Майер, Роберт Валерьевич (доктор педагогических наук).
    Метод оценки дидактической сложности школьных учебников по различным дисциплинам [Текст] = Estimation Method of the Didactic Complexity of the School Textbooks on Various Disciplines / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2020. - № 5. - С. 14-19. - Библиогр.: с. 18-19 (15 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
дидактика -- оценка семантических сложностей -- свертывание знаний -- семантическая информация -- сложности понятий -- сложности текста -- сложности школьных учебников -- учебники
Аннотация: В связи с переходом вузов Российской федерации на обучение студентов по стандартам ФГОС ВО 3++ актуальной становится задача формирования профессиональных компетенций выпускника на основе соответствующих профессиональных стандартов. Рассказывается об основных этапах стандартизации высшего профессионального образования в СССР и Российской Федерации и какими документами регламентируется объем преподаваемых графических дисциплин в технических вузах и содержание этих дисциплин. Рассматриваются вопросы компетентностной модели образования такие, как понятие компетенции, классификация компетенций. Большое внимание уделено графическим компетенциям. Рассказывается об опыте работы кафедры начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета с выпускающими кафедрами при формировании профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, составлении учебных планов и основной образовательной программы.
The article discusses the problem of evaluating the differential didactic complexity (DDC) of educational texts, which characterizes the difficulty of their perception and assimilation by pupil. It is shown that DDC is determined by: 1) the density of semantic information, depending on the abstraction degree of the terms used and their presence in the pupil’s thesaurus; 2) the complexity level of mathematical, chemical and other formulas; 3) the structural complexity of the text, depending on the average length of its constituent words and sentences. Multiplying the DDC of the text by its volume, you can find the integral didactic complexity of the text. For the evaluation of the textbook DDC expert selects one page fragments of text randomly, identifies the key concepts, "measures" their average information content, determines the share of formulas and their average complexity. In this case, the classification of concepts according to the abstraction degree is used, which takes into account the occurrence of a particular word in the thesaurus of a preschool, fifth-grader, ninth-grader and school graduate. The structural complexity of the text is also taken into account, depending on the average length of words and sentences. The analysis of textbooks for school graduates has shown that the most difficult disciplines to understand are biology, physics, chemistry, mathematics. As a result of evaluating computer science textbooks for 3rd, 5th, 9th and 11th grades it was found that their semantic information density and differential semantic complexity monotonically increase from 5. 3 to 8. 1 and from 5. 7 to 10. 4 respectively.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Майер, Роберт Валерьевич (доктор педагогических наук).
    Дидактическая сложность различных тем школьного курса физики и ее оценка [Текст] = Didactic Complexity of Various Topics School Physics Course and Its Evaluation / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2022. - № 2. - С. 26-33. - Библиогр.: с. 32-33(19 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
дидактика -- информация -- сложности понятий -- учебники -- физика
Аннотация: Обсуждается актуальная проблема оценки дидактической сложности достаточно больших по объему учебных текстов на примере тем и разделов школьного курса физики. Для определения сложности текста необходимо разбить текст на фрагменты по 3-4 страницы, для каждого фрагмента выписать в файл по 10 ключевых терминов, знание которых необходимо для понимания текста, собрать ключевые понятия в один файл Slovar. txt и оценить сложность каждого термина, с помощью специальной программы Slozhnost. pas, обращающейся к файлу Slovar. txt, проанализировать файлы с ключевыми словами и определить их среднюю информационную емкость. Нужно оценить долю математических и других формул по отношению к общему объему для каждой темы, из каждой темы в специальный файл выписать ключевые термины, присутствующие в математических формулах, и оценить их сложность, с помощью программы Slozhnost. pas определить общее количество информации в ключевых терминах, входящих в формулы, а также коэффициент свернутости информации, среднее количество слов в предложениях, среднюю длину слова, и вычислить структурную сложность текста. После для каждой темы рассчитывают дифференциальную и интегральную дидактические сложности. Результаты анализа представлены в таблице и гистограммах, характеризующих дидактическую сложность различных разделов и тем школьного курса физики.
The article discusses the actual problem of assessing the didactic complexity of sufficiently large educational texts on the example of topics and sections of a school physics course. To determine the complexity of the text, the expert must: 1) divide the text into fragments of 3-4 pages; 2) for each fragment, write out 10 key terms in a file, knowledge of which is necessary for understanding the text; 2) collect key concepts in one file Slovar. txt and evaluate the complexity of each term; 3) using a special program Slozhnost. pas, accessing the file Slovar. txt, analyze files with keywords and calculate their average information capacity; 4) for each topic, estimate the proportion of mathematical and other formulas relative to the total volume; 5) write out the key terms present in mathematical formulas from each topic in a special file and evaluate their complexity; 7) using the Slozhnost. pas program, determine the total amount of information in the key terms included in the formulas, as well as the information folding coefficient; 8) find the average number of words in sentences, the average word length, and calculate the structural complexity of the text; 9) calculate differential and integral didactic complexity for each topic. The results of the analysis are presented in a table and histograms characterizing the didactic complexity of various sections and topics of the school physics course.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)