1 Ф56 Философия науки. Общий курс [Текст] : учебное пособие / С. А. Лебедева [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - М. : Академический Проект, 2005. - 734, [1] с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0558-6 : 180.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ НАУКИ . - С .7 Словарь ключевых терминов . - С .25 Вопросы для обсуждения . - С .30 Литература . - С .30 Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ Глава 1. Генезис науки . - С .33 Глава 2. Античная наука . - С .42 Глава 3. Наука в Средневековье . - С .65 Глава 4. Классическая наука . - С .78 Глава 5. Неклассическая и постнеклассическая наука . - С .103 Словарь ключевых терминов . - С .129 Вопросы для обсуждения . - С .132 Литература . - С .132 Раздел II. СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Глава 1. Уровни научного знания . - С .135 Структура эмпирического знания . - С .137 Структура научной теории . - С .140 Соотношение эмпирии и теории . - С .144 Метатеоретический уровень научного знания . - С .151 Глава 2. Методы эмпирического исследования . - С .163 Научное наблюдение . - С .167 Сравнение . - С .170 Измерение . - С .172 Эксперимент . - С .181 Гносеологическая функция приборов . - С .185 Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания . - С .196 Индукция . - С .207 Фальсификация . - С .224 Экстраполяция . - С .226 Глава 3. Методы теоретического познания . - С .228 Идеализация . - С .228 Формализация . - С .234 Математическое моделирование . - С .245 Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке . - С .257 Глава 4. Развитие научного знания . - С .274 Словарь ключевых терминов . - С .290 Вопросы для обсуждения . - С .298 Литература . - С .299 Раздел III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Глава 1. Социология науки и знания . - С .303 Глава 2. Социальные характеристики научной профессии . - С .328 Структура массива публикаций . - С .334 Функции массива публикаций . - С .336 Типы коммуникации . - С .345 Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа») . - С .346 Наука и политика . - С .349 Научное сообщество и общественные движения . - С .350 Наука и бизнес . - С .352 Новые вызовы . - С .354 Глава 3. Социальные особенности переднего края исследований . - С .358 Структура научно-технического прогресса . - С .360 Глава 4. Когнитивная социология науки - поиски идентичности . - С .367 Словарь ключевых терминов . - С .373 Вопросы для обсуждения . - С .380 Литература . - С .381 Раздел IV. ЭТИКА НАУКИ Глава 1. Этика как наука о морали . - С .387 Моральный выбор и моральная ответственность . - С .394 Основания морали . - С .398 Глава 2. Профессиональная ответственность ученого . - С .405 Ролевая структура научной деятельности . - С .409 Глава 3. Мировоззренческий авторитет науки: наука как источник блага . - С .423 Ценностные и моральные установки «большой науки» . - С .427 Ценности науки и проблема социальной ответственности . - С .432 Глава 4. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы . - С .438 Логика развития науки и проблемы социальной ответственности . - С .442 Использование научных достижений и проблема социальной ответственности . - С .444 Свобода исследований и социальная ответственность . - С .448 Этическое регулирование научных исследований . - С .453 Словарь ключевых терминов . - С .461 Вопросы для обсуждения . - С .463 Литература . - С .464 Раздел V. НАУКА - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Глава 1. Сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала НТП современных развитых стран . - С .467 Глава 2. Особенности современного этапа интеграции науки и производства . - С .477 Глава 3. Программы регионального развития НТП . - С .794 Глава 4. НТП и современное государство . - С .502 Словарь ключевых терминов . - С .508 Вопросы для обсуждения . - С .512 Литература . - С .512 Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Глава 1. Роль интеллектуальной деятельности в инновационной экономике . - С .515 Глава 2. Сущность и структура интеллектуальной собственности . - С .521 Глава 3. Становление и развитие категории «интеллектуальная собственность» . - С .530 Охрана интеллектуальной собственности в Российской Федерации . - С .553 Глава 4. Государственное управление интеллектуальной собственностью . - С .557 Словарь ключевых терминов . - С .579 Вопросы для обсуждения . - С .582 Литература . - С .582 Раздел VII. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Глава 1. Физическая картина мира в ее развитии . - С .589 Модели развития научного знания . - С .589 Натурфилософская парадигма . - С .590 Механическая картина мира . - С .592 Термодинамика и электромагнетизм . - С .595 Кванты и относительность . - С .599 Вакуум, микрочастицы и Вселенная . - С .603 Нелинейная Вселенная . - С .609 Глава 2. Философия научной картины мира . - С .614 Философия механистической картины мира . - С .614 Философия квантовой теории . - С .617 Философия теории относительности . - С .620 Глава 3. Философские проблемы современной научной картины мира . - С .624 Универсальная теория Вселенной . - С .624 Проблема антивещества . - С .625 Будущее Вселенной . - С .626 Антропный принцип . - С .628 Проблема внеземного разума . - С .630 Семантика квантового вакуума . - С .631 Универсальная история . - С .633 Словарь ключевых терминов . - С .635 Вопросы для обсуждения . - С .641 Литература . - С .642 Раздел VIII. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА Глава 1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции . - С .649 Глава 2. На пути к единству естественнонаучной и гуманитарной культуры . - С .685 Словарь ключевых терминов . - С .714 Вопросы для обсуждения . - С .722 Литература . - С .723 Приложение . - С .725 Примерные темы докладов и рефератов . - С .725
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия--Философия науки Наука и знание в целом. Организация умственного труда--История науки Аннотация: Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российской Академии Наук. Оно адресовано прежде всего аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Лебедев, С. А.; Авдулов, А. Н.; Ильин, В. В.; Юдин, Б. Г.; Лебедев, С. А. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |
1 Ф56 Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 346, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-07901-5 : 200.00 р. Содержание: ОТ АВТОРОВ . - С .3 Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ . - С .5 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? . - С .5 2. Как ученые объясняют природу философии науки? . - С .7 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? . - С .9 4. Является ли научное знание единственной формой знания? . - С .11 5. Что такое девиантное и анормальное знания? . - С .15 6. В чем специфика обыденно-практического познания? . - С .17 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? . - С .19 8. В чем заключается специфика игрового познания? . - С .21 9. Что такое личностное знание? . - С .22 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? . - С .24 11. Как соотносятся философия и наука? . - С .28 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? . - С .30 13. Имеет ли философия практическую значимость? . - С .33 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? . - С .34 15. Чем различаются наука и искусство? . - С .37 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? . - С .39 17. Какие существуют классификации современных наук? . - С .42 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? . - С .45 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? . - С .47 Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . - С .51 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? . - С .51 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? . - С .53 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? . - С .55 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? . - С .58 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? . - С .60 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? . - С .61 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? . - С .63 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? . - С .67 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? . - С .71 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? . - С .74 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? . - С .77 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? . - С .81 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? . - С .84 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? . - С .87 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? . - С .93 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? . - С .95 36. Что такое технические науки и какова их специфика? . - С .98 37. Как происходило формирование технических наук? . - С .101 38. Как взаимосвязаны наука и техника? . - С .103 Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . - С .105 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? . - С .105 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? . - С .107 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? . - С .109 42. В чем состоит специфика теоретического познания? . - С .111 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? . - С .113 44. Что такое проблема? . - С .114 45. Каковы особенности гипотезы? . - С .116 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? . - С .119 47. Какие существуют виды (типы) теорий? . - С .121 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? . - С .124 49. Что такое научный закон? . - С .126 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? . - С .130 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? . - С .133 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? . - С .138 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? . - С .141 54. Какова структура научной картины мира? . - С .143 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? . - С .145 Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ . - С .148 56. Что такое динамика научного знания? . - С .148 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? . - С .150 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? . - С .152 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? . - С .155 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? . - С .156 61. Каково значение первичных теоретических моделей? . - С .157 62. Как протекает процесс формирования законов? . - С .160 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? . - С .161 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? . - С .163 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? . - С .165 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? . - С .170 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? . - С .172 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? . - С .175 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? . - С .177 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? . - С .180 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? . - С .184 72. Каковы общие закономерности развития науки? . - С .185 Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . - С .194 73. Что такое метод и методология? . - С .194 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? . - С .197 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? . - С .200 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? . - С .202 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .208 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? . - С .211 79. Каковы основные функции философии в научном познании? . - С .213 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? . - С .219 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? . - С .222 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? . - С .225 83. Что такое каноны индукции? . - С .229 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? . - С .231 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? . - С .233 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? . - С .234 87. Что такое понимание? . - С .236 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? . - С .238 Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ . - С .241 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? . - С .241 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? . - С .243 91. Как понималась рациональность в античной философии? . - С .244 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? . - С .246 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? . - С .248 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? . - С .249 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? . - С .250 Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ . - С .253 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? . - С .253 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? . - С .258 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? . - С .261 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? . - С .234 100. Свободна ли наука от ценностей? . - С .267 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? . - С .270 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? . - С .272 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? . - С .274 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? . - С .277 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? . - С .280 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? . - С .284 Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ . - С .287 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? . - С .287 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? . - С .291 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? . - С .296 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? . - С .298 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? . - С .300 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? . - С .303 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? . - С .308 114. Каковы основные особенности современного социального познания? . - С .311 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? . - С .317 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? . - С .322 Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . - С .327 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? . - С .327 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? . - С .331 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? . - С .334 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? . - С .337 ЛИТЕРАТУРА . - С .340
Рубрики: Философия--Общие вопросы философии--Социальная философия Наука и знание в целом. Организация умственного труда Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б. Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |