Дубровская, Светлана Анатольевна (доктор филологических наук; профессор).
    Наследие М. М. Бахтина и вызовы современного образования [Текст] : взгляд из 2010-х / С. А. Дубровская, О. Е. Осовский // Вопросы образования. - 2021. - № 3. - С. 284-297. - Библиогр.: с. 295-297 (27 назв. ). - Рец. на кн.: Bakhtin in the Fullness of Time: Bakhtinian Theory and the Process of Social Education / Brandist C., Gardiner M. E., White E. J., Mika C. (eds). London: Routledge, 2020. - Рец. на кн.: Бахтин в полноте времени: бахтинская теория и процесс социального образования / ред. Брандист К., Гардинер М. Э., Уайт Э. Дж., Мика К. Лондон: Рутледж, 2020. . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика--Россия, 20 в.; 1920 г.; 21 в.; 2010 г.

Кл.слова (ненормированные):
Бахтина теория -- Бахтинское наследие -- диалог -- диалогическая педагогика -- карнавал -- полифония -- рецензии -- теория Бахтина -- хронотоп
Аннотация: Детально анализируя коллективную монографию, посвященную теории М. М. Бахтина, авторы размышляют о месте и значении его идей для теории и практики западного образования в последние десятилетия. Они выделяют в книге три основных проблемных поля. Это прежде всего выявление тех философских и социокультурных источников, которые предшествовали во времени формированию взглядов Бахтина и во многом определили характер его ответов на вызовы современности в ранних философских текстах, в книгах о Достоевском и о романе воспитания. Второе проблемное поле - диалог Бахтина с современниками. Этот диалог мог быть открытым и активным, заостренно полемическим, как в ситуации с новейшими эстетическими и литературными течениями в России в начале 1920-х годов, но иногда он оказывался "неслышным", и исследователи могут предложить только его реконструкцию, исходя из созвучия идей М. М. Бахтина и Л. С. Выготского или П. Фрейре. Третье проблемное поле - трансформация бахтинской теории в практику обучения, идет ли речь об использовании диалога и его потенциала в ходе работы с иностранцами, или об обеспечении образовательных возможностей для представителей наиболее экономически уязвимых сегментов южноафриканского общества, или об общении с дошкольниками в детском саду. Авторам книги удалось убедительно показать, как бахтинская теория становится ключевым элементом сегодняшней теории и практики образования. При этом важны не только собственно идеи Бахтина, прежде всего понятия диалога, полифонии, карнавала и хронотопа, но и то свободное многоголосие, без которого невозможна любая творческая практика.


Доп.точки доступа:
Осовский, Олег Ефимович (доктор филологических наук; профессор; главный научный сотрудник) \.\; Бахтин, М. М. (философ ; 1895-1975)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)