Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (1)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Знаков, Виктор Владимирович$<.>)
Общее количество найденных документов : 9
Показаны документы с 1 по 9
1.


    Знаков, Виктор Владимирович (главный научный сотрудник; доктор психологических наук; профессор).
    Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 16-29. - Библиогр.: с. 28-29 (42 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
знание -- интерпретация -- мнение -- многомерный мир -- нарративный способ понимания -- опыт -- парадигматические процессы -- парадигматический способ понимания -- постижение -- психология понимания -- смысл -- тезаурусный способ понимания
Аннотация: Описаны теоретические основы психологии понимания многомерного мира. Обосновано, что мир человека состоит из трех реальностей - эмпирической, социокультурной и экзистенциальной. Теоретические основания психологии понимания представлены как сочетание единого и разнообразного: проанализированы сходные признаки понимания фактов, событий, ситуаций в каждой реальности и их различие, психологическое своеобразие. Трем реальностям сопоставлены традиции психологических исследований, способы, основания и типы понимания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Знаков, Виктор Владимирович (главный научный сотрудник; доктор психологических наук; профессор).
    Новый этап развития психологических исследований субъекта [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 3-16. - Библиогр.: с. 14-16 (40 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
деятельность -- знания -- коллективный интеллект -- метасистемные основания -- психологические исследования -- самосозидание -- субъект
Аннотация: Обосновывается, что в современном обществе разделение людей на классы происходит не по признаку обладания средствами производства, а потому, какими жизненными шансами они обладают. Проанализированы ключевые направления современных исследований субъекта: 1) поиск и постановка проблем человекознания не из внутрипсихологического контекста, а из междисциплинарного; 2) концентрация исследователей на анализе тех процессов в психике субъекта, которые имеют приставку "мета": метасознание, метапонимание; 3) попытки переосмысления деятельностных оснований формирования и развития субъектных качеств человека и т. д.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук).
    Постижение в понимании мира человека [Текст] / В. В. Знаков // Человек. - 2017. - № 3. - С. 33-47. - Библиогр.: с. 46-47 (25 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
восприятие мира -- знания -- мир человека -- понимание -- постижение -- психология понимания -- экзистенциальная психология -- эмпирическая реальность
Аннотация: Исследуется феномен постижения как специфический тип понимания с позиций экзистенциальной психологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор).
    Психологические условия понимания мира человека [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 16-27. - Библиогр.: с. 26-27 (24 назв.). - References in Russian: с. 27 (22 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
знаки -- когнитивный символ -- мир человека -- специфические условия понимания -- человек -- экзистенциальный символ
Аннотация: Обосновано, что научные представления о трех реальностях человеческого бытия, составляющих мир человека, постепенно расширяются и углубляются. Проанализированы общие внутренние психологические условия, необходимые для понимания событий и ситуаций во всех реальностях мира человека.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор).
    Новые тенденции в исследовании психологии духовности [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 20-32. - Библиогр.: с. 30-31 (48 назв.). - References in Russian.: с. 30-32 (32 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
духовно-практическое знание -- духовность -- психология духовности -- самоинтерпретация субъекта -- субъекты -- трансцендентность
Аннотация: В современной психологии развивается теоретическое и концептуальное представление о метаперсональной самоинтерпретации субъекта. Представлен новый взгляд на духовность человека как трехкомпонентное психическое образование, имеющее метаперсональные, деятельностные и духовно-практические основания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор).
    Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 16-28. - Библиогр.: с. 27-28 (31 назв.). - References in Russian: с. 29 (21 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
вранье -- западная постправда -- истина -- общество знания -- общество переживания -- общество потребления -- понимание -- постправда -- русское вранье -- социокультурная реальность -- ценности -- экзистенциальная реальность -- эмпирическая реальность
Аннотация: Проанализировано, как существующие в мире человека три общественные формации ("общество потребления", "общество знания", "общество переживания") соотносятся с научными представлениями о трех реальностях человеческого бытия: эмпирической, социокультурной, экзистенциальной. Обосновано, что понимание каждой из них основано преимущественно либо на знании и значении, либо на мнении и смысле, либо на переживании и опыте.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор).
    Три типа детерминации понимания [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2020. - № 4. - С. 16-27. - Библиогр.: с. 25-26 (29 назв.). - References in Russian: р. 26-27 (27 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
возможное -- детерминация -- детерминация понимания -- детерминизм -- невозможное -- необходимое -- полидетерминация -- правдоподобное -- типы детерминации понимания
Аннотация: Описана эволюция научных представлений о детерминизме: от попыток ученых найти общие закономерности детерминации, применимые для выявления причин и следствий поведения природных объектов и человека в любых условиях, до осознания принципиальной невозможности определения причинно-следственных связей в развитии открытых, неравновесных, самоорганизующихся систем. Обосновано, что в психологической науке проблема детерминации психического развития всегда была одной из центральных, приведены примеры ее анализа и обсуждения в трудах классиков отечественной психологии и современных исследователей. Статья направлена на получение ответов на два главных вопроса: 1) насколько разумно и целесообразно искать универсальные психологические механизмы, определяющие детерминацию понимания субъектом мира абсолютно во всех ситуациях и обстоятельствах? 2) существуют ли специфические особенности, характеризующие детерминацию в эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностях? На первый вопрос получен научно обоснованный отрицательный ответ. Ответ на второй вопрос заключается в утверждении, что психологические механизмы детерминации понимания не могут быть едиными и одинаковыми для всех ситуаций и обстоятельств. В эмпирической реальности детерминация понимания имеет причинноследственный характер и осуществляется только применительно к необходимым ситуациям и обстоятельствам, т. е. тому, чего не может не быть. В социокультурной реальности субъект реализует стратегию каузального инкрементализма, основанную на осознании неопределенности, непредсказуемости, хаотичности понимаемого мира. Детерминация понимания экзистенциальной реальности осуществляется в виде направленности человека на осмысление невозможного, т. е. таких событий и обстоятельств, причины которых не только неизвестны сейчас, но и принципиально непостижимы.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


   
    Конструирование блоков аналитических и холистических задач и их эмпирическая проверка [Текст] / В. В. Апанович, А. Г. Тищенко, В. В. Знаков, Ю. И. Александров // Вопросы психологии. - 2020. - № 4. - С. 142-154. - Библиогр.: с. 152-154 (42 назв.). - References in Russian: р. 154 (17 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
аналитические задачи -- аналитичность -- психометрика -- решение задач -- холистические задачи -- холистичность -- эмпирические проверки
Аннотация: На основе теоретического анализа литературы описаны два критерия, характеризующие аналитические и холистические задачи: пошаговость решения и возможность дробления задачи на отдельные элементы. Аналитические задачи описываются как задачи с пошаговым решением и сравнительно небольшим количеством альтернатив. Холистические задачи описываются как задачи, требующие симультанного решения и несчетного числа альтернатив. При опоре на эти критерии были отобраны по три типа аналитических ("Рыцари и лжецы", задачи на соответствие, "Выделение существенных признаков") и холистических (Анаграммы, Моральные дилеммы, задача на ассоциации) задач. Было показано, что блоки аналитических и холистических задач обладают высокой степенью внутренней согласованности, что говорит об их внутренней консистентности. Также было показано, что обобщенные показатели решения задач значимо коррелируют с аналитичностью-холистичностью решавших их испытуемых, что подтверждает их валидность относительно аналитичности-холистичности. Сделан вывод о возможности теоретического и эмпирического выделения задач, успешность решения которых связана с аналитичностью-холистичностью мышления. Полученные результаты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода, а аналитичность-холистичность рассматривается как отображение элементов культур разного типа.


Доп.точки доступа:
Апанович, Владимир Викторович (младший научный сотрудник; преподаватель); Тищенко, Антон Григорьевич (магистрант); Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор); Александров, Юрий Иосифович (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Знаков, Виктор Владимирович (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник).
    Диалоги о мышлении между А. В. Брушлинским и О. К. Тихомировым (к 90-летию со дня рождения) [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2023. - № 2. - С. 116-125. - Библиогр.: с. 124 (19 назв.). - References in Russian: p. 124-125 (13 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дискуссии -- индивидуальное мышление -- критическое мышление -- мышление -- предвидение -- предвосхищение -- прогнозирование -- психические новообразования -- психология возможного -- психология мышления -- репродуктивное мышление -- творческое мышление
Аннотация: Анализируется предметное поле диалогических рассуждений двух выдающихся российских психологов о структуре и функциях мышления. Выделяются три ключевые проблемы. Первая - соотношение предвидения, предвосхищения и прогнозирования в мышлении. Обосновывается, что по этому вопросу у А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова были очень сходные научные позиции. Другая проблема - обсуждение психических новообразований, свидетельствующих о творческом характере мышления. Третья проблема - обсуждение вклада обоих ученых в формирование современной психологии возможного. Выявлены и дискуссионные вопросы. Один из них - утверждение О. К. Тихомирова о существовании репродуктивного мышления и несогласие с этим его оппонента. Другой дискуссионный вопрос - играет ли решающую роль в мышлении выбор альтернативных вариантов решения. А. В. Брушлинский считал, что выбор не характерен для творческого мышления, он возможен только в задачах об эмпирической реальности с четко заданным в условиях набором альтернатив. О. К. Тихомиров много усилий приложил к анализу психологических условий реализации выбора. Третий дискуссионный вопрос относился к наиболее обобщенному теоретико-методологическому расхождению между двумя психологами - структуре теории деятельности, восходящей к их учителям А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну. Различие заключается в признании разного удельного веса природных и социальных факторов, внутренних и внешних условий развития и формирования психики. Делается вывод, что ключевые идеи диалогов сегодня не потеряли своей актуальности, они являются значимыми, в частности, в контексте психологических исследований искусственного интеллекта.


Доп.точки доступа:
Брушлинский, А. В. (психолог ; 1933-2002); Тихомиров, О. К. (психолог ; 1933-2001)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)