Майер, Роберт Валерьевич (доктор педагогических наук; доцент).
    Оценка информативности основных положений школьного курса математики [Текст] = Informative Value Estimation of the Basic Statements of the School Math Course / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2019. - № 2. - С. 38-45. - Библиогр.: с. 43-45 (20 назв.) . - ISSN 1998-1740
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа--Россия

Кл.слова (ненормированные):
дидактическая сложность -- информативность текста -- математика -- свернутость информации -- учебник математики -- школьники
Аннотация: Трудность понимания математического учебного текста в первую очередь зависит от степени концентрации информации в составляющих его предложениях и математических высказываниях. Проанализирована проблема оценки плотности учебной информации для теоретической составляющей учебников математики в различных классах общеобразовательной школы. Цель исследования состоит в разработке объективных методов измерения количества семантической информации в учебных текстах и в определении плотности информации в теоретических рассуждениях (определениях, теоремах, выводах и т. д. ), проводимых в школьных учебниках математики. Для определения плотности теоретической информации в учебниках математики используется тезаурусный подход и метод контент-анализа, основанный на автоматизированном подсчете терминов в тексте и учете их сложности с помощью компьютера. Анализу подверглись более 15 различных учебных пособий по математике. Из них были сделаны выборки предложений и формул. Создан словарь встречающихся терминов; методом разложения сложных понятий на простые и методом парного сравнения определена их сложность. С помощью специальной компьютерной программы осуществлен анализ соответствующих текстовых файлов, установлена их информативность, рассчитаны средние значения плотности информации в различных классах, построен график.
The diffi culty of understanding an educational text primarily depends on the degree of the information concentration in its constituent sentences and mathematical statements. The article analyzes the problem of assessing the density of educational information for the theoretical component of mathematics textbooks in various classes of secondary schools. The purpose of research consists in: 1) developing objective methods for measuring the quantity semantic information in educational text; 2) in determining the information density in theoretical reasoning (defi nitions, theorems, conclusions, etc. ) presented in school math textbooks. To determine the density of theoretical information in math textbooks the thesaurus approach and the content analysis method, based on automated counting of words (terms) in the text with the account of their complexity with help of computer, are used. More 15 textbooks and manuals on mathematics were subjected to the analysis of content. At this the sentences and formulas, corresponding 1st, 2nd,..., 11th grades, were chosen. The dictionary of using terms is created; their complexity is determined by the method of the complex concepts (terms) decomposition into simple ones and by the method of pair comparison. With the help of special computer program, the automatic analysis of the corresponding text fi les was carried out, their informative value is determined, the average values of information density in various classes are calculated, and a graph is presented.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)