Локалова, Н. П.
    Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологии [Текст] / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. - 2004. - N 5. - С. . 93-95. - Библиогр.: с. 95 (2 назв. ). - RUMARS-vopp04_000_005_0093_1
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Отраслевая психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
предмет психологии -- профессиональное мышление психологов -- мышление психологов
Аннотация: Автор подкрепляет трактовку предмета психологии, предложенную Н. И. Чуприковой, своими соображениями относитеьно особенностей профессионального мышения практического психолога.


Доп.точки доступа:
Чуприкова \н. И.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнов, С. Д.

    Методологический плюрализм и предмет психологии [Текст] / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. - 2005. - N 4. - С. . 3-9. - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_004_0003_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4.- С. 3-9. - vopp05_000_004_0003_1, 4, 3-9
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Общая психология
Кл.слова (ненормированные):
методологический плюрализм -- обыденное сознание -- предмет психологии -- объект психологии -- познавательная ситуация -- парадигма -- образ мира
Аннотация: Утверждается наличие ряда иллюзий обыденного сознания, мешающих добиться продвижения в определении предмета научной психологии. С целью усиления кумулятивного эффекта в этой области знания предлагается всем исследователям позиционировать себя как сторонников одного из методологических подходов или заявить свою собственную оригинальную позицию. С точки зрения автора, объектом психологии (в самом широком смысле) выступает совокупность процессов построения образа мира и его функционирования в качестве регулятора внешнего поведения и внутренней жизни живого существа.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Теплых, Д. А.
    Концепции предметности психологии в контексте типов научной рациональности [Текст] / Д. А. Теплых // Психология в вузе. - 2007. - N 1. - С. . 110-129. - Библиогр.: с. 128-129 (36 назв. ). - RUMARS-pvvu07_000_001_0110_1
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология--Общая психология
Кл.слова (ненормированные):
теоретическая психология -- психологическое знание -- предмет психологии -- методология науки -- научное знание -- типы научной рациональности -- концепции предметности психологии -- философские проблемы психологии -- философия психологии
Аннотация: Рассматривается проблема предмета психологии с точки зрения философии и методологии научного познания.





    Мироненко, И. А.
    Кризис психологии: перманентный и системный или локальный? [Текст] / И. А. Мироненко // Вопросы психологии. - 2008. - N 4. - С. 119-127. - Библиогр.: с. 127 (25 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология--Россия, 21 в.
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
кризис психологии -- научные школы -- российская психология -- предмет психологии -- научная психология -- ненаучная психология -- перманентные кризисы -- системные кризисы
Аннотация: Оценка современного состояния психологической науки как кризисного, распространенная в науковедческой литературе, опирается на анализ кризиса мировой психологии конца XIX - начала XX вв. Принято считать, что кризис, имеет перманентный и системный характер и продолжается в мировой психологической науке с конца XIX столетия по наши дни. Автор выражает несогласие с такой оценкой и предлагает трактовку современного кризиса российской психологии как локального явления в истории мировой науки, причины которого имеют конкретно-историческую природу; они коренятся в ситуации, сложившейся в российской наук в постсоветский период.





    Вачков, Игорь Викторович.
    Проблема предмета психологии при обучении психологии [Текст] / И. В. Вачков // Психология в вузе. - 2009. - N 5. - С. 6-13. - Библиогр.: с. 12-13 (17 назв. ) . - ISSN 1991-0711. - ISSN 1995-0055
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
психологическое образование -- теоретическая психология -- психологическое знание -- предмет психологии -- гуманитарная психология -- преподавание психологии
Аннотация: Рассматривается специфика психологического знания и связанные с этим проблемы обучения психологии как учебной дисциплины.





    Завершнева, Е. Ю.
    Исследование рукописи Л. С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" [Текст] / Е. Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2009. - N 6. - С. 119-137. - Библиогр.: с. 136-137 (36 назв. ) . - ISSN 0042-8841. - ISSN 1995-0055
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология--Россия
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
семейные архивы -- кризис -- предмет психологии -- сверхчеловек -- рукописи -- кризис психологии
Аннотация: Обсуждаются вопросы датировки рукописи "Исторический смысл психологического кризиса", которая хранится в семейном архиве Л. С. Выготского, ее связей с другими работами Л. С. Выготского ("Педагогическая психология", "Психологическая наука", Социальная переделка человека"), а также с его личными записями, посвященными проблеме кризиса в психологии.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Троцкий, Л. Д.; Бернштейн, Н. А.




    Вачков, Игорь Викторович.

    Проблема предмета психологии при обучении психологии [Текст] / И. В. Вачков // Психология в вузе. - 2009. - N 5. - С. 6-13. - Библиогр.: с. 12-13 (17 назв. ) . - ISSN 1991-0711
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
психологическое образование -- теоретическая психология -- психологическое знание -- предмет психологии -- гуманитарная психология -- преподавание психологии
Аннотация: Рассматривается специфика психологического знания и связанные с этим проблемы обучения психологии как учебной дисциплины.

Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике)




    Завершнева, Е. Ю.

    Исследование рукописи Л. С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" [Текст] / Е. Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2009. - N 6. - С. 119-137. - Библиогр.: с. 136-137 (36 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология--Россия
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
семейные архивы -- кризис -- предмет психологии -- сверхчеловек -- рукописи -- кризис психологии
Аннотация: Обсуждаются вопросы датировки рукописи "Исторический смысл психологического кризиса", которая хранится в семейном архиве Л. С. Выготского, ее связей с другими работами Л. С. Выготского ("Педагогическая психология", "Психологическая наука", Социальная переделка человека"), а также с его личными записями, посвященными проблеме кризиса в психологии.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Троцкий, Л. Д.; Бернштейн, Н. А.
Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике)




    Локалова, Н. П.
    Связь понимания предмета психологии и профессионального мышления психологов [Текст] / Н. П. Локалова // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, N 3. - С. 74-81. - Библиогр.: с. 80-81 (13 назв. ) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
психология профессиональной деятельности -- профессиональная деятельность -- предмет психологии -- психологи -- профессиональное мышление -- подготовка психологов
Аннотация: Обосновывается связь понимания предмета психологии со спецификой профессионального мышления психологов. Раскрывается необходимость целенаправленного формирования у студентов-психологов профессионального мышления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чуприкова, Н. И.
    Интроспекция и явления в системе естественнонаучной психологии [Текст] / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2010. - N 2. - С. 3-20. - Библиогр.: с. 18-20 (46 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
психика -- сознание -- интроспекция -- психофизиологические проблемы -- теория отражения -- физиологические механизмы сознания -- объект психологии -- предмет психологии -- система регуляции деятельности -- система психического отражения -- вербально-коммуникативная подсистема
Аннотация: В контексте психофизиологической проблемы рассматривается соотношение понятий психики и сознания. Обосновывается положение, что необходимой подсистемой психики человека является вербально-коммуникативная, которая обеспечивает получение сведений о том, как отражена действительность в психике других людей. Обсуждаются правомерность понятия интроспекции и возможность вписать явления сознания в систему естественнонаучной психологии, а также возможные физиологические механизмы сознания интроспекции, механизмы "светлого пятна" сознания. Предлагается определение объекта и предмета психологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дегтярева, Екатерина Евгеньевна (аспирант каф. философии, ст. преподаватель каф. возраст. психологии и физиологии Магнитогорск. гос. ун-та).
    Предметность психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности [Текст] / Е. Е. Дегтярева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 29. - С. 80-83. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
кризис психологии -- предмет психологии -- предметность психологического познания -- типы научной рациональности -- гносеологические основания психологии
Аннотация: В статье утверждается необходимость философско-гносеологического подхода к исследованию предмета психологического познания в контексте когнитивного кризиса психологии, выявляются гносеологические основания предметности психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности. Проведенный анализ позволяет наметить общую схему для сопоставления различных теоретических подходов в психологии, а также выявляет определенную направленность в развитии психологического познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дегтярева, Екатерина Евгеньевна (аспирант каф. философии, ст. преподаватель каф. возраст. психологии и физиологии Магнитогорск. гос. ун-та).
    Предметность психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности [Текст] / Е. Е. Дегтярева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 29. - С. 80-83. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
кризис психологии -- предмет психологии -- предметность психологического познания -- типы научной рациональности -- гносеологические основания психологии
Аннотация: В статье утверждается необходимость философско-гносеологического подхода к исследованию предмета психологического познания в контексте когнитивного кризиса психологии, выявляются гносеологические основания предметности психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности. Проведенный анализ позволяет наметить общую схему для сопоставления различных теоретических подходов в психологии, а также выявляет определенную направленность в развитии психологического познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Нечаев, Н. Н.
    Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода [Текст] / Н. Н. Нечаев // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 23-42. - Библиогр.: с. 41-42 (30 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
психологические теории -- теория поэтапного формирования -- деятельностный подход -- человеческая психика -- инструментальная психология -- теория деятельности -- деятельность -- научные дискуссии -- развивающаяся деятельность -- философия психологии -- теория поэтапного формирования умственных действий и понятий -- ТПФУД -- умственные действия -- психологи -- психические явления -- предмет психологии -- профессиональное сознание
Аннотация: В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П. Я. Гальперина.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Семенов, И. Н.
    Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления [Текст] / И. Н. Семенов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 83-91. - Библиогр.: с. 90-91 (25 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.45 + 88.36
Рубрики: Психология
   Психология творчества

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
психологические теории -- рефлексивная психология -- творческое мышление -- творчество -- психология творчества -- рефлексивная психология творчества -- психология творческого мышления -- ориентировка -- психологические концепции -- концепция ориентировки -- предмет психологии -- рефлексия -- функция рефлексии -- мыслительная деятельность -- психология мышления -- организация мыслительной деятельности -- продуктивное мышление -- процесс мышления -- саморегуляция процесса мышления -- творческие задачи -- решение творческих задач
Аннотация: В статье анализируется роль П. Я. Гальперина становлении рефлексивной психологии творческого мышления.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Патяева, Е. Ю.
    Актуальный А. Н. Леонтьев: предмет психологии и методологический кризис современной психологии [Текст] / Е. Ю. Патяева // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 54-66. - Библиогр.: с. 64-66 (68 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
бытие -- кризис психологии -- методология психологии -- предмет психологии -- психическое переживание -- психическое развитие
Аннотация: Анализируется понимание предмета психологии А. Н. Леонтьевым в контексте современных дискуссий о методологическом кризисе психологии. Рассматриваются такие характеристики современного кризиса, как разрыв между научной и практической психологией, отсутствие общепризнанного предмета и общепонятного языка психологии. Опираясь на теоретические положения А. Н. Леонтьева и его экспериментальные исследования, автор статьи выдвигает гипотезу о создании новых возможностей человеческого бытия и психического развития как потенциальном предмете психологии, способном объединить академические исследования и психологическую практику и стать основой для взаимопонимания представителей различных психологических течений и направлений.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Обухова, Людмила Филипповна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой).
    П. Я. Гальперин среди современников [Текст] / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 65-75. - Библиогр.: с. 74-75 (16 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
биологическое в психике человека -- генетическая психология -- интериоризация -- общая психология -- объективный признак психического -- органическое в психике человека -- предмет психологии -- психика -- социальное в психике человека -- умственное действие
Аннотация: Теория П. Я. Гальперина на протяжении длительного периода ее становления подвергалась критическому анализу в статьях и выступлениях отечественных психологов; часть этих материалов в 1960-1970-е гг. была опубликована на страницах журнала "Вопросы психологии". В статье представлены отрывки из этих публикаций, которые позволяют переосмыслить понимание теории П. Я. Гальперина в его и наше время, по-новому оценить его место как человека и ученого в современной психологии.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Нечаев, Николай Николаевич (доктор психологических наук; академик; профессор; проректор; заведующий кафедрой).
    Категория "предмет" как основа фундаментализации психологического образования [Текст] / Н. Н. Нечаев, М. Д. Рабесон // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 24-32. - Библиогр.: с. 31-32 (13 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
категории деятельности -- предмет профессиональной деятельности -- предмет психологии -- профессиональная подготовка -- профессиональное образование -- профессиональное сознание -- психологи -- уровень профессионального сознания -- фундаментализация психологического образования
Аннотация: Обсуждается специфика представлений о фундаментализации профессиональной подготовки психологов. Особое внимание уделяется раскрытию категории "предмет" в психологии и ее значимости в теоретическом и практическом отношении. Представлен краткий историко-методологический обзор существующих взглядов на "предмет" психологии. Обосновано особое значение методологического анализа при формировании представления о предмете профессиональной деятельности. В работе обсуждаются перспективы применения деятельностного подхода для раскрытия предметной сущности психологии и возможности его использования в профессиональной подготовке.


Доп.точки доступа:
Рабесон, Мария Давидовна (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мироненко, Ирина Анатольевна (доктор психологических наук; профессор).
    О предмете психологии [Текст] : (к обсуждению концепции Н. И. Чуприковой) / И. А. Мироненко // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 130-141. - Библиогр.: с. 140-141 (25 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологическая проблема психологии -- дуализм -- монизм -- предмет психологии -- психологические концепции -- психофизиологическая проблема -- система психического отражения
Аннотация: Автор обсуждает предложенную Н. И. Чуприковой теоретическую модель целостной функциональной системы психического отражения и регуляции поведения и деятельности (см.: Вопросы психологии, 2016, № 1. С. 3-19). Автор признает данный подход полезным и обогащающим психологическую науку, но считает его принципиально ограниченным в своих возможностях и опасным в случае выхода за их пределы.


Доп.точки доступа:
Чуприкова, Н. И. (доктор наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мазилов, В. А.
    Психология: взгляд в будущее [Текст] = Psychology: a view to the future / В. А. Мазилов // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 5. - С. 97-102. - Библиогр.: с. 100-102 . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия, 21 в.; 2030 г.

Кл.слова (ненормированные):
дискуссии -- кризис в психологии -- методологические кризисы -- методология -- отклики на статьи -- предмет психологии -- прогнозы -- психологическая наука -- психологическая практика -- психологическая теория
Аннотация: Анализируется комплекс методологических проблем, затронутых в статье психологов А. Л. Журавлева, Т. А. Нестика и А. В. Юревича "Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году". Дается новая трактовка методологического кризиса, подчеркивается его уровневый характер.


Доп.точки доступа:
Журавлев, А. Л.; Нестик, Т. А.; Юревич, А. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мазилов, Владимир Александрович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой).
    Прогресс на фоне кризиса [Текст] / В. А. Мазилов // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 107-116. - Библиогр.: с. 115-116 (22 назв.). - References in Russian: с. 116 (21 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
академическая психология -- кризис психологии -- научные дискуссии -- научные коммуникации -- предмет психологии -- психологическая наука
Аннотация: Статья посвящена обсуждению вопросов, речь о которых шла в публикациях П. А. Мясоеда, А. М. Двойнина, А. В. Юревича о трудностях в научной коммуникации, существенно снижающих эффективность научных дискуссий. Утверждается, что в настоящее время речь может идти не о конфликте научной и практической психологий, а об очередном противостоянии естественнонаучной и герменевтической парадигм.


Доп.точки доступа:
Мясоед, П. А. (кандидат психологических наук; психолог); Двойнин, А. М. (кандидат психологических наук; доцент); Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)