Фрумин, Исаак Давидович (д-р. пед. наук).

    Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей [Текст] / И. Д. Фрумин // Вопросы образования. - 2006. - N 2. - С. . 5-22. - Библиогр.: с. 21-22. - 0; От равенства в конкуренции к одинаковости или многообразию. - 0; "Слабое" равенство. - 0; "Сильное" равенство. - 0; "Разное" равенство. - 0; Противники равных возможностей. - 0; Имущественное неравенство. - 0; Культурное неравенство. - 0; Гендерное неравенство. - 0; Неравенство инвалидов. - 0; Институционально-педагогические механизмы, провоцирующие и поддерживающие неравенство. - s, 2006, , rus. - RUMARS-vpro06_000_002_0005_1. - Научная библиотека государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета. - N 2. - С. 5-22. - vpro06_000_002_0005_1, 2, 5-22
УДК
ББК 74.6
Рубрики: Образование. Педагогика--Социальная педагогика
Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- образовательные возможности -- равенство образовательных возможностей -- социально-педагогические проблемы -- демократизация образования -- демократическое равенство -- неравенство в образовании -- образовательное неравенство -- социальное неравенство -- гендерное неравенство -- дискуссии о равенстве -- международные дискуссии -- сравнительная педагогика
Аннотация: Эта проблема становится очень острой в России. Представлены основные теоретические подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Дискуссии о равенстве, как правило, начинаются с вопроса о равном доступе для той или иной группы учащихся, а затем выходят на обсуждение возможностей равенства образовательных результатов. Систематизированы педагогические механизмы усиления неравенства в образовании.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маслак, Мэри Энн.
    Высшее образование и женщины [Текст] : что скрывает политическая риторика проекта "Образование для всех" / Мэри Энн Маслак // Высшее образование сегодня. - 2006. - N 8. - С. . 36-40. - Библиогр.: с. 40. - RUMARS-vose06_000_008_0036_1. - Ил.: 2 фот.
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Высшее профессиональное образование
Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- высшее образование -- женщины -- гендерное неравенство -- социальные структуры -- доступность высшего образования -- образовательное неравенство -- проекты
Аннотация: Гендерные проблемы в социальных структурах и расширение образовательных возможностей женщин.





    Шолохов, А. В.
    Социолингвистические основания образовательного неравенства [Текст] / А. В. Шолохов // Философия права. - 2008. - N 3. - С. 73-77. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 81 + 60.54
Рубрики: Языкознание
   Теория и философия языка

   Социология

   Социология групп--Россия--РФ--Российская Федерация

Кл.слова (ненормированные):
образовательное неравенство -- символы -- знаки -- языковые знаки -- социализация -- процесс социализации -- социальные группы -- неравные социальные группы -- языковые коды -- образование -- педагоги
Аннотация: Смысловые нагрузки языковых обозначений в разных социальных группах.





    Любимов, Лев.
    Общество и образование в России [Текст] / Лев Любимов // Российское образование. - 2009. - N 2. - С. 39-43
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- образовательная система страны -- качество образования -- дополнительные услуги -- образовательное сообщество -- образовательное неравенство
Аннотация: Речь идет о широком общественном понимании экономической роли человеческого капитала, об образовании как основном ресурсе экономического роста, ключевом факторе распеределения и перераспределения доходов.





    Ямамото, Й.

    Культурный капитал в восточно-азиатских образовательных системах: случай Японии [Текст] / Й. Ямамото, М. С. Брайтон // Социология образования. - 2010. - N 7. - С. 100-102. - Полностью ст. опубл.: Sociology of Education. - 2010. - Vol. 83. - N 1. - P. 67-83. . - ISSN 1561-2465
УДК
ББК 60.561.9
Рубрики: Социология
   Педагогическая социология--Япония

Кл.слова (ненормированные):
культурный капитал -- теневое образование -- социальные условия -- учебные достижения -- образовательное неравенство -- стандартизированные тесты -- образовательные достижения -- социологические исследования
Аннотация: Рассматривается, как эффект культурного капитала сказывается на образовательных достижениях в Японии.


Доп.точки доступа:
Брайтон, М. С.
Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике)




    Фрумин, Исаак Давидович (научный руководитель).
    Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ [Текст] / И. Д. Фрумин, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Российское образование. - 2012. - № 3. - С. 9-16 : 2 табл. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- качество образования -- социология образования -- образовательное неравенство -- исследования в образовании -- кадровые составы школ -- материально-техническое обеспечение -- специальная подготовка -- типы школ -- конкретные характеристики школ
Аннотация: О проблеме современного качественного образования и обеспечении равного доступа к нему всем детям вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей.


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Александровна (ведущий научный сотрудник); Косарецкий, Сергей Геннадьевич (директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Оксамитная, С.
    Социально-классовые основы образовательного неравенства в Украине [Текст] / С. Оксамитная // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2006. - № 3. - С. 116-136. - Библиогр.: с. 135-136 . - ISSN 1563-4426
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология--Украина
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
возрастные когорты -- образование -- образовательное неравенство -- общество -- социально-классовое происхождение -- социальное неравенство
Аннотация: Социальное неравенство в любом современном обществе содержит обязательную составляющую - образовательную. В статье рассматриваются социально-классовые основы образовательного неравенства.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Уваров, Алексей Германович.
    Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей [Текст] : ситуация в России / А. Г. Уваров, Г. А. Ястребов // Мир России. - 2014. - № 2. - С. 103-132. - Библиогр.: с. 127-132 (76 назв.)
УДК
ББК 65.497
Рубрики: Экономика
   Экономика культуры, науки, просвещения--Россия

Кл.слова (ненормированные):
академическая успеваемость -- образовательное неравенство -- общее среднее образование -- равенство шансов -- российские семьи -- российские школы -- социальное неравенство
Аннотация: Статья посвящена проблеме образовательного неравенства в современной России.


Доп.точки доступа:
Ястребов, Гордей Алесандрович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косарецкий, Сергей Геннадьевич.
    Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт [Текст] / С. Г. Косарецкий, М. А. Пинская, И. Г. Груничева // Мир России. - 2014. - № 2. - С. 133-153. - Библиогр.: с. 147-153 (72 назв.)
УДК
ББК 60.52 + 65.497
Рубрики: Социология
   Социология общества--Россия

   Экономика

   Экономика культуры, науки, просвещения

Кл.слова (ненормированные):
бедность -- доступность образования -- качество образования -- образовательное неравенство -- общее образование -- социальное неравенство -- социальные лифты
Аннотация: Специфические характеристики бедности в России, особенности ситуации с доступностью образования. Неравенство образовательных возможностей детей (и как следствие неравенство их жизненных шансов) является ключевым фокусом данной статьи. Материал подготовлен в рамках проекта "Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании".


Доп.точки доступа:
Пинская, Марина Алексадровна; Груничева, Ирина Геннадьевна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Осипов, Александр Михайлович (доктор социологических наук; профессор).
    Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепции и региональная динамика [Текст] / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 37-48. - Библиогр.: с. 48 . - ISSN 0132-1625
УДК
ББК 60.55 + 74.04
Рубрики: Социология
   Социология организаций

   Образование. Педагогика

   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
доступность образования -- институциональные барьеры -- качество образования -- образовательная политика -- образовательное неравенство -- социальное расслоение -- управление образовательным неравенством
Аннотация: Статья посвящена проблеме воспроизводства социального неравенства в сфере образования. Определяются основные механизмы социального расслоения в образовании, выявляется региональная динамика воспроизводства образовательного неравенства, анализируются институциональные барьеры доступности качественного среднего образования. Предлагаются стратегии управления образовательным неравенством через социальные взаимодействия в рамках государственной политики.


Доп.точки доступа:
Матвеева, Наталья Александровна (доктор социологических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кондорсе, Ж. А.
    Природа и предмет общественного образования [Текст]. Первый мемуар (отрывок) / Ж. А. Кондорсе ; пер. с фр. А. В. Ястребцевой // Философские науки. - 2015. - № 9. - С. 141-152. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 152 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
неравенство -- образовательное неравенство -- общественное образование -- равенство -- равенство прав -- справедливость -- французская философия
Аннотация: В публикуемом фрагменте книги французского философа-просветителя Жана Антуана Кондорсе прослеживаются его взгляды на общественное образование как на долг общества перед гражданами, рассматривается общественное образование как средство для установления равенства прав людей и делается вывод о том, что образовательное неравенство является источником тирании.


Доп.точки доступа:
Ястребцева, А. В. \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косарецкий, Сергей Геннадьевич (кандидат психологических наук; директор).
    Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания [Текст] / С. Г. Косарецкий, Б. В. Куприянов, Д. С. Филиппова // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 168-190 : 10 табл. - Библиогр.: с. 185-187 (26 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.00 + 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

   Теория и методика воспитания--Россия, 2013 г.

Кл.слова (ненормированные):
дополнительное образование детей -- доступность образовательных услуг -- культурный капитал -- образовательная политика -- образовательное неравенство -- свободное время
Аннотация: Представлены результаты исследования участия детей в дополнительном образовании, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром в рамках Мониторинга экономики образования в 2013 г. Обследованием были охвачены более 2 тыс. родителей школьников, занимающихся дополнительным образованием в организациях различного типа. Проанализированы связи между особенностями участия детей в дополнительном образовании (интенсивность, дискретность и продолжительность потребления услуг; выбор типов программ дополнительного образования и организаций; место дополнительного образования в структуре свободного времени и каникулярного периода) и характеристиками семей (место проживания, имущественный и культурно-образовательный статус). Обсуждается влияние на проявление неравенства в доступе к дополнительному образованию особенностей организации и регулирования сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Сформулированы предложения по учету выявленных различий в политике государства в сфере дополнительного образования. В частности, политика государства в отношении детей из семей с неблагополучным социально-экономическим бэкграундом и детей, проживающих в сельской местности, должна сочетать два типа инструментов: 1) информирование и повышение мотивации родителей к включению детей в дополнительное образование; 2) социальная поддержка семей (введение сертификатов на услуги дополнительного образования детей; квотирование бюджетных мест на высококачественных программах дополнительного образования; целевое финансирование дополнительных общеобразовательных программ в сельских школах, а также в школах, работающих со сложным контингентом).


Доп.точки доступа:
Куприянов, Б. В. (доктор педагогических наук; аналитик); Филиппова, Дарья Сергеевна (аналитик); НИУ ВШЭ; Левада-Центр
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Голубицкий, Алексей Викторович (директор).
    Региональный социально-географический атлас системы общего образования [Текст] : преодолима ли "власть территории" / А. В. Голубицкий // Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 58-87 : 15 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 84-85 (17 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования--Россия--Калининградская область

Кл.слова (ненормированные):
качество образования -- контекстуализация -- образовательная резильентность -- образовательное неравенство -- оценивание в образовании -- преодоление трудностей -- резильентные школы
Аннотация: В результате апробации нового инструментария, предназначенного для изучения образовательного неравенства на региональном и муниципальном уровне, его причин и последствий, факторов, влияющих на его выраженность, составлен социально-географический атлас системы общего образования Калининградской области. Основное допущение, положенное в основание работы, состоит в том, что влияние на качество образования внешней по отношению к школе среды доминирует над значимостью внутренних процессов. В результате сравнительного анализа составленных карт качества образования и качества территории выявлены не только отдельные резильентные школы и школы, требующие поддержки, но и зоны низкого качества и социально-географические аномалии образовательной резильентности. Предложены способы изучения и преодоления "власти территории" и образовательного неравенства на региональном и муниципальном уровне.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Захаров, Андрей Борисович (кандидат педагогических наук; доцент; заведующий).
    Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011 [Текст] / А. Б. Захаров, А. В. Капуза // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 234-257 : 9 табл. - Библиогр.: с. 252-254 (32 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
PIRLS -- дошкольное обучение -- начальная школа -- образовательное неравенство -- обучение чтению -- родительские практики -- читательская грамотность
Аннотация: Уровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS-2011 анализируется выбор родителями с различным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4-м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) и неформальные (чтение, обсуждение прочитанного, рассказывание историй) практики. В зависимости от уровня образования родители выбирают разные стратегии обучения детей чтению. Родители с высшим образованием чаще занимаются с детьми до школы, используя при этом неформальные практики. Для них характерна стратегия компенсации при посещении детьми детского сада. Родители без высшего образования чаще поддерживают детское чтение в 4-м классе. До школы они активнее подключаются к обучению детей, если те посещают детский сад, для них характерна стратегия подкрепления. Анализируется связь личных практик поддержки детского чтения с читательской грамотностью учащихся.


Доп.точки доступа:
Капуза, Анастасия Васильевна (стажер-исследователь)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Потемкина, Т. В. (доктор педагогических наук).
    Использование эффективных практик поддержки школ с низкими результатами обучения в содержании дополнительного профессионального образования педагогов [Текст] / Т. В. Потемкина // Вестник образования. - 2017. - № 10. - С. 65-68 . - ISSN 0130-8882
УДК
ББК 74р + 74.5
Рубрики: Образование. Педагогика
   Педагогическое образование

   Профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
дополнительное профессиональное образование -- итоговая аттестация -- качество образования -- низкие результаты обучения -- образовательное неравенство -- общеобразовательные организации -- педагогические кадры -- профессиональное образование педагогов -- профессиональные стандарты
Аннотация: О реализации мер, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Трофимова, Ирина Николаевна (доктор политических наук; ведущий научный сотрудник).
    Мультиграмотность как социальная ценность и фактор развития современного общества [Текст] / Трофимова И. Н. // Политика и общество. - 2018. - № 3. - С. 16-25. - Библиогр.: с. 25 (8 назв.) . - ISSN 2454-0684
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
грамотность -- дополнительное образование -- мультиграмотность -- навыки -- образование -- образовательное неравенство -- образовательные практики -- общественное развитие -- самообразование -- социология образования
Аннотация: В статье идет речь о повышении требований к уровню и качеству получаемых знаний, а также к навыкам их практического применения. Изучение данной проблемы дает возможность выявить роль мультиграмотности как социальной ценности и фактора общественного развития.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Корешникова, Юлия Николаевна (аналитик).
    Различия общего образования в колледжах и старших классах школ: характеристики педагогов и практики преподавания математики [Текст] / Ю. Н. Корешникова, А. Б. Захаров, Ф. Ф. Дудырев // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 228-253 : 17 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 247-249 (37 назв. ). - Прил.: с. 249-250 . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2 + 74.57
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Среднее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
качество образования -- квалификация учителей -- образовательное неравенство -- практики преподавания -- преподавание математики -- профессиональное образование -- старшие классы
Аннотация: Доля учащихся, продолжающих по окончании 9 класса обучение в системе среднего профессионального образования (СПО), увеличивается с каждым годом. Как правило, в колледжи переходят академически менее успешные учащиеся из семей с меньшим экономическим и культурным капиталом. Тем не менее система СПО должна предоставить возможность получения качественного общего образования всем, выбравшим эту траекторию после 9 класса. В статье на данных лонгитюда "Траектории в образовании и профессии" сравниваются важные условия получения общего математического образования: профессионально-демографические характеристики преподавателей колледжей и школьных учителей, а также используемые ими практики преподавания. В ходе сравнения показано неравенство доступа учащихся к образовательным ресурсам в зависимости от выбранной ими траектории. Выявленные различия связаны с институциональными особенностями сравниваемых траекторий и позволяют говорить о реализации в их рамках разного общего образования.


Доп.точки доступа:
Захаров, Андрей Борисович (кандидат педагогических наук; заведующий); Дудырев, Федор Феликсович (кандидат исторических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Филипова, А. Г.
    Построение имитационной модели "Социальный потенциал детства в регионе" [Текст] / А. Г. Филипова, А. В. Высоцкая // Регионология. - 2018. - № 4. - С. 764-783 : рис., табл. - Библиогр.: c. 779-783 (17 назв. ) . - ISSN 2413-1407
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп--Россия

Кл.слова (ненормированные):
детское здоровье -- образование детей -- образовательное неравенство -- образовательные возможности детей -- региональные условия развития детства -- социальная инфраструктура детства -- социально-экономическое развитие регионов -- социальный потенциал детства
Аннотация: Актуальность исследования определяется неравнозначностью региональных условий развития российского детства. Российские регионы располагают разными ресурсами для сохранения детского здоровья и образования детей. Цель исследования - выявление региональных факторов, влияющих на социальный потенциал детей. Материалами исследования стали статистические данные, представленные в официальных источниках. Анализ взаимосвязей целевых и управляющих факторов позволил определить целевые показатели, характеризующие образование, здоровье и выживаемость детей. Построенная имитационная модель представляет собой фрагмент оценки влияния управляющих факторов на детство в российских регионах. Эксперименты с моделью показали, что помимо воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионе в целом важно снижать сменность занятий в школах и одновременно повышать квалификацию школьных учителей, увеличивать охват детей летним оздоровительным отдыхом.


Доп.точки доступа:
Высоцкая, А. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гошин, Михаил Евгеньевич (кандидат химических наук; аналитик).
    Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения [Текст] / М. Е. Гошин, Т. А. Мерцалова // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 68-90 : 6 табл., 4 рис. - Библиогр.: с. 86-87 (28 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.205
Рубрики: Образование. Педагогика
   Связь школы с семьей и общественностью--Россия

Кл.слова (ненормированные):
образовательное неравенство -- образовательные результаты -- социально-экономические характеристики семей -- типология родительского участия -- участие родителей в образовании
Аннотация: В статье приведен обзор теоретических моделей родительского участия в образовании детей. На основе соотнесения с типологизацией, предложенной в модели Дж. Эпштейн, эмпирически исследуется вовлеченность российских родителей в школьное образование их детей. Сопоставляются типы участия, характерные для разных социально-экономических категорий родителей, особо выделены семьи с низким уровнем дохода. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойствен родителям, чьи дети достигают лучших образовательных результатов и планируют после школы продолжать обучение в вузе. В исследовании получены данные, подтверждающие наличие образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей имеют более низкие образовательные результаты, чем средние по выборке. При этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом.


Доп.точки доступа:
Мерцалова, Татьяна Анатольевна (кандидат педагогических наук; ведущий эксперт); Эпштейн, Дж.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гошин, Михаил Евгеньевич (кандидат химических наук; аналитик).
    Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения [Текст] / М. Е. Гошин, Т. А. Мерцалова // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 68-90 : 6 табл., 4 рис. - Библиогр.: с. 86-87 (28 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.205
Рубрики: Образование. Педагогика
   Связь школы с семьей и общественностью--Россия

Кл.слова (ненормированные):
образовательное неравенство -- образовательные результаты -- социально-экономические характеристики семей -- типология родительского участия -- участие родителей в образовании
Аннотация: В статье приведен обзор теоретических моделей родительского участия в образовании детей. На основе соотнесения с типологизацией, предложенной в модели Дж. Эпштейн, эмпирически исследуется вовлеченность российских родителей в школьное образование их детей. Сопоставляются типы участия, характерные для разных социально-экономических категорий родителей, особо выделены семьи с низким уровнем дохода. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойствен родителям, чьи дети достигают лучших образовательных результатов и планируют после школы продолжать обучение в вузе. В исследовании получены данные, подтверждающие наличие образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей имеют более низкие образовательные результаты, чем средние по выборке. При этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом.


Доп.точки доступа:
Мерцалова, Татьяна Анатольевна (кандидат педагогических наук; ведущий эксперт); Эпштейн, Дж.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)