Теория и методика профессионального образования. Понятие о теории электромагнитного поля [Текст] / И. В. Демидченко [и др.] // Физическое образование в вузах. - 2019. - Т. 25, № 1. - С. 74-85 : рис. - Библиогр.: с. 83-85 (5 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 1
Рубрики: Физика
   Классическая электродинамика. Теория относительности

Кл.слова (ненормированные):
Максвелла уравнения -- инженерные специальности -- лекции -- магнитная индукция -- магнитное поле -- напряженность -- преподавание электродинамики -- профессиональное образование -- скалярное поле -- теория электромагнитного поля -- технические вузы -- уравнения Максвелла -- электрическое поле -- электромагнитное поле
Аннотация: Предлагается лекционный вариант изложения непростого для студентов и курсантов технических вузов инженерного профиля вопроса о теории электромагнитного поля.


Доп.точки доступа:
Демидченко, Иван Владимирович; Демидченко, Владимир Иванович; Масляева, Галина Николаевна; Квятош, Елена Пантелеевна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Демидченко, Владимир Иванович.
    Терминологические аспекты понятия "теплоёмкость" [Текст] = Terminological Aspects of the Notion "Thermal Capacity" / В. И. Демидченко, И. В. Демидченко // Физическое образование в вузах. - 2019. - Т. 25, № 2. - С. 59-69 : рис. - Библиогр.: с. 67-69 (9 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 22.3
Рубрики: Физика
   Термодинамика и статистическая физика

Кл.слова (ненормированные):
Майера уравнение -- идеальный газ -- изобарная теплоёмкость -- изохорная теплоёмкость -- истинная теплоёмкость -- массовая теплоёмкость -- мольная теплоёмкость -- объемная теплоёмкость -- средняя теплоёмкость -- теплоёмкость -- удельная массовая теплоёмкость -- удельная мольная теплоёмкость -- удельная объемная теплоёмкость -- уравнение Майера
Аннотация: Авторы обращают внимание читателей на неправильность классификации теплоемкости на "удельную" и "молярную".


Доп.точки доступа:
Демидченко, Иван Владимирович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Демидченко, Иван Владимирович.
    Статистическая физика. Статистика Максвелла [Текст] / И. В. Демидченко, Г. Н. Масляева, В. Ш. Ерлагаев // Физическое образование в вузах. - 2020. - Т. 26, № 2. - С. 48-56 : рис. - Библиогр.: с. 55-56 (5 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 22.3
Рубрики: Физика
   Термодинамика и статистическая физика

Кл.слова (ненормированные):
Максвелла статистика -- закон распределения -- методы исследования -- статистика Максвелла -- статистический метод исследования -- термодинамический метод исследования -- условия нормировки
Аннотация: Предлагается вариант изложения на лекции по физике в инженерном ВУЗе учебного вопроса "Статистика Максвелла" вместе с историей становления статистики распределения по скоростям, которой предшествовала кинетическая теория газов, появившаяся в древнегреческой философии из представлений об атоме.


Доп.точки доступа:
Масляева, Галина Николаевна; Ерлагаев, Вильнур Шавкатович; Максвелл, Д. К. (1831-1879)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Демидченко, Иван Владимирович.
    Квантовая случайность, нелокальность, корреляция, запутанность, телепортация [Текст] / И. В. Демидченко // Физическое образование в вузах. - 2020. - Т. 26, № 2. - С. 57-66. - Библиогр.: с. 64-66 (8 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 22.3
Рубрики: Физика
   Квантовая механика

Кл.слова (ненормированные):
запутанность -- квантовая случайность -- квантовая физика -- корреляция -- локальность -- нелокальность -- телепортация
Аннотация: Рассматривается авторский вариант изложения материала о квантовой нелокальности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Демидченко, Иван Владимирович.
    Параллельные Вселенные [Текст] = Parallel Universes / И. В. Демидченко // Физическое образование в вузах. - 2021. - Т. 27, № 1. - С. 30-34. - Библиогр.: с. 33-34 (4 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 22.6
Рубрики: Астрономия
   Астрофизика

Кл.слова (ненормированные):
Вселенные -- Мультивселенная -- бесконечность пространства -- квантовая механика -- конечность пространства -- кривизна пространства
Аннотация: Статья имеет информационный характер и позволит читателю получить представление о структуре Мультивселенной.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Демидченко, Иван Владимирович.
    Искривлённое пространство - время. Гравитация [Текст] = Curved Space - Time. Gravity / И. В. Демидченко, Г. Н. Масляева, В. И. Шипалов // Физическое образование в вузах. - 2021. - Т. 27, № 2. - С. 62-69 : рис. - Библиогр.: с. 68-69 (7 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 22.3
Рубрики: Физика
   Классическая электродинамика. Теория относительности

Кл.слова (ненормированные):
Евклида геометрия -- время -- геометрия Евклида -- геометрия искривлённых поверхностей -- гравитация -- кривизна поверхности -- пространство -- реальность -- степень кривизны
Аннотация: Вначале авторы излагают актуальную в современной науке проблему реальности. Затем - историческую последовательность и далёкость того времени, когда с высокой точностью был установлен размер нашей планеты, её геометрия и место в Солнечной системе. В статье рассматривается история возникновения и развития учения о кривизне поверхности и искривлении трёхмерного пространства.


Доп.точки доступа:
Масляева, Галина Николаевна; Шипалов, Валерий Иванович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной формах [Текст] = Maxwell's equations in integral and differential forms / И. В. Демидченко, Г. Н. Масляева, М. А. Гереев [и др.] // Физическое образование в вузах. - 2023. - Т. 29, № 3. - С. 28-40 : табл. - Библиогр.: с. 38-40 (4 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 74
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
вовлеченность -- индивидуализация процесса обучения -- многоуровневое обучение -- образовательная система -- общая физика -- повышение эффективности практических занятий -- скаффолдинг
Аннотация: Контакт студентов вузов с уравнениями Максвелла по-прежнему остаётся трудным. Считают, что их четыре в интегральной и четыре в дифференциальной формах записи. Но с учётом предпочитаемых параметров B, H, D,... общее количество уравнений превышает число четыре. В уравнениях Максвелла заложены в виде зашифрованных математических символов теоретические сведения об электромагнитном поле и, что очень важно, даётся понимание возможности и условий перехода энергии магнитного поля в электрическую. Последнее сформулировано в явлении электромагнитной индукции. В итоге цивилизация благоденствует в сфере электрической энергии. Это практическая сторона полученного, чрезвычайно нужного знания об электромагнитном поле. А в то начальное время «великие французы» относились с иронией к фарадеевскому "полю" и "силовым линиям". Авторы предлагают свой вариант рассмотрения этого вопроса с изложением некоторых исторических моментов.


Доп.точки доступа:
Демидченко, Иван Владимирович; Масляева, Галина Николаевна; Гереев, Марат Атиллович; Демидченко, Владимир Иванович; Кругликов, Алексей Евгеньевич
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Электрическое поле. Магнитное поле [Текст] = Electric field. Magnetic field / И. В. Демидченко, Г. Н. Масляева, М. А. Гереев, А. Е. Кругликов // Физическое образование в вузах. - 2023. - Т. 29, № 3. - С. 46-56 : рис. - Библиогр.: с. 55-56 (3 назв.) . - ISSN 1609-3143
УДК
ББК 22.3
Рубрики: Физика
   Электричество и магнетизм в целом

Кл.слова (ненормированные):
Кулона закон -- градиент параметра -- закон Кулона -- магнитное поле -- принцип дальнего действия -- сильное взаимодействие -- слабое взаимодействие -- теория близкодействия -- электрический ветер -- электрический заряд -- электрическое поле -- электростатическое поле монитора
Аннотация: Статья имеет методический характер. Авторы излагают в ней своё представление о том, что должны знать студенты инженерных и технологических специальностей о понятиях электрического, магнитного и электромагнитного поля. Текст статьи хотелось бы рассматривать, как гипотетический ответ студента в беседе с преподавателем по сформулированному вопросу. И в этой ситуации ориентация обучаемого в данном материале с чётким изложением своего понимания заслуживает положительной оценки. Опыт контроля знаний студентов вузов приводит преподавателей к убеждению о заметном снижении уровня знаний учащихся. Возникает вопрос: как изучив физику в школе и пройдя курс физики в высших технических и технологических учебных заведениях студент не может изложить своего понимания, например, явления электромагнитной индукции; знания о том, что структурно представляют собой атом, положительный и отрицательный ионы, молекула. Не виноваты ли частично и мы в этом? Быть может следует сократить объём учебников и чётко "давать" студенту то, что необходимо знать? Проблема серьёзная и спорная. И, быть может, надо начать среди вузовских преподавателей физики дискуссию по столь интересной в современных условиях теме.


Доп.точки доступа:
Демидченко, Иван Владимирович; Масляева, Галина Николаевна; Гереев, Марат Атиллович; Кругликов, Алексей Евгеньевич
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)