Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=постнеклассическая рациональность<.>)
Общее количество найденных документов : 38
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-38 
1.


    Андреева, Юлия Федоровна.
    Постнеклассическая рациональность в исследовании развития читательского интереса к поэзии [Текст] / Ю. Ф. Андреева // Библиосфера. - 2011. - N 2 (апрель-июнь). - С. 32-36. - Библиогр.: с. 35-36 (15 назв. ) . - ISSN 1815-3186
УДК
ББК 78.30
Рубрики: Библиотечное дело
   Теория библиотечного дела

Кл.слова (ненормированные):
читательские интересы -- поэзия -- библиотеки -- постнеклассическая рациональность -- герменевтека
Аннотация: Описываются отличительные особенности постнеклассического подхода. Привлекается внимание к тому факту, что данная форма рациональности приемлема для исследования читательского интереса к поэзии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Аршинов, Владимир Иванович (доктор философских наук).
    Концепция постнеклассической науки В. С. Степина и универсальный эволюционизм Н. Н. Моисеева [Текст] = V. S. Stepin's Concept of Post-Non-Classical Science and N. N. Moiseev's Concept of Universal Evolutionism / В. Н. Аршинов, В. Г. Буданов // Философские науки. - 2019. - Т. 62, № 4. - С. 96-112. - Библиогр.: с. 111 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87.3(2)
Рубрики: Философия
   Философия России и СССР

Кл.слова (ненормированные):
квантовая механика -- постнеклассическая рациональность -- российские философы -- сложность -- эволюционизм
Аннотация: В предлагаемой статье анализируется научная деятельность двух российских ученых-философов Вячеслава Семеновича Степина и Никиты Николаевича Моисеева, чьи творческие изыскания дают основания утверждать, что их научные труды во многом определили становление нового мирового качества отечественных исследований в области философии науки, техники и культуры.


Доп.точки доступа:
Буданов, Владимир Григорьевич (доктор философских наук); Степин, В. (доктор философских наук; профессор ; 1934-2018); Моисеев, Н. Н. (советский ученый ; 1917-2000)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Бережная, Инна Николаевна (кандидат социологических наук; доцент кафедры теории и методологии науки).
    Социально-этические и гуманистические тенденции в развитии современной науки и техники [Текст] / И. Н. Бережная // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 2. - С. 272-278. - Библиогр. в сносках (6 назв.)
УДК
ББК 87.7/72
Рубрики: Этика
   Общие вопросы этики

Кл.слова (ненормированные):
аксиологические проблемы -- гуманитарная культура -- наука -- научно-техническое познание -- постнеклассическая рациональность -- техника -- техносфера -- человекоразмерность -- этика науки и техники
Аннотация: Статья посвящена осмыслению роли аксиологических, антропологических аспектов в научно-техническом познании в ситуации изменения облика современной науки в связи с ориентацией на исследование "человекоразмерных" объектов. В качестве важнейшего потенциала развития техногенного общества видится освоение духа гуманитарной культуры и формирования этической компоненты в техническом сознании в целях достижения баланса между нравственностью и прогрессом.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Бережная, Инна Николаевна (кандидат социологических наук; доцент кафедры теории и методологии науки).
    Социально-этические и гуманистические тенденции в развитии современной науки и техники [Текст] / И. Н. Бережная // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 2. - С. 272-278. - Библиогр. в сносках (6 назв.)
УДК
ББК 87.7/72
Рубрики: Этика
   Общие вопросы этики

Кл.слова (ненормированные):
аксиологические проблемы -- гуманитарная культура -- наука -- научно-техническое познание -- постнеклассическая рациональность -- техника -- техносфера -- человекоразмерность -- этика науки и техники
Аннотация: Статья посвящена осмыслению роли аксиологических, антропологических аспектов в научно-техническом познании в ситуации изменения облика современной науки в связи с ориентацией на исследование "человекоразмерных" объектов. В качестве важнейшего потенциала развития техногенного общества видится освоение духа гуманитарной культуры и формирования этической компоненты в техническом сознании в целях достижения баланса между нравственностью и прогрессом.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Владимиров, Илья Юрьевич (кандидат психологических наук).
    Реконцептуализация инсайта: инсайт как преодоление фиксированности [Текст] / И. Ю. Владимиров // Вопросы философии. - 2022. - № 12. - С. 201-211. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
инсайт -- инсайтные задачи -- концептуализация -- постнеклассическая рациональность -- рефлексия -- рефлексия ограничений -- творческий процесс (психология) -- творчество (психология) -- фиксированность
Аннотация: В статье обсуждаются принципы рефлексии теоретических построений в психологии, сформулированные с учётом требований постнеклассической рациональности, а также осуществляется анализ развития и диалога различных вариантов концептуализации творчества в данной парадигме.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Григоров, Е. В.
    Консервативная методология социально - философского исследования [Текст]. Ч. 1 / Е. В. Григоров // Философия права. - 2014. - № 4. - С. 39-44. - Библиогр. в сносках. - Продолж. следует . - ISSN 1817-7085
УДК
ББК 60.01
Рубрики: Социальная философия
   Социальное познание

Кл.слова (ненормированные):
классическая рациональность -- консерватизм -- методология -- постнеклассическая рациональность -- социально-философское познание
Аннотация: В статье анализируются методологические проблемы социального знания. Автор предлагает рассматривать консерватизм как методологию, являющуюся альтернативой классической рациональности. Социальная реальность оценивается как взаимодействие полюсов дуальной оппозиции "консерватизм - утопизм".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Григоров, Е. В.
    Консервативная методология социально-философского исследования [Текст]. Ч. 2 / Е. В. Григоров // Философия права. - 2014. - № 5. - С. 38-41. - Библиогр. в сносках. - Окончание. Начало: № 4 . - ISSN 1817-7085
УДК
ББК 60.01
Рубрики: Социальная философия
   Социальное познание

Кл.слова (ненормированные):
классическая рациональность -- консерватизм -- методология -- постнеклассическая рациональность -- утопизм -- человек
Аннотация: В статье анализируются методологические проблемы социального знания. Автор предлагает рассматривать консерватизм как методологию, являющуюся альтернативой классической рациональности, а социальную реальность оценивать как взаимодействие полюсов дуальной оппозиции "консерватизм - утопизм".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Гусельцева, М. С.
    Антропологическая оптика в психологии и гуманитаристике [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 3-18. - Библиогр.: с. 17-18 (42 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологический поворот -- психология и антропология -- антропология и психология -- постнеклассическая рациональность -- гуманитарное знание -- постнеклассическая гуманитаристика -- антропологическая оптика
Аннотация: Исследуется антропологический поворот как интеллектуальное движение в сфере гуманитарного знания, показана история взаимоотношений психологии и антропологии. Постнеклассическая гуманитаристика характеризуется рядом трендов: от закрытых дисциплин - к свободному полидисциплинарному сообществу, от макроанализа - к микроаналитике, от позитивизма - к герменевтике. Культурно-историческая эпистемология выступает общенаучной основой для коммуникации психологии и других наук о человеке. Высказывается предположение, что исторический смысл обилия эпистемологических поворотов связан с возрастанием рефлексивной сложности исследователя и текучести познавательного процесса. Обсуждается проблема коммуникации представителей неклассического и постнеклассического типов рациональности, а также критериев оценки квалификационных работ в ситуации смены парадигмы.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Гусельцева, М. С.

    Методологические кризисы и типы рациональности в психологии [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. . 3-15. - Библиогр.: с. 15 (33 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_001_0003_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 1.- С. 3-15. - vopp06_000_001_0003_1, 1, 3-15
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--Общая психология
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
методологический кризис -- история психологии -- типы рациональности -- культурная психология -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Попытка осмыслить историю психологии в концептуальных рамках смены парадигм. Утверждается, что новообразованиями на выходе из методологических кризисов являются типы научной рациональности. Выделяются следующие этапы развития психологии: 1) допарадигмальное состояние, связанное со становлением психологии и ее пребыванием в лоне философии; 2) классическая рациональность, заявившая о себе претензией психологии на самостоятельность, становлением классической науки и завершившаяся так назывемым открытым кризисом; 3) неклассическая рациональность, представляющая расцвет психологических школ ХХ в., ориентирующихся на разнообразные схемы анализа; 4) постнеклассическая рациональность - современный этап, особенностями которого становятся критическая рефлексия науки, междисциплинарный дискурс, сетевой принцип организации знания и герменевтическая ориентация исследований.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Гусельцева, М. С.
    Психология и история: смена типов рациональности [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2011. - N 2. - С. 13-24. - Библиогр.: с. 24 (34 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
культурная история -- постнеклассическая рациональность -- историческая эпистемология -- междисциплинарные коммуникации -- мультидисциплинарность
Аннотация: Обсуждаются смена типов рациональности в психологии и истории, становление культурно-исторической эпистемологии как мультидисциплинарной парадигмы в контексте постнеклассической рациональности. Даются обзор эволюции исторической эпистемологии, сравнительный анализ исторического и психологического знания, рассматриваются общие методологические проблемы психологии и истории, намечаются перспективы культурно-исторической эпистемологии в психологическом познании.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

11.


    Гусельцева, М. С.

    Типы методологических установок в психологии [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. . 98-103. - Библиогр.: с. 103 (17 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-vopp05_000_006_0098_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 6.- С. 98-103. - vopp05_000_006_0098_1, 6, 98-103
УДК
ББК 88
Рубрики: Психология--История психологии
Кл.слова (ненормированные):
неклассическая психология -- классическая психология -- методологические установки -- плюрализм -- монизм -- дуализм -- постнеклассическая рациональность
Аннотация: Данный текст представляет собой отклик на статью П. А. Мясоеда "Психология в аспекте типов научной рациональности". Рассматриваются методологические установки, лежащие в основе разных проектов псхологической науки: дуализм, монизм, плюрализм. Классическая психология исходила из установки дуализма, представленной в творчестве Р. Декарта. Неклассическая психология стремилась к монизму, философское обоснование которому дал Б. Спиноза. Высказывается предположение, что постнеклассическая психология может опереться на установку плюрализма, лежащую в основе системы Г. В. Лейбница. Приводится определение постнекласической науки как "сети" дополняющих друг друга концепций.


Доп.точки доступа:
Мясоед \п. А.\; Декарт \р.\; Спиноза \б.\; Лейбниц \г. В.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

12.


    Деникин, Анатолий Васильевич (доктор философских наук; профессор).
    Проблема языка в контексте современной образовательной практики [Текст] / А. В. Деникин, З. Д. Деникина // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 3 (59). - С. 47-51. - Библиогр.: с. 51 (4 назв. ) . - ISSN 2073-8536
УДК
ББК 74.58 + 87.25
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

   Философия

   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
военные вузы -- высшее образование -- классическая рациональность -- когнитивные установки -- концепции языка -- линейная логика преподавания -- логика преподавания -- метатеоретические установки -- методологические принципы -- многодисциплинарное знание -- монодисциплинарное знание -- научная рациональность -- научное знание -- научный язык -- неклассическая рациональность -- нелинейная логика преподавания -- образовательный процесс -- парадигмы языка -- постнеклассическая рациональность -- трансдисциплинарное знание -- формы преподавания -- язык науки
Аннотация: Рассматривается проблема функционирования научного языка в контексте современной образовательной практики. Выделяются три типа научной рациональности, на основе различения которых анализируются соответствующие концептуально-методологические формы преподавания.


Доп.точки доступа:
Деникина, Зоя Дмитриевна (доктор философских наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

13.


    Дмитриев, Анатолий Васильевич (доктор философских наук).
    Провокация: неопределенность понятия и неустранимость феномена [Текст] / А. В. Дмитриев, И. Е. Задорожнюк // Человек. - 2016. - № 3. - С. 20-35. - Библиогр.: с. 35 (19 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 60.026 + 88.5
Рубрики: Социальная философия
   Общение

   Психология

   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
мегапровокации -- политические провокации -- постнеклассическая рациональность -- провокативность -- провокационность -- психологические провокации -- рефлексивность
Аннотация: Исследуется феномен провокации в социологическом, психологическом, политологическом аспектах с помощью данных семиотики, лингвистики, юриспруденции. Прослеживается история толкования слова “провокация” в словарях и употребление его в художественной литературе.


Доп.точки доступа:
Задорожнюк, Иван Евдокимович (доктор философских наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

14.


    Елхова, О. И.
    Онтология виртуального времени [Текст] / О. И. Елхова // Философия науки. - 2011. - N 1. - С. 60-71. - Библиогр.: с. 70-71 (34 назв. ) . - ISSN 1560-7488
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
виртуальная реальность -- онтология -- время виртуальной реальности -- философия постмодерна -- постнеклассическая рациональность -- немарковские процессы
Аннотация: Виртуальное время рассматривается как порядок и мера существования виртуальной реальности. Подчеркивается, что виртуальные события оказываются лишенными длительности, а виртуальная реальность представляется как ускользающее от окончательного оформления исчезающее существование. Темпоральность виртуальной реальности оказывается близкой к темпоральности мира differance, представленной в постмодернистской философии. Значимость образов прошлого в создании временной упорядоченности виртуальной реальности позволяет рассматривать ее как реализацию немарковских процессов.


Доп.точки доступа:
Декарт, Р. (французский философ ; 1596 - 1650); Аристотель (греческий философ ; 384 - 322 до н. э.); Хайдеггер, М. (немецкий философ ; 1889 - 1976); Деррида, Ж. (французский философ ; 1930 -); Бодрийар, Ж. (французский философ ; 1929 -)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

15.


    Есина, Оксана Юрьевна.
    Проблема эмпирического субъекта и типы рациональности [Текст] / О. Ю. Есина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 3. - С. 35-37. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 37 . - ISSN 1814-733X
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
классическая рациональность -- неклассическая рациональность -- постнеклассическая рациональность -- субъекты -- типы рациональности -- эмпирический субъект -- идеализация
Аннотация: Анализируются типы рациональности в современной философии. При описании ситуаций каждого типа вводится особая идеализация познающего субъекта. Поскольку субъект есть основание всякой деятельности, модель эволюции рациональности рассматривается в соотношении с познавательной деятельностью эмпирического субъекта.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

16.


    Задорожнюк, Иван Евдокимович (доктор философских наук).
    Вхождение во власть: констелляция социальной технологии и суггестии [Текст] / И. Е. Задорожнюк // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2019. - № 1 (95). - С. 47-54. - Библиогр.: с. 54 (11 назв.). - Рец. на кн.: Уоррен, Р. П. Вся королевская рать : роман / Р. П. Уоррен. - Москва : Правда, 1998. - 525 с.
УДК
ББК 60.561.3 + 83.2
Рубрики: Социология
   Политическая социология

   Литературоведение

   Анализ литературного произведения. Литературная критика

Кл.слова (ненормированные):
вхождение во власть -- констелляция -- контрсуггестия -- лидеры -- политики -- политические процессы -- постнеклассическая рациональность -- рецензии -- романы -- социальные технологии -- суггестия
Аннотация: В статье показано, что в пиковых нагрузках политического процесса, в частности при вхождении во власть, имеет место констелляция социальных технологий в политике и суггестии. Роман Р. П. Уоррена "Вся королевская рать" высвечивает роль и функции союза социальных технологий и суггестии в политической жизни.


Доп.точки доступа:
Уоррен, Р. П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

17.


    Зинченко, Ю. П.
    Становление постнеклассического проекта в психологии [Текст] / Ю. П. Зинченко // Философские науки. - 2014. - № 12. - С. 26-40. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 39-40 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
виртуальная реальность -- методология психологии -- постнеклассическая психология -- постнеклассическая рациональность -- психология и философия -- саморазвивающиеся системы -- саморегулирующиеся системы -- философия и психология -- эффект присутствия
Аннотация: В статье дается характеристика классического, неклассического и постнеклассического этапов становления психологии, обсуждаются методологические проблемы психологии в связи с изучением актуальных вопросов современности в контексте постнеклассической рациональности.


Доп.точки доступа:
Степин, В. С. (российский философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

18.


    Кожевина, Марина Анатольевна.
    История отечественной юридической науки в постнеклассический период: понятие, теоретико-методологическое предназначение в научном познании [Текст] = History of domestic legal science in the post-nonclassical period: concept, theoretical and methodological purpose in scientific cognition / М. А. Кожевина // Российская юстиция. - 2023. - № 9. - С. 75-80. - Библиогр.: с. 80 (4 назв.) . - ISSN 0131-6761
УДК
ББК 67.1
Рубрики: Право
   История правовой мысли--Россия

Кл.слова (ненормированные):
институционализация науки -- история науки -- научное познание -- периодизация истории науки -- постнеклассическая рациональность -- постнеклассический период -- эволюционное развитие -- юридическая наука
Аннотация: Теоретико-методологические аспекты современной отечественной юридической науки. Понятие науки согласно ее социальному предназначению в постнеклассический период. Содержание когнитивной и социальной институционализации науки. Основные стадии ее эволюционного развития.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

19.


    Лепский, В. Е.
    Этические модели В. А. Лефевра а контексте развития научной рациональности [Текст] / В. Е. Лепский // Философские науки. - 2016. - № 8. - С. 40-53. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 51-53 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87.7/72
Рубрики: Этика
   Общие вопросы этики

Кл.слова (ненормированные):
деятельная активность -- доминирующие этики -- классическая рациональность -- коммуникативная активность -- неклассическая рациональность -- постнеклассическая рациональность -- рациональности -- ученые -- этики -- этические системы
Аннотация: В статье обосновывается выделение доминирующих этик в трех типах научной рациональности, характеризуются доминирующие этические представления в классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности.


Доп.точки доступа:
Лефевр, В. А. (советский психолог; американский психолог ; 1936-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

20.


    Литарова, Н. В.
    Изучение творчества учителя российской гимназии XIX - начала XX в. в контексте новой методологии [Текст] / Н. В. Литарова // Интеграция образования. - 2007. - N 1. - С. . 85-90. - Библиогр.: с. 90 (12 назв. ). - RUMARS-inob07_000_001_0085_1
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--История образования, 19 в.
   Россия
Кл.слова (ненормированные):
гимназии -- личность учителя -- образовательная деятельность учителя -- постнеклассическая рациональность -- творческая деятельность учителя -- учителя -- учителя гимназий
Аннотация: Статья посвящена историко-педагогическому анализу творчества учителя российской гимназии XIX - начала XX в. с методологических позиций постнеклассической рациональности. Доказано, что на протяжении исследуемого периода прослеживается одна и та же тенденция: чем более образован учитель, тем многограннее его творческая деятельность. Обоснована зависимость между творческой и образовательной деятельностью учителя гимназии и продуктивностью его участия в духовном становлении ученика.


Найти похожие

 1-20    21-38 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)