Шиян, О. А.
    Развивающее образование в вузе [Текст] : диалектическая структура учебного курса как условие развития студентов / О. А. Шиян // Психологическая наука и образование. - 2008. - N 2. - С. 9-17 . - ISSN 1814-2052
УДК
ББК 88.5 + 88.40
Рубрики: Психология
   Социальная психология

   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
экспериментальная психология -- позиционное обучение -- развивающее обучение -- диалектическое мышление -- структурно-диалектический подход к обучению
Аннотация: О проекте развивающего обучения для высшей школы, в котором целью обучения является развитие диалектического мышления.





    Нуруллин, Р. А.
    Метафизическая модель информационного основания реального бытия [Текст] / Р. А. Нуруллин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - N 2, февраль. - С. 11-18. - Библиогр.: с. 18 (9 назв. ) . - ISSN 1814-6457
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
бытие -- метафизические модели -- диалектическое мышление -- метафизика -- бытие вещей -- реальность
Аннотация: Отказ от метафизики стал лозунгом постмодернизма. Если идеализм приводит к теологическому решению существования мира необходимых законов бытия, то материализм приводит к объективным противоречиям в системе научной картины мира. Такая ограниченность есть порождение моноонтичного мышления, что требует выхода к полионтичным (виртуальным) представлениям о мире, отвечающим сегодняшним достижениям науки и культуры в целом.





    Давыдов, А. В.
    Особенности интерпретации диалектической методологии при аналитике сущности субъекта И. А. Ильиным и Э. В. Ильенковым [Текст] / А. В. Давыдов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2010. - N 2. - С. 8-11. - Библиогр.: с. 11 (5 назв. ) . - ISSN 0321-3056
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
субъекты -- познание -- объективный дух -- диалектическое мышление -- диалектика
Аннотация: Даны анализ и оценка взглядов русских мыслителей XX в. И. А. Ильина и Э. В. Ильенкова в рамках характеристики ими основных законов диалектического мышления и сущности субъекта познания Г. В. Ф. Гегеля. Результатом исследования явилось понимание того, что диалектика Гегеля была и остается одним из основополагающих пунктов философской методологии, однако интерпретация гегелевской диалектики существенно определяется природой субъекта познания.


Доп.точки доступа:
Ильин, И. А. (русский мыслитель); Ильенков, Э. В. (русский мыслитель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лартома, Ж. П.
    Действительно ли мы такие плохие диалектики? [Текст] / Ж. П. Лартома ; пер. А. В. Соловьева // Философия и общество. - 2011. - N 1. - С. 180-187 . - ISSN 1681-4339
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия--Франция
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
диалектика -- философы -- субъективность -- диалектика субъективности -- диалектическое мышление -- диалектический разум
Аннотация: Об истории диалектической мысли во Франции.


Доп.точки доступа:
Соловьев, А. В. \.\; Сартр, Ж. П.; Арон, Р.; Бродель, Ф.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Соколова, Е. Е.
    Фундаментальные принципы университетского образования и психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева [Текст] / Е. Е. Соколова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 1. - С. 12-24. - Библиогр.: с. 23-24 (24 назв. ) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.1 + 88.36
Рубрики: Психология
   История психологии

   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
психологическая теория -- теория деятельности -- образование -- воспитание -- мышление -- диалектическая логика -- конкретное мышление -- диалектическое мышление -- формирование мышления -- саморазвитие -- потребность саморазвития
Аннотация: В статье анализируются фундаментальные принципы университетского образования в их понимании А. Н. Леонтьевым: формирование диалектического мышления, единство обучения и воспитания, производство потребности в саморазвитии. Обсуждаются проблемы и перспективы использования идей А. Н. Леонтьева в современном образовании в контексте последних реформ средней и высшей школы.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ромашкин, Константин Игоревич (доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева).
    Синергетическое мышление в постнеклассической науке [Текст] / К. И. Ромашкин, А. А. Мамедов // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - N 5. - С. 210-218. - Библиогр. в сносках (16 назв. )
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
синергетика -- мышление -- диалектическое мышление -- синергетическое мышление -- наука -- постнеклассическая наука -- постнеклассика -- нелинейность -- незамкнутость -- неустойчивость -- хаос -- бифуркация -- элементы синергетики
Аннотация: В статье анализируется роль синергетического мышления в постнеклассической науке, рассматриваются основные элементы синергетики - нелинейности, незамкнутости, неустойчивости, хаоса и др.


Доп.точки доступа:
Мамедов, Азер Агабала-оглы (кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Угренинова, Е. А.
    Логическая структура, метод построения и признаки правового презумптивного положения [Текст] / Е. А. Угренинова // Юристъ - правоведъ. - 2012. - № 3. - С. 5-9. - Библиогр.: с. 8-9 (11 назв. ) . - ISSN 1817-7093
УДК
ББК 67.0
Рубрики: Право
   Общая теория права

Кл.слова (ненормированные):
логические структуры -- дедукция -- индукция -- правовые презумпции -- умозаключения -- вероятные предположения -- диалектическое мышление -- нормативность -- формальная определенность
Аннотация: В данной статье категория "правовая презумпция" рассмотрена в логическом и философско-правовом измерениях. Автор раскрывает структуру и метод построения презумптивных положений, систематизирует основные признаки этого вида нормативно-правового предписания. На основе проведенного исследования в работе предложено авторское определение "правовой презумпции".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Белолуцкая, А. К.
    Подходы к исследованию диалектического мышления [Текст] = Approaches to the study of dialectical thinking / А. К. Белолуцкая // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 2. - С. 44-54. - Библиогр.: с. 51-53 (50 назв.). - Резюме на англ. яз. . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности--Россия

Кл.слова (ненормированные):
аналитические обзоры -- диалектическое мышление -- зарубежные ученые -- интеллект -- исследование диалектического мышления -- исследовательские методологии -- когнитивная психология -- когнитивное развитие -- развитие интеллекта -- российские ученые -- свойства личности -- структурно-диалектический подход -- творчество
Аннотация: Аналитический обзор ключевых зарубежных подходов к изучению диалектического мышления. Сопоставление с результатами работ российских исследователей, выполненных в рамках структурно-диалектического подхода. Целью данного анализа было охарактеризовать актуальное состояние проблематики и очертить перспективные направления дальнейших научных изысканий, связанных с развитием диалектического мышления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Жовтун, Дмитрий Тимофеевич (профессор; доктор философских наук).
    Герменевтическая диалектика в гуманитарном познании [Текст] / Жовтун Дмитрий Тимофеевич // История государства и права. - 2018. - № 11. - С. 26-30. - Библиогр.: с. 30 (1 назв. ) . - ISSN 1812-3805
УДК
ББК 67.0 + 87.21 + 67.0 + 87.21
Рубрики: Право
   Общая теория права

   Философия

   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
герменевтика -- герменевтическая диалектика -- диалектика -- диалектическое мышление -- истина -- мышление -- противоречия
Аннотация: В статье рассматриваются новые методологические аспекты диалектики, проявляющиеся в сочетании ее принципов с принципами герменевтики в гуманитарном познании.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Калинина, С. Б. (кандидат психологических наук).
    Педагогические условия формирования общенаучных понятий у курсантов младших курсов военного вуза [Текст] / С. Б. Калинина // Инновации в образовании. - 2019. - № 2. - С. 94-99. - Библиогр.: с. 98-99 (10 назв. ) . - ISSN 1609-4646
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
военное образование -- военные вузы -- диалектическое мышление -- курсанты -- модернизация -- модернизация образования -- мотивация -- обучение студентов -- педагогические условия -- профессиональная подготовка
Аннотация: Обоснована возможность развития у курсантов диалектического мышления и формирования общенаучных понятий на основе применения комплекса разработанных педагогических условий. Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании, описании результатов экспериментального исследования применения данного комплекса в процессе преподавания у курсантов военного вуза, где традиционно наблюдается низкая мотивация изучения общенаучных философских понятий.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Князев, Ю.
    Научный и идеологический аспекты социальных теорий [Текст] : (на примере марксизма) / Ю. Князев // Экономист. - 2019. - № 12. - С. 65-72. - Библиогр.: с. 72 . - ISSN 0869-4672
УДК
ББК 65.01
Рубрики: Экономика
   Общая экономическая теория

Кл.слова (ненормированные):
диалектика -- диалектическое мышление -- идеология и наука -- история экономической мысли -- капитализм -- капиталистическое общество -- марксизм -- методология общественных наук -- наука и идеология -- общественные науки -- общественные отношения -- политическая экономия -- политэкономия -- рыночная экономика -- рыночные механизмы -- современное общество -- социальные теории -- философы -- экономисты
Аннотация: В общественных науках идеологическая компонента часто становится определяющей. Так, полный отказ от марксизма, в том числе от диалектического мышления, привел к неправильной интерпретации рыночных механизмов.


Доп.точки доступа:
Маркс, К. (философ ; 1818-1883)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Третьяков, Дмитрий Владимирович (кандидат философских наук; доцент).
    Ильенковские чтения-2019. Обзор международной научной конференции [Текст] / Д. В. Третьяков // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - С. 204-210 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
диалектическое мышление -- закономерности развития сознания -- история культуры -- конференции -- логика диалектического мышления -- советские философы -- сознание -- сознание в истории культуры -- философское наследие -- философы -- чтения
Аннотация: Обзор международной научной конференции, где подробно анализируется логика диалектического мышления о закономерностях развития сознания в истории культуры.


Доп.точки доступа:
Ильенков, Э. В. (советский философ ; 1924-1979); Ильенковские чтения-2019: Э. В. Ильенков: проблема единства и целостности философско-мировоззренческих взглядов, Международная научная конференция
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ракитянский, Николай Митрофанович (доктор психологических наук; профессор).
    Догматический принцип в политико-психологических исследованиях культурно-цивилизационных систем [Текст] = The dogmatic principle in the political and psychological studies of cultural-civilizational systems / Ракитянский Николай Митрофанович // Век глобализации. - 2020. - № 3 (35). - С. 112-126. - Библиогр.: с. 122-126 (88 назв.) . - ISSN 1994-9065
УДК
ББК 17
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания
   Глобалистика

Кл.слова (ненормированные):
глобализация -- деконтекстуализация -- диалектическое мышление -- догма -- догмат -- догматический принцип -- догматическое мышление -- закон контекста -- контекстуализация -- контексты -- ортодоксия -- ортопраксия -- рефлексия
Аннотация: В статье представлен концептуальный анализ догматического принципа, показано его методологическое значение как для политико-психологических, так и для гуманитарных исследований в целом.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Гетерохронность развития диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] = Heterochronicity of Dialectic Thinking Development in Preschool 5-7-Years-Old Children / Н. Е. Веракса, О. В. Алмазова, З. В. Айрапетян, К. С. Тарасова // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42, № 4. - С. 59-73 : рис., табл. - Библиогр.: с. 71-73 (32 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
гетерохронность развития -- дети старшего дошкольного возраста -- диалектические задачи -- диалектические мыслительные действия -- диалектическое мышление -- мышление детей дошкольного возраста -- психология развития -- развитие диалектического мышления -- старший дошкольный возраст -- структурно-диалектическая психология -- структурно-диалектический подход
Аннотация: Структурно-диалектическая психология нацелена на развитие способности видеть пространство возможностей в неопределенных ситуациях, преодолевать противоречия и мыслить творчески благодаря совершенствованию диалектических мыслительных процессов. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей развития диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста.


Доп.точки доступа:
Веракса, Н. Е.; Алмазова, О. В.; Айрапетян, З. В.; Тарасова, К. С.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Условия для поддержки диалектического мышления и понимания эмоций в детском саду [Текст] / А. К. Белолуцкая, Т. Н. Ле-ван, С. А. Зададаев [и др.] // Вопросы образования. - 2021. - № 3. - С. 237-259 : 1 табл. - Библиогр.: с. 253-259 (44 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика

Кл.слова (ненормированные):
ECERS-3 -- диалектическое мышление -- дошкольное образование -- качество образовательной среды -- образовательная среда ДОУ -- оценка качества образовательной среды -- понимание эмоций
Аннотация: Исследуется взаимосвязь условий, которые в ходе образовательного процесса в детском саду создает педагог для развития у детей диалектического мышления и способности понимать эмоции. Описаны созданные сотрудниками лаборатории развития ребенка МГПУ инструменты оценки тех характеристик образовательной среды дошкольной группы, которые связаны с поддержкой диалектического мышления детей и их способности понимать эмоции. Шкалы разработаны на основе принципов, заложенных в международный инструмент ECERS-3. Представлены результаты апробации инструментария, в ходе которой использованы метод контрастных групп, проверка согласованности экспертных оценок, оценка внутренней согласованности (альфа Кронбаха). С помощью апробированных инструментов затем проверялась гипотеза, что те педагоги дошкольного образования, которые создают условия для понимания детьми эмоций, значимо чаще организуют и среду для развития диалектического мышления. Выборку составила 31 дошкольная группа из 23 образовательных организаций, относящихся к 9 административным округам Москвы. В ней представлены группы как с низким, так и с высоким качеством образовательной среды. Методом корреляционного анализа показана значимая устойчивая взаимосвязь детсадовских условий, необходимых для формирования способности понимать эмоции и для развития диалектического мышления у детей. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный инструментарий для внедрения в систему оценки качества образовательной среды детских садов и могут послужить основанием для переосмысления педагогической практики эмоционального и когнитивного развития детей таким образом, чтобы она приобрела более целостный характер, системно учитывающий психологические особенности дошкольного детства.


Доп.точки доступа:
Белолуцкая, Анастасия Кирилловна (кандидат психологических наук; заведующая); Ле-ван, Татьяна Николаевна (кандидат педагогических наук; доцент; ведущий научный сотрудник); Зададаев, Сергей Алексеевич (кандидат физико-математических наук; доцент; руководитель); Шиян, Ольга Александровна (кандидат педагогических наук; доцент; ведущий научный сотрудник); Шиян, Игорь Богданович (кандидат психологических наук; заместитель директора; заведующий)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ракитянский, Николай Митрофанович (доктор психологических наук; профессор).
    Феномен догматического мышления в политической психологии: опыт теоретического анализа [Текст] / Н. М. Ракитянский // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2020. - № 5. - С. 36-54. - Библиогр. в конце ст., в сносках
УДК
ББК 66.01
Рубрики: Политика. Политология
   Философия и общая теория политики

Кл.слова (ненормированные):
деконтекстуализация -- диалектическое мышление -- догматический принцип -- догматическое мышление -- догматы -- догмы -- закон контекста -- контекстуализация -- рефлексия
Аннотация: Предпринята попытка системного рассмотрения феномена догматического мышления. Отмечается, что догматы являются фактором ментализации, формирующим целостную модель мира в сознании людей. Анализируются психологические механизмы контекстуализации, деконтекстуализации, рефлексии, их важности в осознании политических проблем. Формулируется тезис о догмах как доминантной контекстуальной системе, которая является основанием для формирования основных парадигм политического мышления. Исследуется сущность догмата в качестве основания политического менталитета.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Лонгитюдное исследование понимания смешанных эмоций детьми 5-6 и 7-8 лет: когнитивный аспект [Текст] / Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, К. С. Тарасова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 1. - С. 152-174. - Библиогр.: с. 169-173 (30 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.8 + 88.35
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
диалектическое мышление -- дошкольный возраст -- логическое мышление -- младший школьный возраст -- называние эмоций -- понимание смешанных эмоций -- смешанные эмоции -- формально-логическое мышление
Аннотация: В статье представлены данные лонгитюдного изучения понимания смешанных эмоций детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также связи понимания эмоций с развитием мышления. Понимание смешанных эмоций рассматривается как способность детей распознавать и интерпретировать эмоции, состоящие одновременно из двух эмоций с разной валентностью. Авторы оценивали не только связи понимания смешанных эмоций с формальными операциями, но и с диалектическими действиями, которые позволяют рассмотреть способ, с помощью которого ребенок образует единство двух противоположных эмоций.


Доп.точки доступа:
Веракса, Н. Е.; Айрапетян, З. В.; Алмазова, О. В.; Тарасова, К. С.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)