Дорцева, Елена Владимировна (аспирантка кафедры истории и теории социологии).
    Становление феминистской доктрины в социологии [Текст] / Е. В. Дорцева // Политика и общество. - 2010. - N 5 (71). - С. 53-59. - Библиогр.: с. 58-59 (28 назв. ) . - ISSN 1812-8696
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп

Кл.слова (ненормированные):
феминизм -- феминистские доктрины -- феминистский прагматизм -- феминистская социология -- женщины -- женские движения -- права женщин -- социальная работа -- благотворительность -- благотворительные организации -- социологические исследования -- прикладная социология -- социальный анализ -- борьба с бедностью -- социальная помощь -- социологи -- женщины-социологи
Аннотация: Анализируются основные этапы становления феминистской доктрины в социологии как системного явления. Излагаются индивидуальные авторские концепции наиболее ярких представительниц женщин-социологов.


Доп.точки доступа:
Уэбб, Б. (социолог ; 1858-1943); Босанке, Х. (социолог ; 1860-1925); Адамс, Д. (социолог ; 1860-1935); Сообщество благотворительных организаций
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорцева, Елена Владимировна (аспирант).
    Методологические основы постфеминистской парадигмы в социологии [Текст] / Е. В. Дорцева // Политика и общество. - 2010. - N 6 (72). - С. 46-53. - Библиогр.: с. 52-53 (18 назв. ) . - ISSN 1812-8696
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп

Кл.слова (ненормированные):
феминизм -- феминистская социология -- социальные отношения -- женщины -- женские движения -- социологи-феминисты -- феминистские исследования -- дуализм -- гендер -- гендерные исследования -- секс -- постфеминистская парадигма
Аннотация: Дается обзор наиболее заметных течений и направлений в феминистском движении на Западе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорцева, Елена Владимировна (аспирант).
    Методологические основы постфеминистской парадигмы в социологии [Текст] / Е. В. Дорцева // Политика и общество. - 2010. - N 6 (72). - С. 46-53. - Библиогр.: с. 52-53 (18 назв. ) . - ISSN 1812-8696
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп

Кл.слова (ненормированные):
феминизм -- феминистская социология -- социальные отношения -- женщины -- женские движения -- социологи-феминисты -- феминистские исследования -- дуализм -- гендер -- гендерные исследования -- секс -- постфеминистская парадигма
Аннотация: Дается обзор наиболее заметных течений и направлений в феминистском движении на Западе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорцева, Елена Владимировна (начальник отдела).
    Интеллектуальные манифесты современных феминистских социологов [Текст] / Е. В. Дорцева // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 88-109. - Библиогр.: с. 107. - Ref.: p. 108-109
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп, 20 в. 70-е гг.

Кл.слова (ненормированные):
гендерное неравенство -- киберфеминизм -- либеральный феминизм -- новый гендерный порядок -- патриархат -- радикальный феминизм -- феминизм -- феминистская парадигма -- феминистская эпистемология -- феминистские социологи
Аннотация: Статья посвящена анализу социологического творчества известных исследовательниц - Энн Окли, Донны Хараувэй, Шуламит Файрстоун и Джудит Батлер, которые работали в рамках феминистской парадигмы в социологии, трактующей общественные явления и процессы с феминноцентричной точки зрения. Творчество данных женщин-социологов стало своеобразным интеллектуальным манифестом - письменным изложением научных принципов феминистского направления в социологии, основанных на убеждении в постоянной дискриминации женщин во всех сферах социальной жизни. Автор анализирует труды яркой представительницы либерально-реформистского направления в феминизме Энн Окли, научное творчество которой разделяет на четыре области: "секс и гендер", "домашний труд и семейная жизнь", "деторождение и медицина" и "собственно социология". Именно Э. Окли считается родоначальником концепции "гендера" в социологии. Она развела понятия "гендера" (пола) как незыблемого биологического признака и как культурной детерминанты, предопределяющей концептуализацию "мужественности" и "женственности". Достаточно внимания в статье уделяется одной из основательниц киберфеминизма - направления в современной феминистской мысли, связанного с изучением киберпространства, интернета и информационных технологий - Донне Джин Харауэй, наибольшую известность которой принесла "теория киборга". Киборг - это существо, пограничное положение которого на пересечении границ между природой и культурой, телом и умом, сексом и полом, фактом и вымыслом, служит доводом к отрицанию биологического секса как детерминанты неравенства положений полов в культуре и обществе. Значительное место в статье занимает фигура Шуламит Файрстоун - одной из основоположниц радикального феминизма, которая на основе сплава идей, заимствованных из марксизма, феминизма и психоанализа осуществила тонкий научный анализ, позволивший связать между собой структуры гендерного неравенства и экономической стратификации, а также ухудшение окружающей среды и политику научного знания. В стиле, ставшем впоследствии отличительным признаком феминистских произведений 1970-х гг., Ш. Файрстоун показала явные и скрытые связи между общепринятым выражением гетеросексуальности, "принудительной женственностью" и институционализацией гендерного неравенства. В завершении статьи автор обращается к творчеству представительницы постструктурализма, специалиста в области феноменологии и теории гендера Джудит Батлер, которая выступает против экзистенциионалистского видения проблем личности и бытия, культуры и общей физиологии человека, взаимозависимости между гендером и сексуальными отношениями. В целом труды современных теоретиков социологии и одновременно феминистских социологов задали новые поля социологического поиска; феминистские социологи призывают к построению новой модели общества, вплоть до установления "нового гендерного порядка" на макро- и микроуровнях социальной жизни.


Доп.точки доступа:
Окли, Э.; Хараувэй, Д.; Файрстоун, Ш.; Батлер, Д.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Социологическое образование перед вызовами пандемии: новые образовательные технологии [Текст] / Н. Г. Осипова, О. В. Гавриленко, Г. Б. Прончев, Е. В. Дорцева // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 2. - С. 7-34. - Библиогр.: с. 31-32. - Ref.: p. 32-34
УДК
ББК 60.561.9
Рубрики: Социология
   Педагогическая социология

Кл.слова (ненормированные):
COVID-19 -- асинхронное обучение -- дистанционное обучение -- искусственный интеллект -- образовательные технологии -- пандемии -- перевернутый класс -- проектное обучение -- синхронное обучение -- социологическое образование -- цифровизация
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам организации и реализации образовательного процесса в период новой коронавирусной инфекции COVID-19. Авторы рассматривают два аспекта цифровой трансформации в российском образовании - с точки зрения применения цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности образовательных организаций и с позиции внедрения комплекса цифровых технологий с целью построения такой модели обучения, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач. В статье подчеркивается, что процесс цифровизации общества в нашей стране развивался равномерно, без особых скачков, однако пандемия послужила катализатором развития цифровых технологий, а сам процесс цифровизации разделился на "до" и "после" начала пандемии. В период пандемии молодое поколение искусственно выпало из русла не только полноценной социализации, которая происходит в рамках учебных заведений и в кругу учителей и сверстников, но и оказалось перед лицом многочисленных проблем, связанных с нарушением традиционного образовательного процесса. Авторы статьи делятся опытом организации образовательного процесса на социологическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который почти два года проходил в так называемом смешанном формате и сопровождался активным внедрением новейших образовательных технологий, в ряду которых синхронное (видеоконференции, видеоконсультации и обратная связь онлайн, чат-румы, общение по Skype, виртуальные классы) и асинхронное электронное обучение, а также проектное обучение и т. н. "перевернутый класс". Представлены результаты образовательного мониторинга, который показал высокую эффективность образовательного процесса на социологическом факультете в сложных условиях. Авторами также рассмотрены ключевые тенденции цифровизации образования, обозначены его позитивные моменты и детально проанализированы негативные аспекты, особое место в ряду которых занимает виртуализация образования как социального института.


Доп.точки доступа:
Осипова, Надежда Геннадьевна (доктор социологических наук; профессор; декан); Гавриленко, Ольга Владимировна (кандидат социологических наук; доцент; заведующая кафедрой); Прончев, Геннадий Борисович (кандидат физико-математических наук; доцент); Дорцева, Елена Владимировна (начальник отдела); Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова \социологический факультет\; Социологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дорцева, Елена Владимировна (старший преподаватель).
    Деструктивное воздействие на современную российскую молодежь (на примере новых субъектов Российской Федерации) [Текст] / Е. В. Дорцева, Н. В. Родин // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 4. - С. 65-88. - Библиогр.: с. 87. - Ref.: p. 87-88
УДК
ББК 60.54
Рубрики: Социология
   Социология групп--Россия

Кл.слова (ненормированные):
внешнее воздействие -- деструктивное воздействие -- механизмы противодействия -- молодежь -- новые субъекты РФ -- протестный потенциал молодежи -- российская молодежь -- социальное манипулирование -- социальные сети -- формы воздействия
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей деструктивного воздействия на современную российскую молодежь со стороны иностранных государств, российских и международных организаций, различных группировок с целью изменения мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений, поведенческих стереотипов молодых людей, создания и распространения антироссийской идеологии, формирования негативного отношения к государственным институтам и традиционным ценностям России, а также подрыва социально-экономической и политической стабильности в Российской Федерации. Анализируя примеры и особенности такого рода воздействия со стороны этих субъектов на современную российскую молодежь, авторы статьи особый акцент делают на изучении специфики подобного рода воздействия на молодежь новых субъектов Российской Федерации. Для иллюстрации и обоснования своих утверждений авторы приводят результаты экспертного опроса "Внешнее деструктивное воздействие на молодежь новых субъектов Российской Федерации", проведенного в марте-апреле 2023 г. среди сотрудников профильных министерств и департаментов, активистов общественных движений, специалистов в сфере государственной молодежной политики в новых субъектах Российской Федерации (Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики). Констатируя факт такого рода воздействия на молодежь в новых субъектах Российской Федерации, авторы систематизируют предложения экспертов по противодействию данному воздействию и совершенствованию механизмов и форм осуществления государственной молодежной политики в данных регионах.


Доп.точки доступа:
Родин, Никита Витальевич (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)