикла статей, посвященного истории и теории Загорского эксперимента по воспитанию и обучению слепоглухих детей. В данной статье рассмотрена предистория Загорского эксперимента и его марксистские философско-психологические интерпретации.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ждан, А. Н.
    А. Н. Леонтьев как лидер психологической науки советской эпохи [Текст] / А. Н. Ждан // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 44-54. - Библиогр.: с. 53-54 (12 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
гуманистическая психология -- когнитивная психология -- марксистская психология -- научные биографии -- психологическая теория деятельности -- советская психология -- советская эпоха -- советские психологи -- феноменологический подход
Аннотация: Рассматривается творчество лидера советской психологии А. Н. Леонтьева в связи с проблемами изучения теоретического наследия советской эпохи. Воссоздается хроника событий жизни и творчества А. Н. Леонтьева. Дается характеристика основных периодов творчества, анализируются философские взгляды, соотношение психологической теории деятельности с современными направлениями мировой психологии. Делается вывод о жизненности психологической теории деятельности, формулируются задачи ее освоения и развития в современных условиях.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гордеева, О. В.
    Механизмы перехода от обычного к измененному состоянию сознания в свете представлений А. Н. Леонтьева о структуре сознания (на материале изучения феноменов аналитической интроспекции) [Текст] / О. В. Гордеева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 1. - С. 4-19. - Библиогр.: с. 18-19 (24 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.35 + 88.36
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
аналитическая интроспекция -- восприятие -- изменение самосознания -- изменение схемы тела -- изменения в перцептивных процессах -- измененные состояния сознания -- константность восприятия -- личностный смысл -- нарушение целенаправленного мышления -- перцептивные процессы -- произвольное внимание -- психологическая теория деятельности -- расстройство произвольного внимания -- самосознание -- смысловые трансформации -- сознание -- структура сознания -- схемы тела -- целенаправленное мышление -- чувственная ткань образа
Аннотация: В статье приводятся результаты эмпирических исследований, в которых применялась аналитическая интроспекция как метод индукции состояний сознания, переходных к измененным. Рассматриваются возможности использования представлений А. Н. Леонтьева о структуре сознания в объяснении феноменологии измененных состояний сознания.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Зинченко, В. П. (психолог ; 1931-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сергеев, Сергей Федорович (доктор психологических наук; профессор).
    Идеологические пролегомены теории деятельности [Текст] = Ideological Prolegomena of the Soviet-Russian Activity Theory / С. Ф. Сергеев // Философские науки. - 2019. - Т. 62, № 5. - С. 44-61. - Библиогр.: с. 57-59 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
деятельность -- идеология -- психологи -- психологическая теория деятельности -- психологические школы -- теории деятельности -- теория психологической деятельности
Аннотация: В статье рассмотрена психологическая теория деятельности, возникшая в отечественной психологии советского периода, представлены взгляды и концепции советских психологов на взаимодействие идеологии и теории деятельности, проанализированы идеологические корни классической теории деятельности и начала постклассической теории.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (советский психолог ; 1896-1934); Леонтьев, А. Н. (советский психолог ; 1903-1979); Рубинштейн, С. Л. (советский психолог ; 1889-1960)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Фаликман, Мария Вячеславовна (доктор психологических наук; профессор; руководитель департамента; ведущий научный сотрудник).
    Принцип предсказывающего кодирования в современных когнитивных исследованиях [Текст] / М. В. Фаликман // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. - С. 3-23. - Библиогр.: с. 19-22 (105 назв.). - References in Russian: р. 22-23 (32 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.6
Рубрики: Психология
   Особые состояния и явления психики

Кл.слова (ненормированные):
внимание -- восприятие -- зрительное восприятие -- когнитивные исследования -- ошибки предсказаний -- построение движения -- построение образа -- предвосхищение -- предсказывающее кодирование -- принцип предсказывающего кодирования -- психические расстройства -- психологическая теория деятельности -- социальное познание -- теоретические рамки -- физиология активности -- эмоции
Аннотация: В статье освещаются основные направления исследований предвосхищения в современной когнитивной психологии и области применения принципа предсказывающего кодирования как нового обобщающего принципа работы когнитивной системы и головного мозга человека. Появление данного принципа в моделях обработки информации человеком повлекло за собой новую волну интереса к принципу обратной связи в исследованиях познания, к уровневому строению и нисходящей регуляции восприятия. В статье обсуждаются история понятия предвосхищения в психологии познания, возникновение и развитие принципа предсказывающего кодирования в когнитивных исследованиях, вводятся понятия ошибки предсказания и прецизионности (допустимого разброса), являющиеся ключевыми для моделей предсказывающего кодирования. Очерчивается теоретическая рамка, предложенная британским нейробиологом К. Фристоном, в которой уменьшение ошибки предсказания рассматривается как проявление самоорганизации системы и снижение энтропии. Проводится сопоставление этой теоретической рамки с идеями биокибернетики Н. А. Бернштейна и его "рефлекторным кольцом" как моделью построения движения на основе предвосхищения его параметров и обратной связи о реализации движения в данных условиях. В логике принципа предсказывающего кодирования на основе эмпирических исследований рассматриваются возможные механизмы восприятия, внимания, научения, эмоций, социального познания и психических нарушений (в частности, расстройств аутистического спектра и продуктивной симптоматики шизофрении). Анализируются возможности взаимного обогащения моделей предсказывающего кодирования и отечественных конструктивистских подходов (прежде всего физиологии активности Н. А. Бернштейна и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева), опирающихся на представления о предвосхищении как механизме познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)