Диссон, Ю. (аспирант). "Благородная альтернатива" российским университетам [Текст] : лицеи и университетские пансионы / Ю. Диссон> // Высшее образование в России. - 2007. - N 12. - С. 124-131. - Библиогр.: с. 131 (11 назв. ). - Научная библиотека Челябинского государственного университета. - code, vobr. - year, 2007. - no, 12. - ss, 124. - ad, 1. - d, 2007, ####, 0. - RUMARS-vobr07_no12_ss124_ad1 . - ISSN 0869-3617
Рубрики: Образование. Педагогика--Российская Империя, 19 в. История образования Кл.слова (ненормированные): народное просвещение -- учебные заведения -- университеты -- лицеи -- гимназии -- университетские пансионы -- благородные пансионы -- пансионы -- училища -- уставы -- дворянские дети -- элита Аннотация: О месте благородных лицеев и университетских пансионов в системе народного просвещения Российской империи. Доп.точки доступа: Московский университетский благородный пансион; Демидовское высших наук училище; Гимназия высших наук князя Безбородко; Царскосельский лицей |
Белова, Анна (канд. культурологии). "В куклы я никогда не играла... " [Текст] : детские игрушки в российской дворянской культуре XYIII - середины XIX века / Анна Белова> // Родина. - 2009. - N 11. - С. 92-94 : ил.: 2 фото. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0235-7089. - ISSN 1995-0055
Рубрики: История--Россия, 18 в.; 19 в. История России в целом Кл.слова (ненормированные): игрушки -- детские игрушки -- дворянские игрушки -- книги -- ценные вещи -- животные-игрушки -- дворянские девочки -- куклы-пандоры -- дворянские дети Аннотация: Игрушки в жизни дворянских детей. |
Белова, Анна (канд. культурологии). "В куклы я никогда не играла... " [Текст] : детские игрушки в российской дворянской культуре XYIII - середины XIX века / Анна Белова> // Родина. - 2009. - N 11. - С. 92-94 : ил.: 2 фото. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0235-7089
Рубрики: История--Россия, 18 в.; 19 в. История России в целом Кл.слова (ненормированные): игрушки -- детские игрушки -- дворянские игрушки -- книги -- ценные вещи -- животные-игрушки -- дворянские девочки -- куклы-пандоры -- дворянские дети Аннотация: Игрушки в жизни дворянских детей. Нет сведений об экземплярах (Нет сведений об источнике) |
Гранков, Дмитрий. Где жили, спокойно друг друга любя... [Текст] : детство в усадьбе по мемуарам русских эмигрантов первой волны / Дмитрий Гранков> // Родина. - 2011. - N 5. - С. 145-147. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 145 . - ISSN 0235-7089
Рубрики: История История России в целом Кл.слова (ненормированные): эмигранты -- эмигранты первой волны -- мемуары -- тема детства -- воспоминания -- крестьянские дети -- дворянские дети -- имения -- родовые имения -- усадьбы Аннотация: Воспоминания русских эмигрантов о беззаботном детстве, проведенном в родовых имениях. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чвикалов, А. И. (кандидат исторических наук; соискатель). Образование дворянских детей в России во второй половине XIX-начале XX в. [Текст] / А. И. Чвикалов> // Вопросы истории. - 2013. - № 10. - С. 41-59. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 58-59 . - ISSN 0042-8779
Рубрики: Образование. Педагогика История образования--Россия, 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач. Кл.слова (ненормированные): дворяне -- дворянские дети -- дворянское сословие -- дворянское сословное самоуправление -- образование дворянских детей Аннотация: В сфере образования детей дворянское сословное самоуправление и правительственные структуры нашли наибольшее взаимопонимание. Соединение государственной и общественной инициативы в этой сфере социального взаимодействия позволило учесть с одной стороны личный интерес дворянского сословия, стремившегося дать детям образование, прежде всего военное, а с другой стороны - заинтересованность государства иметь приток квалифицированных кадров, в том числе в армию. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
[Рецензии] [Текст] / публ. подгот. Еленой Зиновьевой> // Нева. - 2014. - № 7. - С. 245-254. - Рец. на кн.: Горбовский, Г. Человек-песня : стихи, ставшие песнями (1953-2013) : прилож. к собр. соч. в 7 т. / Глеб Горбовский. - Санкт-Петербург : Историческая иллюстрация : НППЛ "Родные просторы", 2013. - 544 с.: ил.; Ваксер, А. Жизнь, люди, эпоха / Александр Ваксер. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. - 306 с.: ил. - (Настоящее прошедшее) ; Аннинский, Л. Очищение прошлым. Портреты русских писателей : лит. -крит. очерки / Лев Аннинский. - Москва : Ин-т журналистики и лит. творчества, 2014. - 348 с.; Шумейко, И. Романовы. Ошибки великой династии / Игорь Шумейко. - Москва : АСТ, 2014. - 480 с. - (Все тайны истории) ; Эрлихман, В. Король Артур. Главная тайна Британии / Вадим Эрлихман. - Москва : Вече, 2014. - 256 с. - (Человек-загадка) ; Бокова, В. Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей / Вера Бокова. - Москва : Ломоносовъ, 2013. - 248 с. - (История воспитания). . - ISSN 0130741-X
Рубрики: Литературоведение--Россия--Великобритания, 21 в.; 20 в.; 1953-2013 гг.; 19 в.; 12 в.; 13 в. Современная русская литература Русская литература XX в. Русская литература XIX в. Теория литературы История литературы Литература Европы История--Россия--СССР--Великобритания; Британия, 17 в.; 18 в.; 19 в.; 20 в.; 1924-1948 гг.; 5 в.; 6 в. История России в целом Россия в IX - XVII вв. Россия в XVIII в. - 1917 г. История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.) Фольклор Фольклор зарубежных стран Образование. Педагогика История образования Теория и методика воспитания Семейное воспитание и образование Кл.слова (ненормированные): автобиографии -- воспитание -- воспоминания -- дворяне -- дворянские дети -- дети -- династии -- династии монархов -- духовные кризисы -- загадки -- историки -- кельты -- книги -- короли -- критики -- легенды -- литературная критика -- литературоведы -- мемуары -- мифы -- монархи -- монархические династии -- новинки -- ошибки -- песни -- поэзия -- поэты -- поэты-песенники -- рецензии -- тайны -- тексты песен -- ученые Доп.точки доступа: Зиновьева, Елена \.\; Горбовский, Г.; Ваксер, А. (доктор исторических наук, профессор); Аннинский, Л.; Шумейко, И.; Романовы; Эрлихман, В.; Артур (король британский); Бокова, В. (доктор исторических наук) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Киселев, М. (кандидат исторических наук; профессор). "Отворить вход к благополучию дарованиям природным"? Сословная проблематика проектов образовательных реформ И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова на рубеже 50-х – 60-х годов XVIII в. [Текст] / М. Киселев> // Россия XXI. - 2015. - № 6. - С. 40-63. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-8503
Рубрики: История Историография Новое время Образование. Педагогика История образования Общеобразовательная школа--Российская империя, 18 в. 50-е гг.; 18 в. 60-е гг. Кл.слова (ненормированные): гимназии -- дворянские дети -- дворянство -- образовательные реформы -- образовательные учреждения -- обучение наукам -- одаренные дети -- проекты образовательных реформ -- российская история -- русские государственные деятели -- русские ученые-естествоиспытатели -- система гимназий -- система школ -- сословная принадлежность учеников -- сословная проблематика проектов -- школы Аннотация: Рассматривается решение проблемы встраивания образовательных учреждений в сословное общество империи, предложенное в проектах образовательных реформ на рубеже 50-х – 60-х гг. XVIII в. Иваном Ивановичем Шуваловым и Михаилом Васильевичем Ломоносовым, придерживавшихся противоположных взглядов. Для Ломоносова образовательные учреждения должны были стремиться обучать наукам одаренных детей, вне зависимости от их сословной принадлежности. По мнению Шувалова, система школ и гимназий должна была быть предназначена только для дворянских детей. Это связывалось с тем, что именно им по рождению предназначалось управлять государством. Доп.точки доступа: Ломоносов, М. В. (русский ученый-естествоиспытатель ; 1711-1765); Шувалов, И. И. (русский государственный деятель ; 1727-1797) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лопатин, Вячеслав Сергеевич. Москвич Григорий Потемкин [Текст] : о жизни в Первопрестольной светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического (1739-1791) / Вячеслав Сергеевич Лопатин ; худож. М. П. Кудрявцев [и др.]> // Московский журнал. История государства Российского. - 2019. - № 2 (338). - С. 4-18 : 5 фот., 22 репрод. - Библиогр. в сносках. - Сокр. вариант ст. приведен в открытом доступе на сайте журн. . - ISSN 0868-7110
Рубрики: История--Москва--Россия, 18 в. 1-я пол. Россия в XVIII в. - 1917 г. Кл.слова (ненормированные): архиепископы -- биографии -- дворянские дети -- истории семей государственных деятелей -- князья -- круг общения будущих государственных деятелей -- российские государственные деятели -- русские офицеры -- семейные истории государственных деятелей -- создатели флотов -- учеба в московских университетах -- учеба в частных школах -- фавориты императриц -- юность будущих государственных деятелей Аннотация: Двор А. В. Потемкина, отца Г. А. Потемкина-Таврического, находился в Москве на Царицынской улице за Никитскими воротами (часть нынешней улицы Большой Никитской). По-настоящему увидел столицу юный Григорий в 1750-1751 годах. Потемкин был записан в конную гвардию рейтаром, но ему дали по просьбе матушки двухгодичный отпуск - отсрочку для изучения наук. Когда его мать Д. В. Потемкина отсутствовала в Москве, мальчик жил в семье Загряжских. Они нашли способ дать Потемкину хорошее образование. Он учился в частной школе Иоганна Литкена, в 1754 году поступил в Московский университет. Преподавание начиналось в гимназиях при университете, затем лучших воспитанников переводили в студенты. Двадцатилетний Г. Потемкин хорошо учился в университете, изучал языки, но стремился к военной службе в Петербурге, с чем его мать вынуждена была согласиться. Состоятельный дворянин Потемкин поначалу не получал жалованья в полку и должен был обеспечивать себя сам. Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) поддержал его духовно и материально в решении послужить Богу, царю и Отечеству на военном поприще. Доп.точки доступа: Кудрявцев, М. П. \.\; Лампи, И. Б. (старший) \.\; Рокотов, Ф. С. \.\; Каравак, Л. \.\; Гаск, А. Р. де \.\; Потемкин-Таврический, Г. А. (светлейший князь; фаворит Екатерины II; российский государственный деятель; создатель Черноморского военного флота; генерал-фельдмаршал ; 1739-1791); Потемкин, А. В. (отец Г. А. Потемкина; подполковник); Потемкина, Д. В. (мать Г. А. Потемкина; вдова подполковника; владелица московского дома); Загряжский, А. Г. (российский военный и государственный деятель; генерал-аншеф; казанский губернатор ; 1675-1754); Литкен, И. (лютеранский пастор; учредитель частного пансиона); Амвросий (архиепископ Московский; Зертис-Каменский А. С. ; 1708-1771); Зертис-Каменский, А. С. (архиепископ Московский; Амвросий ; 1708-1771); Императорский московский университет Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Озерова, Анна (аспирант). Воспитательные розги на родине Некрасова [Текст] : как прививали любовь к учебе польским гимназистам николаевской эпохи / Анна Озерова> // Родина. - 2019. - № 10. - С. 112-114 : 5 фото. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 114 . - ISSN 0235-7089
Рубрики: Образование. Педагогика--Российская империя--Подольская губерния, 1825-1855 гг. История образования Кл.слова (ненормированные): воспоминания -- гимназическое воспитание -- дворянские дети -- надзиратели -- польские гимназисты -- преподаватели Аннотация: О воспитание дворянских детей из числа поляков и католиков в Немировской гимназии Подольской губернии. Доп.точки доступа: Чалый, М. К. (педагог ; 1816-1907); Немировская гимназия Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Грицай, Людмила Александровна (кандидат педагогических наук; доцент). Направления родительского воспитания детей в наследии русских просветителей XVIII века [Текст] / Л. А. Грицай> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - Вып. 3. - С. 333-338. - Библиогр. в конце ст.
Рубрики: Образование. Педагогика Семейное воспитание и образование--Россия, 18 в. 2-я пол. Кл.слова (ненормированные): гуманизм -- дворянские дети -- общенациональные системы -- педагогические идеи -- родительское воспитание -- русские просветители -- семейное воспитание -- системы воспитания -- элитарные системы Аннотация: Анализируются педагогические идеи русских просветителей В. Т. Золотницкого, А. Т. Болотова, А. П. Сумарокова и Г. Н. Теплова, появившиеся в России во второй половине XVIII века, которые привели к формированию различных представлений о сути воспитания детей в семье. Рассматриваются общие черты и противоречия в позициях исследуемых авторов, касающиеся необходимости создания общенациональной системы воспитания или элитарной системы, рассчитанной на дворянских детей. Доп.точки доступа: Золотницкий, В. Т. (русский просветитель ; 1741-1797); Болотов, А. Т. (русский просветитель ; 1738-1833); Сумароков, А. П. (русский просветитель ; 1717-1777); Теплов, Г. Н. (русский просветитель ; 1717-1779) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |