Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Образовательная эпистемология и трансформация знаний [Текст] / А. О. Карпов> // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2010. - N 6. - С. 79-92. - Библиогр.: с. 92 . - ISSN 0201-7385
Рубрики: Философия Философия науки Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): образовательная эпистемология -- знания -- создание знаний -- генеративное оценивание -- трансформация знаний -- учебная трансформативность -- генеративное обучение -- учебные программы Аннотация: Обоснованы понятия трансформативной учебной программы, ее дидактической, эпистемной и средовой жесткостей. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Трудности роста современного образования [Текст] / А. О. Карпов> // Российское образование. - 2010. - N 5. - С. 47-54. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): современное образование -- состояние российского образования -- отечественное образование -- реформирование образования -- модернизация образования -- познавательную деятельность -- когнитивная мобильность -- исследовательская деятельность Аннотация: О смене педагогической парадигмы с формальной и универсальной на научно и когнитивно ориентированную, обеспечивающую психически комфортную для личности познавательную деятельность. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук; руководитель). Как организовать исследовательское обучение школьников [Текст] / А. О. Карпов> // Российское образование. - 2011. - N 3. - С. 60-66
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): общеобразовательные учреждения -- исследовательское обучение -- научная подготовка -- группы перспективных -- талантливые дети -- инновационное развитие -- образовательная политика -- президентские инициативы Аннотация: О президентской инициативе по поиску и развитию талантливых детей и молодежи в русле инновационной стратегии государства. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук; руководитель). Диспозитивные истоки Ренессанса и Реформации [Текст] / А. О. Карпов> // Человек. - 2012. - № 1. - С. 82-93 : ил. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0236-2007
Рубрики: Культурология История культурологических учений, 12 в.; 13 в.; 14 в. Кл.слова (ненормированные): Возрождение -- диспозитивность -- культурные феномены -- религиозная культура -- Ренессанс -- ренессансная культура -- Реформация -- средневековая культура Аннотация: В работе рассмотрена диспозитивная схема происхождения культурных феноменов Ренессанса и Реформации. Показаны истоки их общности, идущие от "ренессансной" культуры XII-XIII веков. На примере двучастности символа "renasci" обсуждаются психокультурные дифференциации в духовных практиках позднего средневековья, приведшие к расщеплению "обновленческого" диспозитива в "ренессансный" и "реформационный". Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук; руководитель центра). Диспозитивная теория эпохи Ренессанса [Текст] / А. О. Карпов> // Человек. - 2013. - № 2. - С. 78-92 : ил., 1 схема. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0236-2007
Рубрики: Культурология История культурологических учений, 10 в.; 11 в.; 12 в.; 13 в.; 14 в.; 15 в.; 16 в. Кл.слова (ненормированные): Возрождение -- Ренессанс -- Реформация -- гуманизм -- диспозитивность -- диспозитивы -- идеальное общество -- обновление -- ренессансная культура -- социальная утопия Аннотация: Рассматривается становление и развитие диспозитивной системы культурных практик ренессанской эпохи X-XVI веков - Возрождения, Реформации, гуманизма и социальной утопии, которые связаны с символом "обновление". Действуя как эпистемическая вещь, наделенная семантически сложным культурным имплантом, символ "обновление" вызывает к жизни гетерогенную серию диспозитивов. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Психокультурное понимание эпистемических новшеств [Текст] / А. О. Карпов> // Вопросы культурологии. - 2013. - № 4 (апрель). - С. 39-43 : порт. - Библиогр.: с. 43 (10 назв.) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): гуманитарные теории -- догматическое знание -- культура -- логический разрыв -- объяснение -- познание -- понимание -- психокультурное понимание -- эпистемические новшества Аннотация: В статье на социально-историческом материале обосновывается эпистемическая разница между объяснением и пониманием культурных феноменов. В последнем выделяется психокультурная компонента, способная в интерпретационном плане соединять логические разрывы гуманитарных теорий. Доп.точки доступа: Кун, Т. (философ; историк науки); Полани, М. (философ ; 1891-1975); Лакатос, И. (математик; логик; философ науки ; 1922-1974); Поппер, К. Р. (социолог; философ ; 1902-1994); Паули, В. (физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии ; 1900-1958) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Транслогическое cogito: Иов и веберовские пуритяне [Текст] / А. О. Карпов> // Человек. - 2014. - № 1. - С. 143-153 . - ISSN 0236-2007
Рубрики: Философия Всемирная история философии Кл.слова (ненормированные): духовная рациональность -- коммерциализация этики -- протестантизм -- рациональное -- ретроспективные интерпретации -- реформация -- социальные инновации -- транслогическая рациональность -- христианская этика Аннотация: Опираясь на принцип культурного повторения, автор рассматривает движение транслогической рациональности в эпоху Реформации как ретроспективную интерпретацию сегодняшнего дня. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Общественное образование и практика [Текст] / А. О. Карпов> // Российское образование. - 2013. - № 3. - С. 54-62 : рис.
Рубрики: Образование. Педагогика Социология Организация образования Социологическое исследование Кл.слова (ненормированные): знаниевые подходы -- знаниевые системы образования -- знаниевые технологии -- научно-образовательные мероприятия -- образовательные системы -- общественное образование -- социальные программы -- творчество молодежи Аннотация: Общество постиндустриальной культуры видит горизонт своего существования сквозь парадигму "производящего знания", то есть знания, которое способно создавать и входить в вещи, технологии, глобальные и локальные структуры жизни, человеческие отношения и, в конечном счете, производить само знание. Жизнь в знаниевых новшествах, через новшества и посредством новшеств, которые, таким образом, становятся инновацией, - способ существования этого общества. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук; руководитель центра; начальник отдела). Гуманизм как язык [Текст] / А. О. Карпов> // Вопросы культурологии. - 2014. - № 6 (июнь). - С. 31-34. - Библиогр.: с. 34 (9 назв.) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): Возрождение -- Ренессанс -- Реформация -- антропоцентризм -- гуманизм -- диспозитивный анализ -- коммуникативные коды -- национализм Аннотация: Работа посвящена решению одной из важных проблем культурологии Возрождения, а именно - проблеме разделения ренессансных эффектов и гуманизма. На основе диспозитивного анализа показано функционирование гуманизма в форме символической формации, не обладающей своим собственным и независимым бытием. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук; начальник). Современный университет [Текст] : среда, партнерства, инновации / А. О. Карпов> // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2014. - № 8. - С. 8-12. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0321-0383
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. нач. Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): инновации -- инновационная среда -- исследования -- сетевые партнерства -- современные университеты Аннотация: Представлен анализ структурно-функциональных свойств инновационной среды современного университета. Рассмотрено понятие генеративной учебной среды, представлена сетевая модель организации образовательных партнерств, описана структура учебно-научной инновационной среды. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович. Социальная и экзистенциальная онтологизации образования [Текст] / А. О. Карпов> // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 13 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): бытие -- истина -- методология онтологизации -- онтологизация образования -- социальная онтологизация образования -- социокультурные феномены -- экзистенция Аннотация: В работе рассматривается методологическая проблема онтологизации – социокультурного феномена, а именно выстраивается процесс движения к истинным основам бытия феномена через прояснение его основополагающих начал. Сформулирован главный онтологический вопрос образования, введены две системы онтологизации образования – социальная и экзистенциальная. Разработана схема каждой из систем онтологизации образования в структуре сущностных пространств. На примере социальной онтологизации образования продемонстрирована логика ее процесса. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук; ведущий научный сотрудник). Символический источник Ренессанса и Реформации [Текст] / А. О. Карпов> // Вопросы культурологии. - 2015. - № 3 (март). - С. 11-17. - Библиогр.: с. 16-17 (16 назв.) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): Ренессанс -- Реформация -- диспозитив -- иоахимизм -- культурогенез -- психогенез -- семиотика -- средневековые образы -- францисканство -- христианство Аннотация: В работе исследуется культурологическая проблема определения и раскрытия процессов семиотического происхождения Ренессанса и Реставрации. Проведен анализ библейских сюжетов и социальных религиозных практик, показывающий динамику символического расщепления средневекового образа "обновление" в духовное и социальное служение. Диспозитивный раскол реновационного символа продемонстрирован на примере "историй" Иоахима Флорского и Франциска Ассизского. Доп.точки доступа: Иоахим, Флорский (Джоаккино да Фьоре; цистерцианский монах; христианский мистик; прорицатель; родоначальник средневекового хилиазма ; 1132-1202); Джоаккино, да Фьоре (Иоахим Флорский; цистерцианский монах; христианский мистик; прорицатель; родоначальник средневекового хилиазма ; 1132-1202); Франциск, Ассизский (католический святой; основатель ордена нищенствующих ; 1182-1226) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Диссонансная толерантность как альтернатива позитивной толерантности мультикультурализма [Текст] / А. О. Карпов> // Социологические исследования. - 2015. - № 10. - С. 152-157. - Библиогр.: с. 157 . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология Социология общества Кл.слова (ненормированные): диссонансная толерантность -- идентичность -- мультикультурализм -- позитивная толерантность -- религиозность -- социальная интеграция -- толерантность -- этническая идентичность Аннотация: В статье ставится под вопрос традиционное понимание толерантности, требующее позитивного отношения к этнически другому и лежащее в основе политики мультикультурализма. Предпринимается попытка объяснить неудачи этой политики в результате эклектичного соединения классических моделей социальной интеграции. Обоснован принцип диссонансной толерантности, который определяет альтернативную мультикультурализму логику этносоциального развития. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович. Образование для общества знаний: генезис и социальные вызовы [Текст] / А. О. Карпов> // Общественные науки и современность. - 2015. - № 5. - С. 86-101. - Библиогр.: с. 97-101 . - ISSN 0869-0499
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Социология Педагогическая социология, 20 в. кон.; 21 в. нач. Кл.слова (ненормированные): генезис образования -- инновации -- исследовательское образование -- исследовательское превосходство -- наука -- общество знаний -- социальные вызовы -- университеты -- школы Аннотация: Рассматривается генезис университетского и школьного образования исследовательского типа и его роль в становлении общества знаний. Анализируется значение идеологии исследовательского превосходства для формирования инноваций в науке. Исследуются социальные вызовы, стоящие перед образованием конца XX - начала XXI века. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний [Текст] / А. О. Карпов> // Вопросы философии. - 2016. - № 1. - С. 5-16. - Библиогр.: с. 14-16. - Примеч.: с. 16 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): techne -- Новое время -- Реформация -- античность -- научное образование -- образование -- общество знаний -- эпистемология -- эпистемы -- эпистемы образования Аннотация: В рамках культурно-исторической эпистемологии рассматриваются ключевые синхронии эпистемы образования: античной, реализуемой через techne; эпохи Реформации, рождающей научное образование; исследовательской в перспективе движения из Нового времени к обществу знаний. В статье рассмотрены ключевые эпистемы образования, которые связывают античность, Новое время и наши дни. Исходя из греческой традиции, автор определяет эпистему образования как знание того, что дает людям знание. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (кандидат физико-математических наук). Работник знаний в генезисе социально-экономической концепции общества знаний [Текст] / А. О. Карпов> // Вопросы философии. - 2016. - № 8. - С. 57-68. - Библиогр.: с. 67-68 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): знание -- общество знаний -- профессии -- работник знаний -- разделение труда -- социально-эпистемологический анализ -- тип труда -- труд Аннотация: На основе исследования зарубежных первоисточников дается социально-эпистемологический анализ происхождения и динамичного содержания понятия "работник знаний" как одной из ядерных категорий теории общества знаний. Дана новая концептуализация понятия "работник знаний". Показано, что работник знаний не эквивалентен работнику умственного труда; работник знаний определяется доминирующим типом труда, который характеризует прежде всего его работу - умственную и физическую, а не профессию. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (доктор философских наук; кандидат физико-математических наук; ведущий научный сотрудник; начальник). Новый тип социализации для общества знаний и его особенности [Текст] / Карпов Александр Олегович> // Ученый совет. - 2016. - № 11. - С. 16-26 : 1 фот. - Библиогр.: с. 24-26 (39 назв.). - Окончание следует . - ISSN 2074-9953
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): исследовательское образование -- исследовательское познание -- молодежь -- научно-исследовательская социализация -- научно-исследовательский тип -- научно-социальные программы -- образование -- общество знаний -- проблемно-познавательные программы -- программы -- российское образование -- современное образование -- социализация молодежи -- социализация научно-исследовательского типа -- творческие способности Аннотация: В статье дан анализ роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940–1960-х годов. При характеристике социализации для общества знаний показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена посредством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида. В статье заложен теоретический фундамент и дано практическое обоснование для нового научно-исследовательского типа социализации, который играет решающую роль в становлении общества знаний и определяет содержание современного образования аутентично его культурной миссии. Результаты исследования использованы в деятельности Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее". Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович (доктор философских наук; кандидат физико-математических наук; ведущий научный сотрудник; начальник). Новый тип социализации для общества знаний и его особенности [Текст] / Карпов Александр Олегович> // Ученый совет. - 2016. - № 12. - С. 20-25 : 1 фот. - Библиогр.: с. 25 (12 назв.). - Окончание. Начало: № 11 . - ISSN 2074-9953
Рубрики: Образование. Педагогика Организация образования Кл.слова (ненормированные): астраханские молодые исследователи -- инновации -- инновационные разработки -- исследовательское образование -- исследовательское познание -- карельские молодые исследователи -- красноярские молодые исследователи -- молодежные инновации -- молодежь -- молодые исследователи -- молодые ученые -- научно-исследовательская социализация -- научно-исследовательский тип -- научно-социальные программы -- образование -- общество знаний -- проблемно-познавательные программы -- программы -- российское образование -- самарские молодые исследователи -- современное образование -- социализация молодежи -- социализация научно-исследовательского типа -- творческие способности Аннотация: В статье дан анализ роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940–1960-х годов. При характеристике социализации для общества знаний показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена посредством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида. В статье заложен теоретический фундамент и дано практическое обоснование для нового научно-исследовательского типа социализации, который играет решающую роль в становлении общества знаний и определяет содержание современного образования аутентично его культурной миссии. Результаты исследования использованы в деятельности Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее". Доп.точки доступа: Григорьева, В. (астраханский молодой исследователь); Гуреев, А. (самарский молодой исследователь); Ефименко, А. (карельский молодой исследователь); Обущенко, А. (красноярский молодой исследователь) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии [Текст] / А. Карпов> // Вопросы экономики. - 2017. - № 3. - С. 58-76. - Библиогр.: с. 73-76 (47 назв.). - Примеч.
Рубрики: Экономика Экономика культуры, науки, просвещения Кл.слова (ненормированные): НИОКР -- высшее образование -- инновации -- коммерциализация знаний -- конкурентоспособность -- концепции университетов -- модели высшего образования -- научно-исследовательские работы -- научные исследования -- национальные экономики -- опытно-конструкторские работы -- университет 3. 0 -- университеты Аннотация: В статье анализируется современный университет как драйвер экономического роста в рамках концепции университета 3. 0 (образование, научные исследования, коммерциализация знаний). Показано, каким образом университет 3. 0 становится основой глобальной конкурентоспособности национальных экономик и наднациональных объединений, а его предпринимательская экосистема формирует новые, быстрорастущие отрасли, перспективные технологические рынки, лидирующие административно-территориальные пространства. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карпов, Александр Олегович. Реальность и противоречия общества знания: генезис [Текст] / А. О. Карпов> // Общественные науки и современность. - 2016. - № 6. - С. 139-152. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0869-0499
Рубрики: Социальная философия Общество как социальная реальность Кл.слова (ненормированные): инновационное общество -- информационное общество -- научные знания -- общество знаний -- постиндустриальное общество Аннотация: В статье рассмотрено происхождение теории общества знаний в контексте фундаментальных трансформаций социально-экономической реальности. Дан анализ ключевых составляющих этой темы - работник знаний в инновационном обществе, образование в обществе знаний, общество научных знаний и связанных с ним противоречий. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |