Портер, Рой. (проф.).
    Научная революция и университеты [Текст] / Рой Портер // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2004. - N 7. - С. 39-45. - Окончание.- Начало см.: Alma mater.- 2004.- N 6.- Публикуется с сокращениями.- Источник: University in Early Modern Europe (1500-1800) / Edited by H. De Ridder-Symoens // A History of the University in Europe / General Editor Walter Ruegg.- Cambridge University Press, 1996.- Vol. II.
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Высшее профессиональное образование--История образования, 16-18 вв.
   Наука. Науковедение--История науки

   Европа
    Италия

    Франция

    Великобритания

    Англия

    Санкт-Петербург

    Испания

    Оксфорд

    Кембридж

Кл.слова (ненормированные):
научная революция -- университеты -- история науки -- история университетов -- научная мысль -- академии -- научные исследования -- естественнонаучные знания
Аннотация: Рассматривается период вклада университетов в научную революцию 16-17 веков, и как наука культивируется в университетах. Развитие науки распределяется между университетом и другими центрами интеллектуальной практики: академиями, обществами, специализированными исследовательскими центрами.





    Ахтаханов, Р. А. (профессор).

    Еще один взгляд на реформу образования [Текст] / Р. А. Ахтаханов ; Г. Г. Травушкин // Инновации в образовании. - 2005. - N 1. - С. . 40-42. - Библиогр.: с. 42 (3 назв. ). - s, 2005, , rus. - RUMARS-inno05_000_001_0040_1. - Научная библиотека Марийского государственного университета. - N 1. - С. 40-42. - inno05_000_001_0040_1, 1, 40-42
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика--Общая педагогика
Кл.слова (ненормированные):
гуманитарные знания -- естественнонаучные знания -- реформы образования
Аннотация: Анализируя современное состояние образования, авторы пришли к выводу, что реформа образования должна идти по пути повышения объема "передачи" концептуальных знаний, и, как следствие, увеличения объема естественнонаучных дисциплин в государственном образовательном стандарте.


Доп.точки доступа:
Травушкин, Г. Г. (канд. техн. наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ерохина, Т. А. (аспирант).
    Проблема истинности научного знания в историческом развитии в вузовском естественнонаучном образовании [Текст] / Ерохина Т. А. // Аспирант и соискатель. - 2008. - N 3. - С. 53-56 . - ISSN 1608-9014
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
научное знание -- истинность -- научные теории -- научные гипотезы -- гипотезы -- вузовское образование -- естественнонаучные знания
Аннотация: Подробно обсуждается проблема истинности знания применительно к естественно-математическому вузовскому образованию.





    Автономова, Е. Е. (аспирант).
    Персонифицированная история науки и педагогическое образование преподавателей [Текст] / Автономова Е. Е. // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 3. - С. 72-74 . - ISSN 1608-9014
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
педагогическая наука -- ученые -- педагогическая деятельность -- педагоги -- естественнонаучные знания -- педагогическое наследие
Аннотация: Речь идет об образцах педагогической деятельности известных ученых-естествоиспытателей. Выделены составляющие процесса самосовершенствования преподавателя высшей школы, связанные с изучением материала известных ученых-испытателей прошлого.


Доп.точки доступа:
Фарадей, М. (физик ; 1791-1867); Ампер, А. М. (математик, физик ; 1775-1836); Хвольсон, О. Д. (исследователь-физик ; 1852-1934); Менделеев, Д. И. (ученый-химик ; 1834-1907)




    Адаменко, А. А.
    Формирование научной идеологии [Текст] / А. А. Адаменко // Инновации в образовании. - 2007. - N 10. - С. 148-162. - Библиогр.: с. 161-162 (11 назв. ) . - ISSN 1609-4646
УДК
ББК 86.37
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Христианство в целом

Кл.слова (ненормированные):
Адам -- библейские легенды -- библейские персонажи -- библейские сюжеты -- биополе -- Бог -- Ева -- естественнонаучные знания -- Иисус -- Иисус Христос -- Каин -- наука -- планетарное излучение -- религия -- экологическое сознание
Аннотация: Автор рассматривает некоторые библейские сюжеты и объясняет их с научной точки зрения, выдвигая идею действия планетарного излучения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Губин, Дмитрий.
    Как я повстречался с Петром Первым [Текст] / Дмитрий Губин // Огонек. - 2010. - N 14. - С. 44 : 1 фот. . - ISSN 0311-0097
УДК
ББК 72
Рубрики: Наука. Науковедение
   Общие вопросы науки

Кл.слова (ненормированные):
научные гипотезы -- научные исследования -- достижения науки -- наука о цивилизации -- наука о мире -- естественнонаучные знания -- научная картина мира
Аннотация: Рассуждения о научной картине мира и ее месте в цивилизации общества.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Медведев, Дмитрий Анатолиевич (Президент России).
    Выступление Д. А. Медведева на церемонии вручения премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2008 год (9 февраля 2009 г., Москва, Кремль) [Текст] / Д. А. Медведев // Социология образования. - 2010. - N 3. - С. 10-13 . - ISSN 1561-2465
УДК
ББК 72
Рубрики: Наука. Науковедение
   Общие вопросы науки

Кл.слова (ненормированные):
ученые -- молодые ученые -- церемонии награждения -- лауреаты премий -- лауреаты -- президентские премии -- государственные премии -- развитие науки -- естественнонаучные знания
Аннотация: Президент РФ Д. А. Медведев вручил государственные президентские премии молодым ученым - лауреатам премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.


Доп.точки доступа:
Медведев, Д. А. (Президент Российской Федерации); Ревнивцев, М. (доктор физико-математических наук ; лауреат премии Президента РФ для молодых ученых); Кузнецов, А. (лауреат премии Президента РФ для молодых ученых); Кривовичев, С. (лауреат премии Президента РФ для молодых ученых); Ачкасов, Е. (хирург ; лауреат премии Президента РФ для молодых ученых)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Орлова, Е. В.
    Трубящие ангелы, возвещающие о природных явлениях и процессах, в русском средневековом искусстве [Text] / Е. В. Орлова, Р. А. Симонов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2013. - № 3, Ч. 2 (сентябрь). - С. 101 . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История изобразительного искусства--Россия--Московское государство

Кл.слова (ненормированные):
ангелы -- естественнонаучные знания -- изобразительное искусство -- образы ангелов -- природные явления -- средневековая наука -- средневековое искусство
Аннотация: С точки зрения истории естествознания рассматриваются образы ангелов в русском средневековом искусстве.


Доп.точки доступа:
Симонов, Р. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тихон (Полянский).
    Календарно-математические аспекты в тексте "Златой цепи" из сборника РГБ. Юдинск. 2 [Текст] / Тихон // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2013. - № 3, Ч. 3 (сентябрь). - С. 109-110 . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 72.3
Рубрики: Наука. Науковедение
   История науки--Россия--Древняя Русь, 14 в.

Кл.слова (ненормированные):
древнерусская наука -- естественнонаучные знания -- исторические источники -- календарно-математические знания -- космологические представления -- рукописи -- средневековая книжность
Аннотация: Изучается календарно-математический памятник древнерусской литературы "Сказание о том, за сколько лет каждый круг обновляется".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Оленева, Оксана Станиславовна (доцент).
    Базовые естественнонаучные знания как основа для формирования личности, понимания взаимосвязанности явлений, единства мироустройства [Текст] / О. С. Оленева // Экологический вестник России. - 2013. - № 12. - С. 64-67. - Библиогр.: с. 67 (3 назв.) . - ISSN 0868-7420
УДК
ББК 20.1 + 74.58
Рубрики: Экология
   Теория и методы изучения и охраны окружающей среды

   Образование. Педагогика

   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
Федеральные образовательные стандарты -- высшее образование -- естественнонаучные знания -- изучение экологии
Аннотация: Рассмотрены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по ряду специальностей и направлений подготовки в части изменений цикла математических и естественнонаучных дисциплин и исключения из образовательных программ бакалавриата таких дисциплин как "Концепции современного естествознания" и "Экология". Обосновывается необходимость включения аспектов устойчивого развития и экологии в образовательный процесс.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Леонтьева, Е. Ю.
    В. П. Кохановский - исследователь и учитель [Текст] / Е. Ю. Леонтьева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - № 3. - С. 139. - Доклад на конференции "Современная философия науки и диалектика" (Ростов-на-Дону, 12 мая 2014 г. ) . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
доклады -- естественнонаучные знания -- конференции -- мыслители -- философы
Аннотация: В. П. Кохановский - великий русский мыслитель, исследователь, учитель.


Доп.точки доступа:
Кохановский, В. П. (ученый-философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Жуков, В. Н. (доктор философских наук; профессор).
    Несколько слов о преподавании философии [Текст] / В. Н. Жуков // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2015. - № 10. - С. 17-20 . - ISSN 0321-0383
УДК
ББК 74.26 + 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия
   Методика преподавания учебных предметов

   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
высшее образование -- гуманитарные знания -- естественнонаучные знания -- информация -- объективность истины -- преподавание философии -- философия
Аннотация: Представлен подробный анализ процесса преподавания курса философии в российском высшем учебном заведении. Особое внимание автором уделено современным особенностям преподавания данной дисциплины в вузе, в связи с чем выявлены основные характерные недостатки такового. По мнению автора, основные недостатки философско-образовательного процесса состоят в том, что к преподаванию философии нельзя относиться как просто к «предоставлению информационных услуг» студенту, поскольку именно такое отношение имеет результатом развитие вульгарно-механического, информационно-потребительского мышления, чуждого самому духу философии. В связи с этим автором предложена концепция нового типа преподавания философии в высшем учебном заведении, которая базируется на следовании исторической логике развития самого предмета.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мильков, В. В.
    Естественнонаучные сведения в "Толковой Палее" и их источники [Текст] / В. В. Мильков // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2015. - № 3, Ч. 2 (сентябрь). - С. 85-86. - Библиогр.: с. 86 . - ISSN 2071-9574
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)3
Рубрики: Литературоведение
   Древнерусская литература

Кл.слова (ненормированные):
античная философия -- антропологические трактаты -- двойственная сущность человека -- древнерусская книжность -- естественнонаучные знания -- человеческое тело
Аннотация: Автор анализирует заимствования естественнонаучных сведений Толковой Палеи из Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маркелов, Глеб Валентинович (старший научный сотрудник).
    Иконография Лицевого летописца о небесных явлениях [Текст] / Г. В. Маркелов, А. В. Сиренов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2017. - № 2. - С. 319-338 : рис. - Библиогр.: с. 336-338 (22 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 63.211 + 76.10
Рубрики: История
   Источниковедение

   Книжное дело

   Общее книговедение--Россия, 17 в.

Кл.слова (ненормированные):
астрономические явления -- атмосферные явления -- древнерусская книжность -- древнерусские летописи -- естественнонаучные знания -- иконография -- история древнерусской книжности -- история книжности -- история русской культуры -- летописание -- летописи -- лицевые летописи -- миниатюры -- небесные явления -- памятники древнерусской книжности
Аннотация: Статья посвящена исследованию уникального источника - Лицевого летописца о небесных явлениях, составленного в Казани в начале XVII в. В настоящее время известно всего три памятника древнерусского летописания, текст которых сопровождается иллюстрациями: Радзивилловская летопись, Лицевой летописный свод и Ремезовская летопись. Эти летописи были введены в научный оборот еще в XVIII в. и к настоящему времени изданы факсимильно, а также всесторонне исследованы. Обнаружение неизвестных лицевых летописей - явление крайне редкое. Летописец о небесных явлениях из собрания Библиотеки Российской академии наук является, таким образом, одним из редких памятников древнерусской книжности - Лицевой летописью. Этот Летописец существенно отличается от других известных лицевых летописей, прежде всего тем, что его автора интересовали только астрономические и атмосферные явления, наблюдаемые на Руси с древнейших времен до середины XVI в. Все эти явления он тщательно зарисовывал. Характер изображений таков, что приближается к чертежам или схемам. Присутствующие в рукописи иллюстрации-схемы свидетельствуют об интересе к астрономии, о зачатках естественнонаучных знаний в России начала XVII в. До настоящего времени подобные естественнонаучные штудии обнаружены не были, что определяет еще один аспект в изучении лицевого Летописца. Изучение естественнонаучных представлений автора летописца позволит выявить новый материал для исследования начального этапа истории астрономии и физики в России. Важное направление в изучении Лицевого летописца состоит в  анализе содержания и  особенностей текста летописных известий. Источниками летописца, по предварительной оценке, были памятники общерусского летописания XVI в., однако сам летописец носит явно частный характер. Последние по времени и уникальные по эмоциональной окраске записи сделаны в царствование Лжедмитрия I - современником о недавних событиях, что придает этим записям особенную ценность. Таким образом, данный памятник летописания отражает процесс прекращения общерусской летописной традиции, характерный для русского летописания второй половины XVI в. и до сих пор обстоятельно неизученный. Статья посвящена иконографии лицевого "Летописца о  небесных явлениях». Осуществлено описание и проведен анализ миниатюр. Они были сопоставлены с миниатюрами Лицевого летописного свода, а также с изображениями из хроник М. Бельского и К. Ликостена. Доказано, что миниатюры Лицевого летописца были созданы под влиянием гравюр Хроники К. Ликостена, перевод которой готовился в Москве в 1599 г. Отдельные миниатюры Лицевого летописца испытали влияние гравюр Хроники М. Бельского.


Доп.точки доступа:
Сиренов, Алексей Владимирович (доктор исторических наук; доцент; член-корреспондент Российской академии наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Князева, Елена Николаевна (доктор философских наук; профессор).
    Биосемиотика: истоки междисциплинарного направления [Текст] / Е. Н. Князева // Вопросы философии. - 2018. - № 11. - С. 86-98. - Библиогр.: с. 96-98 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87 + 13
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

   Общенаучные и междисциплинарные знания

   Семиотика, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
биосемиотика -- гуманитарные знания -- естественнонаучные знания -- естественный интеллект -- искусственный интеллект -- междисциплинарность -- природный мир человека -- развитие биосемиотики -- техносфера -- философская антропология
Аннотация: В статье рассматривается биосемиотика с момента ее рождения в начале XX в., ее рецепция в философской антропологии и науке XX в. и перспективы ее современного развития. Именно с именем Себеока связаны популяризация учения Икскюля и придание биосемиотике особого статуса как перспективного междисциплинарного (или трансдисциплинарного) направления исследований. Биосемиотика сегодня по своему концептуальному арсеналу близка теории сложных адаптивных систем, биокибернетике, концепции энактивизма в когнитивной науке и неклассической эпистемологии. Исследуя живые системы как оперирующие знаками, выделяющие знаки и обретающие способность их интерпретировать, биосемиотика стремится проникнуть в глубинные истоки происхождения смысла во Вселенной и тем самым способствует развитию методологических основ теории коммуникации и расширенного экологического подхода. Обосновывается, что биосемиотика предлагает новые концептуальные и методологические средства для научного понимания ума (сознания) и смысла, для изучения богатого разнообразия невербальных человеческих, животных и растительных коммуникативных процессов, синкретической связи восприятия и действия, природы жизненного мира организмов и конфигурации их семантических ландшафтов. Исторический анализ становления и развития биосемиотики позволяет оценить ее вклад в развитие современных междисциплинарных исследовательских стратегий, обладающих интегративными возможностями, намечающих пути синтеза естественнонаучного (прежде всего, биологического) и гуманитарного знания, а также указывающих на перспективные шаги в изучении взаимного проникновения природного мира человека и техносферы, естественного и искусственного интеллекта, способов конструирования современных киберфизических систем.


Доп.точки доступа:
Себеок, Т. (американский семиотик и лингвист ; 1920-2001); Икскюль, Я. И. (биолог; зоопсихолог; философ ; 1864-1944)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Жарковская, Т. Г. (кандидат педагогических наук).
    Интегрированный урок как форма организации межпредметного взаимодействия [Текст] = Integrated Lesson As a Form of Organizing Interdisciplinary Interaction / Т. Г. Жарковская, И. Ю. Синельников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2020. - № 4. - С. 13-17. - Библиогр.: с. 16-17 (11 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарные знания -- естественнонаучные знания -- интегрированный урок -- межпредметное взаимодействие -- межпредметные понятия
Аннотация: Рассматриваются возможности интегрированных уроков как способ междисциплинарного взаимодействия и обновления содержания образования. Показано, как организация подобных уроков вокруг рассмотрения различных проблемных вопросов (исторических, этических, биологических и др. ) создает возможности для формирования у учащихся многомерной картины мира, включающей в себя высшие ценности науки, культуры, для применения школьниками знаний и навыков, необходимых для решения сложных жизненных проблем современного мира, в котором им предстоит жить.
Opportunities of integrative lessons as a way of interdisciplinary interaction and revision of the educational content are considered in the article. It is shown as the organization of such lessons around considering different problem points (historical, ethical, biological etc. ) creates opportunities for multidimensional world’s view forming, including highest values of science, culture for using by students knowledge and skills necessary in solving difficult actual problems of contemporary world.


Доп.точки доступа:
Синельников, И. Ю. (кандидат педагогических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Фундаментальная наука и практика: от мультидисциплинарного анализа научения, памяти и моральных решений к практико-ориентированным разработкам методов обучения и воспитания [Текст] = Fundamental Science and Practice: From a Multidisciplinary Analysis of Learning, Memory and Moral Judgements to Applied Methods of Education / Ю. И. Александров, А. А Созинов, О. Е. Сварник [и др.] // Психологический журнал. - 2022. - Т. 43, № 2. - С. 5-19. - Библиогр.: с. 13-19 (55 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
академическая успеваемость -- естественнонаучные знания -- исследования фундаментальной науки -- ментальность российских школьников -- методы воспитания -- методы обучения -- моральные решения -- мультидисциплинарный анализ -- научение -- общеобразовательные школы -- организация образовательного процесса -- память -- познавательная мотивация -- практика -- практико-ориентированные разработки -- прикладные исследования -- российские школьники -- стрессы -- фундаментальная наука -- школьное образование
Аннотация: Обсуждается проблематичность прямого, непосредственного переноса закономерностей, выявляемых в фундаментальной науке, в практическую область, и формулировка на их основе новых методов обучения и воспитания. Обосновывается положение о том, что переход от фундаментального знания к практике образования осуществляется эффективно при включении специального промежуточного этапа - прикладных исследований. Отмечены положения, сформулированные на базе исследований фундаментальной науки, и рассмотрены результаты ряда связанных с ними экспериментальных практико-ориентированных работ, проведенных в школах разных регионов совместно с учителями этих школ.


Доп.точки доступа:
Александров, Ю. И.; Созинов, А. А.; Сварник, О. Е.; Созинова, И. М.; Булава, А. И.; Колбенева, М. Г.; Апанович, В. В.; Сухино-Хоменко, Е. А.; Арутюнова, К. Р.; Бахчина, А. В.; Ананьева, К. И.; Знаков, В. В.; Носуленко, В. Н.; Постылякова, Ю. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иванов, Андрей Владимирович (доктор философских наук).
    Принципы диалога науки и религии в работе В. Н. Ильина "Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира" [Текст] / А. В. Иванов // Религиоведение. - 2023. - № 1. - С. 92-99. - Библиогр.: с. 98-99 (12 назв.) . - ISSN 2072-8662
УДК
ББК 86.2
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
богословы -- гуманитарные знания -- естественнонаучные знания -- наука и религия -- научные диалоги -- происхождение мира -- религиозные диалоги -- религиозные тексты -- религия и наука -- русское зарубежье -- творение мира -- философы
Аннотация: Рассмотрены принципы диалога науки и религии, сформулированных в работе Владимира Николаевича Ильина "Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира".


Доп.точки доступа:
Ильин, В. Н. (философ; богослов ; 1891-1974)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)