Беспалов, Владимир Михайлович (канд. пед. наук).

    Особенности восприятия экранных и традиционных текстов [Текст] / В. М. Беспалов // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2004. - N 2. - С. . 56-61. - Библиогр.: с. 61 (7 назв. ). - s, 2004, , rus. - RUMARS-vbae04_000_002_0056_1. - Национальная библиотека Республики Карелия. - Ил.: фот. - N 2. - С. 56-61. - vbae04_000_002_0056_1, 2, 56-61
УДК
ББК 78С
Рубрики: Библиотечное дело--Автоматизация библиотечных процессов
   Психология--Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
чтение текста -- восприятие текста -- книжные тексты -- чтение книг -- электронные материалы -- электронные тексты -- чтение с экрана -- чтение с компьютера -- смысловое восприятие -- экономизация восприятия -- смысловое чтение -- физическое здоровье -- психическое здоровье -- виртуальное общение -- компьютерное общение
Аннотация: Сравниваются особенности смыслового восприятия при чтении обычного книжного текста и электронных материалов. Описывается влияние работы за компьютером на физическое и психическое здоровье человека.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор; президент Русской ассоциации чтения; директор).
    Чтение с листа и с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 1. - С. 42-48 : ил., табл. - Библиогр.: с. 48 (11 назв. ) . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 74.2 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия--Московская область--Москва, 2009 г.

   Теория и методика обучения--Россия--Московская область--Москва, 2009 г.

Кл.слова (ненормированные):
общеобразовательные учебные заведения -- общеобразовательные учреждения -- средние общеобразовательные школы -- средние школы -- специализированные школы -- школы -- гимназии -- 7 класс -- учащиеся -- школьники -- подростки -- читательское поведение -- чтение с листа -- чтение с экрана -- экранное чтение -- носители текстов -- чтение текстов -- литературные тексты -- публицистические тексты -- понимание текстов -- информационно-коммуникационные технологии -- ИКТ -- компьютеры -- экспериментальные исследования -- исследования
Аннотация: Представлено экспериментальное исследование, проведенное среди учащихся 7 классов школ г. Москвы и Московской области в 2009 году, целью которого было сравнение качества чтения и понимания текста с листа и с экрана компьютера. Рассмотрены задачи, методы и анализ результатов исследования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сметанникова, Н. Н. (президент ассоциации; кандидат психологических наук).
    Продвижение чтения с помощью чтения с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Библиотековедение. - 2015. - № 3. - С. 60-68. - Библиогр.: с. 68 (19 назв.) . - ISSN 0869-608Х
УДК
ББК 78.38
Рубрики: Библиотечное дело
   Библиотечное обслуживание читателей

Кл.слова (ненормированные):
мотивация к чтению -- продвижение чтения -- стратегия чтения -- чтение молодежи -- чтение с экрана -- электронный текст
Аннотация: Рассматриваются вопросы, посвященные необходимости, возможности и направленности продвижения чтения, которое диктуется снижением уровня образованности молодежи, переходом на новую модель обучения и распространением чтения с экрана.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор; президент).
    Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегии развития [Текст] = Reading, Literacy, Readers Competence: Development Strategy / Н. Н. Сметанникова // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66, № 1. - С. 41-48 : портр. - Библиогр.: с. 47 (16 назв.) . - ISSN 0869-608Х
УДК
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело, 20 в. кон.
   Общие вопросы библиотечного дела

Кл.слова (ненормированные):
библиотечные термины -- грамотность -- информационно-медийная грамотность -- национальные программы -- теории чтения -- читательская компетентность -- чтение -- чтение с листа -- чтение с экрана
Аннотация: В данной публикации обращается внимание на актуальность ряда вопросов в области чтения, формирования различных аспектов читательской грамотности и читательской компетентности, характеризуется роль Национальной программы поддержки и развития чтения в Российской Федерации в связи с 10-летием ее принятия, исследуется понятийно-терминологический аппарат, касающийся чтения и грамотности, анализируются теории чтения, бытующие в конце XX века и объясняется актуальность проблемы чтения с позиций теории подрывных инноваций.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор).
    Чтение - текст - читатель: новые отношения в новом веке [Текст] / Наталья Николаевна Сметанникова // Библиотечное дело. - 2020. - № 3. - С. 6-8 : фот., табл. . - ISSN 1727-4893
УДК
ББК 88.44
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
виды чтения -- компьютеризация -- компьютеры -- обучение чтению -- продвижение чтения -- текст -- теории чтения -- читабельность текста -- чтение -- чтение с экрана
Аннотация: Рассматриваются три вопроса, которые были сформулированы как значимые для нового века: продвижение чтения, теории чтения и международные исследования качества обучения чтению. Обращается внимание на новую компьютерную программу, которая соотносит читабельность текста на русском языке с уровнями смыслового чтения, помогая построить траекторию индивидуального читательского развития.
The article considers three issues that have been formulated as significant for the new century: the promotion of reading, the theory of reading and international research on the quality of teaching reading.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сметанникова, Наталья Николаевна (кандидат психологических наук; профессор).
    Как и что читают мужчины [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 7. - С. 63-67 : цв. фот., табл., рис. - Библиогр.: с. 67 (6 назв. ). - Список литературы представлен на рус. и англ. яз. . - ISSN 1726-667X
УДК
ББК 60.562.1
Рубрики: Социология
   Социология книги, чтения, библиотек--Россия

Кл.слова (ненормированные):
исследования чтения -- чтение и образование -- чтение литературы -- чтение мужчин -- чтение на иностранных языках -- чтение на русском языке -- чтение с листа -- чтение с экрана -- эмоциональный интеллект
Аннотация: Рассматривается актуальная проблема гендерного чтения – чтение мужчин на родном и неродном языках. Эта проблема анализируется по материалам анкетирования в контексте образования и профессиональной деятельности реципиентов. Представлены данные об объеме чтения на русском и иностранном языках, о дигитализации чтения, о чтении художественной литературы.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Миронова, Ксения Вадимовна (кандидат психологических наук; научный сотрудник).
    Понимание текста подростками 11-12 лет в процессе смыслового чтения с бумажных и электронных носителей [Текст] / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. - С. 99-110. - Библиогр.: с. 108-109 (38 назв.). - Ref.: p. 110 (16 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.44
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
подростки -- понимание текста -- скимминг -- скроллинг -- цифровое чтение -- читательская компетентность -- читательские стратегии -- чтение с листа -- чтение с экрана
Аннотация: В статье представлено сравнительное исследование уровня понимания текста российскими подростками 11-12 лет в ходе чтения с листа и с экрана. Качественный и количественный анализ полученных данных показал, что читавшие с экрана справились с диагностикой лучше, чем читавшие с листа, однако различия в результатах выполнения большинства заданий были незначимыми. Обнаружена следующая закономерность: понимание основной мысли сопряжено с уровнем читательской компетентности и практически не зависит от использованного носителя, в то время как фактуальную информацию многие подростки успешнее выявляют при работе с электронным текстом. По сравнению с пятиклассниками, учащиеся шестых классов показали значимо более высокие результаты, что свидетельствует о некотором прогрессе в понимании текста у школьников. Однако в целом вне зависимости от использованного носителя большинство испытуемых демонстрировали низкий уровень понимания концепта, что подтверждает устойчивую неблагоприятную ситуацию со смысловым чтением в общеобразовательных школах. Показано, что изменения в способах представления текста влекут за собой применение новых читательских стратегий: поисковое и просмотровое чтение путем скроллинга и скимминга, обработка текста сверху вниз (а не только слева направо), использование возможностей цифровых носителей для нахождения конкретной информации, минуя собственно этап чтения. Вместе с тем можно утверждать, что психологические механизмы понимания текста в процессе чтения с листа и с экрана являются сходными, поэтому для успешного цифрового чтения необходимы прежде всего сформированные навыки чтения с листа.


Доп.точки доступа:
Борисенко, Наталья Анатольевна (кандидат филологических наук; ведущий научный сотрудник); Шишкова, Светлана Викторовна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Миронова, Ксения Вадимовна (кандидат психологических наук; научный сотрудник).
    Возрастная динамика понимания текста подростками 11-16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа [Текст] / К. В. Миронова, Н. А. Борисенко, С. В. Шишкова // Вопросы психологии. - 2023. - № 1. - С. 27-39 : табл. - Библиогр.: с. 37-39 (30 назв.). - Ref.: p. 39 (20 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.44
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
анкетирование -- возрастная динамика -- концептуальная информация -- повествовательные тексты -- подростки -- понимание текста -- фактуальная информация -- читательская грамотность -- чтение с листа -- чтение с экрана
Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования возрастной динамики понимания школьниками 11-16 лет бумажных и электронных текстов в процессе смыслового чтения. Выборку составили 712 учащихся V–IX классов шести российских общеобразовательных организаций. В ходе эксперимента участники заполняли анкету, касающуюся чтения с экрана и с листа, и выполняли задания письменной диагностики на понимание повествовательного текста. Как показали результаты анкетирования, у школьников, проходивших опрос, не наблюдается ярко выраженного предпочтения бумажного или цифрового формата, хотя пятиклассники чаще, чем учащиеся из других параллелей, выбирали вариант "чтение с листа". Выявлена планомерная положительная динамика в уровне понимания текста при переходе в более старшие классы. Однако во всех параллелях преобладает поверхностное понимание, о чем свидетельствуют проблемы с определением и формулированием концепта текста (главного показателя понимания). Подростки значимо лучше справлялись с заданиями на фактуальную информацию, чем на концептуальную. В целом по выборке различия между читавшими с экрана и с листа были незначимыми. Единственные значимые различия были обнаружены в V–VI классах: многие учащиеся лучше выделяли фактуальную информацию при работе с электронным текстом. Полученные данные позволяют заключить, что, хотя современные подростки достаточно успешно адаптируются к обоим форматам чтения, у большинства из них имеются серьезные проблемы в области читательской грамотности, относящиеся как к традиционному бумажному, так и к цифровому чтению, а это, в свою очередь, неизбежно отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности на всех ступенях образования.


Доп.точки доступа:
Борисенко, Наталья Анатольевна (кандидат филологических наук; ведущий научный сотрудник); Шишкова, Светлана Викторовна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)