Ковалева, Галина. "Мы идем к западному образованию" [Текст] / Г. Ковалева> // Огонек. - 2007. - N 51. - С. 62-63 : 1 фот., 1 табл. . - ISSN 0131-0097. - ISSN 0131-6435
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): школа -- общеобразовательная школа -- начальная школа -- средняя школа -- школьники -- чтение -- изучение чтения -- уровень чтения -- качество чтения -- понимание -- понимание текстов -- уровень понимания -- образовательные достижения -- педагогические измерения -- исследования в образовании -- международные исследования -- PIRLS -- PISA Аннотация: Итоги двух международных исследований: PIRLS ("Изучение качества чтения и понимания текстов") и PISA ("Программа по оценке образовательных достижений учащихся"). |
Тюменева, Юлия Алексеевна (канд. псих. наук). Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке [Текст] / Ю. А. Тюменева> // Вопросы образования. - 2008. - N 4. - С. 56-80 : 9 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 80 (5 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения, 2006 Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- международные исследования -- результаты международных исследований -- PIRLS -- вторичный анализ -- сравнительная оценка факторов -- четырехклассники -- младшие школьники -- читательская компетентность -- чтение детей -- успешность в чтении -- задания для чтения -- понимание текстов -- читательские достижения -- достижения российских школьников Аннотация: Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школ и семьи с достижениями. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований. |
Борзова, Татьяна Владимировна (кандидат психологических наук; доцент). Способы бытия человека в контексте психологии понимания применительно к обучению студентов вуза [Текст] / Т. В. Борзова> // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 5. - С. 63-69 : фот., табл. - Библиогр.: с. 69 (10 назв. ) . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Теория и методика обучения Психология Общая психология Культурология Теоретическая культурология Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- высшие учебные заведения -- вузы -- лингвистические факультеты -- студенты -- психология понимания -- понимание -- человек -- личность человека -- бытие человека -- социум -- философия образования -- философская герменевтика -- герменевтика -- образовательный процесс -- культура -- культурализм -- межкультурные различия -- модели межкультурных различий -- модели культур -- национальные культуры -- российская культура -- научные тексты -- анализ текстов -- понимание текстов -- модели ответов -- исследования Аннотация: Понимание как способ бытия человека в мире. Исследование становления психологии понимания в образовательном процессе вуза. Модель изучения культурных ценностей Г. Хофштеде и пример ее усвоения студентами лингвистического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета при изучении курса "Введение в теорию межкультурной коммуникации". Опыт организации обучения пониманию научного текста посредством использования модели ответа. Доп.точки доступа: Хофштеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Хофстеде, Г. (нидерландский социолог ; 1928-); Дальневосточный государственный гуманитарный университет Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Пентин, А. Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов [Текст] / Пентин А. Ю.> // Методист. - 2011. - N 4. - С. 8-14. - Библиогр.: с. 14 (5 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): читательская грамотность -- чтение текстов -- понимание текстов -- естественнонаучные тексты -- компетентностно-ориентированные задания -- поиск информации -- интерпретация текстов -- читательская рефлексия -- задачи -- математические задачи -- составление задач Аннотация: О формировании читательской грамотности школьников. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор; президент Русской ассоциации чтения; директор). Чтение с листа и с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова> // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 1. - С. 42-48 : ил., табл. - Библиогр.: с. 48 (11 назв. ) . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа--Россия--Московская область--Москва, 2009 г. Теория и методика обучения--Россия--Московская область--Москва, 2009 г. Кл.слова (ненормированные): общеобразовательные учебные заведения -- общеобразовательные учреждения -- средние общеобразовательные школы -- средние школы -- специализированные школы -- школы -- гимназии -- 7 класс -- учащиеся -- школьники -- подростки -- читательское поведение -- чтение с листа -- чтение с экрана -- экранное чтение -- носители текстов -- чтение текстов -- литературные тексты -- публицистические тексты -- понимание текстов -- информационно-коммуникационные технологии -- ИКТ -- компьютеры -- экспериментальные исследования -- исследования Аннотация: Представлено экспериментальное исследование, проведенное среди учащихся 7 классов школ г. Москвы и Московской области в 2009 году, целью которого было сравнение качества чтения и понимания текста с листа и с экрана компьютера. Рассмотрены задачи, методы и анализ результатов исследования. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Байтеева, М. В. Применение "общего" к "особенному" с позиций герменевтики Х. Г. Гадамера [Текст] / М. В. Байтеева> // Известия вузов. Правоведение. - 2013. - № 3. - С. 34-49. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0131-8039
Рубрики: Право Общая теория права Кл.слова (ненормированные): герменевтика -- интерпретация текстов -- нормативные тексты -- понимание текстов -- правовые случаи -- правовые тексты -- практическая разумность -- рассудительность -- семантика текстов -- толкование текстов -- философия права -- фронесис -- юридическое толкование Аннотация: Понимание правовых текстов с позиций герменевтики Гадамера. Преодоление разрыва между общим (нормативным текстом) и особенным (правовым случаем). Доп.точки доступа: Гадамер, Х.-Г. (немецкий философ ; 1900-2002) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кузина, Оксана Александровна (кандидат филологических наук; доцент). Формальные грамматики и семантические сети (на примере прямого ассоциативного эксперимента по теме "Сфера туризма") [Текст] / О. А. Кузина> // Вопросы культурологии. - 2016. - № 2 (февраль). - С. 44-47 : рис. - Библиогр.: с. 47 . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Языкознание Искусственные языки Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): ассоциативные связи -- ассоциативные сети -- естественноязыковые высказывания -- естественный язык -- искусственный интеллект -- падежные фреймы -- понимание текстов -- семантика языка -- семантические сети -- туризм -- формальные грамматики Аннотация: Проблема описания семантики языка является одним из уточнений проблемы смысла или проблемы понимания текстов на естественном языке. В области искусственного интеллекта исследование проблемы смысла естественноязыковых высказываний тесно связано с системами представления знаний. Рассмотрен один важный тип представления знаний, который возник в результате попытки решения данной проблемы. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зверева, Полина Константиновна (аспирант). Лингвофилософское толкование юридического текста [Текст] = Linguo-philosophical interpretation of legal text / П. К. Зверева> // Политическая лингвистика. - 2017. - № 2 (62). - С. 124-130. - Библиогр.: с. 129 (20 назв.) . - ISSN 1999-2629
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): дискурс-анализ -- когнитивная лингвистика -- лингвофилософия -- понимание текстов -- распознавание текстов -- создание текстов -- философия языка -- юридические тексты -- юридический дискурс -- язык права -- языковые системы Аннотация: В статье рассматриваются модели распознавания, понимания и создания юридических текстов. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бактыбаева, Аннель Тлеумагамбетовна. Виды и формы работы при обучению речи студентов-иностранцев медицинского вуза на примере использования электронного учебного пособия [Текст] / А. Т. Бактыбаева> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Вып. 4. - С. 478-482. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1819-7671
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Казахстан Кл.слова (ненормированные): иностранные языки -- медицинские вузы -- понимание текстов -- профессиональная лексика -- русский язык как иностранный -- студенты-иностранцы -- электронные учебные пособия Аннотация: Рассматриваются задания по обучению профессиональной лексике и упражнения на понимание текста, предназначенные для электронного учебного пособия, рассчитанного на студентов-иностранцев Казахстанского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова. Доп.точки доступа: Казахстанский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Блинова, Е. Н. Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов [Текст] = Cognitive Mechanisms of Understanding of Verbal Texts and Infographics / Е. Н. Блинова, О. В. Щербакова> // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42, № 1. - С. 66-79 : рис., табл. - Библиогр.: с. 75-78 (29 назв.). - Прил. . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Психология чтения и психология библиотечной работы Кл.слова (ненормированные): вербальные тексты -- иконические тексты -- когнитивные механизмы -- понимание вербальных текстов -- понимание иконических текстов -- понимание текстов -- самооценка понимания -- тексты разного формата -- успешность понимания -- читатели -- чтение -- эмпирические исследования Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования когнитивных механизмов, опосредующих понимание текстов разного формата. Целью исследования являлось изучение когнитивных механизмов (успешности понимания и самооценки понимания прочитанного), опосредующих работу читателей с текстами разного формата: вербальными и иконическими (представленными совокупностью словесных и графических элементов, образующих смысловое единство). Проверялись гипотезы о том, что вербальные тексты понимаются читателями лучше, чем иконические; а также о том, что самооценка понимания иконических текстов у читателей выше, чем самооценка понимания вербальных текстов. Доп.точки доступа: Щербакова, О. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ковалев, Протас Иванович (кандидат физико-математических наук; доцент). Формирование навыков анализа сложного научно-технического текста [Текст] / П. И. Ковалев> // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 6. - С. 28-31 : цв. фот. - Библиогр.: с. 31 (9 назв. ). - Список литературы представлен на рус. и англ. яз. . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование--Россия Кл.слова (ненормированные): восприятие научно-технических текстов -- навыки анализа текстов -- научно-технические тексты -- понимание текстов -- студенты технических вузов -- технические вузы Аннотация: Представлены результаты психолого-педагогического исследования формирования у студентов технических вузов навыков анализа сложных научно-технических текстов. Предложены рекомендации, направленные на обеспечение более глубокого понимания будущими специалистами этих текстов. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сиднева, А. Н. Особенности понимания учебных текстов школьниками 4–8 классов как показатель их умения учиться [Текст] / А. Н. Сиднева, М. А. Степанова, В. А. Плотникова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 3. - С. 291-322. - Библиогр.: с. 317-321 (38 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): действие подведения под понятие -- деятельностный подход -- интеллектуальное развитие детей -- понимание текстов -- структура умения учиться -- умение учиться -- учебная деятельность -- учебные тексты -- школьники средних классов Аннотация: В рамках актуальной для современной школы проблемы умения учиться исследовались особенности понимания детьми текстов учебного содержания. Анализ показал, что проблема понимания учебных текстов недостаточно разработана с позиций деятельностной психологии. В статье рассказывается о результатах исследования умения учащихся выявлять ориентировочное назначение учебных текстов (стандартных учебных текстов и определений понятий) как компонента умения учиться. Доп.точки доступа: Степанова, М. А.; Плотникова, В. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |