81(Рус) Д53 Дмитриева, Ольга Ивановна. Динамическая модель русской внутриглагольной префиксации [Текст] / О. И. Дмитриева ; под ред. О. Ю. Крючковой. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2005. - 222, [1] с. : ил. - ISBN 5-292-03411-8 : 100.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 Глава 1. ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ВНУТРИГЛАГОЛЬНОЙ ПРЕФИКСАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .10 1.1. Традиции и перспективы изучения глагольной префиксации . - С .10 1.2. Дискуссионные вопросы исследования приставочных глаголов . - С .22 1.2.1. Префиксация и перфективация . - С .23 1.2.2. Префиксация и способы глагольного действия . - С .31 1.2.3. Семантика приставок . - С .33 1.2.4. К проблеме исследования глагольной производящей базы . - С .42 1.3. Принципы синхронно-диахронного анализа глагольных приставок и префиксальных глаголов . - С .56 Глава 2. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗЫ РУССКОЙ ВНУТРИГЛАГОЛЬНОЙ ПРЕФИКСАЦИИ . - С .61 2.1. Состав производящей базы внутриглагольного словопроизводства в синхронно-диахроническом исследовании . - С .61 2.2. Состав современной производящей базы . - С .73 2.3. Основные семантико-грамматические особенности формирования производящей базы внутриглагольного словопроизводства . - С .80 2.3.1. Базовые глаголы семантико-грамматического поля действия . - С .80 2.3.2. Базовые глаголы со значением деятельности и поведения . - С .88 2.3.3. Базовые глаголы семантико-грамматического поля состояния . - С .91 2.3.4. Базовые глаголы со значением перемещения . - С .93 Краткие выводы . - С .100 Глава 3. ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПРИСТАВОК . - С .102 3.1. Динамическая модель как способ отражения языкового развития . - С .102 3.1.1. Формы осмысления, отражения и обозначения пространства в языке . - С .105 3.1.2. Генетическая связь пространственных и количественно-временных значений приставок . - С .110 3.2. Динамические модели глагольных приставок . - С .112 3.2.1. Динамическая модель приставки по- . - С .112 3.2.2. Динамическая модель приставки от- . - С .136 3.2.3. Динамическая модель приставки до- . - С .150 Краткие выводы . - С .158 Глава 4. ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОИЗВОДНОГО ПРЕФИКСАЛЬНОГО ГЛАГОЛА . - С .160 4.1. Вопрос о сочетаемости и валентности словообразующих компонентов в синхронно-диахроническом аспекте . - С .160 4.2. Динамика взаимодействия глаголов базовых, групп с приставками . - С .165 4.2.1. Динамика взаимодействия приставки по- с глаголами производящей базы . - С .166 4.2.2. Динамика взаимодействия приставки от- с глаголами производящей базы . - С .180 4.2.3. Динамика взаимодействия приставки до- с глаголами производящей базы . - С .188 Краткие выводы . - С .195 Заключение . - С .197 Список литературы . - С .204
Рубрики: Языкознание--Общее языкознание--Славянские языки Кл.слова (ненормированные): русский язык Аннотация: В книге впервые представлена динамика русской внутриглагольной префиксации с XI века по настоящее время. Предложен многоаспектный подход к синхронно-диахронному описанию приставочного словообразования глаголов, учитывающий как семантико-словообразовательную, так и аспектологическую стороны этого процесса. Предлагаемые в работе динамические модели отражают общие закономерности семантической эволюции префиксов, специфику взаимодействия приставочных модификаций с глаголами основных групп производящей базы на каждом синхронном срезе. Для филологов - специалистов по русскому словообразованию, истории языка, глагольной семантике, аспектологии, аспирантов, студентов. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Крючкова, О. Ю. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
81 Д76 Друзина, Наталия Владимировна. Широкозначные глаголы бытия и обладания в языках и речи [Текст] / Н. В. Друзина ; под ред. В. Т. Клокова. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2005. - 159 с. - ISBN 5-292-03409-6 : 100.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ . - С .5 ГЛАВА I. Общие характеристики широкозначных глаголов бытия и обладания . - С .12 1.1. Понятие широкозначности . - С .12 1.2. К истории возникновения фундаментальных глаголов бытия . - С .15 1.3. Семантика и функционирование фундаментальных глаголов бытия . - С .17 1.3.1. Глагол быть в русском языке . - С .17 1.3.2. Глагол etre во французском языке . - С .24 1.3.3. Глаголы ser и estar в испанском языке . - С .27 1.3.4. Английский глагол to be . - С .31 1.3.5. Немецкий глагол sein . - С .35 1.4. К истории возникновения фундаментальных глаголов обладания . - С .36 1.5. Семантика и функционирование фундаментальных глаголов обладания . - С .39 1.5.1. Глагол иметь в русском языке . - С .39 1.5.2. Глагол avoir во французском языке . - С .41 1.5.3. Глаголы haber и lener в испанском языке . - С .44 1.5.4. Английский глагол to have . - С .47 1.5.5. Немецкий глагол haben . - С .50 ГЛАВА II. Глаголы бытия и обладания в структуре функционально-семантического макрополя экзистенции . - С .53 2.1. Исходные понятия . - С .53 2.1.1. Функционально-семантическое поле . - С .53 2.1.2. Семантическая категория . - С .55 2.1.3. Категориальная ситуация . - С .57 2.2. Структура функционально-семантического макрополя экзистенции . - С .59 2.2.1. ФСП бытийности . - С .62 2.2.2. ФСП локативности . - С .63 2.2.3. ФСП качественности . - С .71 2.2.3.1. Адъективный тип качественности . - С .72 2.2.3.2. Субстантивный тип качественности . - С .79 2.2.3.3. Лексико-семантические поля в ФСП качественности . - С .84 2.2.4. ФСП посессивности . - С .88 ГЛАВА III. Роль фундаментальных глаголов бытия и обладания в вербализации концепта «бытие человека» . - С .100 3.1. Концепт: понятие, структура, типология . - С .100 3.2. Модель концепта «бытие человека» . - С .109 3.3. Интрепретационное поле концепта . - С .115 3.3.1. Национально-культурное своеобразие фразеологизмов с глаголом иметь в своем составе . - С .115 3.3.2. Национально-культурное своеобразие фразеологизмов с глаголом быть в своем составе . - С .127 3.3.3. Национально-культурная специфика стандартных ситуаций речевого этикета . - С .135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - С .142 Библиографический список . - С .143
Рубрики: Языкознание--Общее языкознание Аннотация: Монография посвящена анализу основных глаголов бытия и обладания в русском, английском, немецком, французском и испанском языках. Особое внимание уделяется им как структурным элементам функционально-семантических полей, а также уточнению той роли, которую эти широкозначные глаголы играют в вербализации концепта «бытие человека». Для специалистов в области общего, славянского, германского и романского языкознания. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Клоков, В. Т. \ред.\; Саратовский автор Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
81(Рус) Р64 Розина, Раиса Иосифовна. Семантическое развитие слова в русском литературном языке и современном сленге. Глагол [Текст] / Р. И. Розина. - М. : Азбуковник, 2005. - 301 с. - ISBN 5-98455-016-4 : 200.00 р. Содержание: Вместо предисловия . - С .9 Введение . - С .11 1. Постановка проблемы: сопоставление моделей семантической деривации в литературном языке и в сленге . - С .11 2. Современный русский сленг . - С .15 Определение сленга . - С .15 Выражение оценки сленга говорящими . - С .20 Пути пополнения сленга. Роль семантической деривации . - С .26 Новые слова - старые модели (тенденции развития сленга в 2000-2003 гг.) . - С .30 3. Основные принципы и метаязык исследования . - С .34 4. Тематический класс глагола и его семантический потенциал . - С .43 Тематический класс и семантическое поле . - С .43 Тематический класс и регулярная многозначность. Концептуальные связи между ситуациями как основа развития значения слова . - С .45 Принципы отнесения глагола к тематическому классу . - С .47 Глава I. Семантические парадигмы глаголов движения . - С .51 1. Глаголы прибытия: потенциальная семантическая структура . - С .52 2. Глаголы движения вниз: движение - пребывание - функционирование - существование . - С .60 Бытийное значение . - С .61 Значение функционирования . - С .64 Значение существования . - С .69 Один из запретов на семантическую деривацию . - С .73 3. Ментальные значения глаголов движения . - С .74 Концептуальная основа деривации ментального значения . - С .75 Языковые правила перехода от значения движения к ментальному значению . - С .79 Изменение аспектуального поведения глагола . - С .84 4. Глаголы остановки . - С .87 Ограничения на деривацию значений с компонентом 'начать' . - С .90 Регулярная многозначность глаголов остановки . - С .94 5. Изменение тематического класса глаголов при деривации сленговых значений . - С .100 Глава II. Категориальные сдвиги . - С .115 1. Таксономическая категория и категориальная парадигма глагола (на примере глаголов полного охвата) . - С .116 Семантические компоненты толкования глаголов полного охвата . - С .116 Роль компонента в структуре категориальной парадигмы . - С .123 2. Категориальный сдвиг в литературном языке: глаголы обладания . - С .129 Семантика глаголов обладания . - С .129 Свойства глаголов обладания с речевыми компонентами . - С .132 3. Глаголы с встроенным компонентом движения . - С .139 4. Деривационные отношения между действиями и происшествиями в литературном языке и в сленге . - С .152 Таксономические категории действия и происшествия . - С .152 Деривационные отношения между действиями и происшествиями в литературном языке . - С .154 Деривация сленговых значений . - С .160 Глава III. Семантическая деривация и изменение тематических классов участников ситуации . - С .165 1. Связь между тематическим классом участника и тематическим классом глагола: на примере глагола взять . - С .166 Тематические классы значений и словарная статья глагола взять . - С .170 Мена тематического класса участника ситуации взять . - С .176 2. Параметры значения глаголов полного охвата . - С .184 Объект . - С .185 Средство . - С .194 Цель . - С .196 Оценка . - С .200 3. Мена тематического класса участника при образовании литературной и сленговой метафоры . - С .202 3.1. Мена тематического класса Субъекта . - С .204 Модели деривации сленговой метафоры . - С .206 Модели деривации метафоры в литературном языке . - С .210 Комментарии к отдельным моделям сдвига . - С .212 Решение частных задач . - С .214 Почему у глагола согреть нет сленгового значения? . - С .214 От какого значения глагола свалить образовано сленговое 'уехать', 'эмигрировать'? . - С .216 Заключительные замечания . - С .219 3.2. Изменение тематического класса Объекта . - С .221 3.2.1. Объект ЧЕЛОВЕК в литературном языке . - С .222 Тематические классы глаголов с Объектом ЧЕЛОВЕК . - С .222 Модели перехода Объекта ЧЕЛОВЕК в другой тематический класс . - С .227 Модели деривации значений глаголов с Объектом ЧЕЛОВЕК . - С .233 3.2.2. Мена тематического класса Объекта при деривации сленговых значений . - С .236 Тематические классы Объекта мотивирующих глаголов . - С .236 Модели деривации значений глаголов разделения . - С .240 Заключение . - С .256 Указатель лексем . - С .259 Предметный указатель . - С .273 Приложения . - С .282 Тематические классы глаголов . - С .282 Тематические классы участников ситуации . - С .284 Таксономические категории глаголов . - С .285 Семантические роли . - С .286 Именной указатель . - С .287 Список сокращений . - С .289 Литература . - С .290
Рубрики: Языкознание--Славянские языки Кл.слова (ненормированные): РУССКИЙ ЯЗЫК Аннотация: Между описаниями литературного языка и некодифицированных подсистем обычно существует разрыв, связанный с использованием разных принципов анализа и различных метаязыков. Книга отражает результаты исследования, в котором в отношении производных сленговых значений слов были впервые применены те же методы современной семантики, что и в отношении производных значений слов литературного языка. Это позволило показать, что модели деривации значений ряда литературных и сленговых глаголов русского языка могут быть описаны с помощью одного и того же набора преобразований, хотя роли каждого преобразования в литературном языке в сленге различаются. Книга адресована лингвистам, преподавателям русского языка и студентам. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 2 н/а (2) Свободны: н/а (2) |
81(Нем) К17 Калинина, М. Г. Система языковых средств выражения ситуаций обладания в немецком языке [Текст] / М. Г. Калинина; под ред. Е. Л. Кравченко. - Саратов : Научная книга, 2006. - 114 с. - ISBN 5-93888-918-9 : 100.00 р. Содержание: Введение . - С .5 Предложение как единица номинации 1.1 Поссесивность - как семантическая категория . - С .7 1.2 Подходы к исследованию модели предложения . - С .12 1.3 Предложение как единица номинации . - С .26 Глагол-идентификатор обозначаемых фактов 2.1 Глагол как часть речи и языковой знак . - С .30 2.2 Валентность глагола . - С .35 2.3 Идентификация обозначаемых фактов . - С .41 Номинативный потенциал статических глаголов обладания haben, besitzen 3.1 Ситуация обладания . - С .44 3.2 Семантическая характеристика и структурные схемы предложений с глаголом «haben» . - С .50 Семантическая характеристика и структурные схемы предложений с глаголом "besitzen" . - С .59 3.4 Выводы к главе . - С .65 Ситуации, обозначаемые предложениями с динамическими глаголами обладания 4.1 Семантическая структура динамических глаголов обладания . - С .67 4.2 Семантическая характеристика и структурные схемы предложений с глаголом «bekommen» . - С .68 4.3 Семантическая характеристика и структурные схемы предложений с глаголом «erhalten» . - С .76 4.4 Выводы . - С .82 4.5 Семантическая характеристика и структурные предложения с глаголом «finden» . - С .83 4.6 Семантическая характеристика и структурные схемы предложений с глаголом «verlieren . - С .90 4.7 Выводы к главе . - С .95 Заключение . - С .97 Список использованной литературы . - С .100 Список использованных источников . - С .111
Кл.слова (ненормированные): НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Аннотация: Издание посвящено изучению специфики именования ситуаций, обозначаемых предложениями с глаголами обладания немецкого языка. Для студентов, аспирантов и преподавателей, интересующихся проблемами номинации. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Кравченко, Е. Л. \ред.\ Экземпляры всего: 7 н/а (3), ч/з1 (1), ч/з2 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1) Свободны: н/а (3), ч/з1 (1), ч/з2 (1), ч/з4 (1), ч/з6 (1) |