Фрумин, Исаак Давидович (д-р. пед. наук). Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей [Текст] / И. Д. Фрумин> // Вопросы образования. - 2006. - N 2. - С. . 5-22. - Библиогр.: с. 21-22. - 0; От равенства в конкуренции к одинаковости или многообразию. - 0; "Слабое" равенство. - 0; "Сильное" равенство. - 0; "Разное" равенство. - 0; Противники равных возможностей. - 0; Имущественное неравенство. - 0; Культурное неравенство. - 0; Гендерное неравенство. - 0; Неравенство инвалидов. - 0; Институционально-педагогические механизмы, провоцирующие и поддерживающие неравенство. - s, 2006, , rus. - RUMARS-vpro06_000_002_0005_1. - Научная библиотека государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета. - N 2. - С. 5-22. - vpro06_000_002_0005_1, 2, 5-22
Рубрики: Образование. Педагогика--Социальная педагогика Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- образовательные возможности -- равенство образовательных возможностей -- социально-педагогические проблемы -- демократизация образования -- демократическое равенство -- неравенство в образовании -- образовательное неравенство -- социальное неравенство -- гендерное неравенство -- дискуссии о равенстве -- международные дискуссии -- сравнительная педагогика Аннотация: Эта проблема становится очень острой в России. Представлены основные теоретические подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Дискуссии о равенстве, как правило, начинаются с вопроса о равном доступе для той или иной группы учащихся, а затем выходят на обсуждение возможностей равенства образовательных результатов. Систематизированы педагогические механизмы усиления неравенства в образовании. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Маслак, Мэри Энн. Высшее образование и женщины [Текст] : что скрывает политическая риторика проекта "Образование для всех" / Мэри Энн Маслак> // Высшее образование сегодня. - 2006. - N 8. - С. . 36-40. - Библиогр.: с. 40. - RUMARS-vose06_000_008_0036_1. - Ил.: 2 фот.
Рубрики: Образование. Педагогика--Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- высшее образование -- женщины -- гендерное неравенство -- социальные структуры -- доступность высшего образования -- образовательное неравенство -- проекты Аннотация: Гендерные проблемы в социальных структурах и расширение образовательных возможностей женщин. |
Шолохов, А. В. Социолингвистические основания образовательного неравенства [Текст] / А. В. Шолохов> // Философия права. - 2008. - N 3. - С. 73-77. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Социология Социология групп--Россия--РФ--Российская Федерация Кл.слова (ненормированные): образовательное неравенство -- символы -- знаки -- языковые знаки -- социализация -- процесс социализации -- социальные группы -- неравные социальные группы -- языковые коды -- образование -- педагоги Аннотация: Смысловые нагрузки языковых обозначений в разных социальных группах. |
Любимов, Лев. Общество и образование в России [Текст] / Лев Любимов> // Российское образование. - 2009. - N 2. - С. 39-43
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- образовательная система страны -- качество образования -- дополнительные услуги -- образовательное сообщество -- образовательное неравенство Аннотация: Речь идет о широком общественном понимании экономической роли человеческого капитала, об образовании как основном ресурсе экономического роста, ключевом факторе распеределения и перераспределения доходов. |
Ямамото, Й. Культурный капитал в восточно-азиатских образовательных системах: случай Японии [Текст] / Й. Ямамото, М. С. Брайтон> // Социология образования. - 2010. - N 7. - С. 100-102. - Полностью ст. опубл.: Sociology of Education. - 2010. - Vol. 83. - N 1. - P. 67-83. . - ISSN 1561-2465
Рубрики: Социология Педагогическая социология--Япония Кл.слова (ненормированные): культурный капитал -- теневое образование -- социальные условия -- учебные достижения -- образовательное неравенство -- стандартизированные тесты -- образовательные достижения -- социологические исследования Аннотация: Рассматривается, как эффект культурного капитала сказывается на образовательных достижениях в Японии. Доп.точки доступа: Брайтон, М. С. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Фрумин, Исаак Давидович (научный руководитель). Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ [Текст] / И. Д. Фрумин, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий> // Российское образование. - 2012. - № 3. - С. 9-16 : 2 табл. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): образовательная политика -- качество образования -- социология образования -- образовательное неравенство -- исследования в образовании -- кадровые составы школ -- материально-техническое обеспечение -- специальная подготовка -- типы школ -- конкретные характеристики школ Аннотация: О проблеме современного качественного образования и обеспечении равного доступа к нему всем детям вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей. Доп.точки доступа: Пинская, Марина Александровна (ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (директор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Оксамитная, С. Социально-классовые основы образовательного неравенства в Украине [Текст] / С. Оксамитная> // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2006. - № 3. - С. 116-136. - Библиогр.: с. 135-136 . - ISSN 1563-4426
Рубрики: Социология--Украина Социология общества Кл.слова (ненормированные): возрастные когорты -- образование -- образовательное неравенство -- общество -- социально-классовое происхождение -- социальное неравенство Аннотация: Социальное неравенство в любом современном обществе содержит обязательную составляющую - образовательную. В статье рассматриваются социально-классовые основы образовательного неравенства. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Уваров, Алексей Германович. Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей [Текст] : ситуация в России / А. Г. Уваров, Г. А. Ястребов> // Мир России. - 2014. - № 2. - С. 103-132. - Библиогр.: с. 127-132 (76 назв.)
Рубрики: Экономика Экономика культуры, науки, просвещения--Россия Кл.слова (ненормированные): академическая успеваемость -- образовательное неравенство -- общее среднее образование -- равенство шансов -- российские семьи -- российские школы -- социальное неравенство Аннотация: Статья посвящена проблеме образовательного неравенства в современной России. Доп.точки доступа: Ястребов, Гордей Алесандрович Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Косарецкий, Сергей Геннадьевич. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт [Текст] / С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская, И. Г. Груничева> // Мир России. - 2014. - № 2. - С. 133-153. - Библиогр.: с. 147-153 (72 назв.)
Рубрики: Социология Социология общества--Россия Экономика Экономика культуры, науки, просвещения Кл.слова (ненормированные): бедность -- доступность образования -- качество образования -- образовательное неравенство -- общее образование -- социальное неравенство -- социальные лифты Аннотация: Специфические характеристики бедности в России, особенности ситуации с доступностью образования. Неравенство образовательных возможностей детей (и как следствие неравенство их жизненных шансов) является ключевым фокусом данной статьи. Материал подготовлен в рамках проекта "Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании". Доп.точки доступа: Пинская, Марина Алексадровна; Груничева, Ирина Геннадьевна Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Осипов, Александр Михайлович (доктор социологических наук; профессор). Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепции и региональная динамика [Текст] / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева> // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 37-48. - Библиогр.: с. 48 . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология Социология организаций Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): доступность образования -- институциональные барьеры -- качество образования -- образовательная политика -- образовательное неравенство -- социальное расслоение -- управление образовательным неравенством Аннотация: Статья посвящена проблеме воспроизводства социального неравенства в сфере образования. Определяются основные механизмы социального расслоения в образовании, выявляется региональная динамика воспроизводства образовательного неравенства, анализируются институциональные барьеры доступности качественного среднего образования. Предлагаются стратегии управления образовательным неравенством через социальные взаимодействия в рамках государственной политики. Доп.точки доступа: Матвеева, Наталья Александровна (доктор социологических наук; профессор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кондорсе, Ж. А. Природа и предмет общественного образования [Текст]. Первый мемуар (отрывок) / Ж. А. Кондорсе ; пер. с фр. А. В. Ястребцевой> // Философские науки. - 2015. - № 9. - С. 141-152. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 152 . - ISSN 0235-1188
Рубрики: Философия Философия зарубежных стран Кл.слова (ненормированные): неравенство -- образовательное неравенство -- общественное образование -- равенство -- равенство прав -- справедливость -- французская философия Аннотация: В публикуемом фрагменте книги французского философа-просветителя Жана Антуана Кондорсе прослеживаются его взгляды на общественное образование как на долг общества перед гражданами, рассматривается общественное образование как средство для установления равенства прав людей и делается вывод о том, что образовательное неравенство является источником тирании. Доп.точки доступа: Ястребцева, А. В. \.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания [Текст] / С. Г. Косарецкий, Б. В. Куприянов, Д. С. Филиппова> // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 168-190 : 10 табл. - Библиогр.: с. 185-187 (26 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Теория и методика воспитания--Россия, 2013 г. Кл.слова (ненормированные): дополнительное образование детей -- доступность образовательных услуг -- культурный капитал -- образовательная политика -- образовательное неравенство -- свободное время Аннотация: Представлены результаты исследования участия детей в дополнительном образовании, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром в рамках Мониторинга экономики образования в 2013 г. Обследованием были охвачены более 2 тыс. родителей школьников, занимающихся дополнительным образованием в организациях различного типа. Проанализированы связи между особенностями участия детей в дополнительном образовании (интенсивность, дискретность и продолжительность потребления услуг; выбор типов программ дополнительного образования и организаций; место дополнительного образования в структуре свободного времени и каникулярного периода) и характеристиками семей (место проживания, имущественный и культурно-образовательный статус). Обсуждается влияние на проявление неравенства в доступе к дополнительному образованию особенностей организации и регулирования сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Сформулированы предложения по учету выявленных различий в политике государства в сфере дополнительного образования. В частности, политика государства в отношении детей из семей с неблагополучным социально-экономическим бэкграундом и детей, проживающих в сельской местности, должна сочетать два типа инструментов: 1) информирование и повышение мотивации родителей к включению детей в дополнительное образование; 2) социальная поддержка семей (введение сертификатов на услуги дополнительного образования детей; квотирование бюджетных мест на высококачественных программах дополнительного образования; целевое финансирование дополнительных общеобразовательных программ в сельских школах, а также в школах, работающих со сложным контингентом). Доп.точки доступа: Куприянов, Б. В. (доктор педагогических наук; аналитик); Филиппова, Дарья Сергеевна (аналитик); НИУ ВШЭ; Левада-Центр Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Голубицкий, Алексей Викторович (директор). Региональный социально-географический атлас системы общего образования [Текст] : преодолима ли "власть территории" / А. В. Голубицкий> // Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 58-87 : 15 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 84-85 (17 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования--Россия--Калининградская область Кл.слова (ненормированные): качество образования -- контекстуализация -- образовательная резильентность -- образовательное неравенство -- оценивание в образовании -- преодоление трудностей -- резильентные школы Аннотация: В результате апробации нового инструментария, предназначенного для изучения образовательного неравенства на региональном и муниципальном уровне, его причин и последствий, факторов, влияющих на его выраженность, составлен социально-географический атлас системы общего образования Калининградской области. Основное допущение, положенное в основание работы, состоит в том, что влияние на качество образования внешней по отношению к школе среды доминирует над значимостью внутренних процессов. В результате сравнительного анализа составленных карт качества образования и качества территории выявлены не только отдельные резильентные школы и школы, требующие поддержки, но и зоны низкого качества и социально-географические аномалии образовательной резильентности. Предложены способы изучения и преодоления "власти территории" и образовательного неравенства на региональном и муниципальном уровне. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Захаров, Андрей Борисович (кандидат педагогических наук; доцент; заведующий). Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011 [Текст] / А. Б. Захаров, А. В. Капуза> // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 234-257 : 9 табл. - Библиогр.: с. 252-254 (32 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): PIRLS -- дошкольное обучение -- начальная школа -- образовательное неравенство -- обучение чтению -- родительские практики -- читательская грамотность Аннотация: Уровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS-2011 анализируется выбор родителями с различным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4-м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) и неформальные (чтение, обсуждение прочитанного, рассказывание историй) практики. В зависимости от уровня образования родители выбирают разные стратегии обучения детей чтению. Родители с высшим образованием чаще занимаются с детьми до школы, используя при этом неформальные практики. Для них характерна стратегия компенсации при посещении детьми детского сада. Родители без высшего образования чаще поддерживают детское чтение в 4-м классе. До школы они активнее подключаются к обучению детей, если те посещают детский сад, для них характерна стратегия подкрепления. Анализируется связь личных практик поддержки детского чтения с читательской грамотностью учащихся. Доп.точки доступа: Капуза, Анастасия Васильевна (стажер-исследователь) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Потемкина, Т. В. (доктор педагогических наук). Использование эффективных практик поддержки школ с низкими результатами обучения в содержании дополнительного профессионального образования педагогов [Текст] / Т. В. Потемкина> // Вестник образования. - 2017. - № 10. - С. 65-68 . - ISSN 0130-8882
Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование Профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): дополнительное профессиональное образование -- итоговая аттестация -- качество образования -- низкие результаты обучения -- образовательное неравенство -- общеобразовательные организации -- педагогические кадры -- профессиональное образование педагогов -- профессиональные стандарты Аннотация: О реализации мер, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Трофимова, Ирина Николаевна (доктор политических наук; ведущий научный сотрудник). Мультиграмотность как социальная ценность и фактор развития современного общества [Текст] / Трофимова И. Н.> // Политика и общество. - 2018. - № 3. - С. 16-25. - Библиогр.: с. 25 (8 назв.) . - ISSN 2454-0684
Рубрики: Социология Социология общества Кл.слова (ненормированные): грамотность -- дополнительное образование -- мультиграмотность -- навыки -- образование -- образовательное неравенство -- образовательные практики -- общественное развитие -- самообразование -- социология образования Аннотация: В статье идет речь о повышении требований к уровню и качеству получаемых знаний, а также к навыкам их практического применения. Изучение данной проблемы дает возможность выявить роль мультиграмотности как социальной ценности и фактора общественного развития. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Корешникова, Юлия Николаевна (аналитик). Различия общего образования в колледжах и старших классах школ: характеристики педагогов и практики преподавания математики [Текст] / Ю. Н. Корешникова, А. Б. Захаров, Ф. Ф. Дудырев> // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 228-253 : 17 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 247-249 (37 назв. ). - Прил.: с. 249-250 . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Среднее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): качество образования -- квалификация учителей -- образовательное неравенство -- практики преподавания -- преподавание математики -- профессиональное образование -- старшие классы Аннотация: Доля учащихся, продолжающих по окончании 9 класса обучение в системе среднего профессионального образования (СПО), увеличивается с каждым годом. Как правило, в колледжи переходят академически менее успешные учащиеся из семей с меньшим экономическим и культурным капиталом. Тем не менее система СПО должна предоставить возможность получения качественного общего образования всем, выбравшим эту траекторию после 9 класса. В статье на данных лонгитюда "Траектории в образовании и профессии" сравниваются важные условия получения общего математического образования: профессионально-демографические характеристики преподавателей колледжей и школьных учителей, а также используемые ими практики преподавания. В ходе сравнения показано неравенство доступа учащихся к образовательным ресурсам в зависимости от выбранной ими траектории. Выявленные различия связаны с институциональными особенностями сравниваемых траекторий и позволяют говорить о реализации в их рамках разного общего образования. Доп.точки доступа: Захаров, Андрей Борисович (кандидат педагогических наук; заведующий); Дудырев, Федор Феликсович (кандидат исторических наук; директор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Филипова, А. Г. Построение имитационной модели "Социальный потенциал детства в регионе" [Текст] / А. Г. Филипова, А. В. Высоцкая> // Регионология. - 2018. - № 4. - С. 764-783 : рис., табл. - Библиогр.: c. 779-783 (17 назв. ) . - ISSN 2413-1407
Рубрики: Социология Социология групп--Россия Кл.слова (ненормированные): детское здоровье -- образование детей -- образовательное неравенство -- образовательные возможности детей -- региональные условия развития детства -- социальная инфраструктура детства -- социально-экономическое развитие регионов -- социальный потенциал детства Аннотация: Актуальность исследования определяется неравнозначностью региональных условий развития российского детства. Российские регионы располагают разными ресурсами для сохранения детского здоровья и образования детей. Цель исследования - выявление региональных факторов, влияющих на социальный потенциал детей. Материалами исследования стали статистические данные, представленные в официальных источниках. Анализ взаимосвязей целевых и управляющих факторов позволил определить целевые показатели, характеризующие образование, здоровье и выживаемость детей. Построенная имитационная модель представляет собой фрагмент оценки влияния управляющих факторов на детство в российских регионах. Эксперименты с моделью показали, что помимо воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе в целом важно снижать сменность занятий в школах и одновременно повышать квалификацию школьных учителей, увеличивать охват детей летним оздоровительным отдыхом. Доп.точки доступа: Высоцкая, А. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гошин, Михаил Евгеньевич (кандидат химических наук; аналитик). Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения [Текст] / М. Е. Гошин, Т. А. Мерцалова> // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 68-90 : 6 табл., 4 рис. - Библиогр.: с. 86-87 (28 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Связь школы с семьей и общественностью--Россия Кл.слова (ненормированные): образовательное неравенство -- образовательные результаты -- социально-экономические характеристики семей -- типология родительского участия -- участие родителей в образовании Аннотация: В статье приведен обзор теоретических моделей родительского участия в образовании детей. На основе соотнесения с типологизацией, предложенной в модели Дж. Эпштейн, эмпирически исследуется вовлеченность российских родителей в школьное образование их детей. Сопоставляются типы участия, характерные для разных социально-экономических категорий родителей, особо выделены семьи с низким уровнем дохода. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойствен родителям, чьи дети достигают лучших образовательных результатов и планируют после школы продолжать обучение в вузе. В исследовании получены данные, подтверждающие наличие образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей имеют более низкие образовательные результаты, чем средние по выборке. При этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом. Доп.точки доступа: Мерцалова, Татьяна Анатольевна (кандидат педагогических наук; ведущий эксперт); Эпштейн, Дж. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гошин, Михаил Евгеньевич (кандидат химических наук; аналитик). Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения [Текст] / М. Е. Гошин, Т. А. Мерцалова> // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 68-90 : 6 табл., 4 рис. - Библиогр.: с. 86-87 (28 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Связь школы с семьей и общественностью--Россия Кл.слова (ненормированные): образовательное неравенство -- образовательные результаты -- социально-экономические характеристики семей -- типология родительского участия -- участие родителей в образовании Аннотация: В статье приведен обзор теоретических моделей родительского участия в образовании детей. На основе соотнесения с типологизацией, предложенной в модели Дж. Эпштейн, эмпирически исследуется вовлеченность российских родителей в школьное образование их детей. Сопоставляются типы участия, характерные для разных социально-экономических категорий родителей, особо выделены семьи с низким уровнем дохода. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойствен родителям, чьи дети достигают лучших образовательных результатов и планируют после школы продолжать обучение в вузе. В исследовании получены данные, подтверждающие наличие образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей имеют более низкие образовательные результаты, чем средние по выборке. При этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом. Доп.точки доступа: Мерцалова, Татьяна Анатольевна (кандидат педагогических наук; ведущий эксперт); Эпштейн, Дж. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |