Петренко, Елена Серафимовна (канд. филос. наук ; дир. по исследованиям). Ценность высшего образования [Текст] : мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. / Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая, И. А. Шмерлина> // Вопросы образования. - 2010. - N 2. - С. 187-206 : 14 рис., 3 табл. . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Социология Социологическое исследование--Россия Кл.слова (ненормированные): мониторинг экономики образования -- социологические исследования -- опорные вопросы -- семьи -- социальные типы семей -- типы семей -- роль образования -- цели получения образования -- ценность вузовского образования -- дополнительное образование -- цели дополнительного образования -- материальное положение семей -- образовательная активность взрослых -- общественное мнение -- домохозяйства -- результаты опроса Аннотация: Обзор результатов опроса российских домохозяйств, в ходе которого анализировались влияние образования и профессионально-должностного статуса родителей, места жительства, материальных и культурных ресурсов семьи на образовательные стратегии детей, а также степень образовательной активности взрослых, ее структура и мотивы. Доп.точки доступа: Галицкая, Елена Геннадьевна (ведущий спец.; доц.); Шмерлина, Ирина Анатольевна (канд. филос. наук ; ст. науч. сотр.); Фонд "Общественное мнение"; "Общественное мнение", фонд Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Шмерлина, Ирина Анатольевна (кандидат философских наук). Метафора - когнитивный барьер [Текст] : (на примере использования понятия “институт”) / И. А. Шмерлина> // Социологические исследования. - 2017. - № 10. - С. 15-25. - Библиогр.: с. 23-24 . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология Социология как наука Кл.слова (ненормированные): институт (социология) -- институциональная логика -- коррупция -- метафора (социология) -- социальный институт (социология) -- социологическая терминология -- терминология Аннотация: В статье проблематизируется роль метафоры как инструмента социологического познания. Она может стать источником новых идей и прозрений и суррогатным способом объяснения социальных явлений, блокируя их адекватный анализ. Гносеологически в социологии даже полноценное, на первый взгляд, аналитическое описание часто оказывается метафорическим, где в качестве метафор выступают не образы обыденного сознания, искусства, научных дисциплин, а концепты, источник которых в самой социологии. Ситуация рассмотрена в статье на примере концепта "институт" – ключевого и одного из самых малопонятных социологических терминов. В статье анализируются два случая его употребления, первый связан с исследовательским направлением "институциональная логика", второй – с феноменом системной коррупции, трактуемой как институт. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шмерлина, Ирина Анатольевна (кандидат философских наук). "Социальная форма": контуры концепта [Текст] / И. А. Шмерлина> // Полития. - 2019. - № 3. - С. 6-32 : ил. - Библиогр.: с. 26-28 . - ISSN 2078-5089
Рубрики: Политика. Политология Философия и общая теория политики Кл.слова (ненормированные): концептуальные проработки -- междисциплинарный анализ -- политические категории -- политические формы -- социальные формы Аннотация: Представлена концептуальная проработка понятия "социальная форма". Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шмерлина, Ирина Анатольевна (кандидат философских наук). Казус русской фитосоциологии [Текст] / И. А. Шмерлина> // Социологические исследования. - 2019. - № 10. - С. 157-166. - Библиогр.: с. 165. - Примечания в сносках . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология История социологии Кл.слова (ненормированные): междисциплинарность -- русская фитосоциология -- социальная среда -- фитосоциология Аннотация: В статье дается исторический обзор становления и развития русской фитосоциологии и ее явных и подспудных взаимосвязей с социологией. Рассмотрены причины обращения науки о растительности к понятийному аппарату социологии. Показано, что социологические метафоры, которыми пользовались фитосоциологи, по своей сути были инструментами системных обобщений и в этом плане имеют междисциплинарное звучание. В статье показан интерес П. Сорокина к фитосоциологии, для которого она служила аргументативной базой в споре с номинализмом и источником концептуальных идей. Обосновывается предположение, что центральное для социологии Сорокина понятие "взаимодействие" было выработано им под влиянием чтения фитосоциологических работ В. Н. Сукачева и Г. Ф. Морозова. Рассмотрены возможные теоретические коннотации между фитосоциологической проблематикой и исследовательскими интересами современной социологии. Доп.точки доступа: Сорокин, П. (русско-американский социолог ; 1889-1968); Пачосский, И. К.; Сукачев, В. Н.; Морозов, Г. Ф. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шмерлина, Ирина Анатольевна (кандидат философских наук). Русская субъективная школа как альтернативный способ социальной рефлексии [Текст] / И. А. Шмерлина> // Социологические исследования. - 2023. - № 1. - С. 16-25. - Библиогр. в конце ст. - Примечания в сносках . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология История социологии--Россия Кл.слова (ненормированные): история науки -- критическая социология -- публичная социология -- социально-этические учения -- этос науки Аннотация: Феномен русской субъективной школы может быть понят как социально-этическое учение, он отражает магистральное развитие социального знания - от социально-философских построений, акцентирующих моменты должного и желательного, к собственно научным социологическим концепциям. Специфические особенности этой школы определены не познавательными, а практическими преобразовательными целями, связанными с борьбой за социальную справедливость и за радикальное изменение существующего строя. Доп.точки доступа: Лавров, П. Л. (философ; поэт; публицист; революционер ; 1823-1900); Михайловский, Н. К. (российский публицист; социолог; литературный критик ; 1842-1904) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |