Васильева, Ольга Валерьевна (кандидат политических наук; руководитель; старший научный сотрудник).
    Школьное обучение коренных малочисленных народов Севера [Текст] : между сохранением культуры и качеством / О. В. Васильева, В. Е. Охлопков // Вопросы образования. - 2021. - № 4. - С. 285-310 : 4 табл. - Библиогр.: с. 306-310 (36 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Республика Саха--Якутия

Кл.слова (ненормированные):
коренные малочисленные народы Севера -- образовательные стратегии -- образовательные траектории -- социальная мобильность -- социальная структура -- социальное неравенство -- среднее образование -- цифровизация образования -- школьное образование -- этнические меньшинства -- этническое образование -- этнокультурное образование -- этнорегиональное образование
Аннотация: Многие этнические меньшинства в настоящее время относят к категории культур бедности. Одним из основных инструментов восходящей социальной мобильности для представителей этнических меньшинств может быть образование. В статье рассматриваются характеристики системы школьного образования коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия), а также образовательные траектории, предпочитаемые молодежью из числа представителей коренных народов, и роль, которую играют в формировании ее выбора национальная образовательная политика и этнический компонент в образовании. Эмпирической базой исследования послужили данные социологического опроса, проведенного среди молодежи в местах компактного расселения коренных малочисленных народов Севера, и результаты Единого государственного экзамена в Республике Саха (Якутия). На основании анализа программных документов в области развития образования для коренных малочисленных народов Севера авторы приходят к выводу, что, несмотря на широкое обсуждение проблем преподавания родного языка, а также организации кочевых школ, подходы к их решению весьма формальные. При этом проблемам стационарных школ, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, не уделяется должного внимания, что негативным образом сказывается на стартовых возможностях детей и формировании их образовательных стратегий. Среди молодежи в возрастной категории до 19 лет заметно снижение заинтересованности в высшем образовании. В условиях пандемии COVID-19 уровень неравенства в образовании в Республике Саха (Якутия) только возрос. Возможности социальной мобильности для коренных малочисленных народов Севера оказываются связанными с доступностью интернета, и отставание сельских поселений, в которых проживают представители коренных народов, в цифровизации образования от республиканских и общероссийских показателей детерминирует негативный прогноз социального благополучия для данной категории населения.


Доп.точки доступа:
Охлопков, Василий Егорович (доктор социологических наук; старший научный сотрудник; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)