Сиднева, А. Н. О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогической науке [Текст] / А. Н. Сиднева> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2008. - N 1. - С. 37-48. - Библиогр. в конце ст. (38 назв. ) . - ISSN 0137-0936. - ISSN 0201-7385
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): отечественная психолого-педагогическая наука -- учение -- умение учиться -- специфика учения -- психологи Аннотация: Описываются два подхода к формированию умения учиться в отечественной психологии и педагогике - "прямое" обучение этому умению и его формирование посредством перестройки содержания и форм обучения. Делается вывод о связи рассматриваемых подходов с тем или иным пониманием специфики учения по отношению к деятельности, усваиваемой в учении. Доп.точки доступа: Ляудис, В. Я. (психолог); Давыдов, В. В. (психолог); Эльконин, Д. Б. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог); Подольский, А. И. (психолог) |
Разорина, Лариса Михайловна. Гальперинская концепция предмета психологии как основа технологичной концепции личности [Текст] / Л. М. Разорина> // Психология в вузе. - 2009. - N 5. - С. 47-56. - Библиогр.: с. 56 (8 назв. ) . - ISSN 1991-0711. - ISSN 1995-0055
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): психологическое образование -- концепция Гальперина -- Гальперина концепция -- психология личности -- деятельность -- ориентировочная деятельность -- системный подход -- образ профессии Аннотация: Анализируется неиспользованный потенциал теории Петра Яковлевича Гальперина для разработки технологичной концепции личности. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. |
Разорина, Лариса Михайловна. Гальперинская концепция предмета психологии как основа технологичной концепции личности [Текст] / Л. М. Разорина> // Психология в вузе. - 2009. - N 5. - С. 47-56. - Библиогр.: с. 56 (8 назв. ) . - ISSN 1991-0711
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): психологическое образование -- концепция Гальперина -- Гальперина концепция -- психология личности -- деятельность -- ориентировочная деятельность -- системный подход -- образ профессии Аннотация: Анализируется неиспользованный потенциал теории Петра Яковлевича Гальперина для разработки технологичной концепции личности. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Степанова, М. А. От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину : психотехнический подход в психологии образования [Текст] / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 26-27 (33 назв. ) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): методология психологии -- психотехника -- практическая психология -- психологическая практика -- культурно-историческая теория -- формирование умственных действий -- формирование умственных понятий -- психология образования -- отечественная психология Аннотация: Анализируется состояние современной отечественной психологии образования, в частности, относительная независимость образовательной практики от психологической науки. Опираясь на проведенное Л. С. Выготским методологическое исследование кризиса в психологии, автор выдвигает предположение о том, что установлению продуктивных отношений между наукой и практикой должна способствовать реализация психотехнического подхода. Образцом такого подхода выступает теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Переверзева, Наталья Юрьевна (канд. филос. наук). Проблема памяти и одаренности: психологический и философский аспекты [Текст] / Н. Ю. Переверзева> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - N 2 (10). - С. 192-198. - Библиогр.: с. 197 (9 назв. ) . - ISSN 1998-9946
Рубрики: Психология Психические процессы и состояния Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): память (философия) -- память (психология) -- одаренность (философия) -- одаренность (психология) -- трансцендентность -- имманентность -- личность -- интуиция -- креативность -- творческий подход -- философы -- психологи Аннотация: Исследуется проблема одаренности в познавательной деятельности в ее взаимосвязи с развитием различных видов человеческой памяти. Память как основа одаренности обеспечивает непрерывность психической жизни человека и его развития. Доп.точки доступа: Аристотель; Платон; Декарт, Р.; Спиноза, Б.; Гегель, Г. В. Ф.; Бергсон, А.; Гальперин, П. Я.; Леонтьев, А. Н. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Демиденко, Надежда Николаевна (кандидат психологических наук, доцент). Философия компетентностного подхода с позиций гуманистической психологии [Текст] / Н. Н. Демиденко> // Мир образования - образование в мире. - 2010. - N 3 (39). - С. 43-49. - Библиогр.: с. 49 (8 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Психология Педагогическая психология взрослых Кл.слова (ненормированные): высшее образование -- гуманистическая культура -- гуманистическая психология -- деятельностный подход -- закономерности развития -- интеллектуальное развитие -- компетентностный подход в образовании -- личностно-центрированный подход -- модернизация высшей школы -- мотивационно-потребностная сфера -- преподаватели вузов -- проблемное обучение -- психологически зрелый человек -- психологические потребности -- развитие личности -- самореализация Аннотация: Анализируются содержание и принципы компетентностного подхода с позиций гуманистической психологии. Представлены основные положения психологических теорий личности, обучения и развития, которые выступают его теоретико-методологической базой. Показано, в чем проявляется гуманистическая философия компетентностного подхода, и определены основные направления профессиональной деятельности преподавательского корпуса высшей школы. Доп.точки доступа: Маслоу, А. (1908-1970); Роджерс, К. (1902-1987); Гальперин, П. Я. (доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ждан, А. Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследование и преподавание [Текст] / А. Н. Ждан> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 1. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11 (22 назв) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): российская психология -- психологи -- историки науки -- преподавание истории психологии -- кафедры университета -- научные традиции Аннотация: Описываются этапы становления и развития работ по истории психологии в МГУ. Раскрывается вклад С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, М. В. Соколова и других ученых в разработку исторического анализа психологической мысли. Характеризуются традиции и современное состояние историко-психологической науки на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. Доп.точки доступа: Рубинштейн, С. Л. (психолог; философ ; 1889-1960); Теплов, Б. М. (ученый-психофизиолог); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Соколов, М. В. (психолог); Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\; МГУ им. М. В. Ломоносова \факультет психологии\; Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова; Факультет психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Разорина, Лариса Михайловна. Предмет педагогической психологии: проблемы и подходы к решению [Текст] / Л. М. Разорина> // Психология в вузе. - 2011. - N 1. - С. 32-46. - Библиогр.: с. 45-46 (15 назв. ) . - ISSN 1991-0711
Рубрики: Психология Педагогическая психология взрослых Кл.слова (ненормированные): педагогическая психология -- предмет педагогической психологии -- ценностно-деятельностный подход -- теория Гальперина -- Гальперина теория -- теория Залесского -- Залесского теория Аннотация: Поднимается вопрос о пересмотре содержания предмета педагогической психологии на основе творческого развития методологических положений концепций Петра Яковлевича Гальперина и Георгия Евгеньевича Залесского. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я.; Залесский, Г. Е. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Садовничий, Виктор Антонович (ректор; президент; вице-президент; академик). Научные школы Московского университета [Текст] / Виктор Антонович Садовничий> // Ученый совет. - 2010. - N 9. - С. 7-20 : 6 фот. . - ISSN 2074-9953
Рубрики: Наука. Науковедение--Россия, 18-21 вв. Организация науки--Россия, 18-21 вв. Образование. Педагогика--Москва--Россия, 18-21 вв. Высшее профессиональное образование--Москва--Россия, 18-21 вв. Кл.слова (ненормированные): астрономические исследования -- аэродинамика -- биологические исследования -- биофизика -- биохимики -- биохимия -- вузовская наука -- вузы -- высшие учебные заведения -- география -- географы -- геологи -- геологические школы -- геология -- геофизические исследования -- гуманитарные науки -- исторические науки -- комплексные переменные -- космические лучи -- математика -- математики -- математические школы -- математическое образование -- механика -- механики -- музеи -- науки о земле -- научно-образовательные спутники -- научные библиотеки -- научные публикации -- научные теории -- научные труды -- научные школы -- нелинейная оптика -- Нобелевские премии -- поэты -- премии -- прикладная механика -- психологи -- психологические науки -- психологические школы -- психология -- русская история -- русская юриспруденция -- русское право -- скептическая школа -- социологическая юриспруденция -- суперкомпьютеры -- теоремы -- теория вероятностей -- университетская наука -- университетская психология -- университеты -- ученые -- ферромагнетизм -- физика -- физика космоса -- физики -- физико-химическая биология -- физико-химические школы -- физиологи -- филологи -- филологические дисциплины -- филология -- философские факультеты -- философские школы -- философы -- химики -- экономисты -- экономические школы -- юридические факультеты -- юридические школы -- юристы -- языковеды Аннотация: История и современность научных школ Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Доп.точки доступа: Эйлер, Л. (математик); Брашман, Н. Д. (профессор; математик); Зернов, Н. Е. (профессор; математик); Бугаев, Н. В. (профессор; математик); Чебышев, П. Л. (математик; академик); Лузин, Н. Н. (профессор; математик); Егоров, Д. Ф. (профессор; математик); Меньшов, Д. Е. (математик); Лаврентьев, М. А. (математик); Келдыш, М. В. (академик; математик); Колмогоров, А. Н. (профессор; математик); Соболев, С. Л. (профессор; математик); Тихонов, А. Н. (профессор; математик); Понтрягин, Л. С. (академик; математик); Жуковский, Н. Е. (математик; механик); Чаплыгин, С. А. (академик; механик); Страхов, П. И. (физик); Умов, Н. А. (физик); Лебедев, П. Н. (профессор; физик); Мандельштам, Л. И. (академик; физик); Боголюбов, Н. Н. (академик; физик; математик); Столетов, А. Г. (физик); Белый, А. (поэт); Вавилов, С. И. (профессор; физик); Скобельцын, Д. В. (физик); Цесарский, В. К. (астроном); Сеченов, И. М. (физиолог); Кольцов, Н. К. (биолог); Северин, С. Е. (академик; биохимик); Зелинский, Н. Д. (химик-органик); Щуровский, Г. Е. (геолог); Востоков, А. Х. (филолог; палеограф; поэт); Фортунатов, Ф. Ф. (языковед); Цветаев, И. В. (историк; филолог); Каченовский, М. Т. (историк; переводчик; критик); Тимирязев, К. М. (естествоиспытатель); Скадовский, С. Н. (гидробиолог); Белозерский, А. Н. (биохимик); Вернадский, В. И. (естествоиспытатель); Анучин, Д. Н. (географ; антрополог; этнограф; археолог); Буслаев, Ф. И. (филолог; искусствовед; палеограф); Корш, Ф. Е. (востоковед; филолог); Ломоносов, М. В. (естествоиспытатель; поэт); Погодин, М. П. (историк; писатель; академик); Соловьев, С. М. (историк); Трубецкой, С. Н. (князь; языковед); Трубецкой, Н. С. (князь; языковед); Кавелин, К. Д. (историк; правовед; психолог); Лурия, А. Р. (психолог); Чупров, А. И. (экономист; статистик); Муромцев, С. А. (юрист; публицист; земский деятель); Ключевский, В. О. (историк); Ильин, И. А. (философ; правовед; публицист); Шпет, Г. Г. (философ); Леонтьев, А. Н. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог); Десницкий, С. Е. (просветитель; писатель); МГУ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д. В. Скобельцына Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Габай, Т. В. Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии [Текст] / Т. В. Габай> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 3. - С. 19-32. - Библиогр.: с. 31-32 (13 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): человеческая деятельность -- деятельностный подход -- психологические теории -- психологическая теория деятельности -- теория деятельности -- компоненты деятельности -- процессуальные компоненты -- фазы деятельности Аннотация: В статье обсуждаются возможности деятельностного подхода в современной психологии. Особое значение придается детализированному диахроническому анализу деятельности с выявлением системы качественно различных компонентов ее процесса и их взаимосвязей. Доп.точки доступа: Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Центров, Евгений Емельянович (доктор юридических наук; профессор). Об ошибочности концепции "феноменологии внимания" и особенностях механизма исследования на полиграфе (статья вторая) [Текст] / Е. Е. Центров> // Вестник криминалистики. - 2012. - № 3. - С. 9-19. - Библиогр. в сносках . - ISSN 2220-847X
Рубрики: Право Криминалистика Кл.слова (ненормированные): полиграф -- восприятие -- внимание -- психофизиологические реакции -- психический след -- улики поведения -- полиграфологические исследования Аннотация: По мнению автора, в полиграфологическом исследовании необходимо учитывать закономерности образования психического следа. Доп.точки доступа: Ланге, Н. Н. (психолог); Титченер, Э. (американский психолог); Гальперин, П. Я. (доктор педагогических наук; профессор; Заслуженный деятель науки РСФСР); Лурия, А. Р. (основоположник российской нейропсихологии) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гальперин, П. Я. Новая усиленная форма фигуры Поггендорфа [Текст] : (к теории оптико-геометрических иллюзий) / П. Я. Гальперин> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 84-91 . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): иллюзии Поггендорфа -- Поггендорфа иллюзии -- иллюзии -- оптико-геометрические иллюзии -- оптические иллюзии -- иллюзии Целльнера -- Целльнера иллюзии -- теория переоценки острого угла Аннотация: Публикация представляет собой одну из первых научных статей П. Я. Гальперина. Эта статья, посвященная анализу иллюзии Поггендорфа, была изначально опубликована на немецком языке в "Журнале психологии и физиологии органов чувств" в 1931 г.; в журнале "Вопросы психологии" на русском языке она печатается впервые. Доп.точки доступа: Поггендорф, И. Х. (физик ; 1796-1877) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Степанова, М. А. Комментарии к статье П. Я. Гальперина об иллюзии Поггендорфа [Текст] / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 92-95 . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): комментарии к статьям -- Поггендорфа иллюзии -- иллюзии Поггендорфа -- комментарии статей -- оптические иллюзии Аннотация: В комментариях поясняется суть оптической иллюзии Поггендорфа и рассказывается история публикации данной статьи. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Поггендорф, И. Х. (физик ; 1796-1877) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Степанова, М. А. Петр Яковлевич Гальперин: жизненные и профессиональные ориентиры [Текст] / М. А. Степанова> // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 96-109. - Библиогр.: с. 108-109 (27 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология--СССР, 20 в. История психологии Кл.слова (ненормированные): научные биографии -- биографии ученых -- психологи -- профессора -- доктора психологических наук -- формирование умственных действий Аннотация: Попытка воссоздания научной биографии П. Я. Гальперина (1902-1988), с опорой на его публикации и выступления, воспоминания соратников и близких, на многочисленные архивные материалы. По возможности представлены все периоды творчества П. Я. Гальперина, отражено его участие начиная с середины 1920-х гг. в научных и научно-практических мероприятиях. Основное внимание уделено П. Я. Гальперину как выдающемуся профессору Московского университета - создателю оригинальной теории об ориентировочной природе и функции психики, организатору психологической науки. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Подольский, А. И. Введение [Текст] / А. И. Подольский> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 5-10 . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): научные статьи -- научные исследования -- психологические исследования -- авторы статей Аннотация: Краткое содержание статей, напечатанных в журнале. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Подольский, А. И. Психологическая концепция П. Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки [Текст] / А. И. Подольский> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 11-22. - Библиогр.: с. 22 (7 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психологические концепции -- психологический анализ -- психологические методы -- планомерно-поэтапное формирование -- психическая деятельность человека -- ориентировочная деятельность -- иерархическая структура -- психологическая реальность Аннотация: В статье обсуждаются теоретико-методологические вопросы, касающиеся статуса психологической концепции Петра Яковлевича Гальперина. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Нечаев, Н. Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода [Текст] / Н. Н. Нечаев> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 23-42. - Библиогр.: с. 41-42 (30 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психологические теории -- теория поэтапного формирования -- деятельностный подход -- человеческая психика -- инструментальная психология -- теория деятельности -- деятельность -- научные дискуссии -- развивающаяся деятельность -- философия психологии -- теория поэтапного формирования умственных действий и понятий -- ТПФУД -- умственные действия -- психологи -- психические явления -- предмет психологии -- профессиональное сознание Аннотация: В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П. Я. Гальперина. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Степанова, М. А. П. Я. Гальперин: опыт построения неклассической психологии [Текст] / М. А. Степанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 43-52. - Библиогр.: с. 52 (19 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): культурно-историческая психология -- психологические теории -- неклассическая психология -- психологические школы -- психологические исследования -- культурно-историческая психология -- интериоризация -- процессы интериоризации -- психология искусства -- генетические исследования -- функции психологии -- психологи -- историческая функция психологии Аннотация: В статье рассматриваются исследования П. Я. Гальперина в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. На примере изучения процессов интериоризации обосновывается идея преемственности школ Выготского и Гальперина. Теория П. Я. Гальперина представлена как вариант неклассической психологии. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Эльконин, Д. Б. (психолог ; 1904-1984) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шабельников, В. К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий [Текст] / В. К. Шабельников> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 53-72. - Библиогр.: с. 71-72 (19 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): умственные действия -- детерминация умственных действий -- формирование умственных действий -- действия -- структура действий -- внутренняя структура действий -- логика умственных действий -- основы логики -- философы -- психологи -- источники логики -- философия психологии -- детерминация умственных структур -- логические структуры -- психические структуры Аннотация: В статье обсуждается проблема истоков и оснований логики и структуры умственных действий. Сопоставляются взгляды философов и психологов на проблему оснований детерминации умственных структур. Выделены нерешенные проблемы детерминации умственных действий. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Платон (древнегреческий философ ; 427-347 до н. э); Аристотель (древнегреческий философ ; 384 -322 до н. э.); Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (немецкий философ ; 1770-1831); Пиаже, Ж. (психолог ; 1896-1980); Экхарт, М. (средневековый немецкий теолог; философ ; ок. 1260 - ок. 1328); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Карабанова, О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину [Текст] / О. А. Карабанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 73-82. - Библиогр.: с. 82 (12 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Развитие психики Кл.слова (ненормированные): развитие ребенка -- ориентирующий образ -- ориентировочная деятельность -- теория ориентировочной деятельности -- социальная ситуация развития -- отношение к миру -- активно-действенное отношение -- внутренняя позиция -- объективная социальная позиция -- ориентировка -- социальные контексты -- зона ближайшего развития -- возрастная психология -- психологический возраст Аннотация: В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П. Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная структура. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |