Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (3)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Асмолов, Александр$<.>)
Общее количество найденных документов : 25
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-25 
1.


   
    Учебники - под парламентский контроль [Текст] / В. Никонов [и др.] // Стратегия России. - 2019. - № 5. - С. 5-22
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
законодательство -- издательства учебной литературы -- качество образования -- качество учебных пособий -- научная экспертиза -- образовательная политика -- образовательные программы -- образовательные стандарты -- общественная экспертиза -- парламентские слушания -- парламентский контроль -- рекомендации парламентских слушаний -- учебная литература -- учебники -- учебные пособия -- экспертиза учебных пособий -- электронные учебники -- электронные учебные пособия
Аннотация: В 2018 г. в Государственной думе состоялись парламентские слушания, посвященные качеству и экспертизе учебных пособий для общеобразовательной школы. На заседании Комитета по образованию и науке в марте 2019 г. обсуждалось выполнение рекомендаций слушаний.


Доп.точки доступа:
Никонов, Вячеслав \.\; Синюгина, Татьяна \.\; Асмолов, Александр \.\; Смолин, Олег \.\; Галиев, Андрей \.\; Деревянко, Константин \.\; Малофеев, Николай \.\; Духанина, Любовь \.\; Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования, парламентские слушания; Российская Федерация \государственная дума. комитет по образованию и науке; заседание\; Комитет Государственной Думы по образованию и науке \заседание\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Современные проблемы взаимодействия философии, психологии и когнитивных технологий: к 85-летию со дня рождения В. П. Зинченко, "круглый стол".
    Материалы "круглого стола" [Текст] / Современные проблемы взаимодействия философии, психологии и когнитивных технологий: к 85-летию со дня рождения В. П. Зинченко, "круглый стол" ; В. А. Лекторский [и др.] // Вопросы философии. - 2016. - № 9. - С. 5-35 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87 + 88.3
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

   Психология

   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
деятельностный подход -- интеллектуальная традиция -- когнитивные технологии -- круглые столы -- поэтическая антропология -- психология и философия -- редукционизм -- философия и психология
Аннотация: На заседании "круглого стола", приуроченном к 85-летию со дня рождения Владимира Петровича Зинченко, выдающегося отечественного психолога, яркого человека, блестящего экспериментатора и интереснейшего теоретика, велся разговор о насущных проблемах взаимодействия философии и психологии. Участники предприняли попытку рассмотреть проблемный комплекс философских и психологических направлений, которые разрабатывал В. П. Зинченко и которые не потеряли актуальности и сегодня.


Доп.точки доступа:
Лекторский, Владислав Александрович (академик; доктор философских наук) \.\; Пружинин, Борис Исаевич (доктор философских наук; главный редактор журнала "Вопросы философии") \.\; Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор) \.\; Величковский, Борис Митрофанович (доктор психологических наук; профессор; академик РАН) \.\; Зинченко, Юрий Петрович (доктор психологических наук; профессор) \.\; Мещеряков, Борис Гурьевич (доктор психологических наук; профессор) \.\; Петренко, Виктор Федорович (член-корреспондент РАН; доктор психологических наук; профессор) \.\; Петровский, Вадим Артурович (доктор психологических наук; профессор) \.\; Порус, Владимир Натанович (доктор философских наук) \.\; Розин, Вадим Маркович (доктор философских наук; профессор) \.\; Собкин, Владимир Самуилович (доктор психологических наук; академик РАО) \.\; Щедрина, Татьяна Геннадьевна (доктор философских наук; профессор) \.\; Зинченко, В. П (доктор психологических наук; академик РАО ; 1931-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


   
    Психология и нейроархеология: пространство диалога [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. Д. Емелин, М. А. Власова, М. В. Фаликман // Вопросы психологии. - 2022. - № 1. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 13-15 (51 назв.). - References in Russian: р. 15 (22 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропосоциогенез -- биосемиотика -- когнитивная наука -- культурно-историческая психология -- материальный знак -- нейроархеология -- расширенная психика -- сигнификация -- теории материального вовлечения -- экологическая психология -- энактивизм
Аннотация: В статье анализируется проект нейроархеологии как перспективное направление взаимодействия когнитивной науки и культурно-исторической психологии. Рассматриваются теории и подходы, имеющие принципиальное теоретическое и эмпирическое значение для нейроархеологии: биосемиотика Я. Фон Икскюля, экологическая психология Дж. Дж. Гибсона, энактивизм. Обсуждаются ключевые положения "теории материального вовлечения" Л. Малафуриса как новой парадигмы в изучении коэволюции культуры, психики и мозга, полемизирующей с культурно-историческим подходом Л. С. Выготского и дополняющей этот подход. В частности, принцип "энактивной сигнификации", предлагаемый Л. Малафурисом, углубляет понимание развития сигнификации в антропосоциогенезе.


Доп.точки доступа:
Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой); Емелин, Глеб Дмитриевич (студент); Власова, Мария Алексеевна (студент); Фаликман, Мария Вячеславовна (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник); Икскюль, Я. фон (биолог ; 1864-1944); Гибсон, Дж. Дж. (американский психолог ; 1904-1979); Малафурис, Л. (археолог); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Милова, Елена Александровна.
    Школа будущего: отживший артефакт или новые возможности? [Текст] / Елена Александровна Милова, Ирина Александровна Погребная // Ученый совет. - 2013. - № 5. - С. 42-49 : 5 фот. . - ISSN 2074-9953
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
выступления экспертов -- интернет-школы -- информационные технологии -- образовательные программы -- российские футурологи -- системное образование -- современные школы -- телеведущие -- телеканалы -- телепрограммы -- телешколы -- формы обучения -- футурологи -- школы будущего -- школьное образование -- эксперты
Аннотация: Вот уже год на телеканале "Россия 2" выходит проект "Программа на будущее", рассказывающий о технологиях ближайшего и отдаленного будущего, о тенденциях в современной науке и обществе. Ведет передачу известный российский футуролог Данила Андреевич Медведев. Каждую тему вместе с ним обсуждают несколько приглашенных экспертов из числа лучших специалистов нашей страны по данной теме. Одна из передач прошедшего сезона была посвящена важной и широко обсуждаемой в обществе теме - будущему образования. Какой быть школе в наступившем XXI веке? Останется ли она носительницей черт средневековья, или ее тоже ждут изменения, как и многие другие сферы жизнедеятельности человека? Как скажутся на школе новые информационные технологии? Эти и другие вопросы обсудил Данила Медведев со своими гостями.


Доп.точки доступа:
Погребная, Ирина Александровна (кандидат физико-математических наук); Медведев, Данила Андреевич (российский футуролог; телеведущий) \.\; Асмолов, Александр Григорьевич (российский психолог; политик; ученый; академик; заведующий кафедрой психологии личности; директор) \.\; Бутовская, Марина Львовна (российский антрополог; доктор исторических наук) \.\; Подгорная, Елена Яковлевна (заместитель генерального директора) \.\; Абанкина, Ирина Всеволодовна (директор; профессор; кандидат экономических наук) \.\; Россия 2, телеканал; Телешкола, некоммерческое партнерство; Некоммерческое партнерство "Телешкола"; НП "Телешкола"
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Липатова, А. П.
    Международное пространство высшего образования: уроки навигации [Текст] / А. П. Липатова, Н. П. Николаева // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 4. - С. 77-79 : цв. фот. . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование--Ульяновск--Россия, 2019 г.

Кл.слова (ненормированные):
международное научно-образовательное пространство -- международные конференции -- научно-практические конференции -- научные журналы -- научные исследования -- региональные университеты -- реформирование высшего образования
Аннотация: Представлены материалы выступлений участников международной научно-практической конференции "Выход университетов в международное пространство: анализ опыта и современные тренды", прошедшей в городе Ульяновске.


Доп.точки доступа:
Николаева, Н. П.; Девяткина, Тамара (исполняющая обязанности ректора) \.\; Асмолов, Александр (ученый-психолог) \.\; Клюев, Алексей (директор) \.\; Дергунова, Нина (профессор) \.\; Червон, Сергей (профессор) \.\; Смагин, Алексей (профессор) \.\; Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова; "Выход университетов в международное пространство: анализ опыта и современные тренды", Международная научно-практическая конференция
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


   
    Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждения [Текст] / А. Г. Асмолов, В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов [и др.] // Человек. - 2020. - № 4. - С. 7-40 : фот. . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
COVID-19 -- бытие -- коронавирусы -- мультипсихические реакции -- научные заседания -- научные семинары -- пандемии -- познание -- принцип заботы -- социально-гуманитарные науки -- чрезвычайные ситуации
Аннотация: Материалы обсуждения на совместном заседании научных семинаров "Время. Субъект. Сознание. Деятельность" и "Культурно-деятельностная психология" факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 6 апреля 2020 года.


Доп.точки доступа:
Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; академик); Иванников, Вячеслав Андреевич (доктор психологических наук; академик); Магомед-Эминов, Мадрудин Шамсудинович (доктор психологических наук; академик); Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович (доктор философских наук; академик); Донцов, Александр Иванович (доктор психологических наук; академик); Братусь, Борис Сергеевич (доктор психологических наук; академик); Время. Субъект. Сознание. Деятельность, научный семинар; Культурно-деятельностная психология, научный семинар
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Асмолов, Григорий Александрович (научный сотрудник; стипендиат-исследователь).
    Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива [Текст] / Г. А. Асмолов, А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2019. - № 4. - С. 3-28. - Библиогр.: с. 25-27 (96 назв.). - References in Russian: с. 28 (36 the names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
Интернет -- генеративная сеть -- генеративное пространство -- государственное регулирование -- деятельность -- культурные орудия -- непредсказуемость -- открытые системы -- преадаптивный потенциал -- разнообразие -- разум -- сложность -- социальный ароморфоз -- эволюция
Аннотация: В данной статье предпринимается попытка рассмотреть природу Интернета как принципиально незавершенной генеративной сети, порождающей непредсказуемые эффекты в поведении сложных систем. Обосновывается гипотеза, согласно которой Интернет выступает как сетевая технология. В силу своей открытости и незавершенности Интернет ускоряет процессы роста разнообразия социальной организации.


Доп.точки доступа:
Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Асмолов, Александр (научный руководитель федеральной целевой программы по толерантности).

    Характеристика нездоровья [Текст] / Александр Асмолов // Стратегия России. - 2006. - N 5. - С. . 37-38. - s, 2006, , rus. - RUMARS-stro06_000_005_0037_1. - Научная библиотека Российского государственного гуманитарного университета. - N 5. - С. 37-38. - stro06_000_005_0037_1, 5, 37-38
УДК
ББК 66.3(2Рос)
Рубрики: Политика--Внутренняя политика России, 21 в. нач.
   Российская Федерация
    Россия

    РФ

Кл.слова (ненормированные):
конфликты -- нетерпимость -- терпимость -- толерантность -- пленарные заседания
Аннотация: Выступление на пленарном заседании о проблемах интолерантности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Асмолов, Александр (профессор, член-корреспондент, доктор психологических наук).
    Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией [Текст] / Александр Асмолов // Народное образование. - 2008. - N 5. - С. 48-52
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия
   История образования--Россия

Кл.слова (ненормированные):
педагогика сотрудничества -- педагоги -- психологи -- авторитарная форма общения -- индивидуальность личности -- сотрудничество
Аннотация: Рассмотрены педагогика сотрудничества и индивидуальность личности с точек зрения Выготского Л. С. и Соловейчика С. Л.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. психолог; Соловейчик, С. Л. педагог, писатель

Найти похожие

10.


    Асмолов, Александр (психолог).
    В поисках "пскопских" [Текст] / А. Асмолов ; беседовал Ю. Раков // Огонек. - 2007. - N 25. - С. . 28-29. - RUMARS-ogon07_000_025_0028_1
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология--Социология групп
   Россия
    РФ

    Российская Федерация

Кл.слова (ненормированные):
одноклассники -- поиски одноклассников -- соученики -- поиски соучеников
Аннотация: Мнение психолога о феномене поиска одноклассников.


Доп.точки доступа:
Раков, Юрий \.\

Найти похожие

11.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Что такое жизнь с точки зрения психологии: историко-эволюционный подход к психофизической проблеме [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 3-23. - Библиогр.: с. 18-21 (105 назв.). - References.: с. 21-23 (92 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- вариативность -- жизнь -- избыточность -- историко-эволюционный подход -- когнитология -- нейробиология -- преадаптация -- разнообразие -- редукционизм -- самоорганизация -- сложность -- сознание -- телеология -- эволюция
Аннотация: Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и предадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как "ожидания непредвидимого". Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Черноризов, Александр Михайлович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

12.


    Асмолов, Александр Григорьевич (д-р психол. наук ; проф.; чл.-кор. РАО).
    Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - N 1. - С. 65-86. - Библиогр.: с. 85-86 (22 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- модернизации образования -- социокультурная модернизация образования -- задачи социокультурной модернизации образования -- реформирование образования -- развитие образования -- образовательное пространство -- сфера образования -- образовательная среда -- формирование гражданской идентичности -- формирование этнокультурной идентичности -- формирование региональной идентичности
Аннотация: Обсуждается необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования.


Найти похожие

13.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 3-18. - Библиогр.: с. 15-17 (77 назв.). - References in Russian: р. 17-18 (60 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
избыточность -- неалгоритмизируемость -- непредсказуемость -- познание человека -- порядок -- простота -- разнообразие -- символы познания человека -- система -- сложность -- трансформации -- хаос -- человек многомерный -- человек одномерный -- эволюция
Аннотация: В статье поясняются причины того, почему сложные системы становятся сложными. Анализируется парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, феномен сложности признается одним из самых ярких символов познания человека, а с другой - существует пробел в области исследований, посвященных поиску ответа на вопрос, почему в разных концепциях эволюционного развития именно сложность возведена в ранг "объяснения всего". Обосновывается необходимость перехода от сложности как постулата к сложности как предмету исследования. С позиций историко-эволюционного подхода к анализу живых систем с привлечением эмпирического и аналитического материала из различных областей науки показано, что "простота" присуща системам, ориентированным на неизменность и консервативность, а "сложность" характеризует трансформирующиеся структуры, ориентированные на непредсказуемое будущее.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Черноризов, Александр Михайлович (доктор психологических наук; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

14.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Родословная "жизни сообща": еще раз о скачках эволюции [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 3-19. - Библиогр.: с. 14-16 (96 назв.). - References in Russian.: с. 17-19 (80 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- дуальность -- жизнь сообща -- коммуникации -- разнообразие -- симбиоз -- скачки эволюции -- содействие -- социальность -- эволюция -- эмерджентность
Аннотация: С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется как возможность зарождения и возрастания сложности "жизни сообща". Обосновывается, что скачкообразный переход "жизни сообща" на качественно иной уровень приводит к эмерджентному порождению социальности.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Черноризов, Александр Михайлович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

15.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО).
    Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26. - Библиогр.: с. 19-26 (100 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- активность -- избыточность -- неопределенность -- пластичность -- поведение -- преадаптация -- развивающиеся системы -- разнообразие -- самоорганизация -- стратегии навигации -- эволюция
Аннотация: В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И. Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н. А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе ХХ и ХХI столетий происходит как "переоткрытие" времени, так и переоткрытие эволюции.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Черноризов, Александр Михайлович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой); Пригожин, И. Р. (физик, химик ; 1917-2003); Бернштейн, Н. А. (психолог ; 1896-1966)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

16.


    Асмолов, Александр Григорьевич (заведующий кафедрой; доктор психологических наук; профессор; академик РАО).
    По ту сторону гомеостаза: историко-революционный подход к развитию сложных систем [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 14-15 (63 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- аутопоэзис -- гомеостаз -- естественный отбор -- изменчивость -- индивидуальные различия -- историко-эволюционный подход -- культурно-деятельностная психология -- преадаптация -- разнообразие -- эволюция
Аннотация: С позиций историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем раскрываются риски редукции эволюционного процесса к адаптации, обеспечиваемой гомеостазом, а также сведения факторов эволюции к движущему и стабилизирующему отбору. Обосновывается эволюционная ценность «потенциальной психики» как преадаптации к будущему в процессе восхождения жизни к сложности и разнообразию. Предложенные представления позволяют подойти к объяснению того, как рутина и новизна в ходе эволюции дополняют друг друга, а также как гомеостаз и аутопоэзис способствуют сохранению вариативности разных форм жизни - биологических видов, цивилизаций, культур и личностей. Факт сосуществования разных форм естественного отбора по разным приспособительным критериям - движущего, стабилизирующего и балансирующего - позволяет пролить свет на классические проблемы дифференциальной психологии и психофизиологии, а также понять эволюционный смысл индивидуальных различий.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (старший научный сотрудник; кандидат психологических наук); Черноризов, Александр Михайлович (заведующий кафедрой; доктор психологических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

17.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2021. - № 4. - С. 3-20. - Библиогр.: с. 16-18 (91 назв.). - References in Russian: р. 18-20 (80 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- адаптивная эволюция -- антропологический поворот -- избыточность -- личностный потенциал -- наука об изменениях -- непредсказуемость -- норма реакции -- преадаптациогенез -- преадаптация -- профессиональное самоопределение -- разнообразие -- сложность -- специализация -- становление личности -- универсализация -- эволюционная пластичность -- эволюционный процесс -- эпигенез
Аннотация: В статье исследуются современные подходы к становлению личностного потенциала, профессионального самоопределения личности и принципы эволюции сложных систем. С этой целью с позиций историко-эволюционной методологии анализируется природа двух базовых типов приспособлений - адаптации и преадаптации. Внимание фокусируется на принципиальной разнице этих феноменов: если адаптации выступают как приспособления, основанные на уже приобретенном опыте, то преадаптации обеспечивают готовность к непредсказуемости будущего. Доказывается, что как адаптация, так и преадаптация несовместимы с унификацией. Однако если адаптация являет ограниченные возможности системы, то ресурс преадаптации, т. е. готовности к будущему, - это избыточное разнообразие форм, выходящее за границы адаптивной нормы. На примере эмпирических фактов проводится разделение "специализированной" и "универсальной" избыточности. Особое значение придается универсальным структурам, не скованным единственным предназначением и наделенным неограниченной свободой преобразований. Показывается, что универсальные структуры потенциально готовы "по требованию" приобрести любую специализацию из спектра возможных. Обосновывается, что адаптивная эволюция в "режиме трендов" и преадаптациогенез, т. е. скачкообразные качественные преобразования - две составляющие единого процесса эволюции живых систем, попеременно востребованные в периоды относительной стабильности и радикальных перемен. Методологические исследования парадокса сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе позволяют пролить свет на кардинальные трансформации рынков труда и форм занятости в условиях экологических вызовов сложности, неопределенности и разнообразия. Демонстрируется эвристичность метафоры "не человек для работы, а работа для человека" при изучении выбора субъектом профессий в условиях меняющихся рынков труда. Выдвигается гипотеза, согласно которой системообразующей характеристикой человека как Ноmo сomplexus является универсальная избыточность. Разработанные представления дают возможность выделить новое направление познания - трансдисциплинарную науку об изменениях.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Черноризов, Александр Михайлович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

18.


    Асмолов, Александр Григорьевич (зав. кафедрой психологии личности МГУ).
    От культуры полезности к культуре достоинства [Текст] / Александр Асмолов ; беседовал Илья Барабаш // Человек без границ. - 2007. - N 6. - С. . 48-51. - RUMARS-noak07_000_006_0048_1
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология--Общая психология
Кл.слова (ненормированные):
интервью -- психологи -- толерантность -- российское общество -- федеральные программы
Аннотация: В интервью заведующий кафедрой психологии личности МГУ А. Асмолов рассказывает об итогах Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".


Доп.точки доступа:
Барабаш, Илья (интервьюер) \.\

Найти похожие

19.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах [Текст] / А. Г. Асмолов, С. С. Сорокина // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 3-15. - Библиогр.: с. 13-14 (51 назв.). - References in Russian: с. 15 (44 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- деструктивное разнообразие -- диалог -- какофония -- конструктивное разнообразие -- культурные практики -- полифония -- порог толерантности -- преадаптация -- разнообразие -- редукция разнообразия -- терпимость -- толерантность -- тоталитаризм
Аннотация: Рассматривается понятие толерантности как нормы поддержки разнообразия. Отстаивается представление о том, что толерантность не подразумевает принятия любого разнообразия. Обосновывается необходимость различения конструктивного и деструктивного разнообразия. Предпринимается попытка поставить вопросы, ответы на которые помогут понять разницу между толерантностью и терпимостью.


Доп.точки доступа:
Сорокина, Софья Сергеевна (студентка)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

20.


    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Кембриджское руководство по культурно-исторической психологии [Текст] / А. Г. Асмолов, М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 150-154. - Рец. на кн.: The Cambridge handbook of cultural-historical / А. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari (eds) ; Cambridge МА. - Cambridge Univ : Press, 2014. - 540 p. . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
культура -- культурно-историческая психология -- мозг -- рецензии -- сборники -- сознание


Доп.точки доступа:
Гусельцева, М. С.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 1-20    21-25 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)