Романенко, Ксения Романовна (аспирант; аналитик проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов").
    Университетские объединения [Текст] : что меняется для студентов / К. Р. Романенко // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 154-173 : 3 табл. - Библиогр.: с. 168-170 (38 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
кейсы университетских объединений -- образовательная политика -- организационные изменения -- поглощения университетов -- слияния университетов -- студенческий опыт -- университетские объединения -- учебные программы
Аннотация: "Человеческий фактор", т. е. конфликты и протесты студентов и сотрудников, нередко становится ключевой проблемой во время и после проведения университетских объединений. В данной статье с позиций теории радикальных организационных изменений анализируются те из преобразований, происходящих в университетах при реорганизации, которые субъективно заметны и важны для студентов. Рассмотрены четыре кейса объединений российских университетов. На основании данных, полученных в индивидуальных и групповых интервью со студентами, обучавшимися в университетах в период их реорганизации, выявлены кластеры ключевых для студентов "формальных" и "неформальных" изменений. Наиболее значимыми с точки зрения студентов оказались изменения в субъективно воспринимаемой престижности университетского диплома и потенциальном статусе студентов как будущих выпускников того или иного вуза. В то же время содержание учебных программ и объективные показатели качества вузов студенты при обсуждении преимуществ или потерь, связанных с реорганизацией, практически не упоминали. Студенты часто отмечали перемены, произошедшие в образовательном процессе, официальной и неофициальной коммуникации внутри университета, университетской культуре и "атмосфере". На основании результатов исследования можно судить о характеристиках университета, на которые студенты обращают особое внимание при реорганизации и которые, следовательно, необходимо учитывать при планировании и проведении университетских объединений.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Щеглова, Ирина Александровна (младший научный сотрудник; аспирант).
    Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления [Текст] / И. А. Щеглова, Ю. Н. Корешникова, О. А. Паршина // Вопросы образования. - 2019. - № 1. - С. 264-289. - Библиогр.: с. 279-282 (86 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование--Россия, 2017 г.

Кл.слова (ненормированные):
академическая деятельность -- внеучебная деятельность -- критическое мышление -- научные исследования -- студенческая вовлеченность -- студенческий опыт
Аннотация: Цель данной работы - изучить в рамках одной статистической модели связь вовлечения студентов в академическую, научную и внеучебную сферы деятельности университета с развитием у них навыка критического мышления. Эмпирическую базу исследования составили данные опроса "Студенческий опыт в исследовательском университете", проведенного в одном из национальных исследовательских университетов России в 2017 г. (N=3344). С помощью бинарной логистической регрессии была выявлена статистически значимая связь между развитием навыка критического мышления и академической вовлеченностью студентов в образовательный процесс, их участием в научной и внеучебной деятельности: чем сильнее студент вовлечен в образовательный процесс в классе, в научные и внеучебные проекты, реализуемые в университете, тем выше у него уровень критического мышления. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при формировании учебного плана студентов, распределении образовательной нагрузки и планировании новых студенческих инициатив в вузе.


Доп.точки доступа:
Корешникова, Юлия Николаевна (аналитик; аспирант); Паршина, Ольга Александровна (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бекова, Сауле Каэржановна (научный сотрудник).
    Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID?19 [Текст] : связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов / С. К. Бекова, Е. А. Терентьев, Н. Г. Малошонок // Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 74-92 : 6 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 88-92 (33 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование--Российская Федерация--Россия, 2020 г.

Кл.слова (ненормированные):
COVID-19 -- дистанционное обучение -- образовательное неравенство -- саморегуляция в обучении -- социальная изоляция -- студенческий опыт -- цифровизация образования
Аннотация: Экстренный переход к массовому дистанционному высшему образованию в марте 2020 г. актуализировал дискуссии о влиянии новой образовательной реальности на образовательное неравенство. Проведено исследование с целью оценить связи между характером трудностей, возникающих у студентов в условиях дистанционного обучения, и их социально-экономическим статусом. Эмпирической базой послужили данные всероссийского опроса студентов, реализованного в конце марта - начале апреля 2020 г. группой исследователей из нескольких российских университетов. Выявлены значимые различия в масштабах трудностей, с которыми столкнулись студенты из семей с разным уровнем дохода. Среди студентов из малообеспеченных семей отмечается наибольшая доля тех, кто испытывал трудности технического характера, а также проблемы с организацией своего обучения и нехватку навыков, необходимых для успешного обучения в дистанционном формате. Полученные результаты свидетельствуют о важности выработки систематических решений для обеспечения равенства возможностей студентов из разных социально-экономических групп при обучении в дистанционном формате.


Доп.точки доступа:
Терентьев, Евгений Андреевич (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник); Малошонок, Наталья Геннадьевна (кандидат социологических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Захарова, Ульяна Сергеевна (кандидат филологических наук; научный сотрудник).
    Этому невозможно обучить онлайн [Текст] : прикладные специальности в условиях пандемии / У. С. Захарова, К. А. Вилкова, Г. В. Егоров // Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 115-137 : 1 табл. - Библиогр.: с. 134-137 (25 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование--Российская Федерация--Россия, 2019 г.; 2020 г.

Кл.слова (ненормированные):
COVID-19 -- высшее образование -- дистанционное обучение -- подготовка инженеров -- подготовка медицинских кадров -- подготовка музыкантов -- подготовка художников -- прикладные специальности -- студенческий опыт
Аннотация: Перевод учебного процесса на дистанционные форматы в условиях режима самоизоляции весной 2020 г. стал испытанием для всей системы образования, в том числе для высшего. При этом прикладные специальности единогласно признавались наиболее пострадавшими в силу фокуса на освоении практических навыков, тесной связи с инфраструктурой образовательной организации и слабым покрытием учебного плана имеющимися цифровыми решениями. В статье на основе 30 интервью со студентами, обучающимися на таких направлениях подготовки, как инженерное дело, технологии и технические науки, здравоохранение и медицинские науки, искусство и культура, дается описание их учебного опыта в весеннем семестре 2019/2020 учебного года. Анализируется реализация лекционных и практических занятий, прохождение производственной практики и выполнение дипломных работ, а также взаимодействие с преподавателями. На основании полученных данных авторы выражают согласие с активно обсуждаемым в профессиональном сообществе представлением об обучении в условиях карантина в связи с пандемией не как о дистанционном, а как об экстренном удаленном, требующем восстановительных мер для компенсации упущенного времени в обучении, а также решения технических и методических проблем.


Доп.точки доступа:
Вилкова, Ксения Александровна (аспирант; младший научный сотрудник); Егоров, Геннадий Викторович (кандидат психологических наук; директор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Абрамова, Мария Олеговна (кандидат философских наук; директор).
    Вызовы интернационализации для российского высшего образования [Текст] : влияние пандемии COVID-19 на образовательный опыт иностранных студентов / М. О. Абрамова, А. В. Филькина, Е. В. Сухушина // Вопросы образования. - 2021. - № 4. - С. 117-146 : 5 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 140-146 (42 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
COVID-19 -- дистанционное обучение -- иностранные студенты -- интернационализация образования -- студенческий опыт
Аннотация: Пандемия COVID-19 создала серьезные риски для интернационализации высшего образования. Ограничения передвижений между странами, финансовая нестабильность, введение дистанционных форматов обучения осложнили положение иностранных студентов. Эмпирической основой исследования послужили данные, полученные в ходе всероссийского опроса студентов, который проводился в июне-июле 2021 г. в рамках проекта "Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее". Авторы анализируют восприятие иностранными студентами дистанционного формата обучения, его качества, сложностей при его реализации. Их ответы на вопросы анкеты дают основания судить о рутинизации процесса их адаптации к сложившимся условиям обучения. Среди достоинств дистанционного формата обучения иностранные студенты прежде всего выделяют логистические: мобильность, сравнительную экономичность, оптимизацию временных затрат. Коммуникативные ограничения, связанные с режимом дистанта, оцениваются ими по большей части негативно. Иностранные студенты воспринимают себя как более уязвимую по сравнению с российскими студентами категорию учащихся и очевидно тяготеют к очному формату обучения. Авторы приходят к выводу, что иностранные студенты в большинстве своем готовы к получению образования в смешанном формате, но дистанционные формы коммуникации и обучения по отношению к ним требуется применять с большей осторожностью, чем к российским.


Доп.точки доступа:
Филькина, Александра Витальевна (кандидат социологических наук; научный сотрудник); Сухушина, Елена Валерьевна (кандидат философских наук; декан)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Предпринимательское образование как предмет научного исследования [Текст] = Entrepreneurship Education as a Subject of Research / Никольский Владимир Святославович, Рубин Юрий Борисович, Сорокин Павел Сергеевич [и др.] // Высшее образование в России. - 2023. - № 6. - С. 38-53 . - ISSN 2071-3762
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 2023 г.
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
круглые столы -- международные научные конгрессы -- наставничество -- научные исследования -- образовательные исследования -- предпринимательское образование -- студенческий опыт
Аннотация: 5 апреля 2023 г. в рамках Международного научного конгресса "Роль бизнеса в трансформации общества – 2023" состоялся круглый стол "Предпринимательское образование как предмет научного исследования", организованный редколлегией журнала "Высшее образование в России" совместно с Московским финансово-промышленным университетом "Синергия". Выделены направления исследований, связанные с ценностями, идентичностью и нравственным измерением с опытом наставников с опытом студентов. Публикуются избранные выступления.


Доп.точки доступа:
Никольский, Владимир Святославович (доктор философских наук; профессор; главный редактор); Рубин, Юрий Борисович (доктор экономических наук; президент); Сорокин, Павел Сергеевич (кандидат социологических наук; заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования); Морозова, Екатерина Владимировна (директор); Газиева, Инна Александровна (кандидат социологических наук; директор Центра общеакадемических образовательных инициатив); Харина, Ольга Сергеевна (кандидат экономических наук; декан факультета технологического предпринимательства); Леднев, Владимир Алексеевич (доктор экономических наук; профессор; вице-президент); Лукашенко, Марианна Анатольевна (доктор экономических наук; профессор; вице-президент; проректор; член редколлегии); Вятская, Юлия Алексеевна (эксперт Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования); Платонова, Елена Дмитриевна (доктор экономических наук; профессор; заведующая кафедрой экономической теории и менеджмента); "Предпринимательское образование как предмет научного исследования", круглый стол; Круглый стол "Предпринимательское образование как предмет научного исследования"; Международный научный конгресс "Роль бизнеса в трансформации общества"; "Роль бизнеса в трансформации общества", Международный научный конгресс
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ефимов, Валерий Сергеевич (кандидат физико-математических наук; доцент; директор).
    Концепт "студенческий опыт" с позиции философской антропологии и психологии развития [Текст] = The Concept "Student Experience" from the Point of View of Philosophical Anthropology and Developmental Psychology / Ефимов Валерий Сергеевич, Лаптева Алла Владимировна // Высшее образование в России. - 2024. - № 3. - С. 28-48. - Библиогр.: с. 43-45 (35 назв.). - Библиогр. в сносках . - ISSN 2071-3762
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
антропная модель отношений -- вузы -- высшие учебные заведения -- образовательные модели -- психология развития -- студенческий опыт -- университеты -- философская антропология
Аннотация: Представлен новый концепт студенческого опыта, соответствующий ключевой позиции университета как института развития человека и общества.


Доп.точки доступа:
Лаптева, Алла Владимировна (специалист)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)