Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник).
    Антишкольная культура и социальные сети школьников [Текст] / В. А. Иванюшина, Д. А. Александров // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 233-251 : рис., табл. - Библиогр.: с. 250 (33 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.6
Рубрики: Образование. Педагогика
   Социальная педагогика--Россия

Кл.слова (ненормированные):
антишкольная культура -- клики общения -- общеобразовательные школы -- подростковый возраст -- прошкольная культура -- социальные сети -- уровни прошкольных настроений -- эффект сверстников
Аннотация: На разных уровнях - школы, класса, тесных групп общения (дружеских клик) - оцениваются прошкольные и антишкольные установки подростков. Для выделения клик применяются методы социального сетевого анализа. С помощью многоуровнего регрессионного анализа показано, что 1) социально-экономическая дифференциация российских школ не приводит к возникновению поляризации прошкольных/антишкольных установок в разных типах школ; 2) поляризация установок происходит и закрепляется на уровне клик; 3) установки на уровне клики оказывают значимое влияние на образовательный результат при контроле по социодемографическим характеристикам ученика и его индивидуальным установкам.


Доп.точки доступа:
Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Титкова, Вера Викторовна (младший научный сотрудник).
    Популярность школьников и образовательная среда школы [Текст] / В. В. Титкова, В. А. Иванюшина, Д. А. Александров // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 145-167 : 5 табл., 4 рис. - Библиогр.: с. 161-163 (45 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
академическая успеваемость школьников -- анализ социальных сетей -- гендерные аспекты популярности -- половые различия -- популярность школьников -- школы -- школьная среда
Аннотация: Исследуется связь между успеваемостью ученика и его популярностью среди одноклассников в классах с разным уровнем академической мотивации. Выборка состоит из 5906 учащихся 8-10-х классов в возрасте 14-16 лет. Данные анализировались с применением многоуровневого регрессионного анализа. Надежность полученных результатов была подтверждена применением специального диадного анализа для сетевых данных. Обнаружены разные эффекты для мальчиков и девочек, свидетельствующие о гендерной специфике факторов популярности. Хорошая успеваемость важнее для популярности девочек, чем для популярности мальчиков. Популярность девочек положительно связана со средним баллом независимо от контекста класса. Связь между оценками мальчиков и их популярностью зависит от контекста: в классах с высокой академической мотивацией эта связь положительна, в классах с низкой мотивацией - отрицательна.


Доп.точки доступа:
Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник); Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; профессор; руководитель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; старший научный сотрудник).
    Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников [Текст] / В. А. Иванюшина, Д. А. Александров // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 174-197 : 2 табл., 15 рис. - Библиогр.: с. 194 (8 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.200 + 60.504/506
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика воспитания

   Социология

   Социологическое исследование

Кл.слова (ненормированные):
внешкольное образование -- дополнительное образование -- доступность услуг -- рынок внешкольного образования -- социализация школьников
Аннотация: Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий.


Доп.точки доступа:
Александров, Даниил Александрович (кандидат исторических наук; заместитель директора)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; заведующий научно-учебной лабораторией).
    Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России [Текст] / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, Е. В. Казарцева // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 173-195 : 9 табл., 1 рис. - Библиогр.: с. 191-192 (27 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2 + 60.504/506
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Социология

   Социологическое исследование--Россия

Кл.слова (ненормированные):
дети-мигранты -- миграционные поколения -- миграционный статус -- школы -- этнический состав -- этничность
Аннотация: В статье впервые представлены данные об этническом разнообразии российских школ и соотношении этничности и миграционного статуса школьников. Исследование основано на результатах опросов 21320 школьников в 365 школах пяти регионов РФ (Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков). Больше всего школьников с неродным русским в школах Подмосковья (16%), меньше всего — в школах малых городов и поселков Ленинградской области (6, 6%) и Пскова (8, 5%). В выборке представлены 56 этнических групп, хотя большинство из них очень малочисленны. В Санкт-Петербурге, Пскове и Томске среди детей с родным русским языком местные уроженцы составляют 63-66%, в то время как в Подмосковье их лишь 44%. Среди этнических меньшинств местных уроженцев больше всего в Томске и Пскове (38-39%). В Санкт-Петербурге среди украинцев, белорусов и татар больше местных уроженцев или мигрантов второго поколения, тогда как среди таджиков и узбеков преобладают мигранты поколения 1, 5 (46-49%). В Подмосковье во всех этнических группах преобладают мигранты поколения 1, 5, но особенно много их среди узбеков и таджиков (62%), В Томске большинство представителей этнических меньшинств являются либо местными уроженцами, либо мигрантами второго поколения. Статистика этнического и миграционного статуса школьников позволяет оценить не только объем миграционных потоков, но и ретроспективную временную динамику для разных этнических групп. Семьи украинцев, азербайджанцев, армян, грузин активно переезжали в РФ 15-20 лет назад. В настоящее время интенсивная миграция идет у таджиков, узбеков, киргизов, привозящих с собой детей разного возраста. Авторы считают, что органам управления образованием необходимо наладить грамотный учет школьников с неродным русским языком независимо от наличия у школьника гражданства, но обязательно в сочетании с миграционной историей семьи.


Доп.точки доступа:
Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник); Казарцева, Екатерина Витальевна (кандидат социологических наук; младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук).
    Существует ли дифференциация учителей в российских школах? [Текст] / В. А. Иванюшина, Д. А. Александров // Социологические исследования. - 2016. - № 9. - С. 59-65. - Библиогр.: с. 64-65 . - ISSN 0132-1625
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп

Кл.слова (ненормированные):
дифференциация школ -- образовательная политика -- социальный капитал -- стиль жизни -- традиционные школы -- учителя -- школы -- школьные программы -- элитные школы
Аннотация: В российском среднем образовании произошла дифференциация школ. Школы со стандартной программой обучения и школы "элитного" сегмента (гимназии, лицеи, специализированные школы) существенно различаются между собой по составу учащихся и образовательным результатам. В то же время насколько различаются между собой педагоги в обычных и "элитных" школах? Есть ли различия между учителями школ со стандартной программой и школ с повышенным уровнем преподавания по ряду характеристик, важных для учительской профессии: уверенности в своих профессиональных силах, отношению к ученикам, дисциплинарным практикам, воспринимаемым трудностям профессии, готовности уйти из профессии, стилю жизни, культурному потреблению, социальному капиталу. Несмотря на выраженную дифференциацию школ, расслоения учительского сообщества в зависимости от типа школы не наблюдается. Обсуждается значимость результатов с точки зрения равенства и шансов на получение качественного образования.


Доп.точки доступа:
Александров, Даниил Александрович (кандидат исторических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маслинский, Кирилл Александрович (научный сотрудник).
    Остаться учителем? [Текст] : факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии / К. А. Маслинский, В. А. Иванюшина // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 8-30 : 2 табл. - Библиогр.: с. 23-25 (56 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.204
Рубрики: Образование. Педагогика
   Школоведение--Россия--Санкт-Петербург

Кл.слова (ненормированные):
приверженность профессии -- профессиональные трудности -- профессия учителя -- текучесть кадров -- учителя
Аннотация: Рассматриваются структурные и социально-психологические факторы, влияющие на установки школьных учителей по отношению к смене профессии. Анализируется воздействие таких факторов, как трудности на рабочем месте, возможности альтернативного трудоустройства, уверенность в своей эффективности и эмоциональная привязанность к учительской профессии. Был проведен опрос среди учителей государственных средних школ в Санкт-Петербурге (730 человек). Данные исследования не подтверждают гипотезу о том, что начинающие учителя легче принимают решение о смене профессии. Обсуждается применение полученных результатов в целях удержания учителей в профессии.


Доп.точки доступа:
Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник).
    Структура академической мотивации [Текст] : ожидания и субъективные ценности освоения университетского курса / В. А. Иванюшина, Д. А. Александров, И. Л. Мусабиров // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 229-250 : 5 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 245-247 (36 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
гендерные различия -- майноры -- мотивация к обучению -- образовательные программы -- субъективные ценности -- успешность обучения
Аннотация: Статья посвящена изучению структуры мотивации студентов при освоении сложного университетского курса. Работа выполнена в теоретической рамке теории ожиданий и ценностей (expectancy-value theory) и направлена на решение трех задач: анализ гендерных различий в мотивации; выявление связей между компонентами мотивации и образовательными результатами; оценку роли предшествующих образовательных достижений и предшествующего образовательного выбора. Сравниваются две альтернативные теоретические модели и проверяется их соответствие эмпирическим данным, собранным при опросе студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся на майноре "Обработка и анализ данных". Основной метод анализа - моделирование структурными уравнениями (SEM, structural equation modeling), реализованное в статистическом пакете MPlus version 7. 31. Анализ структурными уравнениями подтвердил эмпирическую валидность модели, в которой ожидание успеха непосредственно влияет на образовательный результат, а ценности оказывают на него лишь опосредованное влияние, через ожидания. Полная модель, включающая мотивацию, гендер, образовательную программу и предыдущие успехи, объясняет 34% дисперсии образовательного результата.


Доп.точки доступа:
Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; заведующий); Мусабиров, Илья Леонидович (преподаватель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванюшина, Валерия Александровна (ведущий научный сотрудник; кандидат биологических наук).
    Российские учителя сегодня и завтра [Текст] : результаты исследования / Валерия Александровна Иванюшина, Кирилл Александрович Маслинский, Даниил Александрович Александров // Российское образование. - 2017. - № 4. - С. 19-28. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 74.00 + 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика--Россия

Кл.слова (ненормированные):
кадровый потенциал учителей -- педагогическая самореализация -- профессия учителя -- труд учителя -- учительство -- человеческий капитал
Аннотация: В современной дискуссии об образовательной политике общее утверждение заключается в том, что учительские кадры определяют качество образования в школе и тем самым качество человеческого капитала страны на десятилетия вперед. Вместе с тем современных российских исследований учительской профессии не так уж много. При реформировании школьного образования и организационным перестройкам, в то время как кадровый потенциал учителей обсуждается значительно реже.


Доп.точки доступа:
Маслинский, Кирилл Александрович (научный сотрудник); Адександров, Даниил Александрович (заведующий; кандидат биологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; заведующий).
    Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер [Текст] / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, Д. Л.Симановский // Вопросы образования. - 2017. - № 3. - С. 183-201 : 2 рис. - Библиогр.: с. 198-199 (22 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2 + 32.973.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Вычислительная техника

   Интернет--Россия--Санкт-Петербург--Калужская область, 2014-2016 гг.

Кл.слова (ненормированные):
динамика использования интернет-ресурсов -- интернет-ресурсы -- интернет-уроки -- использование интернета -- различия в использовании интернета -- специализированные образовательные ресурсы -- цифровой барьер -- цифровые образовательные ресурсы
Аннотация: Под цифровым барьером первого уровня понимается различие в доступе к интернету у разных групп населения, цифровой барьер второго уровня - это различия в практиках использования интернета. Показано, что в мегаполисе цифровой барьер первого уровня отсутствует. В Калужской области различия в доступе к интернету обусловлены типом населенного пункта (город или село), составом семьи (полные или неполные семьи) и образованием родителей школьника (наличие или отсутствие высшего образования) ; в самом уязвимом положении оказываются школьники, социально-экономическое положение которых характеризуется совпадением всех трех негативных факторов. Что касается использования интернета, то ни в Калужской области, ни в Санкт-Петербурге не выявлено различий между школьниками в зависимости от семейного бэкграунда, типа школы, типа населенного пункта. Большинство школьников пользуются образовательными ресурсами, причем интенсивность использования увеличивается с возрастом. Описаны несколько специализированных образовательных ресурсов для школьников. Наиболее популярным ресурсом является Википедия; из специализированных ресурсов школьники чаще всего пользуются сайтом Znanija. com. Лишь небольшой процент школьников (около 2%) пользуются сайтами готовых домашних заданий.


Доп.точки доступа:
Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник); Симановский, Дмитрий Леонидович (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Титкова, Вера Викторовна (младший научный сотрудник).
    Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые? [Текст] / В. В. Титкова, В. А. Иванюшина, Д. А. Александров // Вопросы образования. - 2017. - № 4. - С. 171-198 : рис., табл. - Библиогр.: с. 189-193 (64 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 88.8 + 88.5
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
гендерные различия -- индивидуализм -- критерии популярности -- подростковая популярность -- просоциальное поведение -- современные школьники
Аннотация: С целью выявления представлений современных российских подростков о популярности, определения ее критериев и оценки гендерных различий в факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9-11-х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9-х классов из 55 школ. Авторы приходят к выводу, что представления о популярности у российских подростков отличаются от сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением.


Доп.точки доступа:
Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник); Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; профессор; руководитель; заместитель директора)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник научной лаборатории).
    Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство [Текст] / В. А. Иванюшина, Е. П. Уильямс // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 47-70 : 2 рис., 2 табл. - Библиогр.: с. 63-66 (52 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Санкт-Петербург--Россия, 2014-2015 гг.

Кл.слова (ненормированные):
выбор школы -- дифференциация школ -- межшкольные трекинги -- образовательное неравенство -- смена школы
Аннотация: Межшкольным трекингом называется распределение учеников по разным типам школ, различающимся образовательным потенциалом. В большинстве стран ОЭСР трекинг осуществляется в возрасте 15-16 лет; в России разделение потоков учащихся на "академический" (10-11-й классы школы) и "неакадемический" (профессиональные лицеи и колледжи) треки также происходит в 15 лет, после 9-го класса. Однако и до этого разделения образовательных траекторий российские дети учатся в школах разных типов ("обычные" школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи) ; некоторые авторы называют такое распределение учащихся по типам школ "претрекингом". До сих пор не было эмпирических данных о том, насколько часто ученики меняют школу до формального трекинга после 9-го класса. В статье на основании административной базы данных школ Санкт-Петербурга, содержащей сведения обо всех переходах из одной школы в другую за 2014/2015 учебный год, анализируется частота смены школы учащимися с 1-го по 11-й класс. Рассматривается частота смены школы отдельно для разных классов (параллелей), начиная с 1-го класса, и общая частота переходов между школами. Для выбора образовательной траектории после 9-го класса ("академический" либо "неакадемический" трек) построены регрессионные модели, связывающие долю учеников, уходящих в образовательные организации системы профессионального образования, с характеристиками школы. Результаты исследования свидетельствуют о высокой стабильности выбора школы: 65% школьников российского мегаполиса, имея широкие возможности смены школы, учатся в одной и той же школе с 1-го до 9-го класса; 85% учатся в одной и той же школе с 5-го по 9-й класс. Стабильность выбора школы согласуется с выводами Ю. А. Косяковой с соавторами о наличии пре-трекинга в российской средней школе. Полученные результаты обсуждаются применительно к проблеме образовательного неравенства.


Доп.точки доступа:
Уильямс, Елена Павловна (студентка магистратуры); Косякова, Ю. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник).
    Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы [Текст] / В. А. Иванюшина, Д. К. Ходоренко, Д. А. Александров // Вопросы образования. - 2021. - № 4. - С. 220-242 : 4 рис. - Библиогр.: с. 235-242 (57 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 88.5 + 60.561.9
Рубрики: Психология
   Социальная психология

   Социология

   Педагогическая социология

Кл.слова (ненормированные):
буллинг -- жертвы буллинга -- школьная травля -- школьный буллинг -- школьный климат
Аннотация: В статье обсуждаются методические вопросы измерения распространенности буллинга, приводятся данные о частоте его проявлений в разных странах мира, обсуждаются причины существенного разброса в оценках. На данных масштабного репрезентативного опроса (18433 ученика из 201 школы), проведенного в школах Калужской области, описываются характеристики буллинга на индивидуальном уровне и на уровне школы. Установлено, что 15, 3% школьников 6-9-х классов в течение учебного года становятся жертвами буллинга, что совпадает с данными межстранового исследования под эгидой ВОЗ Health Behavior in School-Aged Children Study на общенациональной репрезентативной российской выборке. В рассмотренной возрастной категории учащихся максимальная частота буллинга (19, 4%) выявлена в 6-х классах, минимальная (11, 1%) - в 9-х. Девочки и мальчики оказываются жертвами буллинга примерно с равной частотой, при этом мальчики более подвержены физической агрессии, девочки - вербальной и социальной. Школы очень сильно различаются по распространенности буллинга: от 0 до 40% учащихся, столкнувшихся в течение года с проявлениями буллинга, на школу, причем частота травли не связана со структурными характеристиками школы (тип школы, расположение в городе или в селе, размер, социально-экономический статус). Обсуждается связь буллинга со школьным климатом и предлагаются направления дальнейших исследований.


Доп.точки доступа:
Ходоренко, Дарья Константиновна (аналитик); Александров, Даниил Александрович (кандидат биологических наук; заведующий)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)