Кубякин, Е. О.
    Молодежь в трансформирующемся российском обществе как объект социологического исследования [Текст] / Е. О. Кубякин // Библиотека в эпоху перемен. - 2012. - № 1. - С. 11-15. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
молодежь -- общество -- социальные группы -- взросление -- социологические исследования -- российское общество
Аннотация: Причины требующие постоянного исследования индивидуально-психологических особенностей взросления молодых людей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Двойнин, А. М.
    Кризис в психологии или кризис идентичности российских психологов? [Текст] / А. М. Двойнин // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 6. - С. 94-107. - Библиогр.: с. 104-106 (79 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
зарубежная психология -- кризис в психологии -- кризис идентичности -- методологические дискуссии -- методологические проблемы -- отечественная психология -- российские психологи
Аннотация: Излагается авторское видение проблемы кризиса в современной психологии. Ставится под сомнение распространенная в среде российских психологов оценка состояния мировой психологии как кризисного. Цель работы - установить, соответствует ли реальности данная оценка или она выражает собственные переживания отечественного психологического сообщества?

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Федоров, А. А.
    Привычка к кризису [Текст] = The habit of crisis / А. А. Федоров // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 3. - С. 129-132. - Библиогр.: с. 131 (27 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
внутринаучный кризис -- дискуссии -- зарубежная психология -- идентичность -- кризис в психологии -- кризис идентичности -- кризисы -- мировая психология -- отечественная психология -- отклики на статьи -- психологическая наука
Аннотация: Автор продолжает дискуссию, открытую в статье А. М. Двойнина "Кризис в психологии или кризис идентичности российских психологов? ", опубликованную в "Психологическом журнале" № 6 за 2015 г. и ставит под сомнение корректность утверждения А. М. Двойнина о том, что мировая психология не находится в кризисе.


Доп.точки доступа:
Двойнин, А. М.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мещеряков, Б. Г. (доктор психологических наук; профессор).
    Телесный и духовный глаз [Текст] : [рецензия] / Б. Г. Мещеряков // Человек. - 2018. - № 4. - С. 181-184 : фот., ил. - Библиогр.: с. 184 (2 назв.). - Рец. на кн.: Зинченко В. Восприятие и визуальная культура / В. Зинченко ; сост. А. И. Назаров, Н. Д. Гордеева ; науч. ред. Т. Г. Щедрина. - Москва ; Санкт-Петербург : Принт, 2017 . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
визуальная культура -- духовное развитие -- книги -- рецензии -- трудовое обучение -- эстетическое восприятие
Аннотация: Рецензия на сборник сочинений академика, доктора психологических наук В. П. Зинченко "Восприятие и визуальная культура".


Доп.точки доступа:
Зинченко, В. П. (доктор психологических наук; профессор; академик ; 1931-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанищев, А. Т. (кандидат исторических наук; профессор).
    Фактор ментальности в военно-гуманитарном исследовании [Текст] / А. Т. Степанищев // Право и образование. - 2019. - № 8. - С. 4-15. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1563-020Х
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
военно-гуманитарные исследования -- историческая психология -- коллективное воображение -- ментальность -- патриотизм -- психоанализ -- тактика котла -- тактика прорыва
Аннотация: Особенности фактора ментальности, взгляды на проблему использования его в военно-гуманитарных исследованиях.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Петрова, Светлана Олеговна (кандидат психологических наук; доцент).
    Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях [Текст] / С. О. Петрова // Вопросы психологии. - 2019. - № 4. - С. 78-88. - Библиогр.: с. 87 (23 назв.). - References in Russian: с. 88 (13 the names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
академическая успешность -- достижения -- личностные характеристики -- методология -- методы изучения -- обучение -- одаренность -- психологические исследования -- развитие -- способности -- тестирование -- учащиеся
Аннотация: Представлены результаты аналитического исследования, направленного на определение основных тенденций в распределении тем, методологий, методов и методик в современных отечественных исследованиях одаренности. Проанализированы диссертации на соискание научной степени кандидата или доктора психологических наук, в которых, согласно единым требованиям, были отражены основные направления изучаемой проблемы, методологические основания, методы и результаты проведенного исследования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шумакова, Наталья Борисовна (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник; профессор).
    Представление о творческой и успешной личности у интеллектуально одаренных подростков [Текст] / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 2019. - № 4. - С. 88-99. - Библиогр.: с. 99 (17 назв.). - References in Russian: с. 99 (7 the names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
имплицитные теории -- интеллектуально одаренные подростки -- творческая личность -- творческий человек -- успешная личность -- успешный человек
Аннотация: Представлены результаты исследования имплицитных представлений интеллектуально одаренных подростков о творческой и успешной личности. Исследование проводилось с помощью графической методики "Бабблз". Результаты работы обнаружили, что представления интеллектуально одаренных подростков об успешном и творческом человеке имеют значительно больше различий, чем сходства. В представлении одаренных подростков об успешной личности содержатся черты противоположные творческой личности, а также негативные характеристики (например, злой, жадный, коварный), которые не встречались в описаниях творческого человека.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Журавлев, А. Л.
    Российская психология в пространстве глобальной науки: ответ дискутантам [Текст] = Russian psychology in the context of global science: answering disputants / А. Л. Журавлев, И. А. Мироненко, А. В. Юревич // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 3. - С. 113-121. - Библиогр.: с. 119-121 (22 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
глобальная наука -- глобальная психология -- дискуссии -- дискутанты -- дифференциация мировой науки -- интеграция мировой науки -- мировая психологическая наука -- отклики на статьи -- психологическая наука -- российская психология -- универсальная психология
Аннотация: Обсуждаются основные проблемы, поднятые в статье А. Л. Журавлева, И. А. Мироненко, А. В. Юревича "Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы", отклики на нее и комментарии дискутантов. Уточняется содержание понятий "глобальная" и "универсальная" психология. Представлены различные подходы в современной мировой науке к вопросу о том, может и должна ли глобальная психология в перспективе стать универсальной.


Доп.точки доступа:
Мироненко, И. А.; Юревич, А. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мазилов, В. А.
    Биосоциальная проблема в контексте методологии психологической науки [Текст] = Biosocial problem in the context of methodology of psychological science / В. А. Мазилов // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 3. - С. 122-130. - Библиогр.: с. 128-130 (21 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
биологическое в психологии -- биосоциальные проблемы -- глобализация -- глобальная психологическая наука -- дискуссии -- методология психологической науки -- отклики на статьи -- предмет психологии -- социальное в психологии -- способности
Аннотация: Отклик на публикацию статьи И. А. Мироненко, А. Л. Журавлева "Биосоциальная проблема в контексте глобальной психологической науки: об универсальных характеристиках человека". Подчеркивается методологическая, теоретическая и практическая актуальность поднятой в статье проблемы, связанная с поиском ответов российской психологии на вызовы глобализации. Делается вывод о том, что для конструктивного решения данной проблемы в настоящее время в российской психологии существуют некоторые препятствия.


Доп.точки доступа:
Мироненко, И. А.; Журавлев, А. Л.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мазилов, Владимир Александрович (доктор психологических наук; профессор).
    Научная психология в век глобализации [Текст] / В. А. Мазилов // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 7. - С. 48-55 : цв. фот. - Библиогр.: с. 55 (17 назв. ). - Список литературы представлен на рус. и англ. яз. . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 88.3 + 87.25
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

   Философия

   Философия науки--Россия

Кл.слова (ненормированные):
глобализация -- идеал науки -- интеграция -- психология -- философия науки -- философия психологии
Аннотация: Рассматриваются основополагающие методологические проблемы современной психологии. Утверждается, что их нерешенность тормозит поступательное развитие психологической науки. В частности, психология не может адекватно реагировать на вызовы современности в условиях глобализации, пока не будет определен статус этой науки и ее место в классификации наук. Отмечается, что психологи уклоняются от обсуждения проблемы определения положения психологии в системе научного знания, создается впечатление, что самоидентификация психологии для психологов не так важна. Отстаивается тезис, что психология имеет свою специфику. Подчеркивается, что положения, сформулированные в философии науки применительно к естественным или социально-гуманитарным наукам, неприложимы к психологии без своего рода адаптации. Утверждается, что психология не должна утрачивать идеалов, прослеживаются условия, необходимые для становления психологии в качестве фундаментальной науки. Отечественная психология должна сохранить свое неповторимое своеобразие, которое определяется, в частности, представлениями об идеалах науки. Подчеркивается, что речь не идет о каком-либо изоляционизме. Скорее, позицию отечественной психологии следует рассматривать не как изоляционизм, а как диалектическое проявление интеграции и дифференциации.


Доп.точки доступа:
Аристотель (греческий философ ; 384-322 до н. э.); Вундт, В. (немецкий врач; физиолог; психолог ; 1832-1920); Кедров, Б. М. (советский философ ; 1903-1985); Федоров, А. А. (советский биолог ; 1908-1987)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Журавлев, А. Л.
    Анализ современных понятий в психологии [Текст] = Analysis of Modern Concepts in Psychology. Part II. Development of Modern Concepts by Scientists of the Institute of Psychology RAS. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42, № 4. - С. 5-15 : рис. - Библиогр.: с. 12-15 (26 назв.). - Продолж. Начало: № 3 . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
анализ современных понятий -- антиномичность понятий -- зонтичные понятия -- институты РАН -- интегративность понятий -- латентность -- метамодернизм -- метапонятия -- понятия психологической науки -- психологическая наука -- разработка современных понятий -- сетевая структура -- современные понятия в психологии -- субъектность -- термины
Аннотация: Анализ современных понятий психологической науки, разрабатываемых учеными Института психологии РАН. Рассматриваются понятия, используемые в общей теории современной психологии, а также понятия, употребляемые в исследованиях прикладных отраслей психологии. Отличительные особенности современных понятий, их сетевая структура с выделением условных метапонятий, отражающая тенденции теоретических поисков в психологии.


Доп.точки доступа:
Сергиенко, Е. А.; Институт психологии РАН
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шадриков, Владимир Дмитриевич (доктор психологических наук).
    Мышление как проблема психологии [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 10. - С. 2-11 : цв. фот. - Библиогр.: с. 11 (23 назв. ). - Список литературы представлен на рус. и англ. яз. . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
интеллектуальные операции -- мысли -- образы предметного мира -- психические процессы -- работа с мыслями -- сознание -- способности -- функции психики
Аннотация: Рассматривается мышление как предмет и проблема психологической науки. Показано, что преобладающие в отечественной научной литературе трактовки мышления сложились в контексте его изучения преимущественно с философских и логико-методологических позиций, когда оно понимается как высший уровень познания. Этим трактовкам противопоставлено понимание мышления как качественно специфического психологического процесса, суть которого заключается в порождении мыслей и в работе с мыслями на основе использования системы интеллектуальных операций, направленной на разрешение задач посредством раскрытия объективных свойств, связей и отношений. С учетом достижений нейрофизиологии предложено адекватное природе и функциям мышления решение психофизической проблемы. Дан анализ ключевых аспектов формирования мышления в ходе антропогенеза и филогенеза, раскрыта его связь с образом и словом. Изложено понимание мышления как способности. Развиты идеи С. Л. Рубинштейна, согласно которым овладение мыслительными операциями следует рассматривать как процесс формирования интеллекта.


Доп.точки доступа:
Джеймс, У. (американский философ; психолог ; 1842-1910); Рубинштейн, С. Л. (советский психолог; философ ; 1889-1960)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Литуева, Ольга Владимировна (аспирант).
    Психосемантические особенности образа родительской семьи у молодежи с различной степенью выраженности религиозного сознания на примере православных [Текст] / О. В. Литуева, Н. Ю. Луканова // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 10. - С. 57-63 : цв. фот., табл. - Библиогр.: с. 62-63 (23 назв. ). - Список литературы представлен на рус. и англ. яз. . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
вероисповедания -- идентичность -- компоненты религиозной идентичности -- метод семантического дифференциала -- молодежь -- психологические исследования -- религии -- религиозная идентичность -- религиозность -- структура религиозной идентичности
Аннотация: Рассматриваются понятия "религия" и "идентичность", анализируется и уточняется их содержание в аспекте социальной психологии. Вычлененные компоненты структуры религиозной идентичности ранжируются по степени глубины ее проявления. Представлены результаты исследования молодежи с использованием метода семантического дифференциала, который позволил выявить особенности связей оцениваемых понятий относительно друг друга и найти сходства и/или различия социальных представлений молодых людей с различным типом религиозной идентичности.


Доп.точки доступа:
Луканова, Наталия Юрьевна (кандидат педагогических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Жарких, Наталья Григорьевна (доцент; кандидат психологических наук).
    Смысложизненные ориентации людей зрелого и пожилого возраста [Текст] = Meaningful orientations of people of mature and old age / Н. Г. Жарких, С. С. Костыря // Образование и общество. - 2022. - № 3 (134). - С. 130-134. - Библиогр.: с. 134 (3 назв.) . - ISSN 2071-6710
УДК
ББК 88.3 + 88.37
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

   Психология личности--Россия

Кл.слова (ненормированные):
возрастная психология -- зрелость -- пенсионеры -- пожилой возраст -- психологические исследования -- смысл жизни -- смысложизненные ориентации
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исследования смысла жизни респондентов зрелого и пожилого возраста. Опираясь на теоретические положения общей и возрастной психологии, была определена и проанализирована специфика смысложизненных ориентаций взрослых людей, с учетом возрастного аспекта исследуемых. Установлено, что смысложизненные ориентации с возрастом изменяются в сторону большей осознанности и качественного преобразования их структур.


Доп.точки доступа:
Костыря, Светлана Сергеевна (доцент; кандидат психологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Савенкова, Ирина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Проблема патриотизма в отечественной психологии [Текст] = The problem of patriotism in russian psychology / И. А. Савенкова, И. И. Куверкина // Образование и общество. - 2022. - № 5 (136). - С. 100-105. - Библиогр.: с. 104-105 (9 назв.) . - ISSN 2071-6710
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
компоненты патриотизма -- нравственность -- нравственные качества -- патриотизм -- патриотическое сознание -- уровни патриотизма
Аннотация: В статье дается определение патриотизма с позиции ряда общественных наук, представлен обзор современных исследований проблемы патриотизма в психологии, подчеркивается, что вектор теоретических и прикладных психологических исследований направлен на раскрытие содержания феномена патриотизма, описание компонентов, уровней патриотизма, его составляющих и видов.


Доп.точки доступа:
Куверкина, Ирина Игоревна (студентка 1 курса)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гулякина, Вера Викторовна (кандидат психологических наук; доцент).
    Представления преподавателей и студентов о педагогическом общении [Текст] = Representations of teachers and students about pedagogical communication / В. В. Гулякина // Образование и общество. - 2022. - № 5 (136). - С. 120-127 : табл. - Библиогр.: с. 125-126 (10 назв.) . - ISSN 2071-6710
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
высшее образование -- диалог -- педагогическое общение -- студенты -- субъекты межличностного взаимодействия -- субъекты педагогического общения
Аннотация: В статье представлены результаты контент-анализа представлений преподавателей и студентов о педагогическом общении. Зафиксированы категории оценки идеального процесса педагогического общения, его специфики по сравнению с другими вариантами общения, представлений об идеальном студенте и преподавателе как основных субъектах педагогического общения, причин трудностей в педагогическом общении. Установлено, что различия в представлениях преподавателей и студентов о педагогическом общении определяются особенностями выполняемой ими деятельности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Зорина, Наталья Сергеевна (старший научный сотрудник).
    Понятие и виды психологического насилия в семье [Текст] / Н. С. Зорина // Закон и право. - 2023. - № 5. - С. 70-72. - Библиогр.: с. 72 (4 назв.) . - ISSN 2073-3313
УДК
ББК 67.408.11 + 88.3
Рубрики: Право
   Преступления против личности

   Психология

   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
виды психологического насилия -- жертвы -- запугивание -- криминальное насилие -- понятие психологического насилия -- психологическое насилие -- семьи -- угрозы
Аннотация: В статье проанализировано понятие психологического насилия, изучены позиции ученых по вопросу понятия психологического насилия. Рассмотрены виды психологического насилия. Обращается внимание на факторы, обусловливающие сложность противодействия домашнему насилию, на его особенности, связанные со зрелым возрастом жертв.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусельцева, М. С.
    О разработке понятий в современной российской психологии [Текст] = On the development of concepts in modern russian psychology / М. С. Гусельцева // Психологический журнал. - 2023. - Т. 44, № 4. - С. 124-132. - Библиогр.: с. 130-132 (19 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

Кл.слова (ненормированные):
научные понятия -- отклики на статьи -- психологические понятия -- разработка научных понятий -- сетевая методология -- системная методология
Аннотация: Статья представляет собой отклик на публикации А. Л. Журавлева и Е. А. Сергиенко, приглашающие к дискуссии на тему разработки психологических понятий. Уточняется взгляд на соотношение сетевой и системной методологии. Утверждается, что системный подход не может уйти в прошлое, поскольку принцип системности выступает одной из методологических предпосылок психологической науки. Отмечается вклад ученых Института психологии РАН в разработку оптимальной модели, объединившей позиции сетевой и системной методологии.


Доп.точки доступа:
Журавлев, А. Л.; Сергиенко, Е. А.; Институт психологии РАН
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мироненко, Ирина Анатольевна (доктор психологических наук).
    Психологические исследования в полидисциплинарном дискурсе агентности: проблемы и перспективы [Текст] = Psychological Research in the Multidisciplinary Discourse of Agency: Problems and Prospects / Ирина Мироненко // Вопросы образования. - 2024. - № 1. - С. 162-184. - Библиогр.: с. 179-182 . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 88.3 + 60.561.9
Рубрики: Психология
   Общая психология--Россия

   Социология

   Педагогическая социология

Кл.слова (ненормированные):
агентность -- деструктурация -- детство -- проактивность -- психология личности -- самодеятельность -- самостоятельность -- система образования -- субъектно-деятельностный подход
Аннотация: Проанализированы причины системных затруднений, которые испытывает мировой мейнстрим психологии в разработке представлений о психологическом содержании агентности как свойстве человека инициировать изменение среды. По мнению авторов перспективным является развивающийся в российском дискурсе субъектно-деятельностный подход, ориентированный на понимание личности как культурно зависимой и изменчивой сущности. Актуальность практического применения данного подхода в сфере образования обусловливается логикой социальных макропроцессов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)