Корочкин, Л. И.

    К философским проблемам генетики: об общих принципах организации и функционирования генетического материала [Текст] / Л. И. Корочкин // Философия науки. - 2005. - N 3. - С. . 77-93. - Библиогр. в примеч. - s, 2005, , rus. - RUMARS-pnha05_000_003_0077_1. - Зональная научная библиотека Ростовского государственного университета. - N 3(26). - С.77-93. - pnha05_000_003_0077_1, 3, 77-93
УДК
ББК 28.04 + 72
Рубрики: Биология--Общая генетика--Общие вопросы науки
Кл.слова (ненормированные):
биологические феномены -- генетика -- генетические системы -- гены -- ДНК -- естественно-научные парадигмы -- знания -- клоны -- макромутации -- наследственность -- преадаптации -- признаки -- философские парадигмы
Аннотация: О философском осмыслении открытий в области генетики.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
    Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе [Текст] / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2021. - № 4. - С. 3-20. - Библиогр.: с. 16-18 (91 назв.). - References in Russian: р. 18-20 (80 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
адаптация -- адаптивная эволюция -- антропологический поворот -- избыточность -- личностный потенциал -- наука об изменениях -- непредсказуемость -- норма реакции -- преадаптациогенез -- преадаптация -- профессиональное самоопределение -- разнообразие -- сложность -- специализация -- становление личности -- универсализация -- эволюционная пластичность -- эволюционный процесс -- эпигенез
Аннотация: В статье исследуются современные подходы к становлению личностного потенциала, профессионального самоопределения личности и принципы эволюции сложных систем. С этой целью с позиций историко-эволюционной методологии анализируется природа двух базовых типов приспособлений - адаптации и преадаптации. Внимание фокусируется на принципиальной разнице этих феноменов: если адаптации выступают как приспособления, основанные на уже приобретенном опыте, то преадаптации обеспечивают готовность к непредсказуемости будущего. Доказывается, что как адаптация, так и преадаптация несовместимы с унификацией. Однако если адаптация являет ограниченные возможности системы, то ресурс преадаптации, т. е. готовности к будущему, - это избыточное разнообразие форм, выходящее за границы адаптивной нормы. На примере эмпирических фактов проводится разделение "специализированной" и "универсальной" избыточности. Особое значение придается универсальным структурам, не скованным единственным предназначением и наделенным неограниченной свободой преобразований. Показывается, что универсальные структуры потенциально готовы "по требованию" приобрести любую специализацию из спектра возможных. Обосновывается, что адаптивная эволюция в "режиме трендов" и преадаптациогенез, т. е. скачкообразные качественные преобразования - две составляющие единого процесса эволюции живых систем, попеременно востребованные в периоды относительной стабильности и радикальных перемен. Методологические исследования парадокса сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе позволяют пролить свет на кардинальные трансформации рынков труда и форм занятости в условиях экологических вызовов сложности, неопределенности и разнообразия. Демонстрируется эвристичность метафоры "не человек для работы, а работа для человека" при изучении выбора субъектом профессий в условиях меняющихся рынков труда. Выдвигается гипотеза, согласно которой системообразующей характеристикой человека как Ноmo сomplexus является универсальная избыточность. Разработанные представления дают возможность выделить новое направление познания - трансдисциплинарную науку об изменениях.


Доп.точки доступа:
Шехтер, Евгения Дмитриевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Черноризов, Александр Михайлович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Розенберг, Геннадий Самуилович (доктор биологических наук; главный научный сотрудник).
    Системный подход в глобалистике на примере современных социо-эколого-экономических систем [Текст] = A systematic approach in global studies on the example of modern socio-ecological and economic systems / Розенберг Г. С. // Век глобализации. - 2022. - № 4 (44). - С. 28-48 : таб., ил. - Библиогр.: с. 41-48 (67 назв.). - Сноски . - ISSN 1994-9065
УДК
ББК 17
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания
   Глобалистика

Кл.слова (ненормированные):
глобализация -- парадигмы синергетические -- поведение -- принцип гомеостаза -- принцип эмерджентности -- принципы -- синергетические парадигмы -- системология -- сложные свойства сложных систем -- социо-эколого-экономическая система -- структура -- эффект перспективной активности -- эффект преадаптации
Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние конструктивной системологии (науки о сложных системах) и некоторые возможности ее приложения к решению задач глобалистики. Обсуждаются принципы усложняющегося поведения систем, высший уровень которых как раз и соответствует представлениям о мир-системах. Дана интерпретация принципов системологии в терминах глобальных социо-эколого-экономических систем.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Рабинович, Павел Давидович (кандидат технических наук).
    Модель и цифровая платформа образовательной экосистемы преадаптации школьников к инновационной деятельности [Текст] = Model and digital platform of the educational ecosystem for preadaptation of schoolchildren to innovative activities / П. Д. Рабинович, М. Э. Кушнир, К. Е. Заведенский // Информатика и образование. - 2023. - Т. 38, № 5. - С. 16-30 : 5 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 29-30 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74с + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
инновационная деятельность -- информационные технологии -- модели образовательной экосистемы -- образовательная деятельность -- образовательная экосистема -- платформы образовательной экосистемы -- платформы персонализированного обучения -- преадаптация школьников -- проектная деятельность -- учебные задания -- цифровая трансформация образования -- цифровые платформы -- цифровые технологии
Аннотация: Результаты проектирования и пилотирования модели образовательной экосистемы и цифровой платформы преадаптации школьников к инновационной деятельности.


Доп.точки доступа:
Кушнир, Михаил Эдуардович; Заведенский, Кирилл Евгеньевич
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)