Дубровская, Светлана Анатольевна (доктор филологических наук; профессор). Наследие М. М. Бахтина и вызовы современного образования [Текст] : взгляд из 2010-х / С. А. Дубровская, О. Е. Осовский> // Вопросы образования. - 2021. - № 3. - С. 284-297. - Библиогр.: с. 295-297 (27 назв. ). - Рец. на кн.: Bakhtin in the Fullness of Time: Bakhtinian Theory and the Process of Social Education / Brandist C., Gardiner M. E., White E. J., Mika C. (eds). London: Routledge, 2020. - Рец. на кн.: Бахтин в полноте времени: бахтинская теория и процесс социального образования / ред. Брандист К., Гардинер М. Э., Уайт Э. Дж., Мика К. Лондон: Рутледж, 2020. . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика--Россия, 20 в.; 1920 г.; 21 в.; 2010 г. Кл.слова (ненормированные): Бахтина теория -- Бахтинское наследие -- диалог -- диалогическая педагогика -- карнавал -- полифония -- рецензии -- теория Бахтина -- хронотоп Аннотация: Детально анализируя коллективную монографию, посвященную теории М. М. Бахтина, авторы размышляют о месте и значении его идей для теории и практики западного образования в последние десятилетия. Они выделяют в книге три основных проблемных поля. Это прежде всего выявление тех философских и социокультурных источников, которые предшествовали во времени формированию взглядов Бахтина и во многом определили характер его ответов на вызовы современности в ранних философских текстах, в книгах о Достоевском и о романе воспитания. Второе проблемное поле - диалог Бахтина с современниками. Этот диалог мог быть открытым и активным, заостренно полемическим, как в ситуации с новейшими эстетическими и литературными течениями в России в начале 1920-х годов, но иногда он оказывался "неслышным", и исследователи могут предложить только его реконструкцию, исходя из созвучия идей М. М. Бахтина и Л. С. Выготского или П. Фрейре. Третье проблемное поле - трансформация бахтинской теории в практику обучения, идет ли речь об использовании диалога и его потенциала в ходе работы с иностранцами, или об обеспечении образовательных возможностей для представителей наиболее экономически уязвимых сегментов южноафриканского общества, или об общении с дошкольниками в детском саду. Авторам книги удалось убедительно показать, как бахтинская теория становится ключевым элементом сегодняшней теории и практики образования. При этом важны не только собственно идеи Бахтина, прежде всего понятия диалога, полифонии, карнавала и хронотопа, но и то свободное многоголосие, без которого невозможна любая творческая практика. Доп.точки доступа: Осовский, Олег Ефимович (доктор филологических наук; профессор; главный научный сотрудник) \.\; Бахтин, М. М. (философ ; 1895-1975) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Осовский, Олег Ефимович (доктор филологических наук). "Умение познать и умение выразить себя": размышления над книгой о диалогических методах в современной гуманитаристике [Текст] / О. Е. Осовский, В. П. Киржаева> // Вопросы философии. - 2022. - № 11. - С. 24-33. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): гуманитаристика -- диалогизмы -- диалогическая педагогика -- диалогическая социология -- диалогические методы -- диалогическое мышление -- неокантианство -- рецепция идей Аннотация: Предлагается осмыслить роль М. М. Бахтина и место его идей в современном мире с учётом того, что сегодня Бахтин один из самых цитируемых гуманитариев. Непосредственным поводом для размышления стала публикация сборника "Вдохновенные Бахтиным: Диалогические методы", участники которого предприняли попытку показать, что бахтинская идея диалогизма реализуется в различных сферах гуманитаристики. Доп.точки доступа: Киржаева, Вера Петровна (доктор педагогических наук); Бахтин, М. М. (литературовед; философ ; 1895-1975); Фрайзе, М. (профессор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |