Архангельский, Александр Николаевич (кандидат филологических наук; ординарный профессор; писатель). Трансмедийный поворот в стратегиях обучения [Текст] : нарративные практики на уроках литературы / А. Н. Архангельский, А. А. Новикова> // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 63-81. - Библиогр.: с. 78-81 (33 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов Кл.слова (ненормированные): деятельностный принцип -- культурная память -- литературные каноны -- медиатехнологии -- мультимедийные проекты -- нарративные методы обучения -- нарративные практики -- нарративный метод -- образовательные проекты -- обучение литературе -- педагогика творчества -- проектная деятельность -- трансмедийная стратегия обучения -- трансмедийность -- уроки литературы Аннотация: В статье сформулированы теоретические и методические подходы к использованию современных медиатехнологий в изучении школьных предметов гуманитарного цикла. Анализируя изменения механизмов формирования культурной памяти, связанные с медиатизацией широкого круга культурных практик, авторы предлагают знакомить школьников с литературой, опираясь на уже имеющиеся у них навыки современных сетевых коммуникаций. Это позволяет сбалансировать выполнение двух задач обучения - трансляции традиции и вовлечения в современность. Трансмедийная стратегия обучения, разрабатываемая авторами статьи, позволяет реализовать при изучении предметов гуманитарного цикла принципы гуманистической педагогики. А нарративный метод, связанный с отечественными традициями обучения литературному творчеству, дает возможность применить результаты современных семиотических, нарратологических и медиаисследований для развития педагогических практик. При использовании нарративного метода литературный текст становится ядром трансмедийного проекта, по отношению к которому учитель и ученики оказываются в роли режиссеров, выстраивающих на основе чужого сценария собственное повествование с помощью различных медиаформатов. Работа над созданием медиаэкранизаций по мотивам литературной классики вовлекает учеников в процесс переосмысления целей и ценностей героев, развивает креативное и критическое мышление, позволяет лучше понимать исторические и бытовые контексты. Кроссплатформенность формирует смысловую и художественную "многослойность", погружает всех участников проектной работы - и учеников, и учителей - в общее пространство коммуникации, эстетического переживания и, при необходимости, взаимного обучения. В качестве примеров использования предлагаемой стратегии авторы приводят образовательные проекты, в разработке которых они принимали непосредственное участие: от авторского учебника по литературе до мультимедийных проектов, в частности по роману "Обломов" для "Живых страниц", по произведениям Л. Н. Толстого в рамках "Толстой. Digital". Доп.точки доступа: Новикова, Анна Алексеевна (доктор культурологии; профессор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Белова, С. В. Проблема самопознания будущего учителя в системе педагогического образования [Текст] / С. В. Белова, С. Н. Ботова, Т. С. Хазыкова> // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2021. - № 1. - С. 10-14. - Библиогр.: с. 13-14 . - ISSN 1609-0721
Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование Кл.слова (ненормированные): нарративные практики -- педагогическая деятельность -- педагогические кадры -- педагогические эксперименты -- педагогическое образование -- подготовка педагогических кадров -- проектная деятельность -- профессиональные компетенции -- самопознание (педагогика) -- учителя Аннотация: Рассмотрена проблема самопознания будущего учителя как необходимый компонент содержания профессионального образования. Представлены диагностические методики, позволяющие исследовать процесс формирования у студентов опыта самопознания. Доп.точки доступа: Ботова, С. Н.; Хазыкова, Т. С. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Микиртумов, Иван Борисович (доктор философских наук). Смысл и смыслообразование: факторы, практики, акторы [Текст] / И. Б. Микиртумов, Л. Е. Муравьёва, Г. Л. Тульчинский> // Вопросы философии. - 2023. - № 2. - С. 215-220 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Социальная философия Социальное познание Кл.слова (ненормированные): гуманитарное знание -- конференции -- международные конференции -- нарративные практики -- смысл (философия) -- смысловые структуры -- смыслообразование (философия) -- социальная семиотика -- социально-культурные практики -- цифровизация -- цифровые коммуникации Аннотация: Информация о прошедшей в 2022 г. в Санкт-Петербурге международной конференции "Смысл и смыслообразование". Конференция показала необходимость расширения и углубления анализа современных социально-культурных практик, особенно связанных с цифровыми форматами коммуникации, которые выступают серьёзными вызовами гуманитарному знанию. Доп.точки доступа: Муравьёва, Лариса Евгеньевна (кандидат филологических наук); Тульчинский, Григорий Львович (доктор философских наук); Смысл и смыслообразование, международная конференция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |