Бархаев, Б. П. (канд. пед. наук). Социальная роль специалиста как элемент содержания профессионального образования [Текст] / Бархаев Б. П., Владимиров В. В.> // Инновации в образовании. - 2002. - N 2. - С. . 17-34. - Библиогр.: с. 34 (9 назв. ). - RUMARS-inno02_000_002_0017_1
Рубрики: Психология--Социальная психология Образование. Педагогика Кл.слова (ненормированные): Мы-концепция -- атрибуция -- взаимодействие людей -- восприятие -- группы -- межгрупповое восприятие -- межгрупповые отношения -- подготовка специалистов -- профессиональная деятельность -- профессиональное образование -- профессиональное самоопределение -- психологические тренинги -- психология групп -- рефлексия -- самоопределение -- символы -- социальная перцепция -- социальные группы -- тренинги Аннотация: Авторы говорят о подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности и поднимают проблему организации педагогической технологии формирования социальной роли специалиста и его профессионального самоопределения. С этой целью авторы предлагают писхологический тренинг развития профессионального самосознания и социальной организованности. Кроме того, в статье рассматривается психология группы: механизмы социальной перцепции, атрибуции, межгруппового взаимодействия и восприятия, Мы-концепция. Доп.точки доступа: Владимиров, В. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Асенова, И. В. Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции [Текст] / И. В. Асенова> // Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. . 100-109. - Библиогр.: с. 108-110 (43 назв. ). - RUMARS-vopp05_000_001_0100_1
Рубрики: Психология--Детская психология Россия Кл.слова (ненормированные): дихотическое прослушивание -- функциональная асимметрия мозга -- онтогенетическая динамика -- дихотическая вербальная перцепция -- фонемная перцепция -- лексическая перцепция Аннотация: Исследовалась возрастная динамика функциональной асимметрии мозга при дихотической вербальной перцепции (фонемной и лексической) у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют об изменении межполушарных взаимоотношений при речевой перцепции в период начального обучения грамоте, главным образом в направлении более активного включения правого полушария в реализацию этих процессов, чем обусловлен и лучший результат при выполнении когнитивных задач данного вида. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Агавелян, Р. О. К вопросу сохранения психического здоровья педагога специальной школы [Текст] / Р. О. Агавелян, М. Г. Агавелян> // Инновации в образовании. - 2006. - N 1. - С. . 86-89. - Библиогр.: с. 89 (4 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-inno06_000_001_0086_1. - Научная библиотека Марийского государственного университета. - N 1. - C. 86-89. - inno06_000_001_0086_1, 1, 86-89
Рубрики: Образование. Педагогика--Общеобразовательная школа Психология--Социальная психология Кл.слова (ненормированные): взаимодействие учителя и ученика -- восприятие -- педагоги -- перцептивная защита -- перцепция -- психическое здоровье -- специальные школы -- субъект-субъектное взаимодействие -- учителя Аннотация: Автор говорит о необходимости применения средств психологической поддержки учителей специальных школ, формировании социально-перцептивной стороны общения у педагогов при воспитании аномального ребенка. Доп.точки доступа: Агавелян, М. Г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Федоров, В. (д-р техн. наук; проф.). Решение проблем психологии операторской деятельности в инновационных процессах [Текст] / В. Федоров, И. Епанешникова, Г. Бендерский> // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N 9. - С. 109-116. - Библиогр.: с. 116 (2 назв.) . - ISSN 0234-4505
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психология операторской деятельности -- операторская деятельность -- инновационные процессы -- перцепция -- психология управления -- прогнозирование ситуации -- инженерная психология Аннотация: Среди разнообразных проблем психологии управленческой деятельности, изучаемых инженерной психологией, наиболее важными являются изучение особенностей формирования в сознании оператора образа развития тех или иных ситуаций, возникающих в управляемой системе, их оценка для принятия правильного решения. Доп.точки доступа: Епанешникова, И. (канд. техн. наук; проф.); Бендерский, Г. (д-р техн. наук; проф.) |
Гуленко, Виктор Владимирович (доктор философии в области соционики). Типологическая целостность социона [Текст] / В. В. Гуленко> // Психология и соционика межличностных отношений. - 2009. - N 3. - С. 33-43 : 4 табл. - Библиогр.: с. 43 (8 назв. )
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): соционика -- шкалы Юнга -- Юнга шкалы -- группы установки -- темперамент -- перцепция -- коммуникабельность -- стимульные группы -- группы аргументации -- Юнга базис -- базис Юнга -- соционические типы Аннотация: На основании биполярных шкал базиса Юнга рассмотрены группы темперамента, установки, перцепции, коммуникабельности, стимула и аргументации. Описаны варианты образования соционических типов как объединения темперамента и установки, перцепции и коммуникабельности, стимула и аргументации. |
Коровина, М. В. Феномен сверхзначимости внешних оценок и нарушения межличностного взаимодействия [Текст] / М. В. Коровина> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - Вып. 2. - С. 85-88. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1819-7671. - ISSN 1814-733X
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): личность -- межличностное взаимодействие -- социальная перцепция -- дезадаптация личности -- сверхзначимость внешних оценок -- внешние оценки Аннотация: Рассматривается социально-психологический феномен как неспецифический фактор формирования дезадаптации личности, который определяется как феномен сверхзначимости внешних оценок. Выделяются основные направления деструктивного влияния данного феномена на различные уровни социально-психической адаптации личности и предлагается более подробнее рассмотрение механизмов участия феномена сверхзначимости внешних оценок в формировании нарушений межличностного взаимодействия. |
Соколов, Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания [Текст] / Е. Н. Соколов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - N 3. - С. 3-27. - Библиогр.: с. 27 (13 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Особые состояния и явления психики Кл.слова (ненормированные): психофизиология сознания -- когнитивные процессы -- модели когнитивных процессов -- кодирование информации -- восприятие цвета -- восприятие эмоций -- карта памяти -- эмоции -- цвет -- нейронные сети -- долговременная память -- перцепция -- семантика -- вербальные стимулы Аннотация: Подробно разбираются экспериментальные данные психофизиологических исследований восприятия цветов и эмоций, иллюстрирующие принципиальное сходство перцептивных и семантических субъективных пространств. Обсуждаются нейронные механизмы, обеспечивающие согласование перцептивных и семантических процессов. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Жантурина, Бахыт Нурмухановна (канд. филол. наук, доц. каф. грамматики Моск. пед. гос. ун-та). Перцептивные метафоры звука [Текст] / Б. Н. Жантурина> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - N 17. - С. 12-15. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание, 21 в. нач. Фонетика. Фонология Кл.слова (ненормированные): перцепция -- перцептивный компонент -- когнитивный механизм -- ориентационные метафоры -- синестезические метафоры Аннотация: В статье рассматриваются семантически производные метафорические значения: Ориентационные метафоры, которые возникают как результат семантического варьирования исходного зрительно воспринимаемого пространственного компонента в зоне слуховой перцепции, и синестезические метафоры - при варьировании исходных значений с перцептивным компонентом гаптики в зоне слуха. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Нильсен, Евгения Александровна. Отражение субъективной перцепции темпоральности в английском языке [Текст] / Е. А. Нильсен> // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (102). - С. 84-91. - Библиогр.: с. 90-91 (31 назв.) . - ISSN 2227-2283
Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Германские языки Кл.слова (ненормированные): теоретическая лингвистика -- английский язык -- время -- концептуализация времени -- восприятие времени -- интерпретация времени -- классификация времени -- субъективная темпоральность -- перцепция темпоральности -- концепты Аннотация: Рассматривается факт субъективного восприятия времени и его отражения в английском языке. Анализируются различные точки зрения лингвистов на классификацию времени, предлагается авторская модель субъективной перцепции темпоральности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мухамедов, Тимур Нурмухамедович (аспирант). Развитие социально-перцептивной компетентности руководителя [Текст] / Т. Н. Мухамедов> // Вопросы культурологии. - 2012. - № 9 (сентябрь). - С. 68-71. - Библиогр.: с. 71 (5 назв.) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Социальное управление Теория социального управления Кл.слова (ненормированные): руководители -- управленцы -- топ-менеджеры -- профессиональное общение -- профессиональные компетенции -- социальная перцепция -- личность -- индивидуальные особенности личности -- Я-концепция -- социально-перцептивная компетентность Аннотация: Статья посвящена анализу социально-перцептивной компетенции руководителя. Выделяются основные функции социальной перцепции, ее сущностные характеристики, показатели и факторы уровневого развития. Доп.точки доступа: Брунер, Дж. (американский психолог; педагог) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рычкова, О. В. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция "социальный мозг" - "за" и "против" [Текст] / О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 110-125. - Библиогр.: с. 122-125 (78 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): социальный мозг -- социальная перцепция -- социальное познание -- социальное поведение -- восприятие социальных объектов -- префронтальная кора -- височные доли -- зеркальные нейроны -- индивидуальная теория психики -- шизофрения -- мозговые основы социального поведения -- культурно-историческая теория Аннотация: Рассматривается и анализируется понятие "социальный мозг", оно определяется как часть мозга, которая специализируется на восприятии социальных объектов. В статье приведены аргументы сторонников правомерности выделения этого понятия, основанные на данных мозгового сканирования и изучения патологических состояний. В качестве одного из таких мозговых механизмов, обеспечивающих представления о переживаниях и состояниях другого человека, описана "система зеркальных нейронов мозга". Приводятся аргументы противников, указывающих на социальный генез когнитивных процессов и высокую пластичность головного мозга. Отмечается тенденция западной науки к мозговому "локализационизму" - стремлению видеть причины психической патологии в дисфункциях областей, относящихся к "социальному мозгу". Приводится критика этой тенденции с позиций культурно-исторической психологии и современных биопсихосоциальных моделей. Доп.точки доступа: Холмогорова, А. Б. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Никитина, Е. Н. Субъектные нули и перцептивный модус (к вопросу о выражении категории эвиденциальности в русском языке) [Текст] / Е. Н. Никитина> // Вопросы языкознания. - 2013. - № 2. - С. 69-82. - Библиогр.: с. 81-82 (27 назв.) . - ISSN 0373-658X
Рубрики: Грамматика Языкознание Русский язык Кл.слова (ненормированные): безличные предложения -- говорящие -- диктумы -- модусы -- наблюдатели -- недостоверность -- неопределенно-личные предложения -- неопределенность -- перцептивные модусы -- перцепция -- семантика -- слуховая перцепция -- субъектные нули -- субъекты -- эвиденциальность Аннотация: Работа посвящена анализу такого традиционного объекта русистики, как неопределенно-личные предложения, в связи с семантическими категориями определенности-неопределенности и эвиденциальности. Показана связь между конкретными эвиденциальными значениями, типами модусов и ролями говорящего. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чмыхова, Екатерина Васильевна (кандидат социологических наук; доцент; руководитель департамента). Уровень образования как фактор привлекательности партнера противоположного пола [Текст] / Е. В. Чмыхова, Д. Г. Давыдов> // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 44-53. - Библиогр.: с. 53 (26 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): аттракция -- выбор партнера -- женщины -- мужчины -- половой отбор -- привлекательность -- социальная перцепция -- уровень образования Аннотация: О влиянии уровня образования человека на его привлекательность в глазах партнеров противоположного пола. Предполагается, что женщины стремятся к выбору более образованного партнера, в то время как для мужчин внешний облик важнее образования. С целью проверки этих гипотез был проведен эксперимент, заключавшийся в оценивании фотографий людей противоположного пола с краткой характеристикой, которая отражала уровень их образования. Полученные данные показали, что на результаты выбора сильно влияет уровень образования самого выбирающего: испытуемые с более высоким уровнем образования предпочитают выбирать лиц с высшим образованием, а испытуемые без высшего образования выбирают таких же, как они, партнеров. Были выявлены и гендерные различия: мужчины без высшего образования явно избегали женщин с высшим образованием, женщины с высшим образованием уверенно отдавали свое предпочтение партнерам с высшим образованием. Выбор мужчин с высшим образованием и женщин без высшего образования был менее однозначным: они допускают возможность завязать отношения с партнером, у которого иной уровень образования, чем у них самих. Доп.точки доступа: Давыдов, Денис Геннадьевич (кандидат психологических наук; заведующий лабораторией) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Войскунский, А. Е. Социальная перцепция в социальных сетях [Текст] / А. Е. Войскунский> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 2. - С. 90-104. - Библиогр.: с. 102-104 (50 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): Интернет -- виртуальные идентичности -- восприятие -- зарубежные исследования -- идентичности -- интеракции -- коммуникации -- конструирование самопрезентаций -- межличностное познание -- отечественные исследования -- процессы социальной перцепции -- психологические исследования -- самопрезентации -- сетевые идентичности -- социальная перцепция -- социальные сети -- электронное общение Аннотация: Дается обзор направлений отечественных и зарубежных исследований в области социальной перцепции ( восприятие человека человеком, межличностное познание и т. п. ). Анализируется специфика процессов социальной перцепции в условиях электронного - опосредованного Интернетом - общения. Особое внимание уделяется механизмам управления процессами социальной перцепции в социальных сетях. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Артеменко, Наталья Андреевна (кандидат философских наук). Монадология как феноменология vs феноменология как монадология [Текст] / Н. А. Артеменко> // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2014. - № 2 (128). - С. 148-168. - Библиогр.: с. 167-168 (24 назв.) . - ISSN 2227-2291
Рубрики: Философия--Германия Метафизика. Онтология Теория познания Кл.слова (ненормированные): интерсубъективность -- методология -- монада -- монадология -- перцепция -- субъект -- феноменология -- философы Аннотация: Анализируется влияние философии Готфрида Вильгельма Лейбница на работы Эдмунда Гуссерля по проблематике интерсубъективности. Доп.точки доступа: Лейбниц, Г. В. (философ ; 1646-1716); Гуссерль, Э. (философ ; 1859-1938) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Глозман, Ж. М. Мемориальная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е. Д. Хомской [Текст] / Ж. М. Глозман, Е. В. Ениколопова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 2. - С. 110-127 . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Психические процессы и состояния Наука. Науковедение Организация науки Кл.слова (ненормированные): ВФПД -- аномалии головного мозга -- биологическая психиатрия -- больные -- векторная психофизиология -- вербальные функции -- вестибулярная дисфункция -- внимание -- восприятие времени -- восприятие лиц -- временная перцепция -- высшие формы психической деятельности -- депрессии позднего возраста -- доклады -- допплерография -- инвалиды -- когнитивная деятельность мозга -- когнитивная сфера инвалидов -- комплексные исследования -- межполушарные отношения -- мемориальные конференции -- младшие школьники -- мозговая организация памяти -- нарушения ВФПД -- нейропсихологические синдромы -- нейропсихологический подход -- нейропсихология -- оптокинетический нистагм -- организующая функция -- оценка речевой функции -- первоклассники -- перцептивные функции -- поздний возраст -- познание лиц -- принятие решений больными -- произвольная регуляция -- психическая деятельность школьников -- психологи -- психология подростков -- рабочая память -- различия восприятия лиц -- речевая функция первоклассников -- тезисы докладов -- тревожные расстройства -- трудности обучения -- успешность школьников -- функции внимания -- функции мозга -- цветовая семантическая система -- человеческое вращение -- черепно-мозговые травмы -- эмоциональная окраска информации -- эмоциональная семантическая система -- эмоциональная сфера инвалидов -- эндогенный психоз -- юбилеи психологов Аннотация: В декабре 2014 г. на факультете психологии МГУ состоялась конференция, посвященная 85-летию со дня рождения заслуженного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова Евгении Давыдовны Хомской, на которой была отмечена ее роль в развитии луриевской нейропсихологии. Все выступления были пронизаны высокой оценкой ее вклада в науку. Представлены аннотации докладов. Доп.точки доступа: Ениколопова, Е. В.; Хомская, Е. Д. (нейропсихолог ; 1929-2004); Агрис, А. Р.; Долгоруков, А. П.; Сергеев, А. А.; Есейкина, Л. И.; Зинченко, О. О.; Зубова, Е. А.; Клочкова, И. А.; Ковалев, А. И.; Лысенко, Е. С.; Микеладзе, Л. И.; Мусалек, М.; Первичко, С. В.; Петракова, А. В.; Пронина, Е. А.; Розовская, Р. И.; Трофимова, А. К.; Хохлов, Н. А.; Шендяпина, М. В.; МГУ им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\; Факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова; Мемориальная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е. Д. Хомской Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Урунтаева, Галина Анатольевна (доктор психологических наук; профессор). Структура гностических компетенций воспитателя дошкольных образовательных организаций [Текст] / Г. А. Урунтаева> // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 3 (59). - С. 239-248. - Библиогр.: с. 247-248 (19 назв. ) . - ISSN 2073-8536
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Психология Педагогическая психология взрослых Кл.слова (ненормированные): будущие экономисты -- воспитатели -- вузы -- гностические компетенции -- гностические умения -- дошкольные образовательные организации -- компетентностный подход -- компетенции -- педагогическая деятельность -- педагогические способности -- профессиональные компетенции -- социальная перцепция -- социально-перцептивные способности -- способности -- структура компетенций -- структурно-функциональный подход Аннотация: Представлена структура гностических компетенций воспитателя дошкольных образовательных организаций, разработанная в соответствии со структурно-функциональным и компетентностным подходами к анализу педагогической деятельности, исследованиями педагогических способностей и социальной перцепции. Выделяются мотивационно-ценностный и эмоционально-оценочный, теоретический, технологический, рефлексивный компоненты структуры гностических компетенций. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Реан, Артур Александрович (доктор психологических наук). Отец и мать в сознании детей и подростков [Текст] / А. А. Реан> // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. - С. 204-209. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 2073-0454
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): образ матери -- образ отца -- отношение к родителям -- отношение к семье -- подростки -- родители -- роль отца -- семейная подготовка -- семейные ценности -- семьеведение -- семья -- социальная перцепция -- старшеклассники Аннотация: Приведены результаты масштабного эмпирического исследования, проведенного в восьми регионах разных федеральных округов России. Показано отношение респондентов к семье, браку, детям. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Панферов, Владимир Николаевич (доктор психологических наук; профессор). Человекознание Б. Г. Ананьева как методология в психологической науке [Текст] / В. Н. Панферов> // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 143-152. - Библиогр.: с. 152 (14 назв.). - References in Russian: с. 152 (14 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): внешний облик -- индивидуальность -- индивиды -- личность -- объективизм -- социальная перцепция -- социальное взаимодействие -- субъект -- фенотипы -- физические типы -- этничность Аннотация: Рассматривается методологический потенциал принципа целостности в человекознании Б. Г. Ананьева, являющегося гносеологической основой интегрального синтеза психологии человека в комплексных исследованиях его психической организации. Доп.точки доступа: Сикевич, Зинаида Васильевна (доктор социологических наук; профессор); Ананьев, Б. Г. (психолог ; 1907-1972) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |