Цукерман, Галина Анатольевна (д-р психол. наук). Хорошо ли читают российские школьники? [Текст] / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова> // Вопросы образования. - 2007. - N 4. - с. 240-267 : 3 табл., 2 рис. - Библиогр.: с. 266-267. - 1; О некоторых мифах, формирующих отношение к тестам читательской грамотности. - 1; Российские десятилетние школьники читают лучше всех в мире. Это миф или факт?. - 1; Почему важно измерять читательскую грамотность. - 1; Что измеряет тест PIRLS. - 1; Цена победы. - 1; Причины успеха: факты и гипотезы. - Прил. Результаты исследования PIRLS 35 стран ; Прим. в сносках. - Научная библиотека государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета. - code, vpro. - year, 2007. - no, 4. - ss, 240. - ad. - d, 2007, ####, 0. - RUMARS-vpro07_no4_ss240_ad1 . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа, 2001-2006 гг. Кл.слова (ненормированные): читательская грамотность -- уровни читательской грамотности -- младшие школьники -- старшие школьники -- международные исследования -- международные тестирования -- тест-PIRLS -- тест-PISA -- компетентность учеников Аннотация: Тесты PIRLS и PISA измеряют чрезвычайно желательный, но труднодостижимый результат современного образования - инструментальный, действительный характер знаний и умений школьников, в частности, читательскую грамотность, т. е. умение использовать письменные тексты как основной ресурс самообразования. Международный мониторинг результатов образования обращен к двум критическим точкам становления учебной самостоятельности: PIRLS - от мира образования к миру труда. В статье рассмотрены противоречивые данные, полученные с помощью этих двух тестов на представительных выборках российских четвероклассников (лучший результат в мире) и 15-летних школьников (низкий результат). Зафиксировав отсутствие поступательного развития школьников по этому параметру между началом и концом основной школы, авторы обсуждают возможные причины столь неоднозначных результатов реформ российского образования и желательное направление его дальнейшей модернизации. Доп.точки доступа: Ковалева, Галина Сергеевна (канд. пед. наук); Кузнецова, Марина Ивановна (канд. пед. наук) |
Цукерман, Галина Анатольевна (доктор психологических наук ; профессор). Победа в PIRLS и поражение в PIRLS: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников [Текст] / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова> // Вопросы образования. - 2011. - N 2. - С. 123-150 : 6 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 149-150 (17 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования--Россия, 2010 г. Кл.слова (ненормированные): исследования в образовании -- общеобразовательные учреждения -- читательская грамотность -- измерение читательской грамотности -- читательские умения -- PIRLS -- PIRLS тесты -- тест PIRLS -- RISA -- RISA тесты -- тест RISA -- диагностическая методика -- тестирование -- тесты Аннотация: Тест PIRLS свидетельствует о высоком уровне готовности 9-10 летних выпускников российской начальной школе к обучению с помощью текстов. Тест PIRLS обнаружил низкий уровень готовности 15-16 летних выпускников основной школы к использованию тестов для решения широкого круга бытовых, социальных и образовательных задач. Результаты расцениваются как свидетельство того, что в современной российской школе остро стоит проблема качества учебников и способов их использования в учебном процессе. Доп.точки доступа: Ковалева, Галина Сергеевна (кандидат педагогических наук ; руководитель); Кузнецова, Марина Ивановна (кандидат педагогических наук ; ведущий научный сотрудник) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Цукерман, Галина Анатольевна (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник). Что такое умение учиться и как его измерять [Текст] / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова> // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 14 (13 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): метапредметные результаты -- методы диагностики -- начальная школа -- поисковая составляющая умения учиться -- рефлексивная составляющая умения учиться -- умение учиться Аннотация: Рассматривается умение учиться как характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Следует различать две составляющие умения учиться: 1) рефлексивную способность определять, каких именно знаний и умений недостает для действия в новой ситуации, и 2) поисковую способность находить и осваивать недостающие знания и умения. Были построены измерители обеих составляющих умения учиться у выпускников начальной школы. Приведены данные апробации этих измерителей, демонстрирующие их валидность. Доказано, что предпосылки индивидуализированного умения учиться можно сформировать уже в начальной школе, но традиционное обучение с этим не справляется. Доп.точки доступа: Чудинова, Елена Васильевна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Цукерман, Галина Анатольевна (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник). Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая [Текст] / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова> // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 284-300 : 3 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 297-298 (10 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): возрастные различия -- динамика читательской грамотности -- информационные тексты -- международные сравнительные исследования -- основная школа -- тесты Аннотация: Методика «Тяни-Толкай» представляет собой гибрид тестов P1RLS и PISA. Она предназначена для диагностики читательской грамотности у школьников 4-9-х классов и специализирована на информационных текстах. Эта диагностическая методика позволяет оценить динамику читательской грамотности отдельных школьников и групп учеников. Представлены данные трех выборок школьников, отвечавших на вопросы методики «Тяни-Толкай» дважды с интервалом в один-два года. Во всех выборках наблюдается одна и та же закономерность: значительный прогресс читательской грамотности у тех школьников, которые имели исходно низкие показатели, и регресс лучших читателей. Авторы приходят к выводу, что регресс лучших читателей объясняется особенностями культурных средств развития, дефицитом педагогических методов работы со школьниками, не обеспечивающих дальнейший рост читательской элиты. Доп.точки доступа: Ковалева, Галина Сергеевна (кандидат педагогических наук; руководитель); Кузнецова, Марина Ивановна (кандидат педагогических наук; ведущий научный сотрудник) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Цукерман, Галина Анатольевна (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник). Понимание информационного текста как метапредметный результат начального обучения [Текст] / Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова, Н. А. Шибанова> // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 45-57. - Библиогр.: с. 56-57 (15 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): метапредметные результаты обучения -- младшие школьники -- обучение -- письменная речь -- понимание информационного текста Аннотация: Представлен новый принцип формирования письменной речи младших школьников, выражающей детские мысли об учебном содержании. Представлено предположение, что культурной практикой, порождающей понятийные тексты и мотивирующей работу с ними, является перевод языка графических схем, описывающих существенные признаки изучаемых понятий, на язык слов. Доп.точки доступа: Обухова, Ольга Леонидовна (младший научный сотрудник); Шибанова, Наталья Александровна Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Цукерман, Галина Анатольевна (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник). Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 [Текст] / Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, В. Ю. Баранова> // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 58-78 : табл., рис. - Библиогр.: с. 75-76 (9 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа--Россия Кл.слова (ненормированные): PIRLS-2016 -- международный мониторинг -- образовательные результаты -- российские выпускников начальной школы -- российские четвероклассники -- теоретические концепции -- четвероклассники -- читательская грамотность -- читательские умения Аннотация: Среди ключевых понятий теста PIRLS выделено наиболее оперативное, на основе которого можно строить новые педагогические практики и инструменты для оценки образовательных результатов. Таковым является понятие "читательские умения", подробному анализу которых посвящена статья. Это понятие обладает еще одним достоинством: читательские умения, выделенные в теоретической концепции PIRLS, универсальны, они помогают понимать и художественные, и информационные тексты. Тест PIRLS-2016 показал, что читательские умения у российских четвероклассников сформированы превосходно, лучше, чем у их сверстников в 50 странах мира. Сравнивая результаты российских четвероклассников по каждому вопросу теста PIRLS-2016 со средними международными результатами, авторы установили, что умение интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста развито у российских выпускников начальной школы существенно лучше, чем умение находить в тексте информацию, сформулированную в явном виде. Выявление самых сильных и относительно слабых сторон читательской грамотности российских четвероклассников необходимо для того, чтобы раскрыть ресурсы педагогики, которые пока еще не использованы для повышения читательской грамотности учеников на всех ступенях образования. Доп.точки доступа: Ковалева, Галина Сергеевна (кандидат педагогических наук; руководитель Центра оценки качества образования); Баранова, Виктория Юрьевна (сотрудник Центра оценки качества образования) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |