Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


Книги фонда НБ СГЮА - результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Лешкевич, Татьяна Геннадьевна$<.>)
Общее количество найденных документов : 5
Показаны документы с 1 по 5
1.
1
Л54


    Лешкевич, Татьяна Геннадьевна.
    Философия [Текст] : учебное пособие / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2004. - 192 с. - (Вопрос-ответ). - ISBN 5-16-001433-0 : 51.00 р.
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
   Россия
    Германия

    Франция

Кл.слова (ненормированные):
материализм -- рационализм -- объективный идеализм -- антропологический материализм -- материя -- сознательное -- бессознательное -- общество -- логика -- диалектика -- микрокосмос -- мифология -- макрокосмос -- мировоззрение -- гуманизм -- пантеизм -- государство -- права человека -- марксизм -- классическая немецкая философия -- славянофильство -- западничество -- русская философия -- экзистенциализм -- смысл жизни -- бытие -- движение -- пространство -- время -- духовный опыт -- чувственное познание -- знак -- рассудок -- разум -- сенсуализм -- истина -- рациональность -- личность -- насилие -- собственность -- природа -- экологические проблемы -- глобальные проблемы -- цивилизация -- культура
Аннотация: Учебное пособие содержит ответы на экзаменационные вопросы по философии согласно новому образовательному стандарту. Краткость, ясность изложения и необходимый минимум профессиональных сведений - эти приоритеты современного студенчества в век стремительных изменений и преобразований учитывал автор при написании данного пособия. Оно охватывает весь спектр философского знания, позволяя составить компетентное представление о многообразных философских проблемах.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) \о нем\; Фома Аквинский (1224-1274 гг.) \о нем\; Бэкон, Френсис (1561-1626 гг.) \о нем\; Декарт, Рене (1596-1650 гг.) \о нем\; Гоббс, Томас (1588-1679 гг.) \о нем\; Локк, Джон (1632-1704 гг.) \о нем\; Кант, Иммануил (1724-1804 гг.) \о нем\; Гегель, Г. В. Ф. (1770-1831 гг.) \о нем\; Фейербах, Людвиг Андреас (1804-1872 гг.) \о нем\; Платон (Афинский ; ок. 429-347 гг. до н. э.) \о нем\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)
Найти похожие

2.
1
Ф56


   
    Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-14011-6 : 235.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРОВ . - С .3
Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19
8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21
9. Что такое личностное знание? . - С .22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24
11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30
13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34
15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39
17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98
37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113
44. Что такое проблема? . - С .114
45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124
49. Что такое научный закон? . - С .126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141
54. Какова структура научной картины мира? . - С .143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148
56. Что такое динамика научного знания? . - С .148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157
62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184
72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194
73. Что такое метод и методология? . - С .194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225
83. Что такое каноны индукции? . - С .229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234
87. Что такое понимание? . - С .236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243
91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234
100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303
113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337
ЛИТЕРАТУРА . - С .340
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--Социальная философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

3.
1
Л53


    Лешкевич, Татьяна Геннадьевна.
    Философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2006. - 270, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-002338-0 : 165.00 р.
    Содержание:
Глава 1
НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .3
1.1. Соотношение науки, культуры и цивилизации . - С .3
1.2. Традиционные и техногенные типы цивилизаций . - С .7
1.3. Ценности научной рациональности . - С .14
1.4. Наука и философия . - С .18
1.5. Наука и искусство . - С .19
1.6. Роль науки в современном образовании и формировании личности . - С .33
1.7. Функции науки . - С .37
Глава 2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ . - С .42
2.1. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки . - С .42
2.2. Античная наука . - С .47
2.3. Развитие логического мышления в средневековье . - С .53
2.4. Особенные формы средневекового знания. Понятие «натуральная магия», алхимия . - С .59
2.5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам . - С .63
2.6. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители . - С .66
2.7. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта . - С .72
2.8. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон . - С .77
2.9. Формирование технических наук . - С .81
Глава 3
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . - С .87
3.1. Классификация наук . - С .87
3.2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания и критерии науки . - С .93
3.3. Наука и ее основания. Идеалы и нормы исследования, значение метода . - С .100
3.4. Методология в структуре научного знания . - С .107
3.5. Научная картина мира; ее исторические формы . - С .110
Глава 4
ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ . - С .117
4.1. Формирование первичных теоретических моделей и законов . - С .117
4.2. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний . - С .122
4.3. Становление развитой научной теории . - С .131
4.4. Роль языка в процессе становления научной теории . - С .136
4.5. Проблемные ситуации в науке . - С .141
4.6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру . - С .146
Глава 5
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ . - С .158
5.1. Научные революции как трансформация оснований науки . - С .158
5.2. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая . - С .162
Глава 6
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .169
6.1. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска . - С .169
6.2. Глобальный эволюционизм и современная картина мира . - С .180
6.3. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере . - С .187
6.4. Осмысление взаимосвязей внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития . - С .194
6.5. Этос науки и новые этические проблемы науки XXI в. . - С .201
6.6. Сциентизм и антисциентизм . - С .209
6.7. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации . - С .217
6.8. Соотношение науки и паранауки. Многообразие форм знания . - С .223
Глава 7
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .233
7.1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности . - С .233
7.2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального ресурса. Дисциплинарность и междисциплинарность . - С .236
7.3. Эволюция способов трансляции научных знаний . - С .244
7.4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки . - С .252
7.5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов . - С .257
Список литературы . - С .264
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: В краткой и доступной форме изложен материал, соответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии, обогатив его содержанием философии науки, и заполнить возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. Для студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума по философии науки, а также преподавателей и всех желающих составить собственное представление о современной философии науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

4.
1
Ф56


   
    Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-07901-5 : 200.00 р.
    Содержание:
ОТ АВТОРОВ . - С .3
Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19
8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21
9. Что такое личностное знание? . - С .22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24
11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30
13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34
15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39
17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98
37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113
44. Что такое проблема? . - С .114
45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124
49. Что такое научный закон? . - С .126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141
54. Какова структура научной картины мира? . - С .143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148
56. Что такое динамика научного знания? . - С .148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157
62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184
72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194
73. Что такое метод и методология? . - С .194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225
83. Что такое каноны индукции? . - С .229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234
87. Что такое понимание? . - С .236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243
91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234
100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303
113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337
ЛИТЕРАТУРА . - С .340
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия
   Наука и знание в целом. Организация умственного труда

Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)
Найти похожие

5.
1
М63


   
    Мир человека: нормативное измерение - 6. Нормы мышления, восприятия, поведения: сходство, различие, взаимосвязь [Текст] : сборник трудов международной научной конференции (Саратов, 27-29 июня 2019 г.) / редкол.: И. Д. Невважай (отв. ред.), А. И. Демидов, И. Н. Коновалов. - Саратов : Изд-во Саратовской гос. юрид. акад., 2019. - 451 с. - ISBN 978-5-7924-1498-3 : 402.68 р.
Доп. тит. л. оглавление на англ. яз.
    Содержание:
Предисловие . - С .15
ГЛАВА 1. Философское понимание природы и типов нормативности . - С .16
Катречко, Сергей Леонидович. Нормативность трансцендентального или трансцендентальность нормативного? / С. Л. Катречко. - С .16
Косыхин, Виталий Георгиевич. Нормативность в онто-эстетическом измерении / В. Г. Косыхин. - С .29
Невважай, Игорь Дмитриевич. Классификации норм в семиотической концепции норм / И. Д. Невважай. - С .38
Шевченко, Александр Анатольевич. Долг и возможность как нормативная дилемма / А. А. Шевченко. - С .50
Шиповалова, Лада Владимировна. Нормативизм и дескриптивизм в исследованиях науки: как возможна золотая середина? / Л. В. Шиповалова. - С .57
Гусева, Светлана Владиславовна. Некоторые размышления об универсальном свойстве нормативности / С. В. Гусева. - С .62
Данько, София Владимировна. Эссе против абсурда / С. В. Данько. - С .68
Дронов, Алексей Владимирович. Условия явления неявного: феноменология мира и эпифания славы в работах М. хаидеггера и Дж. Агамбена / А. В. Дронов. - С .75
Косилова, Елена Владимировна. Проблема психической нормы в психиатрии и философии / Е. В. Косилова. - С .84
Костина, Ольга Викторовна. К вопросу об атмосфере: динамический аспект нормативности / О. В. Костина. - С .90
Кузнецова, Марина Борисовна. Ситуации рождения норм / М. Б. Кузнецова. - С .97
Кускова, Светлана Михайловна. Нормативность трансцендентального субъекта / С. М. Кускова. - С .103
Лешкевич, Татьяна Геннадьевна . Сдвиг методологических норм в осмыслении взаимодействий человек - мир в условиях цифровой эры / Т. Г. Лешкевич. - С .115
Липидин, Роман Геннадьевич. Нормы мышления и деятельности в смыслогенетической теории культуры / Р. Г. Липидин. - С .123
Малкина, Светлана Михайловна. Постметафизические горизонты правовой философии / С. М. Малкина. - С .130
Паткуль, Андрей Борисович. Интерсубъективная нормативность мира: Кант, Гуссерль, Хайдеггер / А. Б. Паткуль. - С .136
Сатохина, Наталья Ивановна. Нормативность опыта: герменевтическое измерение / Н. И. Сатохина. - С .150
Суровягин, Дмитрий Павлович. Поиск нормативности в текстах Витгенштейна: решительное и трансценденталистское прочтения / Д. П. Суровягин. - С .157
Шапиро, Ольга Александровна. Когнитивные установки и нормы мышления / О. А. Шапиро. - С .166
Шиян, Анна Александровна. трансцендентальная нормативность и «первая философия» Эдмунда Гуссерля / А. А. Шиян. - С .174
ГЛАВА 2. Теоретическое осмысление норм в философии права . - С .181
Дидикин, Антон Борисович. Речевые акты и действия в юридическом языке: способы интерпретации / А. Б. Дидикин. - С .181
Максимов, Сергей Иванович. Нормативность права: опыт философского осмысления / С. И. Максимов. - С .188
Пермяков, Юрий Евгеньевич. Принцип ответственного суждения в современной философии права / Ю. Е. Пермяков. - С .169
Поляков, Андрей Васильевич. Чистое учение о праве Ганса Кельзена, идея естественного права и справедливость: взгляд коммуникативиста / А. В. Поляков. - С .205
Гаврилова, Юлия Александровна. Когнивная парадигма в праве: нормативное измерение / Ю. А. Гаврилова. - С .224
Иванов, Вячеслав Васильевич. Право в искусственной среде третьей природы: юридический статус цифрового двойника / В. В. Иванов, А. Ю. Нестеров. - С .234
Касаткин, Сергей Николаевич. К проблеме идейных оснований доктрины «открытой текстуры» в праве: философия языка vs. юриспруденция правил / С. Н. Касаткин. - С .241
Коваль, Екатерина Александровна. Нормотворчество в праве и морали / Е. А. Коваль. - С .253
Лазарева, Ольга Владимировна. Свобода воли субъекта: философские и правовые аспекты / О. В. Лазарева. - С .260
Оглезнев, Виталий Васильевич. Теория условие - истинностного определения Герберта Харта как частный случай теории контекстуальных определений / В. в. Оглезнев. - С .267
Синева, Наталья Александровна . Правовая природа и нормативно-правовое регулирование международного коммерческого оборота: теория lex mercatoria / Н. А. Синева. - С .274
Шугуров, Марк Владимирович. Образовательные аспекты содействия международной передаче устойчивых технологий: на пути к новой технической нормативности / М. В. Шугуров. - С .282
ГЛАВА 3. многообразие нормативности в культуре . - С .297
Разин, Александр Владимирович. Мораль: универсализм versus автономия / А. В. Разин. - С .297
Аникин, Даниил Александрович . Историческая ответственность: правовые основания и траектории травматизации прошлого / Д. А. Аникин. - С .308
Артамонов, Денис Сергеевич. Новая историческая эпистемология: практики конструирования исторического знания / Д. С. Артамонов, С. В. Тихонова. - С .315
Демидов, Александр Иванович. Ценности политики и принципы режима / А. И. Демидов. - С .323
Денисова, Наталья Юрьевна. Власть авторитета в трансляции норм / Н. Ю. Денисова. - С .336
Ерохин, Владимир Сергеевич. Идентификация нормативности и нормативность идентификации / В. С. Ерохин. - С .340
Ерохина, Елена Анатольевна . Проекты человеческого развития между технократическим утопизмом и менеджериальными практиками / Е. А. Ерохина. - С .346
Жадунова, Наталья Владимировна. Нормативность морального поступка / Н. В. Жадунова. - С .352
Кащеев, Сергей Иванович . Лингвистическая компаративистика как историософский метод / С. И. Кащеев. - С .361
Колесников, Илья Дмитриевич. Правила античной этики: суд над Сократом / И. Д. Колесников. - С .370
Комлев, Алексей Евгеньевич. О нормативности религиозного опыта / А. Е. Комлев. - С .379
Мартынова, Марина Дмитриевна. Коммуникативные и контрактарионистские факторы развития личности в неформальном образовании молодежи / М. Д. Мартынова. - С .384
Масланов, Евгений Валерьевич. Гражданская наука: пространство согласования норм различных социальных групп / Е. В. Масланов. - С .391
Никитин, Антон Павлович. Нормативная функция рейтингов и закон Гудхарта / А. П. Никитин. - С .396
Перов, Вадим Юрьевич. ПРоблемы профессиональных этик в условиях цифровых технологий и социальных сетей / В. Ю. Перов. - С .401
Пионткевич, Лариса Юрьевна. Взаимодополнительность социальных институций в культуре: проблемный контекст моральной императивности / Л. Ю. Пионткевич. - С .405
Сидорова, Татьяна Александровна. Нормализация нового морального и социального опыта в связи с применением нейротехнологии / Т. А. Сидорова, М. А. Овчарова. - С .413
Сычев, Андрей Анатольевич. Нормативность и долженствование в нравственной философии / А. А. Сычев. - С .427
Тухватулина, Лиана Анваровна. Экспертное знание и либеральная демократия: об основаниях нормативного конфликта / Л. А. Тухватулина. - С .434
ПРИЛОЖЕНИЕ . - С .439
Redaelli, R. INSTITUT FUR RECHTSPHILOSOPHIE UND ALLGEMEINE STAATSLEHRE SCHILLER&ERLANGEN / R. Redaelli. - С .439
Воронина, Н. H. Символический характер нормы / Н. H. Воронина. - С .440
Карташева, А. А. Семантические основания нормативности научных терминов по Х. Патнэму / А. А. Карташева. - С .441
Курашов, В. И. Особенности и нормы самовыражения философов всех времен / В. И. Курашов. - С .442
Лисанюк, Е. Н. Нормы и режимы истины в судебной аргументации (в романах Ф. ДОстоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы») / Е. Н. Лисанюк. - С .443
Лишаев, С. А. Нормативное и маргинальное в возрастном сознании и поведении / С. А. Лишаев. - С .445
Мухутдинов, О. М. О функции норм в системе трансцендентальной философии / О. М. Мухутдинов. - С .446
Ткачев, А. Н. Соотношение нормы и скепсиса / А. Н. Ткачев. - С .447
Елькина, Е. Е. Техноэтика в структуре инженерного образования / Е. Е. Елькина. - С .448
Кауфман, И. С. Учение Спинозы о человеке в контексте формирования антропологических учений эпохи просвещения / И. С. Кауфман. - С .450
Токарева, С. Б. Взаимосвязь норм и субъективного восприятия социальной активности в гражданской культуре / С. Б. Токарева. - С .451
УДК
ББК 87+6
Рубрики: Философия
   Этика

   Право

   Теория права--Философия права

   История политических и правовых учений

   Эстетика
--2019 г., июнь
   Россия
    Саратов

Кл.слова (ненормированные):
правосознание -- КОНФЕРЕНЦИИ
Аннотация: Сборник включает статьи, посвященные актуальным проблемам гуманитарного познания: единству и разнообразию норм в культуре, специфике нормативности в сфере мышления, чувственности, практики. Для исследователей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Невважай, Игорь Дмитриевич \ред.\; Демидов, Александр Иванович \ред.\; Коновалов, Иван Николаевич \ред.\
Экземпляры всего: 5
ч/з1 (1), ч/з3 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), ч/з3 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1), н/а (1)
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)