Нысанбаев, А. Философия и образование: поиск согласия [Текст] / А. Нысанбаев, В. Курганская> // Высшее образование в России. - 2001. - N 1. - С. . 39-52. - Библиогр.: с. 52 (17 назв.). - , , , . - НБ ЧелГУ. - vobr01_000_001
Рубрики: Образование. Педагогика--Высшее профессиональное образование Россия Казахстан Кл.слова (ненормированные): философия образования -- образование -- образовательные системы -- открытое образование -- система образования -- дистанционное образование -- онтология человека -- рыночная самоорганизация -- традиционалистская модель -- арете -- пайдейя Аннотация: В данной статье рассматриваются метафизические основания и социальный контекст философии образования в их единстве, а также говорится о проекте Федеральной целевой программы "Создание системы открытого образования в России". Эта программа должна стать организационной основой современной государственной политики России в области образования. Доп.точки доступа: Курганская, В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Арутюнян, М. (проф.). Мировоззрение [Текст] : онтологические основы "пайдейи" / М. Арутюнян> // Высшее образование в России. - 2006. - N 12. - С. . 66-71. - Библиогр.: с. 71 (5 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vobr06_000_012_0066_1. - Научная библиотека Челябинского государственного университета. - N 12. - С. 66-71. - vobr06_000_012_0066_1, 12, 66-71
Рубрики: Философия--Философские вопросы и методология отдельных наук Кл.слова (ненормированные): мировоззрение -- образование -- пайдейя -- личностное сознание -- онтология Аннотация: Рассматривается понятие онтологической ценности "мировоззрение-образование", основные особенности мировоззрения и его образовательный потенциал. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шувалова, М. К. Шифр пайдейи в культуре и образовании [Текст] / М. К. Шувалова> // Вопросы культурологии. - 2007. - N 2. - С. . 42-45. - Библиогр.: с. 45. - RUMARS-vocu07_000_002_0042_1
Рубрики: Философия--История философии Образование. Педагогика--Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): пайдейя -- шифр пайдейи -- управление образованием -- софистика -- софисты -- философия софистов -- воспитание -- методика воспитания Аннотация: Об отношении к пайдейе в античности и в современном обществе. |
Дмитриева, Е. А. Древнегреческая пайдейя в контексте ценностных образовательных традиций [Текст] / Е. А. Дмитриева> // Вопросы культурологии. - 2007. - N 4. - С. . 43-44. - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Философия--История философии Кл.слова (ненормированные): шифр пайдейи -- пайдейя -- сократовская пайдейя -- духовность -- духовная ситуация -- творческие достижения -- творчество -- феномен творчества -- ценности -- человеческие ценности |
Мельников, С. И. Образование как целенаправленный процесс формирования личности [Текст] / С. И. Мельников> // Инновации в образовании. - 2007. - N 10. - С. 4-30. - Библиогр.: с. 30 (9 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): воспитание -- высшее образование -- нормативно-правовые акты -- образовательный процесс -- обучение -- пайдейя -- педагогика -- правовые акты -- принципы содержания образования -- притчи -- психологическая подготовка -- система профессионального образования -- содержание образования -- среднее образование -- феномен образования -- философы -- школы Аннотация: Рассматривается образование как процесс получения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Оно выступает как первичная категория по отношению к понятиям "обучение" и "воспитание". Раскрыто историческое становление феномена образования и его сущность, представлены взгляды философов на образование и обучение. Далее рассматривается образовательный процесс, значительное внимание уделяется содержанию образования. Перечислены принципы формирования содержания образования. Определены основные направления перестройки высшего профессионального и среднего специального образования в стране. Доп.точки доступа: Азаренко, А. С.; Платон; Хайдеггер, М.; Фуко, М.; Кант, И.; Гегель; Бергсон, А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Маковецкий, Евгений Анатольевич (кандидат философских наук). Подражание речи, или зачем пишут книги? [Текст] / Е. А. Маковецкий> // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. - 2012. - Вып. 3. - С. 27-31. - Библиогр.: с. 31 (5 назв. ) . - ISSN 1995-0055
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): пайдейя -- Священное Писание -- эволюция культуры -- устная речь -- письменная речь -- богоборчество -- книжная культура Аннотация: Эволюция и культура через взаимодействие устного и письменного слова в пайдейе. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Асоян, Ю. А. Генеалогия идеи культуры: В. Йегер и М. Хайдеггер о понятии "образование" у греков [Текст] / Ю. А. Асоян> // Культурология. - 2013. - № 1. - С. 103-116. - Библиогр.: с. 113-116 (43 назв.) . - ISSN 2073-5588
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): пайдейя -- образование -- европейская идея культуры -- интеллектуальная история -- культурная среда -- национальная культура -- культурные ценности -- природа -- генеалогический подход -- филологи -- философы Аннотация: Содержание и значение греческого понятия "пайдейя" (образование) в интерпретации филолога В. Йегера и философа М. Хайдеггера. Доп.точки доступа: Йегер, В.; Хайдеггер, М.; Платон Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Полякова, М. А. (доктор педагогических наук; доцент). К вопросу о педагогической интерпретации концепта HUMANITAS [Текст] / М. А. Полякова> // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2014. - № 4. - С. 99-102. - Библиогр.: с. 102 (10 назв.) . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. История образования Кл.слова (ненормированные): антропологизм -- антропоцентризм -- базисные педагогические традиции -- гуманизм -- концепты -- образование -- пайдейя -- педагогическая культура -- ренессанс Аннотация: Проведен анализ концепта humanitas в его широком социально-историческом аспекте, а также с педагогической точки зрения. Автор приходит к выводу, что humanitas — специфическая черта западной педагогической культуры и образовательной традиции, начавшейся в классический (античный) период и достигшей апогея в эпоху Ренессанса. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шестакова, Марина Анатольевна (кандидат философских наук; доцент). Гуманитарные науки как практики [Текст] / М. А. Шестакова> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2014. - № 3. - С. 79-92. - Библиогр.: с. 92 . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): гуманитарное знание -- гуманитарные науки -- идеологизация гуманитарного знания -- пайдейя -- социальные науки -- техне -- трансгуманизм -- университетское образование Аннотация: В статье обсуждается вопрос о связи гуманитарных и социальных наук с образованием. Поднимаются проблемы идеологизации и объективности гуманитарного знания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Алиева, Ольга Валерьевна (кандидат филологических наук). Пайдейя как "малые мистерии": Василий Кесарийский о греческой литературе [Текст] / О. В. Алиева> // Вестник древней истории. - 2017. - Т. 77, № 2. - С. 341-355. - Библиогр.: с. 354-355. - Рез. на англ. яз. - Примеч. в сносках . - ISSN 0321-0391
Рубрики: Литературоведение Литература Древнего мира Кл.слова (ненормированные): греческая литература -- греческие философы -- метафоры -- мистерии -- пайдейя -- платонизм -- раннее христианство -- христианские богословы Аннотация: Одной из важнейших метафор, определявших содержательное и композиционное единство послания "К юношам" Василия Кесарийского, была метафора "пайдейя - это малые мистерии". Сравнение послания с близкими в жанровом отношении текстами подтверждает устойчивость этой терминологии у каппадокийцев. Доп.точки доступа: Василий, Кесарийский (христианский богослов); Григорий, Назианзин (христианский богослов); Амфилохий, Иконийский (христианский богослов); Платон (греческий философ); Ориген (христианский богослов) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Асоян, Юлий Арамович. Две версии древнегреческой генеалогии идеи культуры [Текст] / Ю. А. Асоян> // Культурология. - 2017. - № 1. - С. 23-47. - Прим.: с. 44-47 . - ISSN 2073-5588
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): заботы о себе -- интертексты -- культура себя -- культурные ценности -- пайдейя -- философия культуры Аннотация: В статье рассматриваются две версии древнегреческой генеалогии идеи культуры: в первой версии возникновение идеи культуры связано с греческой «пайдейей», вторая версия - эпимелевтическая - отсылает нас к М. Фуко. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Асоян, Юлий Арамович. Две версии древнегреческой генеалогии идеи культуры [Текст] / Ю. А. Асоян> // Культурология. - 2017. - № 1. - С. 23-47. - Прим.: с. 44-47 . - ISSN 2073-5588
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): заботы о себе -- интертексты -- культура себя -- культурные ценности -- пайдейя -- философия культуры Аннотация: В статье рассматриваются две версии древнегреческой генеалогии идеи культуры: в первой версии возникновение идеи культуры связано с греческой «пайдейей», вторая версия - эпимелевтическая - отсылает нас к М. Фуко. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Цибизова, И. М. Философская символика в современной детской литературе и ее значение для передачи культурно-цивилизационного кода [Текст] / И. М. Цибизова> // Культурология. - 2017. - № 3 (82). - С. 146-158. - Библиогр.: с. 157-158 (18 назв.) . - ISSN 2073-5588
Рубрики: Литературоведение Детская литература Кл.слова (ненормированные): культурные коды -- литературные герои -- пайдейя -- семиотика -- символы Аннотация: Цель статьи - показать, как проблемы культуры представлены в символах детской литературы у ряда современных видных и популярных писателей мира и как эти символы передают культурный и цивилизационный код будущим поколениям. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Макаров, Дмитрий Игоревич (доктор философских наук; доцент; профессор; заведующий кафедрой). Две заметки о понятии образованности у Феодора Метохита и в средневизантийской святоотеческой традиции [Текст] / Дмитрий Игоревич Макаров> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2019. - Т. 24, № 6. - С. 297-304. - Библиогр.: с. 302-304 (17 назв. ). - Примеч.: с. 302 . - ISSN 1998-9938
Рубрики: Философия Всемирная история философии--Византия, 12 в.; 14 в. Кл.слова (ненормированные): богопознание -- богословская традиция -- богословы -- византийская философия -- византийское богословие -- образованность -- пайдейя -- поздневизантийский период -- созерцание -- средневековая философия -- средневизантийская традиция -- трактаты -- философы Аннотация: Анализируется понятие образованности в трактате византийского философа-богослова Феодора Метохита "О нравственных проблемах, или Об образованности". Рассматривается понятие "созерцание" в светском (философско-гносеологическом) и духовном (богопознание) смыслах. Проводится сопоставление богословских воззрений Феодора Метохита с представителями средне- и поздневизантийской святоотеческой традиции (Максим Исповедник). Отмечается, что их сближает критика пассивного созерцания, оторванного от практики, и учение о "возделывании земли рассудка". Анализируется пайдейя, выделяются ее положительные и культуросозидающие, смыслостроительные аспекты. Доп.точки доступа: Метохит, Ф. (византийский философ); Максим, Исповедник (византийский философ) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сухоруких, Алексей Викторович (доктор философских наук). Актуализация культурообразующих инноваций на примере учебного Центра "Сириус" [Текст] = Actualization of cultural innovations on the example of the educational center "Sirius" / А. В. Сухоруких> // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2021. - № 1. - С. 43-49. - Библиогр.: с. 48-49 (22 назв.) . - ISSN 1997-2377
Рубрики: Философия Образование. Педагогика Философская антропология Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): аксиология -- инновации -- культурогенная образовательная среда -- лидер -- образовательные проекты -- образовательные технологии -- образовательные центры -- пайдейя -- учитель -- философия образования Аннотация: В статье, на примере инновационной стратегии образовательного центра "Сириус", рассматриваются приоритетные векторы построения культурогенной образовательной среды, направленной на человека, на его воспитание и формирование ресурса фундаментальных знаний, анализируются сущностное наполнение ключевых концептов современных образовательных технологий: лидер, учитель, обосновываются условия, при которых эти два понятия становятся аксиологическими категориями, не противоречащими друг другу. Доп.точки доступа: "Сириус", образовательный центр Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мирошниченко, Евгений Игоревич (младший научный сотрудник). "Панэллинион" Синесия Киренского (Ep. 101.73) и проблема эволюции позднеантичного эллинизма [Текст] = The Panhellenion mentioned by Synesius of Cyrene (Syn. Ep. 101.73): The problem of the Late Antique Hellenism evolution / Евгений Игоревич Мирошниченко> // Вестник Томского государственного университета = Tomsk State University Journal. - 2022. - № 477 (апрель). - С. 145-152. - Библиогр.: с. 151-152 (29 назв.) . - ISSN 1561-7793
Рубрики: Философия Всемирная история философии--Византия--Византийская империя--Константинополь, 4 в. кон.; 5 в. нач. Кл.слова (ненормированные): епископы -- пайдейя -- панэллинион -- позднеантичный эллинизм -- философские кружки -- философы -- эллинизм Аннотация: Исследование проблемы панэллиниона, упомянутого Синесием Киренским в собрании писем. Сделан вывод, что этот кружок был собранием поклонников позднеантичного эллинизма при дворе в Константинополе в конце IV - начале V в. Доп.точки доступа: Синесий, Киренский (Синезий Киренский ; 370-412 н. э.) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сидорина, Татьяна Юрьевна (доктор философских наук). Философские встречи в Гаграх [Текст] = Philosophical Encounters in Gagra: Reflections from a Participant of the Annual "Philosophy-Education-Society" Scientific Seminar : (воспоминания участника Ежегодного научного семинара "Философия-образование-общество) / Т. Ю Сидорина> // Философские науки. - 2022. - Т. 65, № 5. - С. 151-159. - Библиогр.: с. 158 . - ISSN 0235-1188
Рубрики: Философия--Грузия--Абхазия--Гагра, город, 2003-2014 гг.; 21 в. первая треть Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): научная жизнь -- научная коммуникация -- пайдейя -- философская дискуссия -- философская мысль Аннотация: Статья посвящена проходившему в Гаграх с 2003 по 2014 годы научному семинару "Философия-образование-общество". Организаторы собирали философов и педагогов, чтобы поговорить, поспорить, обсудить вопросы, которые ставит наше непростое время. Географический охват участников семинара был широк. Руководили работой семинара ведущие представители российской философии и педагогики. Доклады, сделанные на семинаре, со временем становились статьями для научных журналов. Доп.точки доступа: Вопросы философии, редакция журнала; Педагогика, редакция журнала; Философия-образование-общество, научный семинар Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Корнетов, Григорий Борисович (доктор педагогических наук). Проблема обучения добродетели в контексте идей Сократа и Платона [Текст] = The formation of virtue based on the ideas of Socrates and Plato. Article 1. Statement of the problem. The way to arete. Ст. 1. Постановка проблемы. Восхождение к арете / Г. Б. Корнетов> // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2023. - № 6 (90). - С. 18-28. - Библиогр.: с. 25-28 (50 назв.). - Яз. рез., библиогр. рус., англ. . - ISSN 2306-8310
Рубрики: Образование. Педагогика История образования Кл.слова (ненормированные): арете -- воспитание -- древнегреческая педагогика -- древнегреческая философия -- древнегреческие философы -- обучение добродетели -- пайдейя -- софисты -- формирование внутренней позиции Аннотация: В контексте современных научных подходов и актуальных проблем теории и практики образования на основе обращения к идеям Сократа и Платона обсуждается природа добродетели, понимание которой лежит в фундаменте решения вопроса о воспитании добродетельного человека. Доп.точки доступа: Сократ (древнегреческий философ ; 469 г. до н. э.-399 г. до н. э.); Платон (древнегреческий философ ; 427 г. до н. э.–347 г. до н. э.) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |