Якунина, Ольга Владимировна (аспирантка кафедры русской литературы Астраханского государственного университета, и. о. главного редактора Издательского дома "Астраханский университет"). Феномен авторства и самовыражение в стиле: малая проза Юрия Мамлеева [Текст] / О. В. Якунина> // Гуманитарные исследования. - 2010. - N 2. - С. 108-116 : 2 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 116 (15 назв. ) . - ISSN 1818-4936
Рубрики: Литературоведение Поэтика Кл.слова (ненормированные): речевая стратегия -- речевая маска -- повествователь -- сказ -- нарратив -- теория повествования Аннотация: В статье анализируется творческий механизм модели рассказчика в рассказах Ю. Мамлеева. Также проанализирован индивидуальный авторский стиль. Доп.точки доступа: Мамлеева, Ю. !!!kw7ex.pft: FILE NOT FOUND! |
Баршт, К. А. Двойной повествователь и двойной персонаж в "незакрытом" диалоге Ф. М. Достоевского (от "Бедных людей к "Двойнику") [Текст] / К. А. Баршт> // Вопросы философии. - 2014. - № 2. - С. 107-118. - Библиогр.: с. 116-117. - Примеч.: с. 117-118 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): бытие -- двойная наррация -- двойничество -- двойной персонаж -- диалог -- незакрытый диалог -- сознание -- философия литературы Аннотация: Феномен двойничества в произведениях Достоевского коренится в его попытке описания сознания человека, пытающегося сделать правильный шаг в утверждении своего личного бытия во Вселенной. Многие элементы художественной структуры "Двойника", и сама его идея непосредственно вытекают из романа "Бедные люди". Двойная наррация "Бедных людей" обратилась в двойного персонажа "Двойника". Доп.точки доступа: Достоевский, Ф. М. (русский писатель ; 1821-1881) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шарафутдинова, К. Р. Тема семьи и повествователь в романах Л. Толстого "Анна Каренина" и Г. Флобера "Мадам Бовари" [Текст] / Шарафутдинова К. Р.> // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2014. - № 4. - С. 110-114. - Библиогр.: с. 114 (11 назв. ) . - ISSN 2072-5833
Рубрики: Литературоведение Анализ литературного произведения. Литературная критика Кл.слова (ненормированные): общество -- общество и семья -- отношение к семье -- писатели -- повествователи -- проза -- романы -- семья -- семья и общество -- тема семьи Аннотация: Исследуется отношение к семье в обществе в романах русского писателя Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина" и французского писателя Гюстава Флобера "Мадам Бовари". Доп.точки доступа: Толстой, Л. Н. (русский писатель ; 1828-1910); Флобер, Г. (французский писатель ; 1821-1880) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Милостивая, Александра Ивановна (кандидат филологических наук; доцент). Журналист как диегетический повествователь [Текст] = Journalist as diegetic narrator : (опыт социокритического анализа расследовательских репортажей Г. Вальрафа) / А. И. Милостивая> // Политическая лингвистика. - 2017. - № 3 (63). - С. 69-76. - Библиогр.: с. 75 (21 назв.) . - ISSN 1999-2629
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): СМИ -- газетный дискурс -- газетный нарратив -- дейктические маркеры -- диегезис -- журналистика -- журналистские расследования -- журналисты -- источники информации -- коммуникативные субъекты -- медиадискурс -- медиатексты -- немецкий язык -- расследовательская журналистика -- репортажи -- ролевой дейксис -- социокритический анализ -- средства массовой информации -- языковые единицы Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей диегетического повествования в газетном нарративе. В качестве примера диегетического журнализма рассмотрены репортажи Г. Вальрафа, который является ярким представителем немецкой расследовательской журналистики. Доп.точки доступа: Вальраф, Г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Павлова, Светлана Юрьевна (кандидат филологических наук). Повествователь в мемуарах кардинала де Реца [Текст] / С. Ю. Павлова> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2019. - № 5. - С. 67-76. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Литература Европы, 17 в. Кл.слова (ненормированные): адресат -- афоризмы -- кардиналы -- мемуарная литература -- мемуары -- образ повествователя -- повествователь -- портреты -- французская литература Аннотация: Рассматриваются функции образа повествователя в "Мемуарах" кардинала де Реца, ставших самым знаменитым образцом жанра во французской литературе 17 в. Впервые в истории мемуаристики повествователь постоянно и неформально обращается к адресату. Обозначаются существующие в науке мнения относительно фигуры адресата и утверждается убедительность версии в пользу госпожи де Севинье. Рец словно ведет с ней непринужденную беседу, соответствовавшую галантной атмосфере эпохи, что придает мемуарам живость, динамику, жанрово-стилистическое разнообразие. Показывается, что в мемуарах укрупнение образа повествователя достигается за счет усиления автокомментария, имеющего отношение как к самой рассказываемой истории, так и манере ее изложения. Комментируется фрагмент, в котором используется прием "двойного регистра", позволяющий продемонстрировать совмещение точек зрения протагониста и повествователя в процессе самоанализа, а также стремление мемуариста к выявлению причинно-следственных связей и обобщению. Образ повествователя раскрывается в афоризмах и портретах. Доп.точки доступа: Рец, Ж.-Ф. П. де (кардинал ; 1613-1679) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фаустов, Андрей Анатольевич (доктор филологических наук). Повествование и время в прозе Достоевского [Текст]. Ч. 1. Механизмы ретроспекции в романе "Идиот" / А. А. Фаустов> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 152-162. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Кл.слова (ненормированные): генерализация -- дисперсия -- информация -- повествование онлайн -- повествователь -- рассказчик -- ревалоризация -- реконструкция -- ретроспекция -- романы Аннотация: Предпринимается попытка с новых позиций истолковать "ненадежное" рассказывание у Достоевского, сосредоточившись на романе "Идиот", который справедливо считается в творчестве писателя наиболее изощренным примером такой повествовательной манеры. В основе развиваемой идеи лежит стремление соотнести проблематичность передачи информации со структурой времени рассказывания. Исходным пунктом является различение двух режимов повествования, сложным образом чередующихся в "Идиоте", - онлайн и ретроспекции. В первом случае имитируется присутствие рассказчика (а вместе с ним и имплицитного читателя) как свидетеля рассказываемой истории, которая детально излагается и не вызывает сомнений в своей достоверности. Во втором случае рассказывание и история подчеркнуто рассинхронизированы, факты представлены в пересказе разной степени конспективности и лишены гарантированной истинности. В первой части статьи описываются четыре механизма такой ретроспекции, три из которых можно считать универсальными, а четвертый, доминирующий, - специфическим для Достоевского. Первые три механизма - это реконструкция, генерализация и ревалоризация. Четвертый механизм - это дисперсия, в результате действия которой задним числом ставится под вопрос то, наблюдателями чего мы были и что имело истинную референцию. Первые три механизма функционируют у Достоевского с теми или иными сбоями, вызванными как раз влиянием повествовательной дисперсии. К примеру, сочетание реконструкции и ревалоризации свойственно готическому роману или классическому детективу, отражения которых не раз усматривались в прозе писателя. Но если в этих жанровых нарративах в финале все карты раскрываются и отдельные улики, обретая свой подлинный вес, вырастают в цельную историю, то у Достоевского прошлое никогда не становится лишенным слепых пятен, внутренне завершенным и способным до конца объяснить сюжетное настоящее. Доп.точки доступа: Достоевский, Ф. М. (русский писатель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рыбина, Полина Юрьевна (кандидат филологических наук). Повествователь Марсель и кинематографический аттракцион [Текст] : поэтика "Пленницы" Ш. Акерман / П. Ю. Рыбина> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 198-206. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Литература Европы Музыка и зрелищные искусства Киноискусство в целом Кл.слова (ненормированные): кинематографический повествователь -- киноадаптации -- литературный повествователь -- повествователи -- поэтика -- романы -- фильмы -- французская литература Аннотация: Рассматривается проблема кинематографической адаптации особенностей романного повествователя. Фильм французского режиссера авторского кино Ш. Акерман "Пленница" особенно интересен в свете этого различения. Специфика режиссерского стиля Акерман заключается в акценте на монстрации: с помощью сверхдлинных общих планов, "мертвого времени" в кадре, длительных горизонтальных панорам Акерман настаивает на демонстрационной, а не рассказывающей функции повествователя, который выставляет картины реальности на зрительское обозрение. Обратившись к адаптации романа М. Пруста, Акерман трансформирует свой узнаваемый метод, акцентируя акт рассказывания (а не чистого показа), существенный для мира Пруста. Способом репрезентации повествователя Марселя становится опосредование сюжета фильма с помощью узнаваемых нарративных инстанций. Доп.точки доступа: Пруст, М. (французский писатель); Акерман, Ш. (французский кинорежиссер) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Курилов, Дмитрий Олегович (кандидат филологических наук). "Доктор Фаустус" Т. Манна и "Улисс" Дж. Джойса: литературные параллели [Текст] / Д. О. Курилов> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 3. - С. 108-121. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Литература Европы, 20 в. Кл.слова (ненормированные): автор-повествователь -- герой -- дискурс -- контрапункт -- литературные параллели -- миф -- несобственно-прямая речь -- пародия -- рассказчик -- романы -- субъект речи -- трикстер Аннотация: Прозаическое наследие Джеймса Джойса и Томаса Манна неоднократно становилось объектом сравнительно-критического рассмотрения как в плане общих принципов их художественного метода, так и в аспекте частных особенностей их поэтического языка. Вместе с тем выводы как о преимущественном различии, так и о преимущественном сходстве творчества писателей делались исследователями главным образом из сопоставления двух последних романов Джойса ("Улисс" и "Поминки по Финнегану") с предшествовавшими "Доктору Фаустусу" произведениями Манна ("Волшебной горой" и тетралогией об Иосифе). Систематических же исследований, имевших бы своей целью выявление возможных параллелей между "Улиссом" и "Доктором Фаустусом" на уровне метода и конкретных особенностей повествовательной формы, предпринято не было. Между тем попытка обозначить точки соприкосновения между знаковыми текстами двух писателей, творчество которых в существенной мере определило пути романа 20 в., могла бы иметь значение в осмыслении перспектив эпического рода в ближайшем и отдаленном будущем. Предпринимается попытка сопоставить тексты "Доктора Фаустуса" и "Улисса" по некоторым ключевым признакам содержательного и формального планов. Выделены и рассмотрены три момента содержательного сходства (на уровне тем, идей и образов) : в личностных типах протагонистов; в функции обращения к мифу; в исторической перспективе, обозначаемой двумя современными эпопеями. Кроме того, исследователь отмечает два момента формального сходства: стремление к музыкальной организации прозы, выраженный пародийный элемент как результат специфической языковой игры. Доп.точки доступа: Манн, Т. (немецкий писатель ; 1875-1955); Джойс, Д. (ирландский писатель ; 1882-1941) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Зырянов, Олег Васильевич (доктор филологических наук). Истоки персонального типа повествования в малой прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка [Текст] / О. В. Зырянов> // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 24, № 4. - С. 53-70. - Библиогр.: с. 68-69 (23 назв.) . - ISSN 2227-2283
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Анализ литературного произведения. Литературная критика Кл.слова (ненормированные): аукториальное повествование -- драматурги -- личный повествователь -- малая проза -- несобственно-прямая речь -- очерки -- персональное повествование -- персональный нарратив -- персональный тип повествования -- писатели -- рассказы -- рецептивная поэтика Аннотация: Проанализировано творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка 80-х годов XIX века. Доп.точки доступа: Мамин-Сибиряк, Д. Н. (писатель; драматург ; 1852-1912) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ранчин, Андрей Михайлович (доктор филологических наук). Автор, повествователь, герой в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени": поэтика наррации [Текст] / А. М. Ранчин> // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 4. - С. 123-134. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
Рубрики: Литературоведение Русская литература XIX в. Кл.слова (ненормированные): Печорин -- автор -- авторы-нарраторы -- герой -- литературная игра -- персонажи-рассказчики -- повествователь -- поэтика -- романы Аннотация: Статья посвящена анализу соотношения фигур реального автора и вымышленного автора-нарратора в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Показано, что в результате включения в текст второго издания романа авторского предисловия, содержащего полемику Лермонтова с рецензентами первого издания, произошла интерференция "я" реального создателя произведения и "я" вымышленного автора. Существенно, что некоторые биографические признаки Лермонтова и вымышленного автора совпадают, а два предисловия перекликаются. Благодаря всему этому возник эффект нетривиальной литературной игры, основанной на иллюзии достоверности изложенных в романе событий: реальный автор словно знакомится с Печориным. Вместе с тем создатель "Героя нашего времени" и не прибегает к литературной мистификации, не пытается прямо выдать ни нарратора первого уровня, ни Печорина за реальных авторов романа или его части. Доп.точки доступа: Лермонтов, М. Ю. (русский писатель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |