Шиян, О. А. Развивающее образование в вузе [Текст] : диалектическая структура учебного курса как условие развития студентов / О. А. Шиян> // Психологическая наука и образование. - 2008. - N 2. - С. 9-17 . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Психология Социальная психология Педагогическая психология взрослых Кл.слова (ненормированные): экспериментальная психология -- позиционное обучение -- развивающее обучение -- диалектическое мышление -- структурно-диалектический подход к обучению Аннотация: О проекте развивающего обучения для высшей школы, в котором целью обучения является развитие диалектического мышления. |
Нуруллин, Р. А. Метафизическая модель информационного основания реального бытия [Текст] / Р. А. Нуруллин> // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - N 2, февраль. - С. 11-18. - Библиогр.: с. 18 (9 назв. ) . - ISSN 1814-6457
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): бытие -- метафизические модели -- диалектическое мышление -- метафизика -- бытие вещей -- реальность Аннотация: Отказ от метафизики стал лозунгом постмодернизма. Если идеализм приводит к теологическому решению существования мира необходимых законов бытия, то материализм приводит к объективным противоречиям в системе научной картины мира. Такая ограниченность есть порождение моноонтичного мышления, что требует выхода к полионтичным (виртуальным) представлениям о мире, отвечающим сегодняшним достижениям науки и культуры в целом. |
Давыдов, А. В. Особенности интерпретации диалектической методологии при аналитике сущности субъекта И. А. Ильиным и Э. В. Ильенковым [Текст] / А. В. Давыдов> // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2010. - N 2. - С. 8-11. - Библиогр.: с. 11 (5 назв. ) . - ISSN 0321-3056
Рубрики: Философия Теория познания Кл.слова (ненормированные): субъекты -- познание -- объективный дух -- диалектическое мышление -- диалектика Аннотация: Даны анализ и оценка взглядов русских мыслителей XX в. И. А. Ильина и Э. В. Ильенкова в рамках характеристики ими основных законов диалектического мышления и сущности субъекта познания Г. В. Ф. Гегеля. Результатом исследования явилось понимание того, что диалектика Гегеля была и остается одним из основополагающих пунктов философской методологии, однако интерпретация гегелевской диалектики существенно определяется природой субъекта познания. Доп.точки доступа: Ильин, И. А. (русский мыслитель); Ильенков, Э. В. (русский мыслитель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лартома, Ж. П. Действительно ли мы такие плохие диалектики? [Текст] / Ж. П. Лартома ; пер. А. В. Соловьева> // Философия и общество. - 2011. - N 1. - С. 180-187 . - ISSN 1681-4339
Рубрики: Философия--Франция Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): диалектика -- философы -- субъективность -- диалектика субъективности -- диалектическое мышление -- диалектический разум Аннотация: Об истории диалектической мысли во Франции. Доп.точки доступа: Соловьев, А. В. \.\; Сартр, Ж. П.; Арон, Р.; Бродель, Ф. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Соколова, Е. Е. Фундаментальные принципы университетского образования и психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева [Текст] / Е. Е. Соколова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - N 1. - С. 12-24. - Библиогр.: с. 23-24 (24 назв. ) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология История психологии Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): психологическая теория -- теория деятельности -- образование -- воспитание -- мышление -- диалектическая логика -- конкретное мышление -- диалектическое мышление -- формирование мышления -- саморазвитие -- потребность саморазвития Аннотация: В статье анализируются фундаментальные принципы университетского образования в их понимании А. Н. Леонтьевым: формирование диалектического мышления, единство обучения и воспитания, производство потребности в саморазвитии. Обсуждаются проблемы и перспективы использования идей А. Н. Леонтьева в современном образовании в контексте последних реформ средней и высшей школы. Доп.точки доступа: Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ромашкин, Константин Игоревич (доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева). Синергетическое мышление в постнеклассической науке [Текст] / К. И. Ромашкин, А. А. Мамедов> // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - N 5. - С. 210-218. - Библиогр. в сносках (16 назв. )
Рубрики: Философия Философия науки Кл.слова (ненормированные): синергетика -- мышление -- диалектическое мышление -- синергетическое мышление -- наука -- постнеклассическая наука -- постнеклассика -- нелинейность -- незамкнутость -- неустойчивость -- хаос -- бифуркация -- элементы синергетики Аннотация: В статье анализируется роль синергетического мышления в постнеклассической науке, рассматриваются основные элементы синергетики - нелинейности, незамкнутости, неустойчивости, хаоса и др. Доп.точки доступа: Мамедов, Азер Агабала-оглы (кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Угренинова, Е. А. Логическая структура, метод построения и признаки правового презумптивного положения [Текст] / Е. А. Угренинова> // Юристъ - правоведъ. - 2012. - № 3. - С. 5-9. - Библиогр.: с. 8-9 (11 назв. ) . - ISSN 1817-7093
Рубрики: Право Общая теория права Кл.слова (ненормированные): логические структуры -- дедукция -- индукция -- правовые презумпции -- умозаключения -- вероятные предположения -- диалектическое мышление -- нормативность -- формальная определенность Аннотация: В данной статье категория "правовая презумпция" рассмотрена в логическом и философско-правовом измерениях. Автор раскрывает структуру и метод построения презумптивных положений, систематизирует основные признаки этого вида нормативно-правового предписания. На основе проведенного исследования в работе предложено авторское определение "правовой презумпции". Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Белолуцкая, А. К. Подходы к исследованию диалектического мышления [Текст] = Approaches to the study of dialectical thinking / А. К. Белолуцкая> // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 2. - С. 44-54. - Библиогр.: с. 51-53 (50 назв.). - Резюме на англ. яз. . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Психология личности--Россия Кл.слова (ненормированные): аналитические обзоры -- диалектическое мышление -- зарубежные ученые -- интеллект -- исследование диалектического мышления -- исследовательские методологии -- когнитивная психология -- когнитивное развитие -- развитие интеллекта -- российские ученые -- свойства личности -- структурно-диалектический подход -- творчество Аннотация: Аналитический обзор ключевых зарубежных подходов к изучению диалектического мышления. Сопоставление с результатами работ российских исследователей, выполненных в рамках структурно-диалектического подхода. Целью данного анализа было охарактеризовать актуальное состояние проблематики и очертить перспективные направления дальнейших научных изысканий, связанных с развитием диалектического мышления. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Жовтун, Дмитрий Тимофеевич (профессор; доктор философских наук). Герменевтическая диалектика в гуманитарном познании [Текст] / Жовтун Дмитрий Тимофеевич> // История государства и права. - 2018. - № 11. - С. 26-30. - Библиогр.: с. 30 (1 назв. ) . - ISSN 1812-3805
Рубрики: Право Общая теория права Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): герменевтика -- герменевтическая диалектика -- диалектика -- диалектическое мышление -- истина -- мышление -- противоречия Аннотация: В статье рассматриваются новые методологические аспекты диалектики, проявляющиеся в сочетании ее принципов с принципами герменевтики в гуманитарном познании. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Калинина, С. Б. (кандидат психологических наук). Педагогические условия формирования общенаучных понятий у курсантов младших курсов военного вуза [Текст] / С. Б. Калинина> // Инновации в образовании. - 2019. - № 2. - С. 94-99. - Библиогр.: с. 98-99 (10 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Кл.слова (ненормированные): военное образование -- военные вузы -- диалектическое мышление -- курсанты -- модернизация -- модернизация образования -- мотивация -- обучение студентов -- педагогические условия -- профессиональная подготовка Аннотация: Обоснована возможность развития у курсантов диалектического мышления и формирования общенаучных понятий на основе применения комплекса разработанных педагогических условий. Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании, описании результатов экспериментального исследования применения данного комплекса в процессе преподавания у курсантов военного вуза, где традиционно наблюдается низкая мотивация изучения общенаучных философских понятий. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Князев, Ю. Научный и идеологический аспекты социальных теорий [Текст] : (на примере марксизма) / Ю. Князев> // Экономист. - 2019. - № 12. - С. 65-72. - Библиогр.: с. 72 . - ISSN 0869-4672
Рубрики: Экономика Общая экономическая теория Кл.слова (ненормированные): диалектика -- диалектическое мышление -- идеология и наука -- история экономической мысли -- капитализм -- капиталистическое общество -- марксизм -- методология общественных наук -- наука и идеология -- общественные науки -- общественные отношения -- политическая экономия -- политэкономия -- рыночная экономика -- рыночные механизмы -- современное общество -- социальные теории -- философы -- экономисты Аннотация: В общественных науках идеологическая компонента часто становится определяющей. Так, полный отказ от марксизма, в том числе от диалектического мышления, привел к неправильной интерпретации рыночных механизмов. Доп.точки доступа: Маркс, К. (философ ; 1818-1883) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Третьяков, Дмитрий Владимирович (кандидат философских наук; доцент). Ильенковские чтения-2019. Обзор международной научной конференции [Текст] / Д. В. Третьяков> // Вопросы философии. - 2020. - № 3. - С. 204-210 . - ISSN 0042-8744
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): диалектическое мышление -- закономерности развития сознания -- история культуры -- конференции -- логика диалектического мышления -- советские философы -- сознание -- сознание в истории культуры -- философское наследие -- философы -- чтения Аннотация: Обзор международной научной конференции, где подробно анализируется логика диалектического мышления о закономерностях развития сознания в истории культуры. Доп.точки доступа: Ильенков, Э. В. (советский философ ; 1924-1979); Ильенковские чтения-2019: Э. В. Ильенков: проблема единства и целостности философско-мировоззренческих взглядов, Международная научная конференция Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ракитянский, Николай Митрофанович (доктор психологических наук; профессор). Догматический принцип в политико-психологических исследованиях культурно-цивилизационных систем [Текст] = The dogmatic principle in the political and psychological studies of cultural-civilizational systems / Ракитянский Николай Митрофанович> // Век глобализации. - 2020. - № 3 (35). - С. 112-126. - Библиогр.: с. 122-126 (88 назв.) . - ISSN 1994-9065
Рубрики: Общенаучные и междисциплинарные знания Глобалистика Кл.слова (ненормированные): глобализация -- деконтекстуализация -- диалектическое мышление -- догма -- догмат -- догматический принцип -- догматическое мышление -- закон контекста -- контекстуализация -- контексты -- ортодоксия -- ортопраксия -- рефлексия Аннотация: В статье представлен концептуальный анализ догматического принципа, показано его методологическое значение как для политико-психологических, так и для гуманитарных исследований в целом. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гетерохронность развития диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] = Heterochronicity of Dialectic Thinking Development in Preschool 5-7-Years-Old Children / Н. Е. Веракса, О. В. Алмазова, З. В. Айрапетян, К. С. Тарасова> // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42, № 4. - С. 59-73 : рис., табл. - Библиогр.: с. 71-73 (32 назв.) . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): гетерохронность развития -- дети старшего дошкольного возраста -- диалектические задачи -- диалектические мыслительные действия -- диалектическое мышление -- мышление детей дошкольного возраста -- психология развития -- развитие диалектического мышления -- старший дошкольный возраст -- структурно-диалектическая психология -- структурно-диалектический подход Аннотация: Структурно-диалектическая психология нацелена на развитие способности видеть пространство возможностей в неопределенных ситуациях, преодолевать противоречия и мыслить творчески благодаря совершенствованию диалектических мыслительных процессов. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей развития диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Доп.точки доступа: Веракса, Н. Е.; Алмазова, О. В.; Айрапетян, З. В.; Тарасова, К. С. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Условия для поддержки диалектического мышления и понимания эмоций в детском саду [Текст] / А. К. Белолуцкая, Т. Н. Ле-ван, С. А. Зададаев [и др.]> // Вопросы образования. - 2021. - № 3. - С. 237-259 : 1 табл. - Библиогр.: с. 253-259 (44 назв. ) . - ISSN 1814-9545
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): ECERS-3 -- диалектическое мышление -- дошкольное образование -- качество образовательной среды -- образовательная среда ДОУ -- оценка качества образовательной среды -- понимание эмоций Аннотация: Исследуется взаимосвязь условий, которые в ходе образовательного процесса в детском саду создает педагог для развития у детей диалектического мышления и способности понимать эмоции. Описаны созданные сотрудниками лаборатории развития ребенка МГПУ инструменты оценки тех характеристик образовательной среды дошкольной группы, которые связаны с поддержкой диалектического мышления детей и их способности понимать эмоции. Шкалы разработаны на основе принципов, заложенных в международный инструмент ECERS-3. Представлены результаты апробации инструментария, в ходе которой использованы метод контрастных групп, проверка согласованности экспертных оценок, оценка внутренней согласованности (альфа Кронбаха). С помощью апробированных инструментов затем проверялась гипотеза, что те педагоги дошкольного образования, которые создают условия для понимания детьми эмоций, значимо чаще организуют и среду для развития диалектического мышления. Выборку составила 31 дошкольная группа из 23 образовательных организаций, относящихся к 9 административным округам Москвы. В ней представлены группы как с низким, так и с высоким качеством образовательной среды. Методом корреляционного анализа показана значимая устойчивая взаимосвязь детсадовских условий, необходимых для формирования способности понимать эмоции и для развития диалектического мышления у детей. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный инструментарий для внедрения в систему оценки качества образовательной среды детских садов и могут послужить основанием для переосмысления педагогической практики эмоционального и когнитивного развития детей таким образом, чтобы она приобрела более целостный характер, системно учитывающий психологические особенности дошкольного детства. Доп.точки доступа: Белолуцкая, Анастасия Кирилловна (кандидат психологических наук; заведующая); Ле-ван, Татьяна Николаевна (кандидат педагогических наук; доцент; ведущий научный сотрудник); Зададаев, Сергей Алексеевич (кандидат физико-математических наук; доцент; руководитель); Шиян, Ольга Александровна (кандидат педагогических наук; доцент; ведущий научный сотрудник); Шиян, Игорь Богданович (кандидат психологических наук; заместитель директора; заведующий) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ракитянский, Николай Митрофанович (доктор психологических наук; профессор). Феномен догматического мышления в политической психологии: опыт теоретического анализа [Текст] / Н. М. Ракитянский> // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. - 2020. - № 5. - С. 36-54. - Библиогр. в конце ст., в сносках
Рубрики: Политика. Политология Философия и общая теория политики Кл.слова (ненормированные): деконтекстуализация -- диалектическое мышление -- догматический принцип -- догматическое мышление -- догматы -- догмы -- закон контекста -- контекстуализация -- рефлексия Аннотация: Предпринята попытка системного рассмотрения феномена догматического мышления. Отмечается, что догматы являются фактором ментализации, формирующим целостную модель мира в сознании людей. Анализируются психологические механизмы контекстуализации, деконтекстуализации, рефлексии, их важности в осознании политических проблем. Формулируется тезис о догмах как доминантной контекстуальной системе, которая является основанием для формирования основных парадигм политического мышления. Исследуется сущность догмата в качестве основания политического менталитета. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лонгитюдное исследование понимания смешанных эмоций детьми 5-6 и 7-8 лет: когнитивный аспект [Текст] / Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, К. С. Тарасова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 1. - С. 152-174. - Библиогр.: с. 169-173 (30 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): диалектическое мышление -- дошкольный возраст -- логическое мышление -- младший школьный возраст -- называние эмоций -- понимание смешанных эмоций -- смешанные эмоции -- формально-логическое мышление Аннотация: В статье представлены данные лонгитюдного изучения понимания смешанных эмоций детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также связи понимания эмоций с развитием мышления. Понимание смешанных эмоций рассматривается как способность детей распознавать и интерпретировать эмоции, состоящие одновременно из двух эмоций с разной валентностью. Авторы оценивали не только связи понимания смешанных эмоций с формальными операциями, но и с диалектическими действиями, которые позволяют рассмотреть способ, с помощью которого ребенок образует единство двух противоположных эмоций. Доп.точки доступа: Веракса, Н. Е.; Айрапетян, З. В.; Алмазова, О. В.; Тарасова, К. С. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шиян, Ольга Александровна. Взаимосвязь инициативы в игре и диалектического мышления дошкольников [Текст] / О. А. Шиян, А. Н. Якшина, Ю. О. Оськина> // Психологическая наука и образование. - 2024. - № 2. - С. 5-15 . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Образование. Педагогика Дошкольная педагогика Кл.слова (ненормированные): диалектическое мышление -- дошкольный возраст -- игра -- инициатива -- творческое мышление Аннотация: Представлены материалы исследования, посвященного проблематике игры как пространства развития творческого мышления в дошкольном возрасте. Доп.точки доступа: Якшина, Анна Николаевна; Оськина, Юлия Олеговна Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |