Косполова, М. Э.

    Аналойный Симеон Верхотурский XVIII-XIX веков из частного собрания г. Тюмени как феномен синтеза иконографии и экологии духа [Текст] / М. Э. Косполова, Н. Э. Косполова // Вестник Челябинского университета. Сер. 1, История. - 2003. - N 2. - С. . 181-183. - Примеч.: с. 183. - 0; Аналойный Симеон Верхотурский 18-19 веков из частного собрания г. Тюмени как феномен синтеза иконографии и экологии духа. - s, 2003, , rus. - RUMARS-vch103_000_002_0181_1. - Научная библиотека Челябинского государственного университета. - N 2. - C. 181-183. - vch103_000_002_0181_1, 2, 181-183
УДК
ББК 85.14
Рубрики: Искусство--Живопись, 18 в.
   Религия--Христианство

   Тюмень
    Россия

Кл.слова (ненормированные):
иконы -- Симеон Верхотурский -- персонажи -- храмовые иконы -- одочастные иконы -- аналойные иконы -- храмы -- церкви -- символы -- знаки -- иконография -- образы -- символы -- знаки -- Святые -- экология духа -- дух -- конференции -- научные конференции
Аннотация: Икона дает урок духовно-экологического равновесия, достигая которого человек не только выздоравливает физически, но и просветляется духовно, что выводит на другой уровень и гармонизирует не только самого человека, но и среду, с которой он связан.


Доп.точки доступа:
Косполова, Н. Э.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Макарий (Веретенников) (архимандрит).
    Из истории иконографии святителя Московского Макария [Текст] / Макарий (Веретенников) // Журнал Московской Патриархии. - 2007. - N 4. - С. . 90-94. - Библиогр. в примеч.: с. 94. - RUMARS-zhmp07_000_004_0090_1
УДК
ББК 86.372
Рубрики: Религия--Православие, 16-19 вв.
   Россия
    Москва

    Ярославль

Кл.слова (ненормированные):
иконография -- иконы -- иконописцы -- святители -- чудотворцы -- митрополиты -- храмы -- роспись храмов
Аннотация: О тематике стенных росписей в Храме Николы Надеина (Святителя и Чудотворца Николая) в Ярославле, в том числе об изображении митрополита Макария, который особо чтил святителя Николая Чудотворца.


Доп.точки доступа:
Макарий (митрополит Московский и всея Руси ; 1482-1563); Николай, Чудотворец (святой); Храм Николы Надеина; Храм Святителя и Чудотворца Николая




    Дмитриева, А. А.
    Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии [Текст] / А. А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2007. - N 1. - С. . 274-288. - 0; Основные проблемы иконографии. - RUMARS-vsp207_000_001_0274_1
УДК
ББК 85.14
Рубрики: Искусство--Живопись, 17 в. 2-я пол.
   Голландия
    Делфт

Кл.слова (ненормированные):
художники -- зарубежные художники -- живописцы -- творчество -- картины -- жанры -- бытовой жанр -- сюжеты -- моральные ценности -- иконография
Аннотация: Статья посвящена раннему периоду творчества голландского живописца Яна Вермеера (1632-1675). Уже в этих работах мастер достигает такой глубины воплощения жизненных ситуаций, при которой эмблематический подтекст произведения становится если не вторичным, то по иному переосмысленным и включенным в реалии описываемого события. Вермеер не избегает морально-назидательной трактовки сцен, но наибольшую ценность для него представляет окружающая человека обстановка, тонко прочувствованная и воспетая художником как та среда, без которой не может существовать ни сам человек, ни исповедуемые им этические нормы.


Доп.точки доступа:
Вермеер (голландский художник ; 1632-1675) \я.\




    Ванеян, С. С.
    Архитектура и иконография [Текст] : (проблемы классических методов истории искусства) / С. С. Ванеян // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2007. - N 2. - С. . 92-104. - Библиогр. в сносках. - 0; Проблема архитектурного смысла - проблема архитектуры. - 0; Проблема архитектурного смысла - проблема истории искусства. - 0; Иконография как классический метод. - 0; Симвология архитектуры. - 0; Поэтическая иконография готического собора. - 0; Иконография архитектурных архетипов. - 0; Архитектура как "семантическое поле". - 0; Археологическая иконография. - 0; Иконография ритуального пространства. - 0; Экфраксис как методологическая модель иконографии архитектуры. - RUMARS-mist07_000_002_0092_1
УДК
ББК 85 + 63
Рубрики: Искусство--История искусства--Архитектура--Изобразительное искусство
   История--Общие вопросы истории

Кл.слова (ненормированные):
иконография -- строительное искусство -- религиозное искусство -- искусствознание -- методы исследования -- экфраксис (искусство) -- иконография архитектуры -- археологическая иконография
Аннотация: Рассматриваются исторические методы исследования истории искусства, в частности, в области архитектуры.





    Постников, Валерий Валентинович.
    Русская икона и образ Албазинской Богородицы (вопросы иконографии и истории) [Текст] / В. В. Постников // Религиоведение. - 2007. - N 4. - С. 17-25. - Библиогр. в примеч. - Научная библиотека Уральского государственного университета. - code, reli. - year, 2007. - no, 4. - ss, 17. - ad. - d, 2007, ####, 0. - RUMARS-reli07_no4_ss17_ad1
УДК
ББК 86.372 + 85.141
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие--Россия--Дальний Восток--Приамурье; Амурская область, 17 в.; 19 в.
   Православие--Россия--Дальний Восток--Приамурье; Амурская область, 17 в.; 19 в.

   Изобразительное искусство и архитектура--Россия--Дальний Восток--Приамурье; Амурская область, 17 в.; 19 в.

   История живописи--Россия--Дальний Восток--Приамурье; Амурская область, 17 в.; 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
иконография -- древнерусская иконография -- древнерусские иконы -- иконы -- иконопись -- богородичные иконы -- религиозные образы
Аннотация: Исследуется уникальная иконография, богословский и исторический контекст иконы и образа Албазинской Богородицы.





    Каплан, А. Б.
    Баше Ж. Средневековые изображения и социальная история: Новые возможности иконографии [Текст] : [реферат] / А. Б. Каплан // Культурология. - 2007. - N 3. - С. 132-135. - Реф. ст.: Баше Ж. Средневековые изображения и социальная история: Новые возможности иконографии // Одиссей : Человек в истории. Время и пространство праздника. - М., 2005. - С. 152-190
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи, Средние века

Кл.слова (ненормированные):
рефераты -- иконы -- иконопись -- иконография -- гипертермы
Аннотация: В реферируемой статье представлен анализ средневековой иконописи с позиции синтетического подхода.


Доп.точки доступа:
Баше, Жером \.\




    Прокопенко, О. А. (соискатель РГСУ).
    Становление знаменной иконографии Руси [Текст] / О. А. Прокопенко // Власть. - 2009. - N 5. - С. 101-102. - Библиогр. в сносках . - ISSN 2071-5358
УДК
ББК 63.215
Рубрики: История
   Геральдика--Россия, 14 в.; 16 в.17 в.

Кл.слова (ненормированные):
знаменная иконография -- символика -- знаменная символика -- иконописные традиции -- православные иконописные традиции -- полковые знамена
Аннотация: Становление знамённой иконографии Руси как части армейской полковой символики.





    Каплан, А. Б.
    Гинзбург К. "Ты нужен своей стране": Исследование из области политической иконографии [Текст] : [реферат] / А. Б. Каплан // Культурология. - 2006. - N 4. - С. 144-146. - Гинзбург К. "Ты нужен своей стране": Исследование из области политической иконографии // Одиссей: Человек в истории. - М., 2005. - С. 191-218
УДК
ББК 85.15
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Графика в целом, 20 в. 1 пол.

Кл.слова (ненормированные):
рефераты -- плакаты -- политический плакат
Аннотация: Целью реферируемой статьи является изучение генетической связи между политическим плакатом и классической живописью.


Доп.точки доступа:
Гинзбург, Карло \.\




    Антонов, Дмитрий Игоревич (кандидат исторических наук, старший преподаватель Института русской истории РГГУ).
    "Беса поймав, мучаше... ". Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси [Текст] / Д. И. Антонов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2010. - N 1 (март). - С. 61-75. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 86.372 + 86.4
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Православие

   Мистика

Кл.слова (ненормированные):
древнерусская культура -- христианская культура -- православные традиции -- апокрифические памятники -- демонология -- агиография -- иконография -- экзорцизм -- демоноборчество -- змееборчество -- ангелы -- физическая природа ангелов
Аннотация: В статье изучается комплекс древнерусских представлений о материальных способностях падших ангелов и о физической борьбе святых с нечистыми духами. Ключевой сюжет об избиении демона рассматривается на материале переводных и оригинальных источников, архивных материалов и памятниках иконографии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дмитриева, Анна Алексеевна (кандидат искусствоведения).
    Картина Яна Вермеера Делфтского "Аллегория живописи" ("Живописец в мастерской"). Основные проблемы иконографии [Текст] / А. А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2009. - Вып. 3. - С. 130-139. - Библиогр.: с. 139 (23 назв. ) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Голландия, 17 в. 2-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
голландское искусство -- художники -- живописцы -- картины -- мастерские -- женщины -- музы -- муза Клио -- муза Истории -- слава -- венки -- лавровые венки -- города -- карты -- географические карты -- гравюры -- костюм -- интерьер -- художник и модель -- пространство -- сюжеты -- аллегория -- меценаты -- иконография -- трактаты
Аннотация: Картина нидерландского художника Яна Вермера "Аллегория живописи" ("Живописец в мастерской"), созданная в 1666-1667 гг., демонстрирует верность живописца традициям реализма в поиске средств художественной выразительности. В произведении воплощены все качества интерьерного жанра, но быт показан идеализированно и служит главной цели художника: созданию образа совершенного, гармоничного и бессмертного мира, в котором рождаются творения искусства. Делается вывод о связях между сюжетом картины и аллегорией в живописи XVII в.


Доп.точки доступа:
Вермеер, Я. (Делфтский; нидерландский художник ; 1632-1675)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ершова, Галина Гавриловна (доктор исторических наук, профессор, директор Месоамериканского центра им. Ю. В. Киорозова).
    Какао в истории и мифах Месоамерики [Текст] / Г. Г. Ершова // Латинская Америка. - 2010. - N 9. - С. 82-95 : ил. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 044-748X
УДК
ББК 63.3(7) + 86.41
Рубрики: История--Гуанаха, остров--Мексика--Латинская Америка; Оахака, штат; Месоамерика, 1502 г.; 2 в. до н. э.; 16 в.
   История Америки в целом

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Магия, мантика

Кл.слова (ненормированные):
какао -- мифы -- майя -- мифология -- месоамериканская мифология -- сюжеты -- ритуальные напитки -- мировое древо -- прапредки -- жертвоприношение -- иконографии -- иероглифические тексты -- индейцы -- скульптура -- реинкарнация душ
Аннотация: О сюжетах о какао в месоамериканской мифологии.


Доп.точки доступа:
Кинжалов, Р. В.; Линей, К.; Кнорозов, Ю. В.; Херши, компания; Hershey Company; Пополь-Вух, музей
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Керов, В. В.
    Между традиционализмом и модернизацией [Текст] : (сакрализация повседневности и мирская аскеза староверов XVIII-XIX веков в сравнительно-исторической перспективе). Ст. 1. Кризис русской духовной культуры XVIII века и идея оцерквления жизни / В. В. Керов // Общественные науки и современность. - 2010. - N 5. - С. 111-125. - Библиогр.: с. 123-125. - Окончание следует . - ISSN 0869-0499
УДК
ББК 86.37
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Христианство в целом, 19 в.; 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
традиционализм -- модернизация -- сакрализация повседневности -- пластическое мышление -- мирская аскеза -- староверы -- старообрядчество
Аннотация: Аскетически-деятельное начало в исторических религиях считается одним из важнейших факторов модернизации общества. У историков религии давно стоит на повестке дня вопрос о сакрализации повседневности и формировании "мирской аскезы" в восточном христианстве, в частности в православии. Представлено изучение данной проблемы по отношению к старообрядцам.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Антонов, Д. (канд. ист. наук; доц.).
    "Пестрый зверь рысь": антихрист в средневековой иконографии [Текст] / Д. Антонов // Россия XXI. - 2011. - N 3. - С. 22-51. - Библиогр. в сносках. - Окончание. Начало: N 2 . - ISSN 0869-8503
УДК
ББК 86.37 + 63.3(0)4 + 83.3(2Рос=Рус)3
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Христианство в целом

   История

   Средние века

   Литературоведение

   Древнерусская литература

Кл.слова (ненормированные):
антихрист -- добро -- древнерусская иконография -- зло -- исторические памятники -- литературные персонажи -- религиозные тексты -- семиотика -- силы тьмы -- средневековая иконография -- средневековая христианская книжность
Аннотация: Антихрист - ключевая фигура апокалиптических пророчеств, который явится перед Концом света. В средневековой христианской книжности встречаются самые разные идеи о том, каковы будут его облик и природа. В статье рассматривается семиотика этих многочисленных и вариативных изображений. Кроме того, проводится обзор раннехристианских текстов и европейской визуальной традиции, которые повлияли на формирование русской иконографии Врага.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Душенко, К. В.
    Восприятие книжной гравюрой иконографии живописи рококо в первой половине - середине XVIII века [Текст] / К. В. Душенко // Культурология. - 2014. - № 4. - С. 89-91. - Реф. ст.: Борщ Е. В. Восприятие книжной гравюрой иконографии живописи рококо в первой половине - середине XVIII века // Борщ Е. В. Со-творение одного искусства: французская книжная гравюра XVIII века. - Екатеринбург: Уральская архитектурно-художественная академия, 2013. - С. 65-76 . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 85.10
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Изобразительное искусство в целом--Франция, 18 в. 1-я пол.

Кл.слова (ненормированные):
живописцы рококо -- книжная гравюра -- книжная иллюстрация -- книжная культура -- рефераты -- рококо -- французская живопись -- французская книжная гравюра
Аннотация: Роль живописцев рококо в развитии французской книжной гравюры.


Доп.точки доступа:
Борщ, Е. В. \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лещева, Яна Игоревна (аспирант).
    "Вращающийся диск" в византийской иконографии. Поиски смысла [Текст] / Лещева Яна Игоревна // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2014. - № 3 (27). - С. 35-44. - Библиогр.: с. 42 (28 назв. ) . - ISSN 1998-9938
УДК
ББК 63.3(4)4 + 85.103
Рубрики: История--Византия, 11 в.; 12 в.; 13 в.; 14 в.
   Европа в Средние века

   Изобразительное искусство и архитектура

   История изобразительного искусства

Кл.слова (ненормированные):
Логос -- богословские тексты -- богословское толкование -- вращающиеся диски -- иконографические сюжеты -- иконография -- иконы -- росписи -- световая символика -- символика вращающихся дисков -- символика света -- синайские памятники -- сюжеты -- фрески -- храмы
Аннотация: Рассматривается сюжет "вращающегося диска" как пример световой символики византийской иконографии XI-XIV веков. Приводятся существующие гипотезы интерпретаций иконографии вращающихся дисков. На примере анализа иконных и фресковых изображений рассматривается вопрос символики дисков. Анализируются богословские источники, на основе которых делается вывод о возможном символическом значении этого иконографического сюжета.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гудимова, С. А.
    Образ Небесного Иерусалима в восточно-христианской иконографии [Текст] : [реферат] / С. А. Гудимова // Культурология. - 2015. - № 2. - С. 78-89. - Реф. ст.: Лидов А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточно-христианской иконографии. - Режим доступа: http: //rusarch. ru/lidov1. htm . - ISSN 2073-5588
УДК
ББК 85.141 + 85.113
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи, 11-15 вв.

   История архитектуры, 11-15 вв.

Кл.слова (ненормированные):
восточно-христианская иконография -- иконопись -- небесный иерусалим -- рефераты -- храмы -- христианское искусство
Аннотация: Анализ образа города Небесного Иерусалима в восточно-христианской иконографии.


Доп.точки доступа:
Лидов, А. М. \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Седова, Олеся Валерьевна (кандидат филологических наук; доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания).
    Символика основных цветов в иконографии святых князей Бориса и Глеба [Текст] / Седова Олеся Валерьевна // История в подробностях. - 2015. - № 7 (61). - С. 92-95 : 1 фот., 3 репрод. - Библиогр.: с. 95 (2 назв. ) . - ISSN 2078-1903
УДК
ББК 86.2
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие--Древняя Русь--Киевское великое княжество--Московское государство, 13 в.; 14 в.; 17 в.
   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
дни памяти святых -- зеленый цвет -- иконные образы -- иконография -- иконопись -- иконы -- красный цвет -- образы святых -- православные иконы -- православные праздники -- праздники -- символика цветов -- традиционные цвета -- цвета в иконописи -- церковные праздники -- языческие праздники
Аннотация: В иконографии Бориса и Глеба доминируют красный и зеленый цвета, из которых последний, кроме традиционной символики, имеет глубокий историко-культурный подтекст. Красный цвет в православной иконописи символизирует мученичество. Зеленый цвет является цветом преподобных и подвижников. Зеленый цвет преобладает в иконах Бориса и Глеба, где он не только присутствует в одежде князей, но и служит фоном иконы. Кроме того, изображения мучеников украшены зелеными побегами и ростками. Наиболее ранняя иконография святых князей говорит о том, что день памяти Бориса и Глеба был приурочен к языческому земледельческому празднику. В 1072 году был утвержден весенний православный праздник в память Бориса и Глеба, приуроченный ко 2 маю - языческому празднику первых ростков. С этих пор святые мученики-страстотерпцы в народных поверьях и преданиях стали ассоциироваться с плодородием и земледелием.


Доп.точки доступа:
Борис (сын Владимира Святославовича; русский князь; святой мученик-страстотерпец ; ?-1015); Глеб (сын Владимира Святославовича; русский князь; святой мученик-страстотерпец ; ?-1015)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маркина, Наталья Юрьевна (кандидат искусствоведения).
    Надвратный образ на Спасской башне Московского Кремля. Вопросы иконографии и происхождения памятника [Текст] / Н. Ю. Маркина // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2016. - № 3 (сентябрь). - С. 133-152 : рис. - Библиогр.: с. 145-147 . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История изобразительного искусства, 16 в. сер.; 16 в. 3-я четверть; 1514 г.

Кл.слова (ненормированные):
Пантократор -- взятие Смоленска -- древнерусское искусство -- иконография -- надвратные образы -- фрески
Аннотация: Статья посвящена фресковой композиции "Спас Смоленский". Изучение памятника берет начало в трудах историков, связывавших его появление с взятием Смоленска в 1514 г., что не подтверждается документально, поэтому необходима критическая переоценка традиционного мнения о дате создания произведения. Одним из новых источников по вопросу является иконография надвратного образа. В статье проводится его иконографический анализ и поиск аналогий, обнаруживаемых в искусстве середины - третьей четверти XVI в.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Горбунова, М. А. (соискатель).
    Особенности иконографии колеса Фортуны на фасаде средневекового собора [Текст] / М. А. Горбунова // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2015. - № 4. - С. 97-110. - Библиогр.: с. 110 (12 назв.) . - ISSN 0130-0083
УДК
ББК 85.113
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История архитектуры--Европа

Кл.слова (ненормированные):
Средние века -- аллегории -- готическая архитектура -- готические соборы -- иконография -- колесо Фортуны -- символические образы -- средневековые соборы
Аннотация: В архитектурном убранстве готических соборов колесо Фортуны раскрывает широкий спектр своих символических значений. В статье представлена краткая история появления колеса Фортуны и возможные предпосылки сложения его иконографии в Средние века.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Антонов, Д. И.
    Знаки и зрители: роль "микрорассказа" в древнерусской иконографии [Текст] / Д. И. Антонов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2017. - № 3, Ч. 1. - С. 10-11. - Библиогр.: с. 11 . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История изобразительного искусства

Кл.слова (ненормированные):
библейские сюжеты -- древнерусское искусство -- иконография -- иконы -- иллюстрация житий святых -- микрорассказ -- символы -- средневековая теология -- средневековые образы -- храмовые образы
Аннотация: О роли и потенциальном адресате мелких знаков, которые формировали "микрорассказ" на храмовом образе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)