Веракса, А. Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии [Текст] / А. Н. Веракса> // Вопросы психологии. - 2006. - N 6. - С. . 14-23. - Библиогр.: с. 23-24 (27 назв. ). - s, 2006, , rus. - RUMARS-vopp06_000_006_0014_1. - Саратовская областная универсальная научная библиотека. - N 6. - C. 14-23. - vopp06_000_006_0014_1, 6, 14-23
Рубрики: Психология--Детская психология Россия Кл.слова (ненормированные): символическое опосредствование -- знаковое опосредствование -- ориентировка -- способность к символическому опосредствованию -- детский возраст Аннотация: О проблемах развития символического отражения в детском возрасте. Показано, что в современной психологии не до конца разводятся такие понятия, как "знак" и "символ", а соответственно, не рассматривается специфика символического опосредствования в сравнении со знаковым. Делается предположение, что специфика символического опосредствования обусловлена замещением ориентировки в реальности ориентировкой в свойствах символа. Символическая форма отражения выступает как особая способность к знаково-символическому опосредствованию, предназначенная для ориентировки в ситуациях неопределенности. В этом случае способность к символическому опосредствованию выступает как составная часть творческих способностей человека. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Особенности символического опосредования у младших школьников [Текст] / А. Н. Веракса> // Психологическая наука и образование. - 2008. - N 1. - С. 50-57 . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): символическое опосредование -- знаковое опосредование -- познавательная деятельность -- младшие школьники -- познавательные ситуации Аннотация: О проблеме соотношения символического и знакового опосредования у младших школьников. |
Веракса, А. Н. Особенности символического опосредствования у младших школьников [Текст] : дайджест / А. Н. Веракса> // Психология обучения. - 2008. - N 11. - С. 104-106. - Полностью ст. опубл.: Психологическая наука и образование. - 2008. - N 1. - С. 50-57. . - ISSN 1561-2457
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): младшие школьники -- младший школьный возраст -- познавательная деятельность -- семиотическая функция -- символическая игра -- познавательная деятельность -- символическое отражение -- символическое опосредствование Аннотация: Отличие знакового и символического опосредствования у детей младшего школьного возраста. |
Веракса, А. Н. Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики) [Текст] : дайджест / А. Н. Веракса> // Психология обучения. - 2010. - N 5. - С. 124-125. - Полностью ст. опубл.: Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - N 2. - С. 31-34. . - ISSN 1561-2457
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): младшие школьники -- селективное внимание -- символическое опосредствование -- познавательная деятельность -- символический образ -- учебная деятельность -- непродуктивная символизация Аннотация: Предположение, что ориентировка в образном содержании символа на первом этапе ознакомления с учебной задачей поможет младшим школьникам выделить существенные в образном содержании символа отношения, которые могут быть трансформированы в отношения знаковые. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии [Текст] / А. Н. Веракса, С. В Леонов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - N 4. - С. 78-84. - Библиогр.: с. 84 (19 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология спорта Кл.слова (ненормированные): экологическая теория -- психодиагностика спортсмена -- спортивная психология Аннотация: В статье приводятся основные постулаты экологической теории У. Бронфенбреннера. Дается обзор эмпирических исследований в области психологии спорта, выполненных в рамках экологического подхода. Указывается на целесообразность сочетания позиций экологического подхода с объективными методами диагностики профессионально важных качеств спортсмена. Делается вывод, что данный подход может быть эффективно использован при анализе проблем, с которыми сталкиваются спортсмены, их родители, тренеры и спортивные психологи. Доп.точки доступа: Леонов, С. В; Бронфенбреннер, У. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Веракса, А. Н. Спортивная наука - университетам Европы [Текст] / А. Н. Веракса, С. В Леонов> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2010. - N 3. - С. 153-155 . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): международные конгрессы -- спортивная наука -- психология спорта Аннотация: О 15 ежегодном конгрессе европейских университетов по спортивной науке, который проходил в Анталии (Турецкая Республика) в июне 2010 г. Доп.точки доступа: Леонов, С. В; Ежегодный конгресс европейских университетов по спортивной науке Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Веракса, А. Н. Психологические особенности художественных гимнасток [Текст] / А. Н. Веракса, С. В Леонов, А. Е. Горовая> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - № 4. - С. 134-147. - Библиогр.: с. 146-147 (21 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология спорта Кл.слова (ненормированные): спортивная психология -- художественная гимнастика -- психологические особенности спортсменов -- спортсмены -- гимнастки -- двигательные навыки -- когнитивные образы -- мотивационные образы -- координированность движений Аннотация: В статье представлены результаты исследования психологических особенностей спортсменок, имеющих высокие разряды по художественной гимнастике. Показано, что гимнастки предпочитают использовать образы когнитивного, а не мотивационного типа и внутреннюю перспективу образов. Несмотря на то, что все они имеют высокие спортивные разряды, уровни их владения двигательными навыками существенно различаются. Доп.точки доступа: Леонов, С. В; Горовая, А. Е.; Холл, К. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Символ как средство познавательной деятельности [Текст] / А. Н. Веракса> // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 62-70. - Библиогр.: с. 69-70 (52 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психология развития -- знаки -- символы -- символическое опосредствование -- дошкольная психология -- обучение -- знаковое опосредствование -- познавательная деятельность -- психология спорта Аннотация: Рассматриваются различные аспекты символического опосредствования. Автор исходит из понимания символа как средства ориентировки в ситуации неопределенности. При этом символ, с одной стороны, противопоставляется знаку, а с другой - выступает в качестве переходной формы к освоению знака. Приводятся примеры применения символа в различных видах деятельности (познавательная деятельность, спортивная деятельность). Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Адаптация опросника "The sport imagery guestionnaire" (SIQ) на русскоязычной выборке [Текст] / А. Н. Веракса [и др.]> // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 1. - С. 120-129 : табл. - Библиогр.: с. 126-127 (20 назв.). - Прил. . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): SIG опросник -- адаптация опросников -- образные представления -- образы в спорте -- опросник SIG -- опросники -- спортивная психология -- спортивные мысленные образы -- спортсмены Аннотация: Результаты анализа психометрической пригодности русскоязычной версии опросника "The Sport Imagery Questionnaire" ("Опросник использования образов в спорте"). Выделены закономерности использования спортивных мысленных образов русскоговорящими атлетами в соответствии со спецификой возраста, половой принадлежностью, особенностями конкретного вида спорта. Доп.точки доступа: Веракса, А. Н.; Горовая, А. Е.; Грушко, А. И.; Баянова, Л. Ф.; Галиуллина, М. Ш.; Галявиева, Д. Г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований [Текст] / А. Н. Веракса> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 4. - С. 91-101. - Библиогр.: с. 99-101 (29 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Социальная психология Кл.слова (ненормированные): взаимоотношения со сверстниками -- возрастная динамика -- детский возраст -- дошкольный возраст -- зарубежные исследования -- коммуникативный аспект взаимодействия -- культурно-историческая теория -- обзоры -- регуляторные функции -- роль взрослого -- саморегуляция -- совместное внимание -- социальная компетентность -- социальное взаимодействие Аннотация: В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение регуляторных функций в детском возрасте. В приведенных исследованиях прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития; особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не учитывается роль взрослого как носителя культурных средств. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Лурия, А. Р. (психолог ; 1902-1977); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Запорожец, А. В. (психолог); Мияке, А. (психолог); Андерсон, П. (психолог); Уиллифорд, А. (психолог); Бонино, С. (психолог); Каттелино, Е. (психолог); Хайдер, В. (психолог); Нильсен, Э. (психолог) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе [Текст] / А. Н. Веракса> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 3. - С. 65-73. - Библиогр.: с. 72-73 (18 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): академическая успешность -- дошкольное образование -- дошкольный возраст -- качество дошкольного образования -- произвольная регуляция -- регуляторные функции Аннотация: В статье представлен обзор современных исследований, направленных на изучение возможностей развития регуляторных функций дошкольников. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. Доп.точки доступа: Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Апробация методики "Исследование мысленного представления движений у детей" [Текст] / А. Н. Веракса, А. А. Якушина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2018. - № 1. - С. 70-80. - Библиогр.: с. 77-78 (14 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология спорта Кл.слова (ненормированные): апробация методики -- методика исследований -- моторные навыки -- мысленные образы -- мысленные представления движений -- мысленные тренировки -- психологические исследования -- спортивная психология -- тренировочный процесс -- юные спортсмены Аннотация: Цель работы - апробация на русскоязычной выборке методики "Исследование мысленных представлений движений у детей", разработанной канадскими исследователями. В исследовании было доказано, что использование мысленных образов может повысить эффективность освоения новых моторных навыков и усовершенствовать технику выполнения уже знакомых упражнений. Доп.точки доступа: Якушина, А. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик [Текст] = Executive functions assessment in senior preschool age: a battery of methods / А. Н. Веракса, О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова> // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 108-118 : табл., рис. - Библиогр.: с. 115-118 (31 назв.) . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): диагностика регуляторных функций -- когнитивная гибкость -- методики -- модели регуляторных функций -- рабочая память -- регуляторные функции -- старшие дошкольники -- старший дошкольный возраст -- торможение Аннотация: Рассматривается модель регуляторных функций, примененная к детям дошкольного возраста. Основная цель исследования - оценка уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у дошкольников. Представлены результаты выполнения методик для четырех возрастных групп отдельно для мальчиков и девочек. Проанализированы связи уровней развития разных компонентов регуляторных функций. Доп.точки доступа: Алмазова, О. В.; Бухаленкова, Д. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками [Текст] / А. Н. Веракса, Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, О. В. Алмазова> // Социологические исследования. - 2020. - № 6. - С. 82-92. - Библиогр.: с. 89-90 . - ISSN 0132-1625
Рубрики: Социология Педагогическая социология, 2019 г. Кл.слова (ненормированные): дошкольники -- дошкольный возраст -- половые различия -- полуструктурированное интервью -- цифровые устройства Аннотация: В статье представлены результаты проведенного осенью 2019 г. исследования особенностей использования дошкольниками цифровых устройств. Исследование показало, что примерно 94% дошкольников являются пользователями цифровых устройств. Большинство использует их в первую очередь для игр и просмотра видео и мультфильмов. Доп.точки доступа: Веракса, А. Н.; Бухаленкова, Д. А.; Чичинина, Е. А.; Алмазова, О. В. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Традиции и инновации в математическом образовании дошкольников в России: соответствуют ли они образовательным критериям? [Текст] / М. С. Асланова, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Веракса [и др.]> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 3. - С. 166-193. - Библиогр.: с. 188-192 (31 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Образование. Педагогика Применение вычислительной техники в педагогике Кл.слова (ненормированные): инновации в образовании -- математические приложения -- математическое образование дошкольников -- образовательные приложения -- обучение дошкольника -- элементарные математические понятия Аннотация: В статье сделан анализ математических приложений для дошкольников в рамках культурно-исторического подхода. Анализ показал, что ни одно из рассмотренных приложений не использует методологию развивающего обучения, а также не реализует возможности для вовлечения взрослого в диалог и совместную деятельность с ребенком. Сделан вывод, что научные знания и практические наработки в области математического образования дошкольников не всегда находят отражение даже в самых популярных программах. Доп.точки доступа: Асланова, М. С.; Бухаленкова, Д. А.; Веракса, А. Н.; Гаврилова, М. Н.; Люцко, Л. Н.; Сухих, В. Л. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Веракса, А. Н. Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст [Текст] / А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 1. - С. 79-113. - Библиогр.: с. 101-113 (83 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): когнитивная гибкость -- культурно-историческая теория -- метакогнитивная регуляция -- метапознание -- психология детей -- рабочая память -- регуляторные функции -- саморегуляция -- сдерживающий контроль Аннотация: Обзор посвящен взаимосвязи регуляторных функций и метапознания в контексте культурно-исторической перспективы. На материале исследований показана общность и различия указанных конструктов. Отдельное внимание уделяется развитию регуляторных функций и метапознания, их связи с академической успешностью детей, роль социального аспекта в их становлении. Показана значимость взрослого в направленном формировании метапознания и саморегуляции, что подтверждает положения культурно-исторической теории. В рамках культурно-исторической парадигмы рассматривается несколько механизмов развития регуляторных функций: подражание, основанное на понимании; знаковое опосредствование; а также общение в социальной ситуации развития. Л. С. Выготский отмечал, что высшие психические функции возникают на основе реальных взаимодействий людей, интериоризируются, превращаясь в психологические функции. В обзоре установлено, что одной из распространенных моделей структуры регуляторных функций является модель, которая включает в себя такие компоненты как "рабочую память", "сдерживающий контроль" и "когнитивную гибкость". Доп.точки доступа: Веракса, Н. Е.; Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Пиаже, Ж. (психолог ; 1896-1980) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников [Текст] = Relationship Between the Use of DIgital Devices and Executive Functions Development in Preschool Children / Н. Е. Веракса, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Веракса, Е. А. Чичинина> // Психологический журнал. - 2022. - Т. 43, № 1. - С. 51-59 : табл. - Библиогр.: с. 56-59 (31 назв.) . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): взаимосвязь -- дети -- дошкольники -- дошкольный возраст -- использование цифровых устройств -- психология развития -- рабочая память -- развитие регуляторных функций -- регуляторные функции -- сдерживающий контроль -- цифровые устройства -- экранное время детей Аннотация: Современные дошкольники активно пользуются цифровыми устройствами, что неизбежно влияет на развитие их регуляторных функций. Проведенное исследование показало, что дети, пользующиеся цифровыми устройствами раз в неделю, имеют более высокий уровень развития слуховой рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля, чем дети, пользующиеся цифровыми устройствами 3-4 раза в неделю. На основе полученных результатов исследования сделан вывод о необходимости контроля со стороны взрослых над использованием цифровых устройств детьми. Доп.точки доступа: Веракса, Н. Е.; Бухаленкова, Д. А.; Веракса, А. Н.; Чичинина, Е. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Развитие регуляторных функций у дошкольников 4–7 лет: роль продолжительности посещения детского сада [Текст] / А. Н. Веракса, М. Н. Гаврилова, А. И. Каримова [и др.]> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 4. - С. 64-87. - Библиогр.: с. 78-86 (56 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): возрастная психология -- детский сад -- дошкольники -- образовательная среда детского сада -- посещения детского сада -- рабочая память -- регуляторные функции -- торможение Аннотация: Регуляторные функции являются одним из показателей, способствующих гармоничному развитию ребенка и его успешности в будущем, что обусловливает актуальность изучения факторов, которые могут оказывать влияние на их формирование. Исследована связь между продолжительностью посещения детского сада и развитием рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения как компонентов регуляторных функций у дошкольников. Доп.точки доступа: Веракса, А. Н.; Гаврилова, М. Н.; Каримова, А. И.; Солопова, О. В.; Якушина, А. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |