Турчин, Петр.
    Накануне великой революции [Текст] / Петр Турчин ; [беседовал] Павел Быков // Эксперт. - 2008. - N 42. - С. 78-84 : цв. фотопортр., 5 граф. . - ISSN 1812-1896
УДК
ББК 60.032 + 60.52
Рубрики: Социальная философия
   Исторический процесс

   Социология

   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
интервью -- междисциплинарный подход -- наука о сложности -- complexity -- структурно-демографическая теория -- факторы нестабильности -- политическая нестабильность -- политические кризисы -- динамика нестабильности -- историческая динамика -- структурно-демографические циклы -- демографический рост -- перепроизводство элиты -- внутриэлитная борьба -- ослабление государства -- теория модернизации -- глобальные элиты
Аннотация: Интервью с профессором экологии и математики Коннектикутского университета и Института Санта-Фе о структурно-демографической теории, исследующей долгосрочные факторы, влияющие на политическую нестабильность общества (на исторических примерах и с характеристикой сегодняшних процессов).


Доп.точки доступа:
Быков, Павел \.\; Институт Санта-Фе




    Черепанов, Е. М.
    Простота как критерий убедительности доказательства [Текст] / Е. М. Черепанов // Философия науки. - 2010. - N 1. - С. 91-101. - Библиогр.: с. 101 (10 назв. ) . - ISSN 1560-7488
УДК
ББК 87.42 + 22.12
Рубрики: Логика
   Логические формы и законы

   Математика

   Математическая логика

Кл.слова (ненормированные):
доказательства (математика) -- поиски простейшего доказательства -- убедительность доказательства -- simplicity -- complexity -- proving -- algorithm
Аннотация: В работе предложены методы измерения структурной и прагматической сложности доказательств в исчислении первого порядка.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бердичевский, А.
    Языковая сложность (language complexity) [Текст] / А. Бердичевский // Вопросы языкознания. - 2012. - № 5. - С. 101-124 : 5 табл. - Библиогр.: с. 121-124 (67 назв.) . - ISSN 0373-658X
УДК
ББК 81.001.2
Рубрики: Социолингвистика
   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
сложность -- языковая сложность -- language complexity -- языковые контакты -- морфология -- флективная морфология -- глагольная морфология -- социальные сети
Аннотация: Рассматриваются зарубежные работы последних лет, посвященные описанию и теоретическому осмыслению параметра "языковой сложности" (language complexity).

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Метод иерархического макромоделирования как способ сокращения трудоемкости процесса анализа линейных электрических эквивалентных схем и повышения качества проектирования в САПР [Текст] = The Method of Hierarchical Macro-Modeling as a Way to Reduce the Complexity of the Process of Analysis of Linear Electrical Equivalent Circuit and the Quality of the Design in CAD / А. Е. Абрамешин [и др.] // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 11. - С. 40-46. - Библиогр.: с. 44-45 (9 назв.)
УДК
ББК 30.2
Рубрики: Техника
   Проектирование

Кл.слова (ненормированные):
САПР -- иерархическое макромоделирование -- качество проектирования -- линейные электрические эквивалентные схемы -- макромоделирование -- методы иерархического макромоделирования -- проектируемые объекты -- система автоматизированного проектирования -- электрические эквивалентные схемы
Аннотация: О методе позволяющем повысить эффективность анализа математических моделей проектируемых объектов.


Доп.точки доступа:
Абрамешин, Андрей Евгеньевич (кандидат социологических наук; профессор; заместитель директора); Борисов, Николай Иванович (доктор технических наук; доцент); Кравченко, Наталья Петровна (кандидат технических наук; доцент кафедры); Малина, Анна Сергеевна (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Штепа, Юлия Петровна (кандидат педагогических наук).
    Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию [Текст] = Estimating the complexity of learning tasks on informational modeling / Ю. П. Штепа // Информатика и образование. - 2014. - № 2. - С. 66-67. - Библиогр.: с. 67 (4 назв. ). - Рез. англ. . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
информатика -- информационное моделирование -- обучение информатике -- оценка сложности задач -- педагогический опыт -- преподавание информатики -- сложность задач -- учебные задачи -- школьное образование
Аннотация: О различных подходах к оценке сложности задач по информационному моделированию. Выделены факторы, которые необходимо учитывать при уровневой дифференциации учебных задач по информационному моделированию: степень формализации условия задачи, количество операций, направленных на уменьшение неопределенности информации в структурных компонентах задачи, широта переноса внутрипредметных и межпредметных связей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Леонова, Ольга Владимировна (кандидат экономических наук).
    Усложнение валютного законодательства [Текст] = Increasing complexity of the currency legislation / О. В. Леонова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 5. - С. 91-96. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 95-96. - Подстроч. примеч. . - ISSN 2072-8042
УДК
ББК 67.402
Рубрики: Право
   Финансовое право--Россия

Кл.слова (ненормированные):
банковские счета -- валютное законодательство -- валютное регулирование -- валютный контроль -- документы -- комментарии -- налоговые отчеты -- правовые документы -- федеральные законы
Аннотация: Дается комментарий к изменениям, внесенным в часть 7 статьи 12 ФЗ "О валютном регулировании и контроле", согласно которому с 1 января 2015 года вступило в силу требование о предоставлении физическими лицами – резидентами по истечении каждого квартала в налоговые органы отчета о движении средств по банковским счетам (депозитам) открытым ими в банках за пределами РФ в порядке, установленном правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ. Подробно рассматриваются проблемы, которые возникают в связи с непредставлением физическими лицами – резидентами данного отчета в налоговые органы в оговоренные сроки.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Зинченко, Ю. П.
    Понятие эволюции Гленсдорфа-Пригожина и проблема гомеостатического регулирования в психофизиологии [Текст] / Ю. П. Зинченко, В. М. Еськов, В. В. Еськов // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2016. - № 1. - С. 3-24. - Библиогр.: с. 20-21 (19 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
complexity -- гомеостаз -- гомеостатические системы -- психофизиологические системы -- психофизиология -- фазовое пространство состояний -- электромиограммы -- энтропия
Аннотация: Представлено обсуждение важнейшей проблемы психофизиологии и естествознания в целом: имеются ли повторения измеряемых значений психофизиологических показателей (функций) человека.


Доп.точки доступа:
Еськов, В. М.; Еськов, В. В.; Пригожин, И. Р. (бельгийский физик; физикохимик ; 1917-2003); Гленсдорф, П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Щеглов, К. А. (аспирант).
    Сложность реализации угрозы безопасности и математическая модель потенциального нарушителя [Текст] = Threat Implementation Complexity and Intruder Mathematical Model / К. А. Щеглов, А. Ю. Щеглов // Информационные технологии. - 2017. - Т. 23, № 2. - С. 142-150. - Библиогр.: с. 150 (8 назв.) . - ISSN 1684-6400
УДК
ББК 32.97
Рубрики: Вычислительная техника
   Вычислительная техника в целом

Кл.слова (ненормированные):
исследования -- математическое моделирование -- потенциальные нарушители -- сложность реализации угрозы -- угроза атаки -- угроза уязвимостей -- частная энтропия
Аннотация: Исследованы вопросы построения математической модели потенциального нарушителя в целях определения значений вероятности реализации им реальных угроз атак и определения актуальных угроз атак на защищаемую информационную систему с возможностью количественной оценки меры их актуальности.


Доп.точки доступа:
Щеглов, А. Ю. (доктор технических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сковпень, Виктория Александровна (кандидат экономических наук).
    Отражение оценки сложности труда в российских и зарубежных отраслевых соглашениях [Текст] = Reflection of assessment of complexity of work in the Russian and foreign industry agreements. Part 3. Ч. 3 / Виктория Александровна Сковпень // Вопросы трудового права. - 2016. - № 11. - С. 32-36. - Библиогр.: с. 36 (6 назв.). - Примеч. . - ISSN 2074-871Х
УДК
ББК 67.405.1
Рубрики: Право
   Трудовое право--Франция--Испания--Россия

Кл.слова (ненормированные):
договоры -- классификация профессий -- коллективные договоры -- национальные коллективные договоры -- оплата труда -- отраслевые соглашения -- оценки труда -- профессиональные группы -- сетки ставок заработной платы -- тарифная оплата труда -- территориальные коллективные договоры
Аннотация: Приведены результаты исследования отечественных и зарубежных подходов к оценке сложности труда, встречающихся в отраслевых соглашениях.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Крюков, С. Р.
    Сложности терминологии в сфере правого регулирования тайны по законодательству Российской Федерации [Текст] = Complexity of terminology in the field of legal regulation of secrets under the legislation of the Russian Federation / С. Р. Крюков // Российская юстиция. - 2018. - № 6. - С. 64-66. - Библиогр.: с. 66 (3 назв.) . - ISSN 0131-6761
УДК
ББК 67.401.11
Рубрики: Право
   Управление в сфере хозяйственной деятельности--Россия

Кл.слова (ненормированные):
информация -- конфиденциальность -- нормативные правовые акты -- понятия -- правовое регулирование тайны -- сведения -- сложности терминологии -- тайна -- терминология -- термины
Аннотация: Анализируется российская нормативно-правовая база в сфере правового регулирования тайны. Рассматриваются термины "тайна", "сведения", "информация", "конфиденциальность" на словарном уровне. Делается вывод о необходимости формулировки понятия тайны, переработки нормативных правовых актов с использованием терминологии, позволяющей определять сущностные качества тайны.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Tanzi, Vito (Honorary President).
    Welfare systems and their complexity [Text] / V. Tanzi // Экономическая политика. - 2018. - Т. 13, № 5. - С. 50-65. - Библиогр.: с. 64-65 (24 назв.). - Текст на англ. яз. . - ISSN 1994-5124
УДК
ББК 65.272
Рубрики: Экономика
   Социальное страхование. Социальное обеспечение--Европа--США

Кл.слова (ненормированные):
здравоохранение -- налоговые расходы -- национальные программы -- программы всеобщего благоденствия -- программы социального обеспечения -- экономическая политика
Аннотация: В статье рассматриваются программы всеобщего здравоохранения и образования в скандинавских и некоторых других европейских странах. Сложное устройство многочисленных социальных программ приводят к неизбежному их удорожанию с течением времени. Проблемы горизонтального и вертикального эквити нарастают, и они могут породить растущий антагонизм к программам. Подход, предложенный в статье, повысит простоту, как с точки зрения расходов, так и доходов, до главного критерия, который должен стимулировать экономическую политику.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Tanzi, Vito (Honorary President).
    Corruption, Complexity and Tax Evasion [Text] / V. Tanzi // Экономическая политика. - 2018. - Т. 13, № 6. - С. 36-53. - Библиогр.: с. 52-53 (38 назв.). . - ISSN 1994-5124
УДК
ББК 65.261
Рубрики: Экономика
   Финансовая система

Кл.слова (ненормированные):
государственный сектор -- коррупция -- налоги -- налоговые системы -- налогообложение -- потери доходов -- справедливость -- уклонение от налогов
Аннотация: В данной статье приводятся аргументы и доказательства того, что налоговые системы стали гораздо более сложными, чем это необходимо. Рост операций государственного сектора за прошедшее столетие сопровождался более высокими и сложными налогами, более высокими государственными расходами, многими новыми правительственными программами, а также растущим участием правительств в функционировании экономик стран и в деятельности граждан. Это создало много сложностей в государственном секторе и благодатное поле для коррупции, уклонения от уплаты налогов, а также злоупотреблений в некоторых государственных программах.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Майер, Роберт Валерьевич (доктор педагогических наук).
    Метод оценки дидактической сложности школьных учебников по различным дисциплинам [Текст] = Estimation Method of the Didactic Complexity of the School Textbooks on Various Disciplines / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2020. - № 5. - С. 14-19. - Библиогр.: с. 18-19 (15 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
дидактика -- оценка семантических сложностей -- свертывание знаний -- семантическая информация -- сложности понятий -- сложности текста -- сложности школьных учебников -- учебники
Аннотация: В связи с переходом вузов Российской федерации на обучение студентов по стандартам ФГОС ВО 3++ актуальной становится задача формирования профессиональных компетенций выпускника на основе соответствующих профессиональных стандартов. Рассказывается об основных этапах стандартизации высшего профессионального образования в СССР и Российской Федерации и какими документами регламентируется объем преподаваемых графических дисциплин в технических вузах и содержание этих дисциплин. Рассматриваются вопросы компетентностной модели образования такие, как понятие компетенции, классификация компетенций. Большое внимание уделено графическим компетенциям. Рассказывается об опыте работы кафедры начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета с выпускающими кафедрами при формировании профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, составлении учебных планов и основной образовательной программы.
The article discusses the problem of evaluating the differential didactic complexity (DDC) of educational texts, which characterizes the difficulty of their perception and assimilation by pupil. It is shown that DDC is determined by: 1) the density of semantic information, depending on the abstraction degree of the terms used and their presence in the pupil’s thesaurus; 2) the complexity level of mathematical, chemical and other formulas; 3) the structural complexity of the text, depending on the average length of its constituent words and sentences. Multiplying the DDC of the text by its volume, you can find the integral didactic complexity of the text. For the evaluation of the textbook DDC expert selects one page fragments of text randomly, identifies the key concepts, "measures" their average information content, determines the share of formulas and their average complexity. In this case, the classification of concepts according to the abstraction degree is used, which takes into account the occurrence of a particular word in the thesaurus of a preschool, fifth-grader, ninth-grader and school graduate. The structural complexity of the text is also taken into account, depending on the average length of words and sentences. The analysis of textbooks for school graduates has shown that the most difficult disciplines to understand are biology, physics, chemistry, mathematics. As a result of evaluating computer science textbooks for 3rd, 5th, 9th and 11th grades it was found that their semantic information density and differential semantic complexity monotonically increase from 5. 3 to 8. 1 and from 5. 7 to 10. 4 respectively.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Воронин, А. Н.
    Параметрическая сложность заданий в тестах интеллекта [Текст] = Parametric complexity of tasks in intelligence tests / А. Н. Воронин, Н. Б. Горюнова // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 26-34. - Библиогр.: с. 31-34 (40 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
диагностика интеллекта -- задания в тестах -- интеллект -- параметрическая сложность заданий -- параметры сложности заданий -- познавательные способности -- психодиагностика -- тестирование -- тестовые задания -- тесты интеллекта -- трудность заданий
Аннотация: Малоизученная проблема параметров сложности отдельных заданий теста. Многозначность и недостаточная определенность понятия "сложность" задания приводит к смешению разнородных проблем в области разработки и оценки средств психодиагностики. Последовательно раскрывается содержание понятия "сложность" в рамках различных теорий тестирования: классической теории тестирования и в теории латентных черт. Дается определение понятию "сложность" задания для разных типов тестирования: линейного, многоступенчатого и адаптивного.


Доп.точки доступа:
Горюнова, Н. Б.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Формирование сигнальных конструкций сложных структур с высоким уровнем неопределенности их параметров [Текст] = The formation of signal construct of complex structures with a high level of uncertainty in their parameters / С. В. Дворников, А. В. Пшеничников, С. С. Манаенко, И. Н. Глухих // Информационные технологии. - 2021. - Т. 27, № 3. - С. 132-137 . - ISSN 1684-6400
УДК
ББК 32.811
Рубрики: Радиоэлектроника
   Теория информации. Общая теория связи

Кл.слова (ненормированные):
noise immunity -- random graph -- signal construct of complex structure -- structural complexity -- помехозащищенность -- сигнальные конструкции сложной структуры -- случайные графы -- структурная скрытность
Аннотация: Целью статьи является формализация принципов и подходов к формированию и оценке эффективности сигнальных конструкций сложных структур.


Доп.точки доступа:
Дворников, С. В. (доктор технических наук); Пшеничников, А. В. (доктор технических наук); Манаенко, С. С. (кандидат технических наук); Глухих, И. Н. (адъюнкт)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Колесникова, С. И. (доктор технических наук).
    Оптимизация алгоритма многокритериального выбора с динамически пополняемым большим набором альтернатив [Текст] = Optimization of a multicriteria selection algorithm with a dynamically replenished large set of alternatives / С. И. Колесникова, С. А. Караванова // Информационные технологии. - 2021. - Т. 27, № 5. - С. 235-241. - Исследование выполнено при частичной поддержке РФФИ, проект № 20-08-00747 . - ISSN 1684-6400
УДК
ББК 22.18
Рубрики: Математика
   Математическая кибернетика

Кл.слова (ненормированные):
algorithmic complexity -- big data -- ranking -- алгоритмическая сложность -- большие данные -- ранжирование
Аннотация: Корректное ранжирование динамически пополняемого большого набора альтернатив в многокритериальных задачах выбора основано на алгоритме корректного учета предпочтений на множестве пар относительных весов, сравниваемых между собой координат собственных векторов матриц, применяемых в классическом алгоритме анализа иерархий.


Доп.точки доступа:
Караванова, С. А. (магистрант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Голосов, П. Е. (кандидат технических наук).
    Оптимизация распределения потока задач поиска хеш-решений при априорно заданной сложности решений [Текст] = Optimization of the distribution of the flow of problems of finding hash solutions with a priori given complexity of solutions / П. Е. Голосов, И. М. Гостев // Информационные технологии. - 2021. - Т. 27, № 5. - С. 242-248 . - ISSN 1684-6400
УДК
ББК 22.19
Рубрики: Математика
   Вычислительная математика

Кл.слова (ненормированные):
computation scheduling -- optimization -- parallel computing -- performance evaluation -- оптимизация -- оценка эффективности -- параллельные вычисления -- планирование вычислений
Аннотация: В работе рассматриваются подходы, позволяющие рассмотреть возможности оптимизации использования параллельных вычислительных ресурсов для поступающих наборов ресурсоемких задач, анализируются различные подходы к стратегии назначения задач на вычислительные ресурсы. Представлены результаты модельных экспериментов, учитывающих распределение заданий, параметризованных предельным временем выполнения в рамках моделирования исполнения соглашения с пользователем об уровне сервиса.


Доп.точки доступа:
Гостев, И. М. (доктор технических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Майер, Роберт Валерьевич (доктор педагогических наук).
    Об использовании шкалы Лайкерта для оценки дидактической сложности учебных понятий [Текст] = On the Use of the Likert Scale for Assessing the Didactic Complexity of Educational Concepts / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2021. - № 2. - С. 15-20. - Библиогр.: с. 19-20 (14 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
Лайкерта шкала -- дидактические сложности -- информативность объектов -- семантические сложности -- тезаурусы выпускников -- учебные понятия -- шкала Лайкерта -- экспериментальное изучение
Аннотация: Рассмотрена проблема оценки семантической сложности учебных понятий, которая равна количеству слов, необходимых для объяснения их сущности. Выделены следующие атрибуты понятий, влияющие на их семантическую сложность: 1) возможность наблюдения обозначаемого объекта в повседневной жизни; 2) возможность экспериментального изучения в школе; 3) возможность восприятия обозначаемого объекта органами чувств; 4) физическая сложность объекта, зависящая от числа составляющих элементов и связей между ними; 5) степень вхождения в тезаурусы выпускников первого, пятого и одиннадцатого классов; 6) частота использования слова в русском языке. Отобраны понятия, обозначающие объекты живой и неживой природы; методом парного сравнения для каждого понятия определена категория сложности. Произведена оценка их атрибутов по шкале Лайкерта с пятью градациями, определены коэффициенты корреляции между атрибутами и уровнем сложности, а также соответствующие коэффициенты линейной регрессии. Построена математическая модель, связывающая сложность понятий со значениями их атрибутов; показано, что за счет погрешностей оценок атрибутов она не позволяет точно определить семантическую сложность понятия. Разработан алгоритм оценки сложности понятий, основанный на разбиении их совокупности на три группы в зависимости от частоты использования в русском языке. Представлены результаты оценки семантической сложности 80 понятий, которые могут быть использованы в качестве опорных точек.
The problem of assessing the semantic complexity of educational concepts, which is equal to the number of words needed to explain their essence, is considered. The following attributes of concepts that affect their semantic complexity are highlighted: 1) the possibility of observing the designated object in everyday life; 2) the possibility of experimental study at school; 3) the possibility of perception of the designated object by the senses; 4) the physical complexity of the object, depending on the number of constituent elements and the connections between them; 5) the degree of entry into the thesaurus of graduates of the first, fifth and eleventh grades; 6) the frequency of the word use in the Russian language. The concepts that denote objects of living and inanimate nature are selected; the category of complexity is determined for each concept by the method of pair comparison. Their attributes were evaluated on the Likert scale with 5 gradations; the correlation coefficients between the attributes and the complexity level, as well as the corresponding linear regression coefficients, are determined. A mathematical model is constructed that connects the complexity of concepts with the values of their attributes; it is shown that due to errors in attribute estimates, it does not allow us to accurately determine the semantic complexity of the concepts. An algorithm for evaluating the concepts complexity based on their division into three groups, depending on the frequency of use in the Russian language, is developed. The results of the evaluation of the semantic complexity of the selected concepts that can be used as reference points are presented.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ахромеева, Татьяна Сергеевна (кандидат физико-математических наук; научный сотрудник).
    Новое пифагорейство, сложность, искусственный интеллект [Текст] = New Pythagoreanism, Complexity, Artificial Intelligence / Т. С. Ахромеева, Г. Г. Малинецкий // Философские науки. - 2021. - Т. 64, № 1. - С. 45-70. - Библиогр.: с. 68-69 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарно-технологические революции -- искусственный интеллект -- искусственный мозг -- история математики -- междисциплинарные подходы -- нейронные чипы -- обучение нейронных сетей -- постиндустриальное общество -- постквантовая криптография -- технологические прогнозы -- традиционное общество -- философия математики -- философы -- цифровизация реальности
Аннотация: Статья посвящена изучению тенденций развития математики в контексте задач, которые в разные эпохи решало человечество, характеристике индустриальной эпохи как времени тотального использования машин в самых разных областях, анализу роли в теории машин и механизмов созданной британским математиком Аланом Тьюрингом, позволяющей формализовать любые вычислительные процедуры, исследованию роли математики постиндустриального общества в развитии искусственного интеллекта.


Доп.точки доступа:
Малинецкий, Георгий Геннадьевич (доктор физико-математических наук; профессор); Белл, Д. (американский социолог ; 1919-2011); Пифагор (древнегреческий философ; математик ; 570-490 гг. до н. э.); Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 до н. э.); Лейбниц, Г. В. (немецкий философ ; 1646-1716); Джордано, Б. (итальянский философ-пантеист ; 1548-1600); Тьюринг, А. (английский математик ; 1912-1954); Гильберт, Д. (немецкий математик ; 1862-1943)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Майер, Роберт Валерьевич (доктор педагогических наук).
    Метод оценки сложности математических рассуждений в учебных текстах (на примере учебника физики) [Текст] = Method for Assessing the Complexity of Mathematical Reasoning in Educational Texts (on the Example of a Physics Textbook) / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2021. - № 5. - С. 3-8. - Библиогр.: с. 8 (15 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
дидактика -- заключения -- математика -- математические рассуждения -- результаты исследования -- семантическая информация -- сложность текста -- тексты -- учебники -- учебные материалы -- физика -- формулы -- эвристичность
Аннотация: Предложен метод оценки сложности математических рассуждений в различных учебных текстах. Он предусматривает подсчет количества математических высказываний (или других элементарных суждений) в проводимых умозаключениях и учет семантической сложности терминов, обозначающих входящие в формулы величины. Это позволяет вычислить эвристическую сложность текста, зависящую от количества и сложности математических умозаключений, и найти показатель эвристичности. Для определения семантической сложности всего текста и представленных в нем математических рассуждений используется компьютер, который обращается к словарю-тезаурусу - специальному файлу, содержащему термины с указанием их сложности. При этом учитываются объемная сложность формул, число элементарных предложений (уравнений) в математических рассуждениях, а также то, что некоторые посылки (формулы) отсутствуют, и до них ученик должен додуматься самостоятельно. Рассмотрено несколько примеров использования предлагаемого метода для анализа текстовых фрагментов по физике.
The article offers the method for assessing the complexity of mathematical reasoning in various educational texts. It provides for counting the number of mathematical statements (or other elementary judgments) in the conclusions being drawn and taking into account the semantic complexity of the terms denoting the quantities included in the formulas. This allows to calculate the heuristic complexity of the text, depending on the number and complexity of mathematical conclusions, and find the heuristic indicator. To determine the semantic complexity of the entire text and the mathematical reasoning presented in it, a computer is used, which refers to a dictionary-thesaurus - a special file containing terms with an indication of their complexity. This takes into account the volumetric complexity of the formulas, the number of elementary sentences (equations) in mathematical reasoning, as well as the fact that some premises (formulas) are absent, and the pupil must guess before them on his own. Several examples of using the proposed method for analyzing text fragments in physics are considered.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)