Кравцова, Е. Е. Кризис культурно-исторической психологии и пути его преодоления [Текст] : к 110-летию со дня рождения Л. С. Выготского / Е. Е. Кравцова> // Вопросы психологии. - 2006. - N 5. - С. . 125-133. - Библиогр.: с. 133 (3 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_005_0125_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 5. - C. 125-133. - vopp06_000_005_0125_1, 5, 125-133
Рубрики: Психология--Общая психология, 20 в. Россия СССР Кл.слова (ненормированные): культурно-исторический подход -- неклассическая психология -- психология искусства -- психологи -- игра в практическую деятельность -- проектирующая психология -- развивающая среда Аннотация: Рассматриваются причины пребывания культурно-исторической психологии в кризисе. Основной выход из него автор видит в особой подготовке психологов для работы в рамках неклассической психологии. Основа этой подготовки связана с предложенным Л. С. Выготским экспериментально-генетическим методом позволяющим проектировать процессы психического и личностного развития. Доп.точки доступа: Выготский \л. С.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования [Текст] / А. Г. Асмолов [и др. ]> // Вопросы психологии. - 2007. - N 4. - С. . 16-23. - Библиогр.: с. 23 (23 назв. ). - s, 2007, , rus. - RUMARS-vopp07_000_004_0016_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 4. - С. 16-23. - vopp07_000_004_0016_1, 4, 16-23
Рубрики: Психология--Другие виды отраслевой психологии Россия Кл.слова (ненормированные): культурно-исторический подход -- системно-деятельностный подход -- смысловая педагогика -- компетентность -- учебные действия -- универсальные учебные действия -- школьное образование -- стандарты школьного образования -- стандарты образования Аннотация: Обосновывается новая парадигма проектирования стандартов школьного образования с позиций культурно-исторического системно-деятельностного подхода. Формирование мотивации к обучению и обретению "компетентности к обновлению компетенций" раскрывается как цель образования. Показывается роль универсальных учебных действий в порождении содержания различных предметных областей знания. Доп.точки доступа: Асмолов, А. Г. \.\ Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Корнилова, Т. В. Методологические проблемы психологии в трудах О. К. Тихомирова и его школы [Текст] / Т. В. Корнилова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2008. - N 2. - С. 59-73. - Библиогр.: с. 72-73 (28 назв. ) . - ISSN 0137-0936. - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология Общая психология История психологии Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психологи -- теория деятельности -- теория мышления -- смысловая теория мышления -- мыслительная деятельность человека -- психологические теории -- познавательная сфера личности -- регуляция мышления -- мышление -- деятельностный подход -- культурно-исторический подход -- принятие решений -- новое мышление -- плюрализм мышления -- интуитивное мышление -- логическое мышление -- критическое мышление -- психологические концепции -- активность личности -- методология психологии Аннотация: Об отличительных чертах подхода Олега Константиновича Тихомирова к пониманию функционирования мышления человека, связанные с разработкой идей о системном строении сознания, единстве интеллектуальной и смысловой сфер, динамическом соотнесении когнитивных и личностных новообразований. Показаны истоки современной психологии принятия решений в смысловой теории мышления. Отмечен интерес О. К. Тихомирова к методологии не только деятельностного и культурно-исторического подходов, но и других концепций (в частности К. Поппера), подкрепляющих идею плюрализма мышления человека. Доп.точки доступа: Тихомиров, О. К. (психолог ; 1933-2001); Поппер, Карл Рэймонд (философ; социолог ; 1902-1994) |
Храпов, Сергей (канд. филос. наук; доц.). Концептуализация понятий "социальное бессознательное" и "менталитет" [Текст] : (культурно-исторический и философский анализ) / Сергей Храпов> // Власть. - 2010. - N 10. - С. 39-41. - Библиогр. в сносках . - ISSN 2071-5358
Рубрики: Социальная философия Духовная деятельность Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): менталитет -- ментальность -- социальное бессознательное -- социальная память -- память -- коллективное бессознательное -- общественное сознание -- философские концепции -- культурно-исторический подход Аннотация: Статья посвящена концептуальному анализу понятий "социальное бессознательное" и "менталитет". Рассмотрены культурно-исторический и философский подходы к феноменам социальной памяти и менталитета, что дает возможность формирования целостного представления об их сущности и роли в духовной жизни нашего общества. Доп.точки доступа: Ле, Гофф Ж. (мыслитель); Фромм, Э. (философ, психолог и социолог ; 1900-1980); Флоренский, П. А. (рус. философ-богослов ; 1882-1937); Бодрийяр, Ж. (философ ; 1930-2007) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Нуркова, В. В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования [Текст] / В. В. Нуркова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 1. - С. 79-90. - Библиогр.: с. 89-90 (37 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): автобиографическая память -- АП -- культурно-историческая психология -- деятельностный подход -- мотивация деятельности -- автобиографическая мотивация -- культурно-деятельностная психология -- культурно-исторический подход -- знаковое опосредование -- деятельностная регуляция -- культурный жизненный сценарий -- культурное опосредование АП -- автобиографические воспоминания Аннотация: Статья посвящена перспективам исследования автобиографической памяти (АП) с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. По мнению авторов, развитая АП становится условием возникновения таких личностных феноменов, как патриотизм, благодарность, прощение, мудрость ( то есть, способность продуктивно решать жизненные задачи с опорой на свой жизненный опыт и ориентацией на ценности). Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Медведева, Юлия Валериевна. Культурно-исторический подход в языковом образовании учащихся [Текст] / Ю. В. Медведева> // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - N 4. - С. 136-141. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 141. - Рез. англ. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): школьное языковое образование -- преподавание русского языка -- обучение русскому языку -- языковое образование -- культурно-исторический подход Аннотация: Анализ состояния современного школьного языкового образования. Рассматривается культурно-исторический подход как определяющий цели и задачи современного языкового образования. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Павленко, Владимир Борисович (доктор политических наук). Октябрьская революция в контексте исторических противоречий между Россией и Западом [Текст] / Владимир Павленко> // Обозреватель-Observer. - 2011. - N 10. - С. 6-39. - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Социальная философия Типология общества Политика. Политология Международные отношения и внешняя политика в целом--Европа--США--Россия Кл.слова (ненормированные): глобальное управление -- цивилизации -- западная цивилизация -- восточная цивилизация -- российская цивилизация -- цивилизационная теория -- материалистический подход -- культурно-исторический подход -- цивилизационные ценности -- материальные ценности -- идеальные ценности -- общечеловеческие ценности -- война цивилизаций -- цивилизационная экспансия -- мировое господство -- англосаксонское доминирование -- концепция конца истории -- глобальные проекты -- имперская государственность -- евразийский проект -- советский проект -- коммунистический проект -- марксистская теория государства -- модернизм -- постмодернизм -- сверхмодерн -- проектные трансформации -- проектная преемственность Аннотация: Доказывается, что основным содержанием проектной основы современных глобальных процессов является непрерывная конкуренция Запада и России, в рамках которой ведущие центры западного мира стремятся ликвидировать Россию как главное препятствие на пути к англосаксонскому мировому господству. Указывается на тесную связь "глобальной элиты" с последователями нацизма. Утверждается, что предотвратить развитие событий по негативному для человечества сценарию "конца истории" возможно в случае разработки и осуществления Россией нового глобального проекта, восстанавливающего ее историческую преемственность. Доп.точки доступа: Кургинян, С. Е. (политолог); Римский клуб Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Осипов, М. Е. Динамика проблемы личности в работах Л. С. Выготского [Текст] / М. Е. Осипов> // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 100-116. - Библиогр.: с. 115-116 (40 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): личность -- соотнесение понятий -- проблемы личности -- архивы -- научное наследие -- сознание -- культурно-исторический подход -- переживание Аннотация: Представлена попытка периодизации взглядов Л. С. Выгодского на проблему личности и соотнесения понятия "личность" с ключевыми для культурно-исторического подхода понятиями: сознание, высшая психическая функция, психологическая система, переживание. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бурлакова, Н. С. О новых возможностях культурно-исторического анализа в клинической психологии [Текст] / Н. С. Бурлакова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 2. - С. 49-56. - Библиогр.: с. 56 (18 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- культурно-исторический подход -- стратификация общества -- культурно-исторический анализ -- клиническая психология -- эпистемология клинической психологии -- концепции личности Аннотация: Исследуются возможности дальнейшего развития культурно-исторического подхода Л. С. Выготского и А. Р. Лурия в двух направлениях - со стороны дальнейшего анализа способов опосредования психики в условиях социальной и культурной стратификации современного общества и со стороны применения культурно-исторического анализа к теориям и концептуальному аппарату клинической психологии. Доп.точки доступа: Лурия, А. Р. (психолог ; 1902-1977); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Яркова, Елена Николаевна (доктор философских наук; профессор). Возможна ли культурология как строгая наука? [Текст] / Е. Н. Яркова> // Вопросы культурологии. - 2015. - № 12 (декабрь). - С. 36-40. - Библиогр.: с. 40 (6 назв.) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): аксиология -- герменевтика -- культурно-исторический подход -- культурологическое знание -- натурализм -- позитивизм -- прагматизм -- структурализм -- структурный функционализм -- теория самоорганизации -- феноменология -- эволюционизм Аннотация: В статье предпринята попытка конструирования интегративной модели культурологического знания, систематизации культурологического теоретико-методологического аппарата. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Семенов, И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете [Текст] / И. Н. Семенов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. - № 2. - С. 3-29. - Библиогр.: с. 21-24 (39 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Общая психология Кл.слова (ненормированные): биографии -- возрастная психология -- интериоризация -- культурно-исторический подход -- научное творчество -- общая педагогическая психология -- педагогическая психология -- преподавание психологии -- психолого-педагогические исследования -- творческое мышление -- ученые психологи -- формирование творческого мышления Аннотация: В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П. Я. Гальперина - одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в области педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также в сфере преподавания в МГУ общей психологии студентам-философам, а также ее истории и педагогической психологии - студентам-психологам. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); МГУ им. М. В. ЛомоносоваМосковский государственный университет им. М. В. Ломоносова Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Глозман, Ж. М. [V международный конгресс памяти А. Р. Лурия] [Text] / Ж. М. Глозман, С. Ю. Киселев> // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 155-156 . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): конгрессы -- культурно-исторический подход -- нейропсихология -- психолингвистика -- экзистенциальная реабилитация Аннотация: Краткий обзор работы V международного конгресса памяти выдающегося российского ученого А. Р. Лурия (1902-1977). Состоялся 13-16 октября 2017 г. в г. Екатеринбурге. Доп.точки доступа: Киселев, С. Ю.; Лурия, А. Р. (доктор психологических наук; доктор медицинских наук; профессор; академик ; 1902-1977); Международный конгресс памяти А. Р. Лурия Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Марцинковская, Т. Д. [Международная конференция "Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского - XXI веку"] [Текст] / Т. Д. Марцинковская, В. Р. Орестова> // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 162-163 . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология, 21 в. Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- культурно-исторический подход -- международные конференции -- психологическая наука -- теория деятельности Аннотация: Краткий обзор работы международной конференции "Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского - XXI веку". Состоялась 14-16 ноября 2017 г. в г. Москве. Основной темой конференции стал анализ современных тенденций психологической науки. Доп.точки доступа: Орестова, В. Р.; Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского - XXI веку, международная конференция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Костюнина, Л. И. Концепция сохранения спортивно-исторического наследия региона как средство развития человеческого ресурса [Текст] / Л. И. Костюнина, А. Ю. Тихонова, И. Н. Тимошина> // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 2. - С. 6-7. - Библиогр.: с. 7 (9 назв.) . - ISSN 0040-3601
Рубрики: Физическая культура и спорт История физической культуры--Российская Федерация--Россия--Ульяновская область Кл.слова (ненормированные): аксиологический подход -- государственные университеты -- интегративный подход -- культурно-исторический подход -- музеи спорта -- региональные музеи -- спортивно-историческое наследие -- теоретико-методологические подходы -- учащаяся молодежь Аннотация: Концептуальное обоснование создания регионального музея истории спорта как средства развития человеческого ресурса, консолидации учащейся молодежи (на примере Ульяновской области). Доп.точки доступа: Тихонова, А. Ю.; Тимошина, И. Н. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
"Клиповое мышление" у старшеклассников и студентов: опыт исследования [Текст] / С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина [и др.]> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2019. - № 4. - С. 126-143. - Библиогр.: с. 139-140 (27 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): клиповое мышление -- клиповость-целостность мышления -- когнитивные процессы -- культурно-исторический подход -- мышление старшеклассников -- мышление студентов -- особенности мышления -- подростки -- системное мышление -- старшеклассники -- стилевая парадигма -- студенты Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена "клипового мышления" у старшеклассников и студентов. Авторами заявлены методологические основания проведенного исследования (культурно-исторический подход и "стилевая парадигма" изучения когнитивных процессов), выделены наиболее значимые концептуальные идеи и экспериментальные данные в изучении "клипового мышления". Доп.точки доступа: Поляков, С. Д.; Белозерова, Л. А.; Вершинина, В. В.; Данилов, С. В.; Кривцова, Н. С. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фаликман, Мария Вячеславовна (доктор психологических наук; профессор; старший научный сотрудник). Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода [Текст] / М. В. Фаликман> // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 11-13 (54 назв.). - References in Russian: р. 13-14 (20 names) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): зона ближайшего развития -- инструментальность психики -- интериоризация -- культурно-историческая психология -- культурно-исторический подход -- культурное развитие -- опосредствование -- психические функции -- цифровая трансформация -- цифровое опосредствование -- цифровые технологии -- экстериоризация Аннотация: Предпринимается попытка проанализировать через призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского изменения в системе познавательных процессов человека и в ходе когнитивного развития, которые влечет за собой технологический прогресс. Исследования в данной области крайне затруднены в силу стремительного развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы человеческой практики. С опорой на представление Л. С. Выготского об инструментальности психики рассматривается общее изменение вектора культурного развития психических функций: от интериоризации, или "вращивания" культурных орудий в структуру психики в ходе совместной деятельности со взрослым в зоне ближайшего развития, к "новой экстериоризации", разделению функций с цифровыми устройствами в ходе их самостоятельного освоения и использования ребенком. Следствием использования цифровых средств для решения мнемических и других когнитивных задач становится стирание границ между индивидуальной психикой и новыми возможностями цифровых устройств и технологий. Это разделение функций ведет к своеобразной реорганизации всей системы высших психических функций человека, которая только в последнее десятилетие становится предметом исследований в психологии и когнитивных науках. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Подымова, Людмила Степановна (доктор педагогических наук). Традиции и инновации в проектировании высшего педагогического образования [Текст] / Л. С. Подымова> // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 5. - С. 30-35 : фот. - Библиогр.: с. 35 (10 назв.) . - ISSN 1726-667X
Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование Кл.слова (ненормированные): антропологический подход -- будущие учителя -- воспитательное пространство -- вузы -- высшие учебные заведения -- культурно-исторический подход -- научное наследие -- открытое воспитательное пространство -- педагоги -- педагогические вузы -- педагогическое образование -- персонификация -- подготовка учителя -- проектирование педагогического образования -- учителя Аннотация: Изложены методологические подходы к проектированию педагогического образования. Рассмотрены идеи Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Семеновича Выготского, Виталия Александровича Сластенина к содержанию и формам подготовки учителя. Проанализированы возможности использования антропологического и культурно-исторического подходов к проектированию современного педагогического образования. Особое внимание уделено современным подходам к проектированию педагогического образования, а именно персонификации и открытости воспитательного пространства педагогических вузов. Доп.точки доступа: Ушинский, К. Д. (педагог ; 1824-1870); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Сластенин, В. А. (педагог ; 1930-2010) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Емелин, В. А. Феномен многозадачности в контексте культурно-исторических трансформаций и растущей сложностности в информационном обществе [Текст] / В. А. Емелин, Г. У. Солдатова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 3. - С. 4-22. - Библиогр.: с. 17-21 (33 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): информационно-коммуникативная деятельность -- информационно-коммуникативные технологии -- информационное общество -- культура постмодерна -- культурно-исторический подход -- медиамногозадачность -- многозадачность -- множественность постмодернистской культуры -- мультимедиа -- постмодернистская культура -- постмодернистское мировоззрение -- природа многозадачности -- сложностность -- феномен многозадачности Аннотация: Дан теоретический анализ феномена многозадачности как отражения многогранности и вариативности постмодернистской культуры и результата вхождения в повседневную жизнедеятельность цифровых технологий информационного общества в контексте понятий множественности и сложностности. Доп.точки доступа: Солдатова, Г. У. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Моралес Гонсалес, М. А. Исследование профессиональных мотивов учителей начальной школы с точки зрения теории деятельности [Текст] / М. А. Моралес Гонсалес, Ю. Соловьева, Х. А. Тапиа-Лопес> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 4. - С. 104-142. - Библиогр.: с. 138-141 (26 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): качественный анализ данных -- количественный анализ данных -- культурно-исторический подход -- методы исследования -- мотивы учителя -- профессиональные мотивы -- психологические исследования -- теория деятельности -- учебно-воспитательные процессы -- учителя начальной школы -- школьный возраст Аннотация: Анализируются профессиональные мотивы преподавателей, работающих в начальной школе с точки зрения теории деятельности. Авторы исходят из предположения, что мотивы преподавателей влияют на организацию учебно-воспитательного процесса. Был сделан анализ профессиональных мотивов преподавателей начальной школы и того, как эти мотивы взаимосвязаны с учебно-воспитательным процессом. Предложена классификация мотивов преподавателей в учебно-воспитательном процессе. Доп.точки доступа: Соловьева, Ю.; Тапиа-Лопес, Х. А.; Талызина, Н. Ф. (российский психолог ; 1923-2018) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Соловьева, Ю. Памяти Пенти Хаккарайнена (1944-2021) [Текст] / Ю. Соловьева, Л. Кинтанар> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 4. - С. 4-9 . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): биографии психологов -- культурно-исторический подход -- литовские психологи -- теория деятельности Аннотация: О выдающемся литовском психологе и методологе теории деятельности и культурно-исторического подхода Пенти Хаккарайнене. Доп.точки доступа: Кинтанар, Л.; Хаккарайнен, П. (литовский педагог-психолог ; 1944-2021) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |