Агаханов, Назар Хангельдыевич (кандидат физико-математических наук; доцент).
    О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам [Текст] / Н. Х. Агаханов, О. Г. Марчукова, О. К. Подлипский // Вопросы образования. - 2021. - № 4. - С. 266-284 : 1 табл. - Библиогр.: с. 283-284 (11 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения--Россия, 20 в. 2-я пол.; 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
дидактическое знание -- математические олимпиады -- методическая подготовка педагогов -- методы решения олимпиадных задач -- олимпиадные задачи -- подготовка школьников к математическим олимпиадам -- учебная аналитика -- школьное математическое образование
Аннотация: В статье прослеживается путь развития отечественной образовательной практики в подготовке школьников к математическим олимпиадам со второй половины XX в. до настоящего времени. Эволюция олимпиадной подготовки показана в контекстах социокультурных трансформаций и изменений дидактического знания эпохи постиндустриализма. Ретроспективный анализ значительного массива эмпирических данных (организационные схемы и содержание всесоюзных и всероссийских олимпиад школьников по математике 1974-2021 гг., Международной математической олимпиады 1994-2021 гг. ) выявил тенденции в развитии олимпиадного движения по математике, в частности изменения инфраструктуры системы математических олимпиад, целей и содержания олимпиадных задач, культуры создания олимпиадных задач, ценностно-смысловой ориентации математических олимпиад. Анализ изменений позволил обосновать недостаточность широко распространенной как в российском, так и в международном опыте когнитивно-репродуктивной технологии подготовки школьников, в основе которой лежат тематический принцип отбора содержания заданий и трансляция образцов их решения. Авторы показывают несоответствие такой технологии целям современных математических соревнований. Сегодня актуальным является выявление потенциала математического творчества в решении задач полидисциплинарных сфер профессиональной деятельности. Цель подготовки к современным олимпиадам авторы видят не только в овладении школьниками совокупностью методов решения олимпиадных задач, но и в формировании у них навыков выявления логической структуры задачи, на основании которой выбирается метод решения. Тезис о возможности систематизации олимпиадных задач по логической структуре их решений подкрепляется соответствующей классификацией методов решения олимпиадных задач.


Доп.точки доступа:
Марчукова, Ольга Григорьевна (кандидат педагогических наук; старший преподаватель); Подлипский, Олег Константинович (кандидат физико-математических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)