Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (3)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=индийская философия<.>)
Общее количество найденных документов : 109
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-109 
1.


    Алоян, Н. Л.
    Феномен страдания в архаическом обществе [Текст] / Н. Л. Алоян // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - N 1 (38). - С. 87-90. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
феномен страдания -- страдания -- архаическое общество -- карма -- индийская философия -- мифы
Аннотация: Исследуется феномен страдания в архаическом обществе как выносимое, оправдание, необходимое условие существования человека.


Найти похожие

2.


    Аникеева, Елена Николаевна (кандидат философских наук).
    Источники индийского теизма в предфилософии: Веды и Упанишады [Текст] / Е. Н. Аникеева // Религиоведение. - 2013. - № 3. - С. 113-122. - Библиогр.: с. 120-121 (24 назв.). - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 121-122 . - ISSN 2072-8662
УДК
ББК 86.2 + 86.33
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Религиоведение

   Религии Востока

Кл.слова (ненормированные):
ведические боги -- индийская философия -- индийский теизм -- панентеизм -- пантеизм -- предфилософия -- религиозная философия -- религиозно-философские тексты -- теизм
Аннотация: Анализируется самый ранний пласт индийской предфилософии - Веды и частично Упанишады в плане теистических предпосылок с применением философских понятий: теизм, пантеизм, панентеизм.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Барабаш, Илья.
    "Бхагавадгита" [Текст] / Илья Барабаш // Человек без границ. - 2008. - N 7. - С. 60
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
индийская философия -- философские тексты -- древнеиндийская философия -- древнеиндийские философские тексты -- древнеиндийская литература -- религиозно-философская поэма
Аннотация: О древнеиндийской религиозно-философской поэме "Бхагавадгита".


Найти похожие

4.


    Бережной, Сергей Борисович.
    О значении асамскрита-дхарм в системе дхарм сарвастивады (согласно трактату "Абхидхармакоша") [Текст] / С. Б. Бережной // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2012. - № 4 (109). - С. 119-130. - Библиогр.: с. 129-130 (12 назв.) . - ISSN 2227-2291
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия--Индия, 4 в.; 5 в.
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
асамскрита-дхармы -- буддийская философия -- буддийские трактаты -- буддийские философы -- дхармы -- индийская философия -- самскрита-дхармы -- сарвастивада -- теория дхарм
Аннотация: Статья посвящена истолкованию значений асамскрита-дхарм в теории дхарм сарвастивады, представленной в трактате индийского буддийского философа Васубандху "Абхидхармакоша".


Доп.точки доступа:
Васубандху (философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Битинайте, Елена Алексеевна (кандидат философских наук).
    Родство по крови и родство по духу: М. К. Ганди о мотивах отказа Арджуны от сражения [Текст] / Е. А. Битинайте // Вопросы философии. - 2019. - № 7. - С. 222-229. - Библиогр.: с. 228-229. - Примеч.: с. 228 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
Абсолют -- Арджуна -- Атман -- Я -- веданта -- дружба -- духовное родство -- индийская философия -- кровное родство -- любовь -- мифологические персонажи -- родственные связи -- родство -- свои -- философия веданты -- философские традиции -- чужие
Аннотация: Статья посвящена проблеме различения "своих" и "чужих" в философии М. К. Ганди. Наиболее остро этот вопрос поставлен в его интерпретации первой главы Бхагавадгиты. Нежелание Арджуны участвовать в сражении против родственников предстает символическим воплощением неспособности обычного человека ощутить свою духовную связь со всеми окружающими, в том числе с теми, с кем он не соединен кровными узами. Разделение общества на "своих" и "чужих" мыслитель называет заблуждением, без преодоления которого невозможна духовная эволюция индивида. Понимая последнюю в духе философии веданты, Ганди настаивает на необходимости раскрытия каждым своего подлинного "Я" (атмана), сопричастного внутренней сути всего явленного – Абсолюту (Брахману). Постепенно расширяя границы понятия "семья" до масштабов всего человечества, индивид таким образом постигает свою духовную близость окружающим людям, что помогает ему ощутить сопричастность всему сущему и Самому Богу. Рассуждая на эту тему, Ганди также касается проблемы согласования персонального духовного пути человека с интересами и чаяниями его ближних. Философ настаивает на понимании любви и дружбы как поддержки Другого в его душевном росте, немыслимой без определенной строгости по отношению к нему. Одновременно Ганди заявляет о свободе индивида, вольного разорвать семейные узы, если они становятся препятствием на его духовном пути.


Доп.точки доступа:
Ганди, М. К. (индийский философ; Махатма ; 1869-1948)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Бурмистров, С. Л.
    Движущие силы историко-философского процесса в философии неоведантизма [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вопросы философии. - 2008. - N 12. - С. 153-162. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
неоведантизм -- история философии -- философское знание -- индийская философия -- религиозная философия -- восточная философия
Аннотация: В статье рассмотрены историко-философские концепции индийских философов и их роль в возникновении и развитии неоведантистского направления восточной философии.


Доп.точки доступа:
Радхакришнана, С. (индийский историк философии ; 1888-1975); Дасгупта, С. (индийский философ ; 1885-1952)

Найти похожие

7.


    Бурмистров, С. Л.
    Религиозное сознание в классической адвайта-веданте [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вопросы философии. - 2013. - № 6. - С. 98-107. - Библиогр.: с. 107 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
Вселенная -- адвайта-веданта -- дхарма -- индийская философия -- религиозное сознание -- ритуалистика -- сознание
Аннотация: В статье на примере текстов Шанкары, Мадхусуданы Сарасвати и поэмы "Аштавакрагита" рассмотрен вопрос о понимании религиозного сознания в адвайта-веданте. Адвайта предписывает адепту воспринимать себя в качестве "сакрального субъекта" - участника жертвоприношения, сферой которого является вся Вселенная.


Доп.точки доступа:
Шанкара (индийский мыслитель; ведущий представитель Веданты; религиозный реформатор ; 788-820); Мадхусудана, Сарасвати (индийский философ ; 1540-1640)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук).
    Буддийское учение об аффектах в контексте индийской классической философии [Текст] / С. Л. Бурмистров // Человек. - 2020. - № 1. - С. 103-127 : фот. - Библиогр.: с. 123-127 (37 назв.) . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 86.35 + 87.3(0)
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Буддизм

   Философия

   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
Асанга -- Васубандху -- буддийская философия -- воля -- индийская философия -- история психологии -- йогачара -- религиозно-философские системы -- школы буддизма -- эмоции
Аннотация: Рассмотрено буддийское учение об аффектах, которое включает, помимо классификации воли и эмоций, и анализа их взаимосвязи в религиозном контексте, также учение о комплексе психофизических феноменов, которые служат базисом для эмоций и актов воли.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук).
    Грамматика, эпистемология и проблема познания брахмана в философии Манданы Мишры (VIII–IX вв.) [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вопросы философии. - 2016. - № 9. - С. 159-171. - Библиогр.: с. 169-171. - Примеч.: с. 171 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 6 в.; 8 в.; 9 в.

Кл.слова (ненормированные):
sphota -- Брахман -- адвайта-веданта -- божество -- грамматика -- грамматисты -- звучащие слова -- индийская философия -- история философии -- лингвофилософская традиция -- познание -- слова (философия) -- смысл слов -- философы -- эпистемология
Аннотация: В статье рассматривается связь сотериологической, эпистемологической и лингвистической проблематики в трудах представителя ранней адвайта-веданты Манданы Мишры. Познание Брахмана как высшая религиозная цель в адвайте аналогично пониманию смысла слова: постижение смысла недискретно и обусловлено тем, что в сознании изначально уже заложен соответствующий смысл, который только актуализируется благодаря восприятию звучащего слова. Таким же образом постигается и Брахман – благодаря его тождеству с Атманом, – так что познание высшей реальности по характеру своему не отличается от постижения смысла слова.


Доп.точки доступа:
Мандана, Мишра (индийский философ; последователь мимансы и адвайта-веданты ; кон. 6 - нач. 7 в.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук).
    Понятие abhisamaya в философии индийской махаяны [Текст] / С. Л. Бурмистров // Религиоведение. - 2019. - № 4. - С. 19-29. - Библиогр.: с. 27-28 (28 назв.) . - ISSN 2072-8662
УДК
ББК 86.35
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие--Древняя Индия
   Буддизм

Кл.слова (ненормированные):
abhisamaya -- буддийская антропология -- буддийские термины -- индийская махаяна -- индийская философия -- интуитивное постижение -- философское осмысление
Аннотация: Представлено философское осмысление буддийского термина.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

11.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук; ведущий научный сотрудник).
    Понятие сознания в философии Шанкары [Текст] / С. Л. Бурмистров // Человек. - 2013. - № 5. - С. 84-98 : ил. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран--Индия, 8 в.; 9 в.

Кл.слова (ненормированные):
Атман -- адвайта-веданта -- индивидуальное сознание -- индийская философия -- индийские философы -- сознание (философия) -- структура сознания -- чистое сознание -- эмпирическое сознание
Аннотация: Рассматривается понятие сознания в учении ведущего представителя философии адвайта-веданты Шанкары (788-820). Сознание центрировано вокруг принципиально необъективируемого и невербализуемого ядра - Атмана, общего для любых индивидуальных сознаний, по отношению к которым он выступает как "слепое пятно", и имеющего сакральный характер. Индивидуальное сознание состоит из четырех компонентов - manas, buddhi, citta и ahamkara, представляющих собой проявление майи.


Доп.точки доступа:
Шанкара (индийский религиозный философ; поэт; реформатор индуизма ; 788-820)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

12.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук).
    Учение йогачары о сознании-сокровищнице и понятие причинности в индийской философии [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вопросы философии. - 2018. - № 11. - С. 190-201. - Библиогр.: с. 199-201 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
адвайта-веданта -- буддийская философия -- детерминизм -- индийская философия -- каузальные связи -- махаяна -- причинность -- причинный детерминизм -- реальность -- санкхья -- сознание-сокровищница -- школы индийской философии
Аннотация: Причинный детерминизм признается всеми школами индийской философии – как брахманистскими, так и неортодоксальными, – но понимание природы каузальных связей различно в разных школах. В монистической веданте причинность понимается как реальная лишь на уровне относительной истины (vyаvahаrika-satya), истинная же реальность – Брахман, – недвойственна, поэтому в ней нет различия между причиной и следствием. В санкхье все сущее связано причинно-следственными связями, но выделяется один регион реальности, свободный от причинности, – истинное Я (purua). В философии буддизма махаяны выделяется две школы – мадхьямака и йогачара. Первая рассматривает понятие причинности как только ментальный конструкт, не имеющий отношения к истинной реальности (tathatа). Во второй же сознание-сокровищница (аlaya-vijnаna) выступает не как причина сансары, но как условие и закабаления в сансаре, и освобождения из нее. Она, как и Брахман в монистической веданте, лежит вне сферы причинности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

13.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (кандидат философских наук).
    Человек в Веданте и неоведантизме [Текст] / С. Л. Бурмистров // Человек. - 2009. - N 1. - С. 117-130 . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 86.33 + 86.33
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Религии Востока--Индия

Кл.слова (ненормированные):
веданта -- индийская философия -- индуизм -- неоведантизм
Аннотация: Эволюция понятия человека в веданте - одной из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма.


Найти похожие

14.


    Васубандху
    Вимшатика-карика-вритти. Комментарии к двадцатистишию [Текст] / Васубандху ; пер. с санскрита и примеч. В. Г. Лысенко // Вопросы философии. - 2008. - N 1. - С. 113-131. - Примеч.: С. 123-131. - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета. - code, voph. - year, 2008. - no, 1. - ss, 113. - ad, 1. - d, 2008, ####, 0. - RUMARS-voph08_no1_ss113_ad1 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3
Рубрики: Философия
   История философии

Кл.слова (ненормированные):
индийская философия -- философы -- индийские философы -- буддизм
Аннотация: Публикуется трактат "Вимшатика-карика-вритти" выдающегося индийского философа, внесшего огромный вклад в развитие буддизма.


Доп.точки доступа:
Лысенко, В. Г. \.\; Васубандху (индийский философ)

Найти похожие

15.


    Вачаспати Мишра

    Ньяя-варттика-татпарьятика [Текст] : (фрагмент) / Вачаспати Мишра ; пер с санскрита и примеч. В. Г. Лысенко // Вопросы философии. - 2006. - N 8. - С. . 113-127. - s, 2006, , rus. - RUMARS-voph06_000_008_0113_1. - Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета. - Примеч.: с. 123-127. - N 8. - С. 113-127. - voph06_000_008_0113_1, 8, 113-127
УДК
ББК 87.3
Рубрики: Философия--История философии
   Индия
Кл.слова (ненормированные):
индийская философия -- мышление (философия) -- восприятие (философия) -- опосредованное восприятие
Аннотация: Публикация фрагмента трактата индийского философа о понятии "восприятие".


Доп.точки доступа:
Лысенко, В. Г. \, .\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

16.


    Горбунов, Святослав Сергеевич.
    [Рецензия] [Текст] / С. С. Горбунов // Вопросы философии. - 2017. - № 3. - С. 218-221. - Рец. на кн.: Cicovacki P. Gandil’s footprints / P. Cicovacki. New Brunswick : Transactions Publishers, 2015. 205 p. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- индийская философия -- индийские философы -- рецензии


Доп.точки доступа:
Чичовачки, П. (американский профессор философии); Cicovacki, P.; Ганди, М. (индийский философ; Махатма ; 1869-1948)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

17.


    Горин, Дмитрий.
    [Рецензия] [Текст] / Дмитрий Горин // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2018. - № 6 (122)(ноябрь-декабрь). - С. 327-330. - Рец. на кн.: Захаров А. Здравый смысл. Очерки политической философии Нового и Старого времени / Андрей Захаров. - Москва : Школа гражданского просвещения, 2018. - 184 с. . - ISSN 1815-7912
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
античная философия -- европейская философия -- индийская философия -- историко-философские исследования -- китайская философия -- мыслители -- политическая философия -- постмодернисты -- рецензии -- софисты -- философы


Доп.точки доступа:
Захаров, А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

18.


    Десницкая, Евгения Алексеевна (кандидат философских наук).
    Дискуссия о семантической связи в "Самбандха-самуддеше" Бхартрихари и "Самбандха-парикше" Дхармакирти [Текст] / Е. А. Десницкая // Вопросы философии. - 2017. - № 5. - С. 186-195. - Библиогр.: с. 192-193. - Примеч.: с. 193-194 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
буддизм -- буддийские философы -- дискуссии -- индийская философия -- семантическая связь -- философия языка -- философы
Аннотация: Статья посвящена проблеме семантической связи в "Самбандха-самуддеше", главе из "Вакьяпадии" индийского философа и грамматиста Бхартрихари (V в. н. э. ). Воззрения Бхартрихари на семантическую связь сопоставляются с положениями из посвященного той же проблематике трактата "Самбандха-парикша" буддийского логика Дхармакирти. Несмотря на частичную схожесть аргументации, различия аксиологических установок в философии Бхартрихари и Дхармакирти обусловили различия в их концепциях семантической связи. Дхармакирти ограничился критикой языка, а Бхартрихари, наряду с критикой онтологического существования семантической связи, обосновывал ее существование на функциональном/ деятельностном уровне.


Доп.точки доступа:
Бхартрихари (индийский философ 5 века); Дхармакирти (индийский философ 7 века)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

19.


    Десницкая, Евгения Алексеевна (кандидат философских наук).
    Инклюзивизм как категориальное средство в работах Пауля Хакера и Герхарда Оберхаммера [Текст] / Е. А. Десницкая // Вопросы философии. - 2021. - № 7. - С. 191-200. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
индийская философия -- индийские религии -- индийские религиозные учения -- индологи -- инклюзивизм -- полемика -- религиозные учения -- толерантность -- трансцендентальная герменевтика -- философы-индологи
Аннотация: Понятие инклюзивизма было введено немецким индологом Паулем Хакером для обозначения особой стратегии ведения полемики, характерной для индийских религиозных учений. В статье анализируются подходы к инклюзивизму П. Хакера и Г. Оберхаммера, а также рассматриваются перспективы применения этой концепции в современных исследованиях индийской философии и индийских религиях.


Доп.точки доступа:
Хакер, П. (немецкий индолог ; 1913-1979); Оберхаммер, Г. (австрийский профессор-индолог ; 1929-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

20.


    Десницкая, Евгения Алексеевна (кандидат философских наук).
    Функциональный подход в философских системах Бхартрихари и Дхармакирти [Текст] / Е. А. Десницкая // Вопросы философии. - 2019. - № 1. - С. 164-172. - Библиогр.: с. 171-172. - Примеч.: с. 170-171 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
артхакрия -- буддизм -- вьявахара -- индийская философия -- история индийской философии -- история философии -- философия буддизма -- философские системы
Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ функционального подхода в философских системах индийских философов Бхартрихари и Дхармакирти. В трудах Дхармакирти функциональный подход неразрывно связан с концепцией "артхакрия". Эта эпистемологическая концепция позволяет обосновать использование умозаключения в качестве инструмента достоверного познания. Во "Вакьяпадии" Бхартрихари понятие артхакрии не встречается, однако косвенно к нему отсылает понятие деятельности (вьявахара) и сопряженный с этим понятием функциональный подход, в соответствии с которым Бхартрихари неоднократно обосновывает истинность различных теорий, апеллируя к их согласованности с обыденной практикой, узусом. В статье рассматриваются черты сходства и различия понятий вьявахары и артхакрии, место этих понятий в философских системах Бхартрихари и Дхармакирти; затрагивается вопрос о возможной взаимосвязи функциональных концепций в лингвофилософии Бхартрихари и буддийской праманаваде.


Доп.точки доступа:
Бхартрихари (индийский философ ; 5 в. н. э.); Джармакирти (индийский философ ; 7 в. н.э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-109 
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)